Учение о человеке и обществе
Философия Нового времени формирует новое представление о человеке и обществе. Уже Бэкон и Декарт закладывают основы, а английские философы, прежде всего Гоббс и Локк, экономисты А. Смит и Д. Риккардо, французские философы-просветители (Вольтер, Монтескье, Гельвеций, Руссо и др.) завершили формирование новой парадигмы в понимание человека и общества, которая и сегодня определяет наше видение этих проблем.
Ранее уже указывалось, что философия Нового времени познавательный процесс понимает как объект – субъектное отношение, где субъектом выступает индивид, тем самым устраняет из этого процесса и античный логос и христианского Бога. Первое правило метода Декарта мерилом истинности знания ставит человека, ясность его ума, а успех его практической деятельности ставит в прямую зависимость от его знаний. Таким образом, хотя в философской системе Декарта Богу отведена значительная роль, и он выступает творцом и гарантом существования мира и других людей, Бог, по существу, исключен из жизни человека и его деятельности, он выносится за скобки. Декарт положил начало той ситуации, о которой Ницше в конце XIX века скажет: «Бог умер. Мы сами его убили».
Но философия Нового времени по-новому видит место и роль человека не только в познавательном процессе, но и в жизни общества вообще. Основные положения философии Нового времени относительно человека сводятся к следующему: «По своей природе люди добры. Целью их жизни является благосостояние в этом мире, а не блаженство в загробном мире. Этой цели могут достигнуть сами люди с помощью науки («знание – сила»). Наибольшими препятствиями здесь выступают невежество, суеверие и нетерпимость. Становясь более просвещенным, человек автоматически становится более моральным. Следовательно, мир с помощью просвещения будет двигаться вперед…
Разумом обладают все, а не только избранные, т.е. привилегированные. Естественное право защищает права индивида (от сословных привилегий и тирании).
Предметом моральной теории является просвещенный личный интерес: каждый ищет и должен искать наилучшее для самого себя.
Социологический тезис о гармонии личных интересов заключается в том, что «борьба каждого за его личный интерес должна способствовать всеобщему благосостоянию» [4, с. 395–396].
Таким образом, согласно новому мировоззрению человек сам является творцом своей судьбы. Обладая чувствами и разумом, он в состоянии познать законы мировоздания и свою собственную постоянную природу и на основе знания, науки построить справедливое общество, в котором все люди будут равны, не будет сословного деления, будет обеспечено право собственности и свобода личности.
Государство в своем возникновении имеет чисто земные, естественные причины. Наиболее широко распространенной теорией государства в философии Нового времени стала теория общественного договора, разработанная английскими философами Гоббсом и Локком и французским философом Руссо. По мысли этих мыслителей, в естественном своем состоянии общество характеризуется отсутствием государства. Таким образом, философия Нового времени порывает с античной традицией, отождествляющей общество и государство. В естественном состоянии все люди были равны и свободны, так как «природа создала всех людей равными в отношении физических и умственных способностей…» [1, с. 334]. С этим согласны все три философа. Но в понимании причин возникновения государства их взгляды расходятся.
По мысли Гоббса, в естественном состоянии, «…пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех» [1, с. 335]. Там нет понятия справедливого и несправедливого, ведь там нет закона, никто не может гарантировать безопасность, а все люди стремятся к самосохранению. Поэтому люди заключили договор, согласно которому они наделили одного человека или собрание людей быть их представителями и уполномочили их управлять собою в обмен на обеспечение безопасности, сохранения мира и общей защиты.
Локк, в отличие от Гоббса, не считает, что в естественном состоянии идет война всех против всех. И переход к государству происходит не по причине страха людей за свою жизнь, а потому что люди начинают понимать, что в политически организованном обществе их права и, прежде всего, право на частную собственность и безопасность будут гарантированы в большей степени, нежели в естественном состоянии. Государство, по мысли Локка, должно поддерживать порядок и защищать частную собственность, но не вмешиваться в хозяйственную деятельность и торговлю, где господствует частный интерес. Локк по праву считается основоположником идеологии либерализма, сводящим роль государства к роли «ночного сторожа».
По мнению Руссо, в естественном состоянии, пока люди не научились земледелию и обработке металлов, они жили «свободными, здоровыми, добрыми и счастливыми». Но по мере разделения труда возникают частная собственность и различие интересов, возникает общественное неравенство. В этих условиях богатые предлагают бедным заключить договор, призванный быть залогом мира и справедливости. Таким образом, было создано государство, которое постепенно отделяется от общества, превращается в узурпатора власти, которая попирает закон. Но Руссо, в отличие от Гоббса и Локка, стоит на позиции народного суверенитета и потому считает, что народ имеет право свергнуть правителя, если он не служит его интересам. Суверенитет народа неотчуждаем.
В XVIII веке французским политическим теоретиком Шарлем-Луи Монтескье (1689–1755) был сформулирован один из важнейших принципов построения государства, который и сегодня лежит в основе всех цивилизованных государств и выступает одним из показателей демократичности государства – принцип разделения властей. По мысли Монтескье, поскольку любая власть стремится к абсолютизму, необходимо, чтобы три вида государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная были относительно самостоятельными. Тогда каждая будет выступать противовесом двум другим, и это будет препятствовать концентрации политической власти в каком-то одном из органов государства.
Литература
1 Антология мировой философии : в 4 т. – М. : Мысль, 1970. – Т. 2. – 776 с.
2 Бэкон, Ф. Соч. : в 2 т. – М. : Мысль, 1972. – Т. 2. – 582 с.
3 Декарт, Р. Соч. : в 2 т. –М. : Мысль, 1989. – Т. 1. – 654 с.
4 Скирбекк, Г., Гилье, Н. История философии / Скирбекк Г., Гилье Н. – М. : Владос, 2001. – 800 с.