Проблемы истины в познании. Понятие объективной, абсолютной и относительной истины. Критерий истины
В научном познании важное значение имеют истинные знания, они составляют научную основу практической и теоретической деятельности людей. Поэтому процесс научного познания непосредственно связан с «добычей», приобретением истинных знаний; истина является одной из важных целей познания.
Проблема истины является ключевой в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм существования истины, форм ее реализации, структуры познавательных отношений. Все они концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее. В теории познания-гносеологии-существуют разные понимания истины.
В древнейшей, классической концепции истины, истина есть соответствие мыслей действительности. Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты.
Во-первых, понятие "действительность" трактуется прежде всего как объективная реальность, существующая .до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними и проявляющихся в них.
Во-вторых, "действительность" входит также и субъективная действительность, в истине познается и отражается и духовная реальность.
В-третьих, "познание, его результат - истина, а также сам объект понимаются как "неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект.задается через практику; истина, т.е. достоверное знание сущности ее проявлений, воспроизводима на практике.
В четвертых, истина есть процесс, она является не только "статичным, но и динамическим образованием. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон. Объективность истины заключается в том, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества, субъективность - в том, что она не существует помимо человека и человечества.
Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества
Абсолютная истина— это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.(Земля вращается)
Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.(С какой скоростью Земля вращается)
Критерий истины-практика-средство проверки истинности или ложности.
Наука, ее место и роль в духовном освоении действительности. Научное познание, его уровни и формы. Эмперические и теоретические уровни. Методы научного познания. Гипотеза и теория как форма научного познания.
Наука выступает системой отношений (связи и обособленности), включающей в себя внутренние взаимодействия, подчеркивающие ее суверенитет, и взаимоотношения с универсумом в целом. Тенденция перехода от анализа объектов к исследованию отношений оказывается ведущей в условиях, когда существование различных динамических структур, информационных сетей является определяющей характеристикой социального развития и научного познания, а «сетевое мышление» становится доминирующим. По мнению некоторых исследователей, переход к исследованию отношений – смысл и центральный момент современной научной парадигмы[1].
Наука, ее место и роль в духовном освоении действительности. Научное познание, его уровни и формы. Эмпирический и теоретический уровни. Методы научного познания. Гипотеза и теория как формы научного знания.
Следует различать объективные и научныефакты. Объективный факт — это реально существующий предмет, процесс или состоявшееся событие. Например, фактом является гибель Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841) на дуэли.Научным фактом является знание, которое подтверждено и интерпретировано в рамках общепринятой системы знаний.
Оценки противостоят фактам и отражают значимость предметов или явлений для человека, его одобрительное или неодобрительное отношение к ним. В научных фактах обычно фиксируется объективный мирта- кой, какой он есть, а в оценках отражаются субъективная позиция человека, его интересы, уровень его морального и эстетического сознания.
Большинство сложностей для науки возникает в процессе перехода от гипотезы к теории. Существуют способы и процедуры, которые позволяют проверить гипотезу и доказать ее или отбросить как неверную.
Методом(от греч. methodos — путь к цели) называется правило, прием, способ познания. В целом метод — это система правил и предписаний, позволяющих исследовать какой-либо объект. Ф. Бэкон называл метод «светильником в руках путника, идущего в темноте».
Методология — более широкое понятие и может быть определена как:
-совокупность применяемых в какой-либо науке методов;-общее учение о методе.
Поскольку критериями истины в ее классическом научном понимании являются, с одной стороны, чувственный опыт и практика, а с другой — ясность и логическая отчетливость, все известные методы можно разделить на эмпирические (опытные, практические способы познания) и теоретические (логические процедуры).
Эмпирические методы познанияОсновой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:
-наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;-эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;-измерение - определение отношения измеряемой величины к эталону (например, метру);
-сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.
Чистых эмпирических методов в научном познании не бывает, гак как даже для простого наблюдения необходимы предварительные теоретические основания — выбор объекта для наблюдения, формулирование гипотезы и т.д.
Теоретические методы познанияСобственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся:=анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);=синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;=классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.);=абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.);=формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);=аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;=моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);=идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);=дедукция - движение от общего к частному;=индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.
Теоретические методы требуют эмпирических фактов. Так, хотя индукция сама по себе — теоретическая логическая операция, она все же требует опытной проверки каждого частного факта, поэтому основывается на эмпирическом знании, а не на теоретическом. Таким образом, теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга. Все перечисленные выше методы — это методы-приемы (конкретные правила, алгоритмы действия).
Более широкиеметоды-подходы указывают только на направление и общий способ решения задач. Методы-подходы могут включать в себя множество различных приемов. Таковы структурно-функциональный метод, герменевтический и др. Предельно общими методами-подходами являются философские методы:
-метафизический — рассмотрение объекта в покос, статике, вне связи с другими объектами;-диалектический — раскрытие законов развития и изменения вещей в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве.
Абсолютизация одного метода как единственно верного называетсядогматикой (например, диалектического материализма в советской философии). Некритичное нагромождение различных несвязанных методов называетсяэклектикой.