Возрождение и Реформация. 1.5.1. Термин «гуманизм» (лат
1.5.1. Термин «гуманизм» (лат. Humanus) означает «чело
веческий (человечный)» (б).
1.5.2. В Италии впервые стало складываться гуманистиче
ское мировоззрение (в).
1.5.3. Франческо Петрарка традиционно считается «первым
итальянским гуманистом» или «отцом гуманизма» в Италии (г).
1.5.4. Человек принадлежит и к божественному, и к при
родному миру, полагал Данте (б).
1.5.5. Франческо Петрарка в полемическом трактате «О соб
ственном незнании и незнании других» высмеивал надуман
ность схоластических споров у «глупых аристотеликов» (б).
1.5.6. Этическая проблема человеческой личности привле
кала в христианском учении Петрарку (а).
1.5.7. К. Салутати (1331—1406) повлиял на П. Браччолини
и Л. Бруни. Именно по его приглашению в 1397 г. во Флорен
цию прибыл византийский ученый Мануэль Хризолорас, что
бы преподавать греческий язык.Он привез с собой греческую
литературу и впервые в Европе написал учебник греческой
грамматики. А Ф.Петрарка, между прочим, предпочитал Рим,
считая его классическим образцом цивилизации (в).
1.5.8. «Плетон» — это многозначительный псевдоним
поздневизантийского неоплатоника Георгиоса Гемистоса (в).
1.5.9. Философия — не служанка, а «сестра» теологии, —
доказывал М. Фичино (б).
1.5.10. Все религиозные культы и религиозно-философские
учения есть проявления некоей общей религии, был убежден
Марсилио Фичино (б). ...
1.5.11. Человек должен творчески совершенствоваться, воз
носясь к наивысшему сущему (богу), считал М. Фичино (а).
1.5.12. Мир возник из высшего бестелесного начала —
«хаоса», утверждал Пико делла Мирандола (б).
1.5.13. Человек — это особый микрокосм, писал Пико дел
ла Мирандола в своей речи «О достоинстве человека» (г).
1.5.14. Человек сам творец своего счастья -— fortunae suae
ipse faber, — писал П. Мирандола (б).
1.5.15. Человек способен мыслить общими понятиями, аб
страгироваться от единичного, частного, отдельного, — пото
му может быть бессмертен, — писал Пьетро Помпонацци. При
этом он полагал, что бессмертие души нельзя доказать рацио
нально и философски обосновать, а в него можно верить.
Трактат вызвал неприязнь церковников и был публично со
жжен (б).
1.5.16. Человек не обладает свободой воли, его поведение
определяется судьбой, — считал П. Помпонацци (а).
1.5.17. Термин «реформация» имеет отношение к критике
католической церкви (а).
1.5.18. Мартин Лютер — наиболее выдающийся предста
витель немецкого реформационного движения (г).
1.5.19. Церковь не может быть единственным посредником
между богом и человеком, считал М. Лютер (б).
1.5.20. Чистой верой, которая является «божьим даром»,
достигается спасение человека, по Лютеру (б).
1.5.21. М. Лютер категорически отвергал языческое учение
Аристотеля. В трактате «К христианскому дворянству немец
кой нации» Лютер писал, что Аристотель уводит от истинной
христианской веры в откровенное слово. Он даже призывал
запретить изучение книг греческого философа (а).
1.5.22. Учение о предопределении, как вечном спасении
только по воле бога, развивает Кальвин (б).
1.5.23. Разнообразные мистические учения были развиты
и включены в новые религиозные учения в эпоху Реформа
ции (а). '
1.5.24. Религиозно-философские воззрения Томаса Мюнце-
ра были близки к идеям утопического коммунизма (в).
1.5.25. Философские воззрения Якоба Беме были близки к
оккультно-мистическим направлениям: алхимии, астрологии,
средневековой мистике(б). . ,'
1.5.26. В теософии Я. Беме, бог — это наивысший и актив
ный принцип природы, находящийся и в ней, и над ней (б).
1.5.27. Метафизику Аристотеля с теологией Аквината пы
тался соединить испанский теолог Франсиско Суарес. В эпоху
Контрреформации он попытался реставрировать средневеко
вую схоластику (томизм) на базе аристотелизма. Он считал
важнейшим противопоставление конечного и бесконечного,
сотворенного и несотворенного (а).
1.5.28. Бесплодные псевдонаучные споры поздних схола
стов высмеял Эразм Роттердамский. Получив епископальную
стипендию для учебы в Сорбонне, Эразм наблюдал споры по
следователей Фомы Аквинского и Дунса Скота. Он поддержи-
вал дружеские отношения с Т. Мором, которому сам позже приписал авторство «Похвалы глупости» (б).
1.5.29. Эразм Роттердамский подлинное христианство по
нимал как этику. Он требовал освобождения от догматизма,
схоластической псевдонаучности и превращения христианства
в истинно моральное учение Христа. При этом он отрицал ас
кетизм и монашество (в).
1.5.30. Свободомыслие и скептицизм более всего ценил в
античной философии Мишель Монтень (а).
1.5.31. Умеренность, мужество и жизнелюбие — вот что
такое добродетель, по Монтеню (б).
1.5.32. Бог — непознаваемый внеличный принцип, далекий
от жизни и дел людей, с точки зрения Монтеня (в).
1.5.33. Только символически мы способны постичь безус
ловное знание, по мысли Николая Кузанского. Основой сим
волики Кузанца являлись математические символы (г).
1.5.34. Мир представляет собой бесконечный шар с центром
везде и нигде, согласно символике Николая Кузанского (в).
1.5.35. Можно обрести возможности магического преобра
зования природы, если познать «архэ жизни», считал Пара-
цельс (в). ' .'"' ;
1.5.36. Медицина для Парацельса была главной и универ
сальной наукой (а).
1.5.37. Исследование природы является задачей филосо
фии, согласно Бернардино Телезио (б).
1.5.38. В философской системе Б. Телезио все вещи мате
риальны, но сама материя пассивна (а).
1.5.39. По Б. Телезио, природа движется после акта тво
рения ее богом, но по собственным принципам самодвиже
ния (в).
1.5.40. Франческо Патрици преодолевал средневековый
схоластический аристотелизм. Свое понимание мира, отли
чающееся и от схоластики и от платонизма, он изложил в сво
ем труде «Новая философия вселенной» (б).
1.5.41. Вселенная есть бог, а бог — это все (единое), он
везде и нигде определенно, считал Ф. Патрици (б).
1.5.42. Единое — это центральное понятие в учении Джор
дано Бруно (б).
1.5.43. Панпсихизм — это учение о всеобщей одушевленно
сти материи, которое одним из первых выдвинул Дж. Бруно (в).
1.5.44. Космос — одновременно пустая и наполненная бес
конечность, как вечное несотворенное бытие (бог), считал Дж.
Бруно (а). '■' ■■'■ ■
1.5.45. «Мировая душа» и «всеобщий разум» — понятия
Дж. Бруно, неразрывно связанные с «Единым» (в).
1.5.46. Стоики говорили о восьмичастном строении души и
связи ее способностей с физической структурой телесных ор
ганов. Эти идеи близки и Дж. Бруно (в).
1.5.47. Никколо Макиавелли признавал существование и
влияние фортуны, но настаивал на активной жизненной пози
ции человека. Идея «фортуны» — судьбы, счастья — цен
тральная в философии Макиавелли. Он ее понимает как по
стоянное коловращение, необходимый естественный ход
вещей, имеющий в своей основе божественный характер.
«Фатализм»- от «фатум», рок — философ отрицал, как и тео
логический провиденциализм. Он считал, что люди могут ис
пользовать фортуну и достичь успеха. Они могут как приспо
собиться к ней, так ей и противостоять (а).
1.5.48. Как автономную сторону человеческой деятельно
сти, воплощение свободной человеческой воли, корректируе
мую естественными законами жизни и человеческой психоло
гии, рассматривал политику Н. Макиавелли (в).
1.5.49. Как циник зачастую понимает Макиавелли соотно
шение политики и морали. «Макиавеллизм» стал синонимом
аморальности в политике, руководствующейся принципом
«цель оправдывает средства» (в).
1.5.50. Государство рассматривается Жаном Боденом как
власть нескольких семей, при которой монарх является абсо
лютным источником права и политики (в).
1.5.51. Теорию естественного права, когда его сущность от
ражает общечеловеческую природу, обосновал Гуго Гроций (б).
1.5.52. Несуществующее место — это утопия. Знаменитая
книга Томаса Мора называлась «Книжка поистине золотая и
равно полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве госу
дарства и острове Утопия» (в). . .