ЛАВРОВ – СОЗДАТЕЛЬ ФИЛОСОФИИ НАРОДНИЧЕСТВА
Следует заметить, что многие часто увлекаются новыми философскими концепциями, считая, что они лучше и «новее». Но в философии понятие настоящего, прошлого и будущего смещено. Да, есть философские концепции «философствующих интеллигентов», которые имеют исторически преходящий характер, они актуальны только «здесь-и-сейчас»; но есть концепции Философов, которые вне времени определяют суть философии, являются постоянным источником философских откровений, они не только всегда «новы», но и глядят в будущее, - таковы для европейской традиции философствования: Сократ, Платон, Аристотель, Декарт и Кант – это «Классические Философы». Есть также в философской истории еще и среднее между «философствующими интеллигентами» и «Классическими Философами» - это «Исторические Философы», которые погружены в реальное историческое время, но их прозрения часто опережают время и задают траектории философствования достаточно большого исторического периода. Иногда они становятся в традиции философской мысли «Классическим Философами». Философемы «Исторических Философов», периодически всплывают в истории мысли, но их часто приходится очищать от напластований того исторического времени, в котором они творили. Таков П. Л. Лавров, который является «Историческими Философами», имеющими тенденцию стать «Классическим Философом».
Петр Лаврович Лавров – «Сократ» русской философии. Он первый серьезный и самобытный русский философ, предыдущие же русские философы были либо шеллингианцами, либо гегельянцами, либо философами «между делом». Его философия совершенно неверно понимается, как и неверно понимается его место в русской философии. Как правильно подчеркивал один из немногочисленных исследователей творчества П.Л. Лаврова В. Богатов: «.. в исследованиях о Лаврове мы на каждом шагу сталкиваемся с субъективизмом и произволом авторов» (Богатов В.В. Философия П.Л. Лаврова. М., 1972. С.6).
Первой попыткой изменить ситуацию в отношении оценки роли философии П.Л. Лаврова был выпуск собраний сочинений П.Л. Лаврова (в отдельных выпусках небольшого формата) в 1918 году, который так и не был завершен; сборника статей «Вперед!» в 1920 году и «П.Л. Лавров» в 1922 году. Представляет большой интерес именно последний сборник. Для характеристики направления и уровня этого сборника достаточно перечислить его авторов: Н.И. Кареев, П. Сорокин, Г. Шпет, Д. Овсянико-Куликовский, П. Кропоткин, А. Гизетти и т.д. Авторы этого сборника ставили задачей сделать этот сборник статей введением в изучение творчества Лаврова, ибо, по их мнению, вряд ли «…есть надобность доказывать, что Лавров более чем кто-либо из русских писателей принадлежит к числу тех, которых давно уже пора изучать самым тщательным и внимательным образом. В истории нашей общественности Лавров является как бы узловой станцией, от которой идет целый ряд веток и линий чуть ли не по всему необъятному полю нашего духовного развития» («П.Л. Лавров» Сб. ст. Пг.,1922, С. II). Была попытка выпустить собрание сочинений Лаврова в 8-ми томах в 1934 году, которое тоже было не закончено. Был выпущен двухтомник сочинений Лаврова в 1965 году, который не вызвал интереса, ибо в то время все отечественные философы были увлечены сциентистски ориентированной философией. К сожалению, до сих пор не удается переломить ситуацию и в отношении совершенно ошибочной интерпретации русской философии второй половины XIX века, в которой философская антропология П.Л. Лаврова занимает центральное место. В новых учебниках последних лет философская антропология П.Л. Лаврова вообще не рассматривается или же ей уделяется максимум одна - две страницы.
Большинство относят Лаврова к народникам, что, с одной стороны, верно, но, с другой ошибочно, ибо масштаб мысли П. Лаврова не может быть уложен в русло одной лишь политической концепции народничества. Здесь уместно вспомнить исследователя русской культуры, американского историка Алана Кимбэлла, который правильно считал, что философия Лаврова имеет мало общего с традиционным учением народничества. П.Лавров в такой же степени народник, как и народниками были почти все Философы. Его можно считать создателем народнической философии - Философии с большой буквы.
Автор самой толковой работы по истории русской философии В.В. Зеньковский писал, что Лаврову «…очень не повезло на русской почве. Высылка в Вологду, бегство его за границу, где он скоро стал во главе революционного издательства, членство в «Интернационале», - все это долго делало самое имя его в России запретным» (Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1,ч.2. С.155). К слову сказать, Зеньковский в силу своих клерикальных взглядов так оценивает Петра Лавровича: «Его (Лаврова – С.Г.) можно сблизить с Г. Спенсером, с В. Вундтом по широте синтеза и основательности его познаний, - но в его «полупозитивизме» очень определенно выступает и его философский дар, стесненный, но не подавленный поклонением науке» (там же т.1,ч.2; С.156). Понятно, что отцу Василию Зеньковскому, как богослову и иррационально мыслящему философу, ближе околонаучная «бравада» Белинского и «бывшего семинариста» Чернышевского, которая похожа на религиозную проповедь, а не на серьезную философскую рефлексию, коей отличался П. Лавров.
Большевики безуспешно старались после революции сделать из него революционный «символ», но в 30-х годах полностью убедились, что этот уникальный русский мыслитель для этой роли не подходит и не «вкладывается» в «прокрустово ложе» их идеологии, а потому, нашли вполне подходящие для этой цели другие «идолы»- Белинского, Чернышевского и «иже с ними». В этом они в чем-то схожи со своими «антиподами» - Бердяевым и Зеньковским, как это ни странно. Тут сыграл свою роль «неблагодарный ученик» Лаврова – Г. Плеханов, которому Петр Лаврович всячески помогал в эмиграции, буквально спасая его от голодной смерти открыл дорогу в литературу. Плеханов же в своей работе «Н.Г. Чернышевский» всемерно возвышая этого философа низкого уровня, в такой же степени принижал значение П.Л. Лаврова. Как говорится, «отблагодарил по полной программе». Но тем не менее, в начале этой работы о Чернышевском он вынужден признать факт, что в общественном мнении России того времени признание роли и значения П.Л. Лаврова как философа первого плана было неоспоримым, во что он пишет: «.. до сих пор, если вы спросите среднего русского «интеллигента» были ли философами Лавров и Владимир Соловьев, вы тотчас услышите: конечно были. А если вы скажете такому «интеллигенту», что Чернышевский тоже был философ и притом гораздо более глубокий, нежели Лавров и Соловьев, то вы приведете его в немалое изумление» (Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. В 5 томах. Том IV. М.,1958 С.289). Меня, как среднего «интеллигента» средних способностей, также приводит такое мнение в изумление.
Лаврова считают то «позитивистом», то «идеалистом», который «своей эклектической и насквозь идеалистической позицией» дискредитировал революционно-демократическое движение. Себя же он считал марксистом и «реалистом» (я же думаю, что быть ему просто Петром Лавровичем Лавровым - это более чем достаточно). Лавров был близким другом К. Маркса и Ф. Энгельса, они его называли «наш друг Петр». Но он всегда занимал нейтральную позицию в споре между марксистами и народниками. Это его объединяло с нашим гением русской социологии М. М. Ковалевским, с которым он также был очень дружен - его приезды в Париж для Лаврова были праздником. Именно благодаря М.М. Ковалевскому было издано множество его статей и работ в России (под псевдонимами естественно).
Если стараться определить место П. Лаврова в историко-философском процессе, то я склонен его связывать с неокантианством; неокантианством, которое более приближается к неокантианству в марксистской интерпретации данное ближайшим другом Ф. Энгельса Э. Бернштейном (1850-1932) в западноевропейской традиции. Собственно именно так считал, к примеру, Карл Форлендер (1860-1928), который в своей работе «Кант и Маркс» говорит о том, что Лавров близок к неокантианству. Переход неортодоксальных марксистов к неокантианству - это закономерное и естественное движение западноевропейского марксизма, которое потом привело эту традицию к неомарксизму второй половины XX века – самого влиятельного направления в западноевропейской философии. Сам Лавров именно таковым «неокантианцем» себя и считал. Когда он узнал, что осуществляется перевод Вл. Соловьевым работы известного неокантианца Ф.А. Ланге «История материализма и критика его значения в настоящем» (1865, рус. пер. 1899), с работ которого (и работ О. Либмана) начался известный «поворот к Канту», он с чувством удовлетворения заметил что, наконец-то, перевод этой книги быдет сделан, замечая при этом, что идеи, которые развивал Ф.А. Ланге в этой книге в 1865 году, он развивал в это же время, и даже раньше Ф.А. Ланге.
Многие, с достаточным на то основанием, считают его не только первым русским самобытным философом, но и первым русским социологом, основателем субъективной «русской» социологической школы. Я же в абсолютном согласии с выдающимся русским социологом Н.И. Кареевым считаю его культурологом, - первым русским культурологом и первой величиной в русской философии по таланту, разделяя это первое место только с Вл. Соловьевым.
В отношении этого мнения о «ранге» П. Л. Лаврова, хочу привести высказывание одного из авторов сборника «П. Л. Лавров», выпущенного в 1922 году, А.А. Гизетти (1888-1938), умершего в сталинских лагерях под г. Куйбышевым (ныне Самарой): «.. Лавров в основных трудах своих выступает перед нами, как мыслитель не менее самостоятельный, своеобразный и, пожалуй, даже более систематический, чем Вл. Соловьев. Влияние Лаврова именно как философа на последующую историю русской мысли тоже, пожалуй, не менее значительно, чем влияние Соловьева» (П.Л. Лавров. Сб. ст. Пг., 1922. С.385). Гизетти пишет далее: «Лавров и Соловьев – крупнейшие представители и, можно сказать, почти основатели двух основных течений русской философии - антропологизма позитивного «гуманистического» и антропологизма христианского. Одно течение идет ближайшим образом от западников- социалистов Герцена и Белинского, другое от Чаадаева и славянофилов. В Лаврове и Соловьеве оба течения впервые становятся строго философскими. «Школы» Лаврова и Соловьева доныне относятся друг к другу резко враждебно» (П.Л. Лавров. Сборник статей. Пб.,1922. С.387)
А. Гизетти, подводя итог сопоставления равновеликих по таланту русских философов Лаврова и Соловьева, говорит: «Разные, друг друга не знавшие, может быть, предвзято враждебные; они оба бесконечно нужны и дороги нам сейчас. Именами Лаврова и Соловьева начались новые главы в истории русской философии….Начались и оборвались… Но теперь, через откровение нового Ада и Чистилища истории - Россия поймет, что они шли к одной цели разными путями, и сохранит вместе зерна до дня, когда все оживет и воскреснет» (там же. С.403).
Время Вл. Соловьева пришло – он «воскрес». Теперь, по всей логике, время за Петром Лавровичем Лавровым. Но, к сожалению, «воз и ныне там». Это обусловлено тем, что идеологам «криминальной революции» чуждо интеллектуальное и гражданское подвижничество Лаврова. Этих новоявленных «софистов» раздражает сократический стиль его философствования, смущает высокий уровень требований, который он предъявляет к интеллигенции
1. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ ПО ЛАВРОВУ
Мнения о философии Лавров высокого, что для философа довольно поразительно. В «Трех беседах…» он говорил, что «…философия, и она одна, вносит смысл и человеческое значение во все, куда она входит. Мы осмысливаем нашу деятельность на столько, на сколько вносим в нее элемент философии. На сколько человек обязан себе отдавать ясный отчет в каждом своем слове, в своих мыслях, чувствах и действиях, настолько он обязан философствовать. Пренебрежение философией есть искажение в себе человеческого сознания. Требование сознательной философии равнозначительно требованию развития человека» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2х т. Т.1. М.,1965. С.517). Звучит как услаждающая слух и душу поэзия. Можно только позавидовать, что Лавров родился в 1823 году, а не спустя полтораста лет. Он бы так уже не сказал, обогатившись опытом современных «философов». С многими он, естественно, не согласился, ибо для него философия есть настолько «существенно-прогрессивная» форма, насколько опирается на достижения научной мысли. Но он не «кардинальный сциентист». П.Л. Лавров не считал, что философия наука. Вообще все мысли о научной философии давно пора забыть. Еще Кант убедительно показал, что метафизика как наука невозможна.
Лавров в своих «Исторических письмах», которые читала и плакала над которыми вся образованная Россия того времени пишет: «Философские идеи важны не как проявление процесса развития духа в его логической отвлеченности, а как логические формы сознания человеком более высокого или более низкого уровня своего достоинства, более обширных или более тесных целей своего существования; они важны как форма протеста против настоящего во имя желания лучшего и справедливейшего общественного строя или как формы удовлетворения настоящим» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2 т. Т.2. М.,1965. С.22). Вот бы всем философам на каком-нибудь очередном международном конгрессе зачитать эти слова Петра Лавровича в назидание, особенно сторонникам абстрактного философствования «в-себе –для-себя».
В связи со своим видением философии П.Л. Лавров критикует гегелевскую философию, подчеркивая: «Философия Гегеля не обнимает процесса жизни: она только обнимает мышление о жизни. Она есть частная философия, а не вся философия. Она обнимает лишь все сущее как мыслимое и мыслимое одним способом принимая действительным лишь процесс мышления; она не обнимает мышления всего сущего как действительного вне процесса мышления. Но мышление не есть единственный процесс, соединяющий сознающее Я с реальным миром: остается еще процесс реализования, как творчество и как жизнь. Обе эти отрасли, в их реальности, вне философии Гегеля, которая их только мыслит. Поэтому истинная философия нашего времени должна включать в себе гегелизм, но не заключаться в него» (Лавров П.Л. Ответ г. Страхову \\ Отечественные записки 1860 №12. С.107)
Но он критикует также материализм Бюхнера и Молешотта, которому Лавров первый посвятил серию работ в русской печати. Тогда их имена в России были «за семью печатями». В Германии «Сила и материя» К. Бюхнера вышла в 1855 году, а уже в «Отечественных записках» в 1859 году появилась статья П.Л. Лаврова «Механическая теория мира». И вот что он пишет о материализме: «..материализм (и всякий догматизм), выходя из начала отдельного человека в его целостности, из начала подчиняющего себе человека, неизбежно приходит к необходимости всех поступков человеческих, к призрачности всех поступков человеческих, к призрачности нравственной оценки и к требованию (безнравственному и невозможному), чтобы человек избегал нравственной оценки, отвыкал от нее, страшился к полному индефферентизму и тем самым отрицал всякое побуждение к деятельности» (П. Л. Лавров Моим критикам \\ Русское слово 1861 июль VI. С.68).
Он, в отличие от «идеалистов» и «материалистов», считает: «Задача будущей, еще не существующей философской системы, должна заключаться в стройном уяснении всего человека в его тройном отношении: к своему познанию, к внешнему миру и к преданию. Все видоизменения сознания, все законы природы, весь процесс предания исторического должен построиться в этой системе в единое целое. Но, по всей вероятности, исходной точкой должно будет служить не наблюдение чувственное, а сознание, потому что оно обуславливает знание внешнего мира и преемственность предания. Оно есть необходимое звено, связывающее все сущее; потому что оно есть существенная особенность всего мыслящего» (Лавров П.Л. Механическая картина мира \\ Отечественные записки 1859. №4. С.491-492). И это зачатки антропологической философии и культурологии – единственно возможной формы современной философии.
Он это понимал: «Насколько методы естествознания и их приложения к вопросам всех областей мышления составляли главную характеристическую черту первой половины нашего века, связывая его неразрывно с великими начинаниями эпохи Галилея, Декарта и Ньютона, настолько же едва ли не следует признать характеристической чертой второй половины того же века приемы сравнительно – социологические и исторически-эволюционные» (Лавров П.Л. (Арнольди С.С.) Задачи понимания истории. Проект введения в изучение эволюции человеческой мысли. М.,1895. С.XI). Конечно надо учитывать, что начало перестройки ментальности в русло культурологической парадигмы шло болезненно, оно продолжается и сейчас.
Его понимание философии как носительницы смысла прекрасно и уникально, как нельзя актуально для нашего времени «постмодерна». Для него философия есть некое целостное образование, которое объединяет смыслы человеческой культуры. Вот что он писал: «.. каждый имеет свою философию, но, рассматривая вместе ряд замечательнейших личностей данного периода, мы улавливаем характеристические черты, отличающие стремления эпохи, дающие ей образ и позволяющие нам оживить её в её особенностях в нашем воображении. Религиозный элемент указывает связь мысли данной эпохи с минувшим; научный элемент измеряет силу этой мысли; эстетический – её привлекательность; философский элемент составляет её жизнь.
Из этих четырех элементов строится человеческая мысль, из их развития состоит и история мысли. Традиция предъявляет свои требования; наука и знание завоевывают новые области; искусство украшает путь своими нестареющими, бессмертными созданиями; философия организует воспоминания минувшего, заботы настоящего и стремления в будущему в одно целое» (Лавров П.Л. Собрание сочинений. IV серия. Вып.1 Пг.,1918. С.37)
Интересна точка зрения Лаврова: «Философское доказательство – это доказательство единства в человеке теоретической и практической деятельности, т.е. доказательство единства личности» (Энциклопедический словарь. Т.V. Спб., 1862. С.7)
Философия есть везде. На вопрос : что такое философия, П.Л. Лавров отвечает следующим образом: «Философия в знании есть построение всех сведений в стройную систему, понимание всего сущего как единого, единство в понимании. Философия в творчестве есть внесение понимания мира и жизни в творческую деятельность, воплощение понятого единства всего сущего в образ, в стройную форму, единство мысли и формы. Философия в жизни есть осмысление ежедневной деятельности, всякое понимание всего сущего как единого в нашу деятельность, воплощение понятого единства всего сущего в практический идеал, единство мысли и действия. Довольно сблизить эти выражения, чтобы в них прочесть отдельные термины одного понятия, отдельные признаки одной деятельности.
Философия есть понимание всего сущего как единого и воплощение этого понимания в художественный образ и в нравственное действие. Она есть процесс отождествления мысли, образа и действия» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1965. Т.1. С.571).
2. ЛАВРОВ И ДЕЛЁЗ
Невольно возникает мысль, уже не получилось ли так, что современные французские философы Ж. Делез (1925-1995) и Ф. Гваттари (1930-1992) тайком «оприходовали» парижский архив Петра Лаврова? В их последней работе «Что такое философия?» (1991), мы читаем следующее: «..у Хаоса есть три дочери, от каждого из пересекающихся его планов - это Хаоиды: искусство, наука и философия как формы мысли или творчества, Хаоидными называются реальности, образующиеся в планах, которые пересекают хаос. Стыком (но не единством) этих трех планов является мозг» (Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб. С.266). И далее: «Философия, искусство и наука- это не ментальные объекты мозга-объекта, но три аспекта, в которых мозг становится субъектом Мыслью - мозгом; это три плана, три плоти, на которых он ныряет в пучину хаоса, чтобы победить её» (Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., С.268). «Хаос» – это есть первозданный «мозг», естество сознания, которое еще не подверглось кодировке ментальными формами: «Мысль в своих главных формах - искусстве, науке и философии – характеризуется одним и тем же: противостоянием хаосу, начертанием плана на хаос. Но философия стремится сохранить бесконечность, придавая ей консистенцию, - она чертит план имманенции, который увлекает в бесконечность* события или консистентные концепты под воздействием концептуальных персонажей. Напротив, наука отказывается от бесконечности, чтобы завоевать референцию, - она чертит лишь план индефинитных координат, которым в каждом конкретном случае определяются состояния вещей, функции или референциальные пропозиции под воздействием частичных наблюдателей. Искусство стремится создать такое конечное, которое вновь дает бесконечность, - оно чертит план композиции, который сам несет в себе памятники или составные ощущения под воздействием эстетических фигур» (Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.253).
И далее: «Три вида мысли пересекаются, переплетаются, но без всякого синтеза или взаимоотождествления. Философия вызывает события с помощью концептов, искусство воздвигает памятники с помощью ощущений, наука конструирует состояния вещей с помощью функций. Между этими планами может образоваться плотная ткань соответствий. Но в этой сети имеются и высшие точки, в которых ощущение само становится ощущением концепта или функции,* концепт – концептом функции или ощущения, функция- функцией ощущения или концепта» (Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.254-255)
Нет необходимости рассматривать как понимали вышеуказанные авторы специфику ментальных форм (форм кодировки), ибо их анализ специфики частных форм ментальности – философии, религии, науки и искусства мало чем принципиально отличается от анализа специфики ментальных форм, данных П. Л. Лавровым еще в 1860 году, и которая была развита далее в его последующих работах.
Философия – это шизофрения культуры. Шизофреник – это человек будущего.
3. «КРИТИЧЕСКИ МЫСЛЯЩАЯ ЛИЧНОСТЬ»