Сократический поворот в философии
Мотив поиска должной жизни является ведущим в личности и мышлении Сократа. Образ жизни сограждан не удовлетворяет его. Философ видит, что каждый искусен в каком-нибудь ремесле или занятии. Но вместе с тем вопрос о том, как наилучшим образом прожить жизнь, остается у всех в небрежении и без внимания. Сократ не может с этим смириться и выступает против человеческой самоуспокоенности. Себя философ сравнивает с оводом, который, досаждая лошади, не дает ей погрузиться в спячку. Так же и он будоражит сознание афинян, заставляя их задуматься о своем бытии: определиться в том, что есть добро и зло, и каким путем надлежит следовать человеку. В этих сюжетах заключается основная тема сократовских размышлений, девизом которых он избрал знаменитые слова, высеченные у входа в дельфийскоий храм: "Познай самого себя".
Только Богу, по мнению Сократа, может быть ведомо устройство мироздания, причины и суть небесных явлений. Разноголосица философских воззрений относительно космогонических сюжетов наглядно показывает неспособность человеческого разума судить об этом. Поэтому, делает вывод Сократ, людям следует обратиться мыслью к самому насущному и близкому им – к собственным делам, устройству общественного бытия, нормам, нравам и смыслу своей жизни. Так совершается переход от космогонической к этической философии, олицетворением которого стал Сократ и который именуется "сократическим поворотом".
В этой ориентации мышления нельзя не заметить сходства Сократа с софистами. Ведь именно софисты впервые выдвинули цель "обучения добродетели" и целенаправленного воспитания личности. С этим связана и характерная для софистики переориентация философского сознания: с вопросов происхождения мироздания на "дела человеческие".
Не будет преувеличением сказать, что по тематике и направленности своего мышления Сократ вполне принадлежит софистике. Подтверждение этому мы находим и у многих его современников (в частности, у великого комедиографа Аристофана), воспринимавших Сократа как одного из софистов.
СОФИСТЫ И СОКРАТ
Сократ – современник выдающихся софистов. Он не раз встречался и общался с ними, ибо Афины к тому времени стали местом, снискать славу в котором стремился каждый известный мыслитель. В диалогах Платона мы видим Сократа, постоянно полемизирующего с софистами. Однако их полемику нельзя расценивать лишь как критику софистических установок сознания. Беседы, диалог, спор – нормальное состояние мыслящих людей именно по критериям софистики. Взаимная полемика и есть то поприще, на котором возникают и где оправдывают себя софистические ходы мысли. Именно для таких ситуаций и работала софистика, готовя сознание человека к тому, чтобы отстаивать справедливость своего мнения, находить убедительные аргументы, излагать личную точку зрения, опровергать противоположные утверждения. Вне спора, вне состязания позиций и мнений, готовых опираться лишь на аргументы разума, не было и не могло быть места софистике. Поэтому дискуссии софистов, равно как и споры Сократа со знаменитыми "учителями мудрости", – совершенно естественное состояние софистически ориентированного сознания.
СВОЕОБРАЗИЕ СОКРАТА
Тем не менее, Сократ занимает совершенно особое место в истории мысли. Но своеобразие его не в том, что он противостоял софистике. Сократ развил и довел до логического конца новый, просветительский принцип рациональности, открытый и манифестируемый софистикой, но далеко не всегда последовательно осуществляемый ею. Только Сократ неукоснительно следует принципу принимать лишь то, к чему нас приводит разумное рассуждение, – и отвергать все, что не удалось рационально обосновать. Именно поэтому для Сократа способность строгого, последовательно рационального размышления имеет большее значение, чем конкретный результат мысли, воплощенный в учении. Способность мыслить и понимать важнее того, что нами понято и составляет наш "взгляд на вещи". Сам поиск достовернее любого учения.
Именно этим убеждением объясняется критическое отношение Сократа к софистам. Не полемику, а резкое неприятие вызывает у него взимание софистами платы за обучение. Он с негодованием говорит о "торговцах мудростью". Его негодование как будто сугубо морального свойства и не связано с сутью теоретической позиции, но это не так. Сократа возмущает не низведение мудрости до обыденного занятия, а претензия софистов на знание, сама их готовность учить определенным взглядам.
ОТСУТСТВИЕ УЧЕНИЯ
Сам Сократ тщательно отмежевывается от роли учителя и носителя учения. Он, как сам не раз подчеркивал, вообще не имеет учения. Он лишь ищет истину. Все, чем он располагает, – это не учение, а способность размышления, неустанно развиваемая им. По этой причине Сократ ничего не записывал и не создал никаких произведений: ведь записать и издать можно лишь определенное учение, которым он не обладал. Эта же позиция выразилась в том, что философ избегал называть своих последователей "учениками", предпочитая наименование "беседующие с Сократом". Так же он отказывается от спора как формы общения, противопоставляя ему беседу. Ведь спор в точном смысле слова – это состязание мнений, каждое из которых считает себя истинным и стремится одержать верх над иным. В спор вступает лишь тот, кто уверен, что обладает истинным знанием и хочет утвердить его. Беседа является иным жанром общения. В ней встречаются и сталкиваются не носители истин, а происходит поиск истины теми, кто ею не обладает. Данная позиция нашла обобщенное выражение в знаменитом сократовском утверждении: "я знаю только то, что ничего не знаю", с которого философ не только начинает, но которое составляет постоянный фон его мышления.
Из сказанного ясно, что рассказывать о философии Сократа как особом учении – значит создавать заведомо искаженный образ. Феномен Сократа – это своеобразный тип мышления, самозабвенно решающего универсальную задачу развития человеческого ума и способности понимания.