Религия как форма отражения действительности
Религия, сложившись как социальный институт, удовлетворяет общественные и индивидуальные потребности человека. Способы удовлетворения духовных потребностей раскрывают функции религии. К социальным функциям религии относятся:
мировоззренческая, воспитательная, интеграционная, нравственная и эстетическая. Религия впитала в себя многотысячелетние духовные традиции человеческой цивилизации. К мировым религиям относятся буддизм, христианство, ислам.
Буддизм — религиозно-философское учение, возникшее в Древней Индии в V—VI вв. до н. э. Как указано выше, основатель буддизма — индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший имя Будды, то есть просветленного.
Характерной особенностью буддизма является его эстетическая направленность. В связи с этим Будда раскрывает «четыре благородных истины»: страдание, желание, освобождение от страданий и путь освобождения от желаний. Космически страдание раскрывается в буддизме как проявление и исчезновение жиз-
' Флоренский П. Лекции по философии культа. М., 1977. 17
ненной энергии — дхарм. В нравственной концепции буддизм проповедует терпимость, нравственным идеалом является непричинение вреда окружающему. Буддизм устраняет различие между чувственной и рассудочной формами познания и уста" навливает созерцательное размышление и медитацию. Результат медитации — переживание целостности бытия, полная самоуглубленность. Методом проявления медитации являются дхъяны, получившие название буддийской йоги. Состояние самоуглубленности, независимости внутреннего бытия есть освобождение, или нирвана. Постепенно Будда стал олицетворением нравственного идеала. В буддийском учении много места занимают этические проблемы. Они требуют от своих приверженцев целомудрия, уважения к чужой собственности, правдивости, чистоты в мыслях делах, щедрости и благотворительности, запрещают убивать живых существ.
Христос — (греческое слово) переводится «помазанник», «мессия». Христианство возникло в I в. н. э. в восточных провинци- | ях Римской империи и быстро распространилось далеко за ее | пределами. В его основе лежит догмат триединства, трех «ипо- ' стасей», или лиц: Отца, Сына и Святого Духа. Человек в хрис-тианстве сотворен как носитель образа и подобия Бога. «Грехо- | падение» разрушило богоподобие человека — в этом вся тяжесть | вины «первородного греха», описанного в Ветхом завете. Хрис-1 тос победил силу греха, «искупил» грехи людей, приняв истяза- j ния и мучительную смерть. Христианство высоко оценивает роль | страдания как орудия в войне с мировым злом. Лишь «прини-1 мая свой крест», человек, по учению христианства, может по-1 беждать зло в себе и вокруг себя. В христианстве есть особое! культовое действие — «таинство». Важнейшие из таинств — кре- \ щение и причащение. Православие и католицизм признают еще пять «таинств»: миропомазание, покаяние и исповедь, священство, соборование. К 1054 году созрело разделение православной и католической церкви, затем от христианской религии отделился протестантизм. Сохраняя, в основном, ортодоксальные положения христианской догматики, эти направления отличаются друг от друга своеобразной трактовкой некоторых догматов, отдельными особенностями культа.
Третьей мировой религией является ислам. Ислам оформился в VII в. н. э. Вера в Аллаха является основным догматом веры в исламе. Основатель ислама — Мухаммед. Восприятие античной философии (аристотелизм, неоплатонизм) способствовало
развитию рационалистических тенденций в мусульманской теологии, возникновению и расцвету арабской философии. Развитие астрономии, математики и других наук происходило благодаря контактам ислама с восточными культурами: сирийской, византийской, персидской и индийской. В целом, в истории исламской культуры выделяют три основных периода: арабский, персидский и тюркский.
Таким образом, мировые религии являются исторически сложившейся формой мировоззрения. Религиозная вера является основой религиозного мировоззрения, духовным стержнем всех религий, способом существования религиозного сознания.
Религия — сложное духовное образование и общественно-историческое явление. В рамках различных религиозных вероучений складывались единые каноны, формирующие нравственно-этические принципы. Благодаря этому религия выступает как мощное средство социальной регламентации и регуляции, упорядочения и сохранения духовной культуры народов. В этом проявляется культурно-историческая миссия религии.
Предмет философии
Рождение философии было одной из составных частей великого культурного переворота в Древней Греции VIII—V вв. до н. э., свидетельствующее о появлении научных знаний. Слово «философия» было синонимом зарождающейся теоретической мысли. Философское мышление воплотило в себе интеллектуальное стремление не просто накопить массу сведений, а понять мир как целостный и единый в своей основе. Философия изучает общие принципы бытия и познания, отношение человека к миру и самому себе; исследует всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Она вырабатывает обобщенную систему понимания и взглядов на мир и место в нем человека; изучает познавательное, целостное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.
Философия всегда имела конкретно-исторический характер, поэтому наряду с изменениями в общественной жизни происходили изменения ее предмета.
Философия, как любая наука, имеет свою историю. Знакомство с ней, хотя бы краткое, необходимо прежде всего потому, что сама история философии служит своеобразной иллюстрацией действия основных принципов и законов философии. По-.
этому изучение всей предшествующей философии есть прекрасный способ приобщения к мировой культуре и средство развития способности к теоретическому мышлению.