Гегелевское понимание философской традиции
1.Принцип историзма.
Наиболее полноценным философом, давшим почти классическую схему развития философской традиции, в которой заключены все последующие её интерпретации, был Г.В.Ф. Гегель (1770-1831), который свою философию, по сути, сделал историей философии. В своей интерпретации историко-философского процесса он взял несколько превратно и поверхностно им понятую теорию традиции Гердера. В начале своих лекций по истории философии он говорит: «…я утверждаю, что последовательность систем философии в истории та же самая, что и последовательность в выведении логических определений идеи. Я утверждаю, что, если мы освободим основные понятия, выступавшие в истории философских систем, от всего того, что относится к их внешней форме, к их применению к частным случаям, то мы получим различные ступени определения самой идеи в ее логическом понятии. Если, наоборот, мы возьмем логическое поступательное движение само по себе, мы найдем в нем поступательное движение исторических явлений в их главных моментах; нужно только, конечно. Уметь распознавать эти чистые понятия в содержании исторической формы. Можно было бы думать, что порядок философии в ступенях идеи отличен от того порядка, в котором эти понятия произошли во времени. Однако, в общем и целом, этот порядок одинаков. Разумеется, что, с другой стороны, последовательность, как временная последовательность истории, все же отличается от последовательности в порядке понятий: мы здесь не будем выяснять, в чем заключается различие, ибо это слишком отвлекло бы нас от нашей задачи» (кн.1,с.92-93)
Он не является сторонником того, что философия должна быть выражена единственной филосоской системой, по крайней мере, в отношении прошлой философии: «… многообразие философских систем не только не наносит ущерба самой философии- возможности философии,… наоборот, такое многообразие было и есть, безусловно, необходимо для существования самой науки философии..»(83-84)
2.Принципы свободы философского мышления.
Важнейшим моментом философии является наличие свободы, как говорит Гегель: «Мышление должно существовать для себя, получить существование в своей свободе, оторваться от природного и выйти из созерцательной погруженности; она должна, как свободная войти в себя и таким образом достигнуть сознания свободы. Началом философии в собственном смысле мы должны признать тот момент, когда абсолютное уже больше не существует как представление и когда свободная мысль не только мыслит абсолютное, но и постигает его идею, т.е. когда мысль постигает бытие (которое может быть также и самой мыслью)»(с142)
Это всеобщее определение, мышление, полагающее само себя, есть абстрактная определенность: оно есть начало философии, но это начало есть вместе с тем нечто историческое, конкретный образ народа, принцип которого составляет то, о чем мы уже говорили выше. Если мы говорили, что для появления философии необходимо сознание свободы, то этот принцип должен лежать в основании характера народа, у которого философия получила начало.»(143)
Таковым народом Гегель, естественно, считает Грецию.
Диалектика философской традиции.
«.. вся история философии есть по своему существу внутренне необходимое, последовательное поступательное движение, которое разумно внутри себя и определяется своей идеей a priori..»(98) Но, с другой стороны он утверждает: «Не только наступает время, когда вообще начинают философствовать, но у данного народа появляется определенная философия, и эта определенность, которая проникает во все другие исторические стороны народного духа; она находится с ними в теснейшей связи и составляет их основу. Определенный образ философии одновременен, следовательно, с определенным образом народов, среди которых она выступает, с их государственным устройством и формой правления, с их нравственностью, с их общественной жизнью, с их сноровками, привычками и удобствами жизни, с их попытками и работами в области искусства и науки, с их религиями, с их военными судьбами и внешними отношениями, с гибелью государств, в которых проявил свою силу этот определенный принцип, и с возникновением и выступлением новых государств, в которых высший принцип находит свое рождение и развитие.»(110-111)
Он выявляет взвешенное отношение между общественными формами и философией:
«Отношение между философией и политической историей, формами государственного устройства, искусствами и религией.. не таково, что они являются причинами философии или что, наоборот, первая является причиной последних, а скорее они все вместе имеют общий корень, дух времени.» (111)
Что существенно важно, Гегель, утверждая эту последовательность, подчеркивает следующее:
«.. каждая система философии необходимо существовала и продолжает существовать еще и теперь необходимо существовать: ни одна из них, следовательно не исчезла, а все они сохранились в философии как моменты одного целого.. Принципы сохранились, новейшая философия есть результат всех предшествующих принципов: таким образом, ни одна система философии не опровергнута. Опровергнут не принцип данной философии, а опровергнуто лишь предположение, что данный принцип есть окончательное абсолютное определение.» (98)
Есть у Гегеля и противоречие, которое отчетливо выражает несостоятельность его концепции, то «фальсификационное поле», которое существует во всякой излишне рационализированной системе. В «Энциклопедии философских наук» он утверждает следующее: «Последнее по времени философское учение есть результат всех предшествующих философских учений и должно поэтому содержать в себе принципы всех их; поэтому оно, если только оно является философским учением, есть самое развитое, самое богатое, самое конкретное» (Гегель Г.В.Ф. «Энциклопедия.. с.99) Но сам не признает, к примеру, за учениями стоиков или за учениями французких философов XVIII века, что они являются более высшими уровнями философствования, чем философия Платона и Аристотеля или философия Декарта и Спинозы соответственно.
2. ТРАДИЦИЯ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ В РОССИИ.
Интересно развитие идей в русской традиции гегелевской истории философии. Гегелевской методологии истории философии придерживались в России С. Гогоцкий, О. Новицкий, М. Остроумов и др. Большинство их преподавали в духовных учебных заведениях, что определенным образом отложило отпечаток на интерпретацию ими сути философской традиции и механизмов её действия. Рассмотрим взгляды Новицкого О.М.(1806-1884) и Остроумова М.
Орест Маркович Новицкий считает, что: «Философскому, отвлеченному мышлению повсюду предшествуют религиозные понятия, составляющие самую существенную потребность человеческого духа; где появлялась Философия, она повсюду находила уже Религию, как свое историческое предположение».(59) Т.е. он считает основой философии религию, считая, что невозможно понять философию без рассмотрения её к отношению к той религии, которая существовала в данный период истории. «Философия и религия, - считает он, - в существеннейшем своем содержании сходятся между собою, потому что обе они, и только они одни, обращены к высшему, сверхчувственному порядку вещей, а этот порядок один и тот же и для Философии и для Религии».(9-10)С другой стороны, он все же считает, что философия движется своей логикой развития, следует своей философской традиции.
В общих чертах Остроумов придерживается концепции истории философии Гегеля, он также рассматривает историко-философский процесс как закономерную смену философских систем, которые во многом определяется логикой процесса самого развития сознания. Сама эта логика у Остроумова состоит в переходе от «эпохи представления» или образного сознания к «эпохе рассудка» или понятийного сознания, и, далее, к «эпохе разума» или уровня «эйдетического»мышления. На этой основе он представляет развитие философии посредством «круга», существенными точками или «моментами» которого являются следующие: «первый момент составляет непосредственное знание, сопровождаемое критическим моментом, второй- представления, сопровождаемое подобным же моментом, третий- логическое мышление и тот же критический момент, наконец, четвертый- спекулятивное мышление и критический момент, отсылающий к откровению. Первая ступень есть религиозная, вторая- эмпирическая, третья- идеалистическая, четвертая- спекулятивная, за которою следует религиозная. Все ступени отделены друг от другой эпохами скептицизма. Таков цикл нашего знания.»(42).В связи с этим он производит типологию философских систем на космологические, антропологические и теологические. Космологические системы склонны к физико-математическому редукционизму всего окружающего, а при изучении человека к физиологическому (биологическому) подходу. Антропологические системы – это стремление истолковать все окружающее в терминах того или иного типа логики, с позиций рациональности и разума, без обращения к Богу и Откровению. Теологические, естественно, находят свое выражение в обращении к Богу и Откровению. К понятно, понимание философской традиции у Новицкого и Остроумова состоит в том, что в закономерность истории философии, в философскую традицию для понимания ее действия надо включать религию, как существенный фактор, определяющий механизм действия философской традиции. И это действительно важно, курсы истории философии, особенно в нашей стране часто игнорируют тот «религиозный» фон, на базе которого возникала та или иная философема, часто разного рода «реверансы» в сторону религии опускаются из рассмотрения, хотя это не «уступки» религии тех или иных мыслителей, а сущностно определяющие мировоззрение философа моменты, которые имеют большое значение в тех или иных философских системах («атеистических» или «теистических») вплоть до нашего времени.
3.ТЕОРИИ ИСТОРИКОФИЛОСОФСКОГО ПРОЦЕССА ПОСЛЕ ГЕГЕЛЯ.
После Гегеля мы наблюдаем совершенно обоснованное несогласие историков философии с его слишком априорной и «гармонизированной» концепцией развития философии. В частности уже гегельянец Куно Фишер(1864-1907), следуя в основном Гегелю, более предпочитает рассматривать каждого философа в его реальной «ауре» существования. Ему же вторит знаменитый историк философии гегельянец Эдуард Целлер (1814-1908), который утверждал, что «системы, с которыми имеет дело история философии, оказываются прежде всего делом отдельных лиц и в качестве таковых должны быть объяснены отчасти из опыта, который явился поводом к их построению, отчасти из образа мыслей и характера их авторов, из убеждений, интересов и стремлений, под влиянием которых они сформировались»(с.2) Им же вторит и неокантианец В. Виндельбанд(1848-1915): «В действительности, картина исторического развития философии совершенно иная: здесь речь идет не только о мышлении «человечества» или «всемирного разума», а в столь же сильной степени и о мнениях, духовном складе, настроении и капризах отдельных философов»(Ист.фил. 1898 с.8) И далее: «История философии подтверждает, что история есть царство индивидуальностей, неповторяющихся и обособленных единиц; как в истории вообще, так и в истории философии великие люди оказывали крупное, хотя и не всегда благодетельное влияние»(там же, с.12). В принципе идентичный мысли высказывал незаслуженно забытый историками философии В. Кузен, который говорил, что история философии зависит от психики философов, продуцирующей определенные концепции и идеи.
ЦЕЛЛЕР Э.
ФИШЕР К. (1824-1907)
Куно Фишер – автор объемной «Истории новой философии» (1858-). Она написана вполне сносно, и может служить пособием для изучения философии нового времени, хотя как философ слаб, а потому его курс истории философии не отличается глубиной чисто философского анализа. Но, так как он затратил много напряженного труда на свою «Историю новой философии», то в процессе этой работы у него имеется достаточно много интересных наблюдений и мыслей относительно закономерностей историко-философского процесса. В принципе его историко-философская концепция мало чем отличается от гегелевской концепции, но отличается большей живостью, и, естественно, избавлена от гегелевского «косноязычия». Он, также как и Гегель, считает, что история философии «..идет по закономерному развитию от одной системы к другой» и эти системы «следуют друг за другом не случайно, а необходимо» (Фишер К. История новой философии. Т.1. Спб., 1862. С.4). но он делает акцент более на плюрализме философских систем: «Философия не исчерпывается в одной системе, точно так как человеческий род в одном человеке» (Фишер К. История новой философии. Т.1. Спб., 1862. С.4). Он также пишет еще по этому поводу: «Философия столь же мало исчерпывается одной системой, как искусство одним художественным произведением, как религия – одной догматикой, как справедливость – одним государством» (там же,с.4)
Вообще, по его совершенно справедливому мнению «… философия, которая превышает всякую систему, есть вообще способность философствовать» (там же, с.4). В этой-то способности и заключено единство всех философов и их философских систем. Конечно, многообразие философских систем, как пишет К.Фишер, могут привести либо к эклектизму, либо к скептицизму при изучении философии. Но есть другой способ – рассматривать философские системы в хронологическом порядке, без рассмотрения….
ВИНДЕЛЬБАНД В.(1848-1915)
Вильгельм Виндельбанд- основатель фрейбургской школы неокантианства, выдающийся историк философии. Как философ он достаточно глубок, хотя то различение между методологией наук о «природе» и методологией наук о «культуре», которое является характерным для этой школы, не так уж оригинально. Это различение идет еще со времен Вольнея и Канта, которые подчеркивали эти различия в своих работах. И далее также, к примеру, знаменитый в свое время философ Г. Лотце (1817-1881) в своей книге «Микрокосмос»(1856) утверждал, что Природа – это область необходимости, а История – это область свободы. Но, собственно, В. Виндельбанд, как серьезный философ, и не претендовал на оригинальность, считая себя последователем Канта, последователем которого считать себя почетно для каждого философа. Основной его вклад в философию – это прежде всего его историко-философские исследования, уровень и широта охвата которых в наше время мало кому под силам. Его «История новой философии» до сих пор может служить отличным базовым учебником по истории философии Нового времени.
Под историей философии он понимал «процесс разработки европейскими народами и выражения в научных понятиях их мировоззрения и отношения к жизни» (Виндельбанд В. История философии. Киев,1997 с.17). Он, как и все, отмечает ошибочность концепции историко-философского процесса у Гегеля, хотя и считает, что заложенный им принцип историзма правилен. Хотя в «действительности картина исторического развития философии совершенно иная; здесь речь идет не только о мышлении «человечества» или «всемирного разума» (Weltgeist), но в столь же сильной степени и о мнениях, духовном складе, настроении и капризах отдельных философов»(там же с.18). Прежде всего он отмечает, что существуют определенный набор философских проблем, вокруг которых вращается философия. Они имеют константный характер, комбинация определенного типа решения этих проблем, расположение концептов философии дает ту или иную философскую конструкцию. Кроме этого имеет существеннейшее значение культурно-исторический фактор истории философии, которая дает право и опоры на существование той или иной «философской комбинации». Он также отмечает, что существенным моментом имеет сама индивидуальность философа: «Нет ни одной философской системы, которая была бы свободна от этого влияния личности своего творца»(с.21) Философские конструкции зависят от его национальности, уровня образованности, характера и определенного жизненного опыта. Хотя он верно считает, что наряду с другими факторами индивидуальность не имеет существенного значения.
Виндельбанд довольно своеобразно дает периодизацию историко-философского процесса: греческая философия от 600 до 322 г. до н.э.; эллинско-римская философия- от Аристотеля до 500 г. до н.э.; средневековая философия от Августина до Николая Кузанского; философия Возрождения – с XV по XVII век; философия Просвещения- от Локка до Лессинга; немецкая философия- от Канта до Гегеля и Гербарта; философия c 1820 года и по его время. При всей традиционности деления видны определенные специфические акценты. Первое,- он считает философию XVII века философией Возрождения. В этом он, может быть, прав – в то время еще крайне сильна религиозная проблематика, новая философия развивается еще в русле теологической проблематики, кардинальный разрыв с ней действительно более свойственен философии XVIII века. Второе,- своеобразен акцент в заканчивании периода немецкой классики не только Гегелем, но и Гербартом. Действительно, творили они одновременно, влияние Гербарта в то время было достаточно сильным, да и последующая традиция в философии и психологии идет более по линии Гербарта в большей степени, чем по линии Гегеля.
Далее он подчеркивает: «философские системы вырастают не с логической, а с психологической необходимостью; но они изъявляют притязания на логическое значение. Поэтому они требуют одновременно и прагматического, и критического – и причинного, и телеологического рассмотрения. Их возможно понять и объяснить лишь из ассоциации идей, которые в этом случае носят не только индивидуальный, но и всемирно-исторический характер. И о них возможно судить лишь по степени, в какой эти ассоциации были в состоянии подчиниться логическим законам» (Виндельбанд В. История новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками. Том 1. От Возрождения до Канта. Спб., 1908 с.VI)
ТРУБЕЦКОЙ С.Н.
Известный историк философии, последователь Вл. Соловьева Сергей Николаевич Трубецкой, как и все остальные серьезные историки философии после Гегеля, не принимает его схему историко-философского процесса, хотя и отдает ему должное в утверждении принципа историзма в историко-философской науке. Занимался он в основном историей древней философии, ибо считал, что древняя философия составляет «основание всей европейской мысли в её историческом развитии» (Трубецкой С.Н. История древней философии ч.1 М.,1906 с.18). Во многом он новатор в интерпретации древней философии. Он своебразно подходил к анализу эллинистической философии - не отходя от классической парадигмы рассмотрения эллинистической философии, как философии упадка, он, тем не менее, интерпретировал её как проникновение философии в саму «ткань» античного общества, как процесс её институциализации: «..влияние философии на жизнь прогрессивно возрастает. В эпоху римской империи она популяризируется, распределяется по всем классам общества, является необходимым элементом всеобщего образования, личного нравственного развития. Философы образуют особый класс, пользующийся особыми правами и привилегиями»( там же с.92). Он один из первых в России уделил много внимания учению древних стоиков, связав их с последующей христианской традицией. Также он поставил вопрос о недостаточной изученности средневековой философии, прекрасно понимая сложность этой задачи. Увы, состояние изученности средневековой философии остается у нас на прежнем уровне, как и сто лет тому назад - наша философия до середины 90-х годов могла похвалиться лишь десятком серьезных работ по средневековой философии и неполными отрывочными переводами некоторых средневековых мыслителей. Только в последние годы мы можем подробно ознакомиться с работами Августина, Ансельма Кентерберийского, П.Абеляра и некоторых других, тексты же «столпов» средневековой схоластики: Фомы Аквинского; Дунса Скота; Уильяма Оккама; оккамистов XIV в., сыгравших известную роль в становлении новоевропейской культуры, до сих пор не переведены. Это, между прочим, серьезно влияет на явно ошибочную интерпретацию новоевропейской философии, по крайней мере XVII-XVIII веков, ибо вся новоевропейская философия этого периода имела постоянного партнера в философском диалоге - схоластическую философию, на которой строилась вся система образования этого периода. А современную религиозную философию вообще невозможно понять без знания трудов, по крайней мере, Фомы Аквинского.
Так вот С.Н. Трубецкой, в противовес Гегелю, он утверждает следующее: «История философии не есть процесс диалектического развития отвлеченной мысли и не определяется одним движением чистых понятий; в ней развивается конкретный разум человечества, в совокупности своих познавательных функций и в творческой деятельности отдельных индивидуальных умов. И отдельные философские учения несомненно представляют собой нечто несравненно более конкретное, нежели развитие той или другой отвлеченной категории. Если в них и получает преимущественное или хотя бы исключительное развитие какое-либо частное определение, частный момент, то все же каждое из них в самой одностронности своей стремится к целостному пониманию Истины и по-своему выражает тот или другой мысленный образ её, или идею Истины, то или другое философское отношение к ней разума»( там же с.12)
Далее он считает, что «процесс развития философской мысли тесно связан с общим процессом исторического культурного развития, причем он нередко задерживается в зависимости от исторических условий, успытывает уклонения, благодаря им. Отдельные учения потому, немотря на действительную, иногда глубокую философию, в них заключающуюся, суть все же исторические моменты познавания Истины и не могут рассматриваться как чисто логические моменты в движении какой-то безличной мысли. Напротив того, они имеют индивидуальный характер, и при их объяснении историку приходиться считаться со всеми условиями места и времени и с личностью их творца – и это даже там, где такие учения получают общее, классическое значение, выражая собой общечеловеческие формы миросозерцания. Наконец, против отвлеченно-диалектического способа истолкования истории философии следует указать на тесную зависимость философской мысли отстепени развития научных знаний и духовной культуры- нравственного и религиозного сознания. Ибо в своем стремлении к объединению человеческих знаний и целостному миропониманию философия должна так или иначе считаться и с наукой, и с религией, и с результатами научного знания, и с фактами нравственного сознания» (там же, с.13)