Патристика (Patristics)

Термин происходит от латинского «pater» — «отец». Патристикой называется религиозно-философское учение крупнейших философов и богословов периода раннего христианства и прежде всего так назы­ваемых отцов церкви, т.е. богословов, чьи учения сыграли доминирую­щую роль в формировании христианской ортодоксальной теологии. Основное время развития патристики — III—VIII вв.

Догматы христианского вероучения утверждались и отшлифовы­вались в ожесточенной полемике как в философско-религиозных сочи­нениях, так и в дебатах на многочисленных соборах, в том числе Все­ленских. Окончательное решение этих вопросов принималось именно на Вселенских соборах1.

Важнейшими проблемами философско-теологического характера, обсуждавшимися в патристике, были:

• троичность Бога и соотношение между божественными ипостася­ми («споры о Троице»);

• природа Христа — божественная, человеческая или богоче­ловеческая (христологическая проблема);

• соотношение свободы и благодати;

• отношение веры и разума.

В истории патристики выделяют два периода: раннюю (II—III вв.) и зрелую (III—VIII вв.). К ранней патристике принято относить и тех философов-богословов, чьи учения позднее были приняты не полнос­тью и чьи взгляды по отдельным вопросам были осуждены церковью (Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Евсевий Кесарий-

1 И католическая, и православная церкви признают в качестве Вселенских семь со­боров IV—IX вв., но католическая церковь считает Вселенскими и еще ряд соборов как этого же периода, так и более поздних.

ский). Они считаются лишь церковными писателями, а не отцами церкви.

Кроме того, патристику принято делить на восточную и западную. Учения западных отцов церкви (и особенно — Аврелия Августина) сыграли ведущую роль в развитии католической теологии и филосо­фии, а учения восточных — православной.

В католической церкви принимались особые постановления, опре­деляющие список отцов церкви (который пополнялся именами теоло­гов более позднего времени), в православной церкви канонические по­становления такого типа не принимались.

Схема 42. Классификация патристики

Патристика (Patristics) - student2.ru

Августин (Augustine)

Биографические сведения. Аврелий Августин Бла­женный (354—430) — древнеримский философ, один из основоположников христианской философии. Ро­дился в г. Тагасте (римская колония в Северной Африке). Его мать была христианкой, а отец — язычником. Учился сначала в Тагасте, за­тем в Карфагене, Риме и Медиолануме (Милан). Изучал философию, в молодости с интересом относился к скептицизму. Большое впечатле­ние на Августина произвела проповедь миланского епископа Амвро­сия, использовавшего метод аллегорического истолкования Библии. В это же время он знакомится с трудами Плотина, которые также ока­зали на него большое влияние. В 387 г. Августин становится христиа­нином, в 391 г. — пресвитером, а в 395 г. — епископом г. Гиппона (Се­верная Африка). Умер в г. Гиппоне во время осады города вандалами.

Августин Блаженный — крупнейший представитель западной пат­ристики.

Основные труды. «О граде Божьем», «Исповедь», «Против ака­демиков», «О блаженной жизни», «О порядке», «Бессмертие души», «О Троице», «Об учителе», «О музыке».

Философские воззрения. История философии. В своей работе «О граде Божьем» Августин дает обзор и анализ древнегреческой фи­лософии, в частности, различая ионийскую и италийскую философию. В работе «Против академиков» он выступает с критикой относитель­ного скептицизма, который утвердился в платоновской Академии (в Средний период).

Онтология. Учение Августина о бытие представляет собой синтез христианского вероучения и неоплатоновской философии. Он отожде­ствляет высшую идею платонизма и неоплатонизма — идею Едино­го = Блага — с Богом, который оказывается источником бытия и блага и который есть всесовершенная истина, добро и красота. Божествен­ная Троица — Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух — отождествляют­ся с платонической триадой: идей Единого, Логосом (Мировой Ум) и Мировой душой.

Именно в силу своего происхождения от Бога все существующее в мире является благим. Зло при этом понимается как недостаток, порча, повреждение.

Космология и космогония. Бог создал мир из ничего (из небытия), и существование мира постоянно поддерживается Богом. Если бы творческая сила Бога иссякла, то мир сразу бы исчез (прекратил бы свое существование).

Мир ограничен в пространстве и времени, причем сами про­странство и время создаются Богом только вместе с миром (т.е. до

возникновения мира не существовало времени). Мир есть только один, и никаких других миров до создания нашего мира не было. Сотворен­ный мир имеет строгую иерархическую структуру, где каждый предмет занимает определенное и целесообразное место в общем плане миро­здания. Внизу тварного мира находятся неодушевленные предметы и неразумные существа, а во главе — разумные существа, приближение или удаление которых от Бога зависит от их собственной воли. Так, дьявол по собственному желанию отпал от Бога, а затем вверг в грех и людей.

Гносеология. Из состояния греха падшие могут выйти, только соединившись с Богом. Для этого есть два пути: путь разума и путь авторитета.

По первому пути шли все древние (дохристианские философы), луч­шим из которых был Платон. Так как мир есть творение Бога, то изуче­ние мира позволяет нам приблизиться к пониманию Бога.

Второй путь возможен лишь при условии веры в Бога, которая дару­ется нам с Божьей помощью и прежде всего через Откровение (Свя­щенное Писание, т.е. Библию), данное Богом всем людям. Только на этом пути возможно подлинное постижение Бога, таким образом, у Ав­густина провозглашается примат веры над знанием («верить, чтобы понимать»).

У Августина неоплатоновское учение об экстазе как высшем спо­собе познания перерастает в христианское учение об озарении.

Учение о душе и сотериология. Душа нематериальна, она пред­ставляет собой самостоятельную субстанцию, она бессмертна. До свое­го грехопадения Адам и Ева были свободны в выборе: грешить или не грешить. После грехопадения и они, и все их потомки не могли не гре­шить. После искупительной жертвы Христа избранники Божьи опять получили возможность жить не греша.

В учении Августина важное место занимает концепция Бо­жественного предопределения и благодати.Бог еще до рожде­ния каждого человека предопределил одних людей к добру, спасению и блаженству, а других — к злу, погибели и мучениям. Добрую волю (т.е. волю к спасению) человек получает только благодаря даруемой ему Богом благодати.

Учение об обществе и философия истории. Захват Рима войска­ми Алариха в 410 г. потряс весь античный мир и привлек внимание Августина к проблеме государства и к осознанию динамики челове­ческой истории. В своей работе «О граде Божьем» Августин различает Два вида любви, присущих людям, и, соответственно, два вида человече­ской общности, основанные на них (схема 43).

Схема 43. «Два града»

Патристика (Patristics) - student2.ru

Церковь на земле является прообразом небесного града Божьего, а государство — «большая разбойничья шайка».

У Августина история человечества принимает линейный характер: она имеет начало и конец, в ней выделяются следующие периоды (табл. 37).

Таблица 37. Периодизация человеческой истории

Первая эпоха От Адама до Ноя (до Потопа)
Вторая эпоха От Ноя до Авраама
Третья эпоха От Авраама до Давида
Четвертая эпоха От Давида до Вавилонского пленения
Пятая эпоха От Вавилонского пленения до первого прихода Христа
Шестая эпоха (настоящее время) От первого до второго прихода Христа (т.е. до Страшного Суда — конца света)

При всей наивности данной периодизации ее можно оценить как первую попытку создания философии истории.

Судьба учения. Учение Августина оказало решающее воздей­ствие на всю западноевропейскую философию раннего периода Сред­невековья и продолжала оказывать свое влияние в эпоху зрелого и позднего Средневековья (соперничая с томизмом). В эпоху Воз­рождения (эпоха Реформации) учение Августина о божественном пре­допределении послужило основой соответствующего учения Кальви­на — одного из основоположников протестантизма. В XVII в. необ­ходимо отметить влияние Августина на Паскаля. В современной философии XX в. особое значение сыграли идеи Августина в области герменевтики и экзистенциализма (схема 44).

Схема 44. Августин: истоки и влияние

Патристика (Patristics) - student2.ru

Литература

Первоисточники

Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969—1972. Т. 1.

Августин А. Исповедь М., 1991.

Аврелий Марк. Размышления. Л., 1985.

Антология кинизма. М., 1984.

Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1975—1984.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых филосо­фов. М., 1979.

Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1963.

Древнекитайская философия: В 2 т. М., 1972—1976.

Досократики. Доэлеатовский и элеатовский периоды. Минск, 1999.

Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М. 1990—1994.

Плотин. Эннеады. Киев, 1995.

Цицерон. Философские трактаты. М., 1985.

Учебники

1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1998.

2. Богомолов A.C. Античная философия. М., 1985.

3. Радхакришнан С. Индийская философия: В 2 т. М., 1994.

4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994—1997. Т. 1.

5. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 1999.

6. Чаттерджи С. Датта Д. Индийская философия. М., 1994.

Справочники

Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2000—2001.

Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. М., 1993—1995.

Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.

Монографии

Лосев А.Ф., Тахо-Годи A.A. Платон. Аристотель. М., 1993.

Малявин В. Конфуций. М., 1996.

Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979.

Шохин В.К. Брахманистская философия. М., 1994.

Шуцкий Ю.К. Китайская классическая книга перемен: Ицзин. М., 1993.

Наши рекомендации