Николай Онуфриевич Лосский. ХРИСТИАНСТВО И БУДДИЗМ

· С какими факторами Н.О. Лосский связывает рост интереса европейцев к восточным религиям?

· В чем принципиальные отличия буддийской доктрины от христианской?

· Что представляют собой буддийские приемы тренировки мышления? Какие цели они преследуют?

· О каком отношении к телу свидетельствуют буддийская духовная практика?

· Какого состояния достигает буддийский мудрец на заключительном этапе своей духовной практики?

· Что хуже, с точки зрения буддизма, - безнравственность или неведение?

· Каково отношение буддизма к любви?

· Как влияет отрицательный характер буддийского идеала на отношение к умершим и к женщинам, к красоте, к труду?

Николай Сергеевич Трубецкой. РЕЛИГИИ ИНДИИ И ХРИСТИАНСТВО

I. Увлечение восточной мистикой

· На каких недоразумениях, по мнению Н.С. Трубецкого, основано увлечение «мистикой Востока» ?

· Какой подход при рассмотрении «мистики Востока» Трубецкой считает адекватным?

II. Откровения духа обольстителя

· При каких условиях откровения и видения могут иметь божественный источник? Каков источник восточной мистики?

III. Молитвы богам

· Что дает этическая оценка содержания молитвенных прошений для оценки духовной природы соответствующих религиозных традиций?

IV. Истоки индуизма

· Какими видятся Трубецкому истоки индуизма? Какие боги выделяли среди богов ведийского пантеона?

V. Пантеон индуистских божеств

· Как можно оценить ведийский пантеон с христианской точки зрения?

· Какой персонаж ведийского пантеона начинает доминировать и почему это происходит?

VII. Оценка Брахманизма

· К каким последствиям привело исчезновение из религиозного сознания образа Варуны?

· Какие решения проблемы выхода из круговорота бытия предлагает религиозная мысль конца эпохи старого брахманизма?

VIII. Возникновение Буддизма

· Какое отношение к желаниям проповедует буддизм?

· Каким представляется Будде путь к достижению нирваны?

· Каково отношение Будды к богам?

IX. Духовное самоубийство как жизненная цель

· Почему Трубецкой считает буддизм путем духовного самоубийства?

XI. Обзор эволюции индуизма

· Какой видится Трубецкому внутренняя логика эволюции индийской религиозности?

· Что представляет собой история религиозного развития Индии с христианской точки зрения?

XII. Несовместимость двух концепций

· Как Трубецкой относится к идее синтеза между христианством и мистикой Индии?

· Какие особенности индийского религиозного сознания затрудняют христианскую проповедь в Индии?

Заключение

· Какому отношению к религии Трубецкой предлагает учиться у индусов?

Конфуций. ЛУНЬ ЮЙ

«Лунь юй» («Суждения и беседы» или «Изречения») – сборник бесед и суждений Конфуция, составленный его учениками. В эпоху Тан (618-907 гг.) памятник вошел в число конфуцианских канонов, а в XI-XII вв. – в состав базового конфуцианского канонического свода «Четверокнижие». «Лунь юй» считается наиболее достоверным источником сведений о взглядах Конфуция.

Как известно, вопрос о том, является ли конфуцианство религией, не имеет в науке однозначного решения. По этому поводу высказывались различные точки зрения. Одни авторы категорически утверждают, что конфуцианство – это религия. Другие высказываются более сдержанно, ссылаясь на то, что до Конфуция в Китае религия играла немалую роль, и что это оказало влияние на Конфуция. Согласно третьему взгляду, конфуцианство ни в коей мере нельзя признать религией. Наконец, есть авторы, которые полагают, что, конфуцианство не было религией в собственном смысле слова, но играло роль религии. В любом случае, очевидно, что даже при условии признания конфуцианства религией приходится констатировать, что в сравнении с другими религиозными традициями это учение характеризуется своеобразием. Это своеобразие отличает и соотношение морали и религии в конфуцианстве. Поэтому, работая над этим текстом, следует попытаться выработать свое отношение к вопросу о соотношении в конфуцианстве морали и религии.

· Охарактеризуйте общую проблематику работы.

· Присутствует ли в данном тексте мистический пласт?

· Представлена ли в «Лунь юе» натурфилософская проблематика?

· Каковы отличительные черты совершенного мужа?

· Какие человеческие качества Конфуций порицает?

· Каких принципов, согласно Конфуцию, следует придерживаться в общении с окружающими?

· В чем проявляется почтительность к родителям?

· Каково социальное значение почтительности к родителям?

· Какие принципы управления выдвигает Конфуций?

· Что такое гуманность в понимании Конфуция?

· Как вы понимаете слова Конфуция «Лишь тот, кто наделен гуманностью, может должным образом любить людей и ненавидеть их»?

· Что значит «следовать благой силе дэ»?

· Какие мотивы, согласно Конфуцию, должны лежать в основе добродетельного поведения? Почему нужно делать добро?

· Можете ли вы указать идею, которая объединяла бы все эти рассуждения?

· Можете ли вы указать этические параллели учению Конфуция в европейской мысли?

· Каково ваше отношение к этическим идеям Конфуция?

ДАО ДЭ ЦЗИН

Традиция приписывает авторство «Дао дэ цзина» («Канон дао и дэ», или «Книга о пути и благодати») древнекитайскому полулегендарному философу Лао-цзы. Древнейшая из обнаруженных археологами версий текста памятника, записанная на шелку, датируется рубежом 3-2 в. до н.э. При работе с данным текстом нужно учитывать антиконфуцианскую настроенность даосов. Антинормативный пафос доасов и идеализациия «естественных» отношений привлекала на их сторону многочисленных сторонников, причем как социальных реформаторов и мятежников, так и склонных к созерцательной жизни философов, художников и поэтов. Следует учитывать и то, что этот текст приобрел очень широкую популярность на Западе в 1960-е гг. среди идеологов контркультуры. Под контркультурой понимают совокупность идеалов и представлений различных молодежных движений протеста. Наиболее характерные явления контркультуры - движение хиппи, психоделическая революция, массовое увлечение восточными религиозно-философскими учениями и медитативными практиками. Сторонники контркультуры увидели в этой книге отрицание искусственных и «репрессивных» социокультурных норм и призыв к возвращению к простой и естественной жизни на лоне природы. (Нужно иметь в виду, что этот контркультурный проект оказался утопией. Социальная гармония так и не была достигнута. Многие деятели контркультуры возглавили террористические группировки, другие же, разочаровавшись в ее идеалах, вернулись в лоно «буржуазной» цивилизации и «благопристойной» жизни.)

· Каковы условия постижения дао?

· Каковы отличительные черты совершенномудрого?

· Какие принципы управления провозглашает «Дао дэ цзин»?

· Каково отношение Лао цзы к принципу человеколюбия?

· Каковы, по мнению Лао цзы, причины зла?

· Как совершенномудрый достигает долголетия?

· В чем проявляется обладание высшей добродетелью?

· Каким образом следуют принципу недеяния?

· Каково отношение автора «Дао дэ цзин» к славе, позору, знатности?

· Какие нравственные качества Лао цзы ценит особенно высоко?

· Как вы понимаете тезис: «человек с высшим дэ не стремится делать добрые дела»?

· Как вы понимаете тезис: «Тот, кто знает, не говорит, тот, кто говорит, не знает»?

· Какие фрагменты текста вы могли бы привести в качестве иллюстрации характерного для даосизма натурализма?

· Как вы понимаете тезис: «Поднебесную получают во владение недеянием»? Сопоставьте его с евангельской заповедью «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

· Сопоставьте представления Конфуция о благородном муже и представления о совершенномудром, отраженные в «Дао дэ цзин».

· Можете ли вы указать западноевропейского мыслителя Нового времени, который тоже призывал вернуться к простым и естественным отношениям?

· Каково ваше отношение к этическому содержанию «Дао дэ цзина»?

Р.Максуд. ИСЛАМ

· Что такое шариат и какое отношение он имеет к этике?

· Каким образом реагирует шариат на современные проблемы?

· Проанализируйте отношение современного ислама к следующим явлениям:

самоубийство

эвтаназия

смертная казнь

аборт

преступление и наказание

воровство

пьянство

супружеская измена

труд

ростовщичество

сексуальная жизнь

права женщин

наркотики

алкоголь

табакокурение

экологический кризис

Алексей Васильевич Журавский. НРАВСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ В ИСЛАМЕ И ХРИСТИАНСТВЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Наши рекомендации