Глава 9. мусульманская философия
В VII в. на территории Аравии зародилась новая мировая религия — ислам, или мусульманство, во многом базирующаяся на идеях иудаизма и христианства. Основоположником ислама был Мухаммад (570—632), почитаемый мусульманами как пророк и посланник Аллаха. Согласно вероучению ислама начиная с 610 г. и до самой своей смерти Мухаммад получал откровения от Аллаха и сообщал их людям. Уже после смерти Мухаммада его сподвижники собрали эти высказывания в единую книгу — Коран, которая стала священной книгой для всех мусульман и почитается ими как божественное Откровение. При этом Коран считается вечным или же созданным Аллахом при сотворении мира. Неясность и частично даже противоречивость текстов Корана потребовала их осмысления и истолкования, что способствовало зарождению и развитию мусульманской теологии (богословия). Попытки рационального осмысления вероучения ислама привели к изучению и использованию идей и методов античной (греко-римской) философии, что повлияло на развитие мусульманской философии.
Поскольку уже в VII—VIII вв. арабам удалось завоевать все Северное побережье Африки, Пиренейский полуостров, Сирию, Палестину и другие районы Ближнего Востока, которые ранее были римскими или византийскими колониями, в состав Арабского халифата вошли многочисленные центры античной культуры, что облегчало арабам и другим представителям мусульманского мира знакомство с античной философией. Но труды античных философов чаще всего изучались не в подлинниках, а в переводах. Так, в Сирии1 уже в VIII в. работал центр по
1 Именно в Сирию перебрались из Афин члены платоновской Академии после закрытия ее в 529 г. византийским императором Юстинианом
Схема 56. Средневековая мусульманская философия: основные течения
переводу книг греческих и латинских авторов на сирийский язык, а уже с сирийского языка эти работы переводились на арабский. В IX в. возник новый переводческий центр в Багдаде, в X в. — в Кордове. Эти переводы способствовали более широкому распространению идей античной философии, в то же время это приводило к их искажению, иногда значительному.
Первой формой мусульманской философии стал калам,с X в. развивается мусульманский перипатетизм(аристотелизм) — восточный и западный. Важное место в мусульманской философии заняла мистическая философия, и прежде всего суфизм.
Калам (Kalam)
Слово «калам» в буквальном переводе с арабского означает «беседа» или «рассуждение». Это название в мусульманской философии получило течение, развивавшееся с начала VIII в. по XV в. Сторонников калама называют мутакаллимами.
Калам представляет собой первую попытку рационального обоснования религиозных идей ислама. Калам часто называют «мусульманской схоластикой». Как и европейская схоластика в христианском мире эпохи Средневековья, калам играл в мусульманской культуре роль «служанки богословия».
Для калама, как и для христианской философии, характерно двойственное отношение к античной философии. Так, одни мусульманские мыслители считали, что знание и понимание языческой (античной) философии необходимо для более глубокого постижения истин веры, другие же полагали, что изучение философии не нужно и даже вредно для веры, поскольку божественное Откровение (т.е. Коран) уже содержит все необходимое для верующего. У одного из арабских авторов можно найти следующее определение калама: это «учение, в котором рассуждают о сущности Бога, его атрибутах1 и об условиях возможных вещей по закону ислама, чтобы отвергнуть метафизику философов».
В истории калама принято различать следующие периоды.
• Ранний период — конец VII — начало VIII вв.
В ранний период развития калам еще существует в рамках мусульманского богословия. Важнейшее место в нем занимает полемика с представителями иудаизма и христианства, т.е. религий, на теоретическом фундаменте которых вырос ислам. К числу центральных обсуждаемых в это время проблем относятся:
1 Под термином «атрибуты» понимаются важнейшие и неотъемлемые свойства соответствующего объекта или субъекта, в данном случае Бога (Аллаха).
• проблема больших и малых грехов, включающая вопрос о критериях их разграничения и о статусе человека, совершившего великий грех, т.е. остается ли он и после этого правоверным мусульманином?
• проблема божественного предопределения, заключающаяся в том, что согласно догматике ислама Аллах еще до рождения каждого человека предопределил его судьбу и, в частности, будет ли этот человек наделен истинной верой и, соответственно, обретет спасение (райское блаженство) или же нет. Признание божественного предопределения ставит вопрос об ответственности человека за совершенные грехи: если совершение греха было предопределено Аллахом, то должен ли человек отвечать за этот грех?
• Мутазилитский1 период — VIII— середина X вв. Принято считать, что мутазилитский период начинается с деятельности Хасана ал-Басри (умер в 728 г.) и его учеников.
Именно мутазилиты начали последовательно использовать методы и идеи древнегреческой философии для исследования философско-теологических проблем (об отношении Бога и человека, о первоначалах мира и т.д.). Поэтому, строго говоря, именно с мутазилитов начинается история собственно мусульманской философии, в определенной степени обособившейся от теологии2.
Мутазилиты выступали против буквального понимания Корана, отстаивая его аллегорическое истолкование; против тезиса о вечности Корана, отстаивая его сотворенный характер; против приписывания Аллаху человеческих свойств (таких как воля, речь, слух и т.д.). Они выступали против догмата о божественном предопределении и отстаивали идею свободы воли человека, а значит, и ответственность человека за свои поступки. Мутазилиты придерживались представления об атомарном строении мира: атомы понимались как непротяженные частицы, каждой из которых постоянно управляет Аллах. К числу активно обсуждаемых мутазилитами вопросов относились также проблема первого творения и проблема единства Бога и его атрибутов.
• Классический период — XIII—XIVвв.
Основоположником ортодоксального калама классического периода является ал-Ашари (873/874—935 или 941г.), который начинал свою деятельность как мутазилит, и Матуриди (умер в 941 г.), к числу виднейших философов этого периода относится и ал-Газали (1058/ 1059-1111).
Окончательное оформление ортодоксального калама связывается с Указом, изданным в 1041г. халифом ал-Кадир, в котором был изложен
1 «Мутазилиты» в букв. переводе с арабского означает «отделившиеся».
2 Интересно отметить, что параллельно шло обособление от теологии и мусульманского права.
мусульманский «символ веры» и запрещено спорить о взглядах, не согласующихся с ним. Последние разрешалось только излагать, причем в соответствии с принципом «не спрашивай, как». Тем не менее полемика с представителями иудаизма и христианства продолжалась в рамках отдельных школ.
В классический период в каламе утверждаются аристотелевская логика (силлогистика) и онтология неоплатонизма. В то же время в целом вырабатывается отрицательное отношение к античной философии, в своей крайней форме оно нашло выражение в трудах ал-Газали.
• Период упадка — XIII— XIVвв.
Это время монгольского нашествия, когда развитие мусульманской культуры и философии затормозилось.
• Поздний период — XV в.
В поздний период развитие калама шло в основном в рамках мистической, и прежде всего суфийской, философии.
Схема 57. Основные периоды развития калама
Ал-Ашари (al-Ash'ari)
Биографические сведения. Абу-ль-Хасан ал-Ашари родился в 873/874 г. в г. Басре, а умер в 935 или 941 г. в г. Багдаде.
В молодости он принадлежал к мутазилитам, но и позднее он сохранил присущее им использование в полемике доводов разума. Однако доводы разума он стремился соединить со следованием авторитетам1, что характерно для средневековой философии в целом (и мусульманской, и европейской).
Основные труды. «Одобрение занятий каламом».
Философские воззрения. Ал-Ашари был противником как буквального понимания текстов Корана, так и их свободного аллегорического истолкования. Он также выступал как против крайнего фатализма, так и против волюнтаризма (который отстаивали мутазилиты).
Онтология. Ал-Ашари и его последователи категорически отрицали вечность мира и наличие в нем объективных закономерностей. Мир сотворен Аллахом, более того, каждое мгновение Аллах воздействует на мир, т.е. каждое происходящее в мире событие есть результат отдельного творческого акта Бога. Так, если мы опускаем кусок ткани в черную краску, то ткань становится черной не потому, что она впитала краску, а потому, что в это мгновение Аллах придал этой ткани свойство «быть черной». Таким образом, ал-Ашари отрицал наличие причинно-следственных связей в мире и допускал только наличие «привычек», вложенных Богом в природу. Так, ежегодные разливы Нила или ежедневный восход Солнца есть лишь «привычки», которые могут быть в любой момент нарушены Аллахом.
Этот подход позволил ал-Ашари последовательно и непротиворечиво решить проблему чуда. Чудо есть нарушение законов природы, но поскольку законы природы созданы Богом, то получается, что, творя чудеса, сам Бог нарушает свои же собственные законы. Но, в понимании ал-Ашари, творя каждое мгновение мир заново, Аллах не нарушает законы природы, поскольку каждый раз создает мир с новыми законами.
Судьба учения.Работы ал-Ашари сыграли ведущую роль в формировании классического или ортодоксального калама (в суннитском2 исламе).
1 Высшим авторитетом для религиозных мыслителей являлось Священное Писание, т.е. Библия в христианстве и Коран в исламе. Кроме того, авторитетными считались и труды ведущих богословов (в христианстве это прежде всего труды отцов церкви, а также постановления соборов).
2 Уже в VIII в. ислам разделился на два ведущих направления — суннизм и шиизм. Сунниты признавали в качестве второй священной книги Сунну — сборник преданий о поступках и высказываниях Мухаммада. Шииты не считали ее священной.