Специфика постановки и решения философских проблем в досократических школах
Первые, досократические философские школы Древней Грециивозникли в 7 - 5 вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школамДревней Греции относятся:
•милетская школа; •школа пифагорейцев; •школа Гераклита Эфесского; •элейская школа; •атомисты.
Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму. Характерными чертами досократических философскихшкол являлись:
• ярко выраженный космоцентризм;
• повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;
• поиск первоначала, породившего все сущее;
• гилозоизм (одушевление неживой природы);
• доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.
1.Милетская школа существовала в Древней Греции в 6 в. до н. э. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы:
• выступали с материалистических позиций;
• занимались не только философией, но и другими науками;
• пытались объяснить законы природы (их второе название - школа "физиков");
• искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир.
Фалес(примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов:
• первоначалом всего сущего считал воду;
• считал, что неживая природа, все вещи имеют душу;
• допускал наличие множества богов;
• считал центром вселенной Землю;
• сделал ряд математических открытий.
Анаксимандр(610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:
• первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится;
• вывел закон сохранения материи: все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;
• первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных.
Анаксимен(546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра:
• первопричиной всего сущего считал воздух;
• выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха;
• проводил параллели между душой человека и воздухом - "душой космоса";
• отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.
2. Гераклит из Эфеса(2-я половина 6 - 1-я половина 5 вв. до н. э.) - древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления:
• первоначалом всего сущего считал огонь;
• вывел закон единства и борьбы противоположностей;
• считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении;
• был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;
• признавал относительность окружающего мира;
• всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум;
• выступал за материальность человеческой и мировой души;
• был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;
• движущей силой всех процессов считал борьбу.
3.Пифагорейцы- сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого философа и математика:
• первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);
• выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);
• считали единицу мельчайшей частицей всего;
• пытались выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).
4.Элеаты— представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.
Элеаты:
• изучали проблемы познания;
• жестко разделяли чувственное познание и высшее духовное идеалистическое;
• были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из единого первоначала;
• считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).
6. Атомисты— материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) "строительным материалом" всего сущего считали микроскопические частицы — "атомы". Демокритсчитался основоположником материалистического направления в философии. В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения: весь материальный мир состоит из атомов, это мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего, он неделим, имеет различную величину, различную форму; между атомами существует пространство, заполненное пустотой; атомы находятся в вечном движении; существует круговорот атомов; их невозможно "увидеть" путем чувственного познания.