Возрождение и Реформация. 1.5.1. Термин «гуманизм» (лат

1.5.1. Термин «гуманизм» (лат. Humanus) означает «чело­
веческий (человечный)» (б).

1.5.2. В Италии впервые стало складываться гуманистиче­
ское мировоззрение (в).

1.5.3. Франческо Петрарка традиционно считается «первым
итальянским гуманистом» или «отцом гуманизма» в Италии (г).

1.5.4. Человек принадлежит и к божественному, и к при­
родному миру, полагал Данте (б).

1.5.5. Франческо Петрарка в полемическом трактате «О соб­
ственном незнании и незнании других» высмеивал надуман­
ность схоластических споров у «глупых аристотеликов» (б).

1.5.6. Этическая проблема человеческой личности привле­
кала в христианском учении Петрарку (а).

1.5.7. К. Салутати (1331—1406) повлиял на П. Браччолини
и Л. Бруни. Именно по его приглашению в 1397 г. во Флорен­
цию прибыл византийский ученый Мануэль Хризолорас, что­
бы преподавать греческий язык.Он привез с собой греческую
литературу и впервые в Европе написал учебник греческой
грамматики. А Ф.Петрарка, между прочим, предпочитал Рим,
считая его классическим образцом цивилизации (в).

1.5.8. «Плетон» — это многозначительный псевдоним
поздневизантийского неоплатоника Георгиоса Гемистоса (в).

1.5.9. Философия — не служанка, а «сестра» теологии, —
доказывал М. Фичино (б).

1.5.10. Все религиозные культы и религиозно-философские
учения есть проявления некоей общей религии, был убежден
Марсилио Фичино (б). ...

1.5.11. Человек должен творчески совершенствоваться, воз­
носясь к наивысшему сущему (богу), считал М. Фичино (а).

1.5.12. Мир возник из высшего бестелесного начала —
«хаоса», утверждал Пико делла Мирандола (б).

1.5.13. Человек — это особый микрокосм, писал Пико дел­
ла Мирандола в своей речи «О достоинстве человека» (г).

1.5.14. Человек сам творец своего счастья -— fortunae suae
ipse faber, — писал П. Мирандола (б).

1.5.15. Человек способен мыслить общими понятиями, аб­
страгироваться от единичного, частного, отдельного, — пото­
му может быть бессмертен, — писал Пьетро Помпонацци. При
этом он полагал, что бессмертие души нельзя доказать рацио­
нально и философски обосновать, а в него можно верить.
Трактат вызвал неприязнь церковников и был публично со­
жжен (б).

1.5.16. Человек не обладает свободой воли, его поведение
определяется судьбой, — считал П. Помпонацци (а).

1.5.17. Термин «реформация» имеет отношение к критике
католической церкви (а).


 

 

1.5.18. Мартин Лютер — наиболее выдающийся предста­
витель немецкого реформационного движения (г).

1.5.19. Церковь не может быть единственным посредником
между богом и человеком, считал М. Лютер (б).

1.5.20. Чистой верой, которая является «божьим даром»,
достигается спасение человека, по Лютеру (б).

1.5.21. М. Лютер категорически отвергал языческое учение
Аристотеля. В трактате «К христианскому дворянству немец­
кой нации» Лютер писал, что Аристотель уводит от истинной
христианской веры в откровенное слово. Он даже призывал
запретить изучение книг греческого философа (а).

1.5.22. Учение о предопределении, как вечном спасении
только по воле бога, развивает Кальвин (б).

1.5.23. Разнообразные мистические учения были развиты
и включены в новые религиозные учения в эпоху Реформа­
ции (а). '

1.5.24. Религиозно-философские воззрения Томаса Мюнце-
ра были близки к идеям утопического коммунизма (в).

1.5.25. Философские воззрения Якоба Беме были близки к
оккультно-мистическим направлениям: алхимии, астрологии,
средневековой мистике(б). . ,'

1.5.26. В теософии Я. Беме, бог — это наивысший и актив­
ный принцип природы, находящийся и в ней, и над ней (б).

1.5.27. Метафизику Аристотеля с теологией Аквината пы­
тался соединить испанский теолог Франсиско Суарес. В эпоху
Контрреформации он попытался реставрировать средневеко­
вую схоластику (томизм) на базе аристотелизма. Он считал
важнейшим противопоставление конечного и бесконечного,
сотворенного и несотворенного (а).

1.5.28. Бесплодные псевдонаучные споры поздних схола­
стов высмеял Эразм Роттердамский. Получив епископальную
стипендию для учебы в Сорбонне, Эразм наблюдал споры по­
следователей Фомы Аквинского и Дунса Скота. Он поддержи-

вал дружеские отношения с Т. Мором, которому сам позже приписал авторство «Похвалы глупости» (б).

1.5.29. Эразм Роттердамский подлинное христианство по­
нимал как этику. Он требовал освобождения от догматизма,
схоластической псевдонаучности и превращения христианства
в истинно моральное учение Христа. При этом он отрицал ас­
кетизм и монашество (в).

1.5.30. Свободомыслие и скептицизм более всего ценил в
античной философии Мишель Монтень (а).

1.5.31. Умеренность, мужество и жизнелюбие — вот что
такое добродетель, по Монтеню (б).

1.5.32. Бог — непознаваемый внеличный принцип, далекий
от жизни и дел людей, с точки зрения Монтеня (в).

1.5.33. Только символически мы способны постичь безус­
ловное знание, по мысли Николая Кузанского. Основой сим­
волики Кузанца являлись математические символы (г).

1.5.34. Мир представляет собой бесконечный шар с центром
везде и нигде, согласно символике Николая Кузанского (в).

1.5.35. Можно обрести возможности магического преобра­
зования природы, если познать «архэ жизни», считал Пара-
цельс (в). ' .'"' ;

1.5.36. Медицина для Парацельса была главной и универ­
сальной наукой (а).

1.5.37. Исследование природы является задачей филосо­
фии, согласно Бернардино Телезио (б).

1.5.38. В философской системе Б. Телезио все вещи мате­
риальны, но сама материя пассивна (а).

1.5.39. По Б. Телезио, природа движется после акта тво­
рения ее богом, но по собственным принципам самодвиже­
ния (в).

1.5.40. Франческо Патрици преодолевал средневековый
схоластический аристотелизм. Свое понимание мира, отли­
чающееся и от схоластики и от платонизма, он изложил в сво­
ем труде «Новая философия вселенной» (б).


 

1.5.41. Вселенная есть бог, а бог — это все (единое), он
везде и нигде определенно, считал Ф. Патрици (б).

1.5.42. Единое — это центральное понятие в учении Джор­
дано Бруно (б).

1.5.43. Панпсихизм — это учение о всеобщей одушевленно­
сти материи, которое одним из первых выдвинул Дж. Бруно (в).

1.5.44. Космос — одновременно пустая и наполненная бес­
конечность, как вечное несотворенное бытие (бог), считал Дж.
Бруно (а). '■' ■■'■ ■

1.5.45. «Мировая душа» и «всеобщий разум» — понятия
Дж. Бруно, неразрывно связанные с «Единым» (в).

1.5.46. Стоики говорили о восьмичастном строении души и
связи ее способностей с физической структурой телесных ор­
ганов. Эти идеи близки и Дж. Бруно (в).

1.5.47. Никколо Макиавелли признавал существование и
влияние фортуны, но настаивал на активной жизненной пози­
ции человека. Идея «фортуны» — судьбы, счастья — цен­
тральная в философии Макиавелли. Он ее понимает как по­
стоянное коловращение, необходимый естественный ход
вещей, имеющий в своей основе божественный характер.
«Фатализм»- от «фатум», рок — философ отрицал, как и тео­
логический провиденциализм. Он считал, что люди могут ис­
пользовать фортуну и достичь успеха. Они могут как приспо­
собиться к ней, так ей и противостоять (а).

1.5.48. Как автономную сторону человеческой деятельно­
сти, воплощение свободной человеческой воли, корректируе­
мую естественными законами жизни и человеческой психоло­
гии, рассматривал политику Н. Макиавелли (в).

1.5.49. Как циник зачастую понимает Макиавелли соотно­
шение политики и морали. «Макиавеллизм» стал синонимом
аморальности в политике, руководствующейся принципом
«цель оправдывает средства» (в).

1.5.50. Государство рассматривается Жаном Боденом как
власть нескольких семей, при которой монарх является абсо­
лютным источником права и политики (в).

1.5.51. Теорию естественного права, когда его сущность от­
ражает общечеловеческую природу, обосновал Гуго Гроций (б).

1.5.52. Несуществующее место — это утопия. Знаменитая
книга Томаса Мора называлась «Книжка поистине золотая и
равно полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве госу­
дарства и острове Утопия» (в). . .

Наши рекомендации