Проблема глобализации. Философские поиски Римского клуба
«Римский клуб» — это международная общественная организация, основная цель которой — изучение глобальных проблем. Т.е. таких проблем, которые затрагивают каждого, живущего на Земле и решение, которых возможно, лишь, при сплоченности усилий всех членов мирового сообщества.
Большое значение имело создание в 1968 году А. Печчеи, общественным деятелем Италии этой организации. Именно в это время начинается процесс глобализации, основанный на формировании единого мирового хозяйства, а также форсированное развертывание научно-технической революции, которая способствовала приумножению возможностей человека, среди которых и самоуничтожение.По замыслу А. Печчеи и в соответствии с уставом организации, клуб должен содействовать пониманию проблем современного общества, рассматриваемых в их совокупности, которые, с определенной условностью, можно классифицировать по двум основаниям:
1) система «общество – природа»;
Система «человек – общество».
Привлечение внимание достигается посредством докладов, среди которых широкую известность получили доклады — «Пределы роста» (1972), «Пересмотр международного порядка» (1974), «За пределами века расточительства» (1976) и др.Специфика этих докладов заключается в том, что их готовят независимые рабочие группы по заказу Римского Клуба, который, в свою очередь, только определяет тему научных исследований, но ни в коем случае, не вмешивается и не влияет на их исход и гарантирует их финансированиеПолучив готовый доклад, Римский Клуб рассматривает его, как правило, в присутствии заинтересованных лиц — представителей общественности и науки, средств массовой информации, и, затем, распространяет результаты исследований по разным аудиториям мира, публикуя их.Трудно переоценить значение деятельности Римского клуба, который, бесспорно, сделал много полезного для достижения своей цели. В первую очередь, это создание новой социальной философии, провозглашающей новую «глобальную общность», ориентированную на изучение перспектив развития живой оболочки нашей Земли и пропаганду идеи гармонизации отношений человека и природы.
Бытие» как философская категория: ее смысл и специфика. Проблемы бытия. Основные формы бытия
Бытие - это существование во всех его многообразных формах. Учение о Бытии называется онтологией.
Категория «бытие» связано с целым рядом других категорий (небытия, существование, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера).
Категория Бытия объединяет основные идеи, выделенные в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира:
• мир есть, существует как беспредельная целостность;
• природное и духовное, индивиды и общество равно существует, хотя и в разных формах;
• их различное по форме существования предпосылка единство мира;
• мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность, которая существует прежде сознания его людей.
Бытие занимает центральное место в категориальном аппарате большинства философских тем.
Традиционно бытие мыслится в двух значениях:
1. Это все когда-либо существовавшее, ныне существующее («наличное бытие») и все имеющее внутренний потенциал к существованию в будущем;
Это исходное начало и основание мира, его сущность.
Бытие выступает как отрицание («ничто»), некий потенциал («нечто»), о котором можно сказать только одно: оно есть («абсолютное бытие»).
Философское понятие материи и принцип материального единства мира
Материя - это: Объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. - характеристика материи через основной вопрос мировоззрения, а не через понятие вещества или набор его свойств.Материализм понимает материю как единственно существующую субстанцию. Она несотворима, неуничтожима, вечна и бесконечна. Материя обладает следующими свойствами: конечностью и бесконечностью, прерывностью и непрерывностью, системностью, массой и энергией и т. д. Но важнейшими свойствами являются:пространство; время; движение как способ существования материи.
Материальное единство мира - базисный принцип материалистического монизма, находящийся в неразрывной связи с другими его принципами: детерминизма, причинности, отражения и т.д. Фундирует собою классические системы материалистического монизма от античной натурфилософии до марксизма. Принцип М.Е.М. исходит из признания единства (общности) всех явлений мира (природных и социальных), отражаемых в человеческой психике и сознании. Противостоит как дуализму и плюрализму, так и идеалистическим версиям монизма. Семантически принцип М.Е.М. предполагает, во-первых, субстанциональное его единство: субстанцией всех явлений и процессов мира полагается материя. Во-вторых, М.Е.М. понимается как атрибутивное его единство (какую бы его часть (вид, фрагмент) материи не рассматривать, она, как и все другие части материи, будет обладать полным набором известных свойств, называемых атрибутами). В-третьих, генетическое единство (какие бы ни были перед нами виды (формы, фрагменты) материи, как бы они не отличались друг от друга - все эти виды, как об этом свидетельствует наука, имеют общие истоки и корни). В-четвертых, номологическое единство мира: все в мире (как природные и социальные процессы, так и мир человеческого познания) подчиняется одним и тем же всеобщим законам.