Личностное измерение человека
Каждый ли человек является личностью, можно ли поставить знак равенства между этими понятиями?
Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актер древнего театра, затем оно стало обозначать самого актера и его роль в представлении. Со временем этот термин стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни, и, наконец, сложилось научное понятие о личности как о сознательном индивиде, который занимает определенное место в обществе и выполняет определенные общественные функции.
Таким образом, когда говорят о личности, то имеют в виду социальные качества, которые человек приобретает во взаимоотношениях с обществом.
Каждая личность сугубо индивидуальна, т.е. непохожа на других, хоть и имеет некоторые типические черты. Под индивидуальностью понимается своеобразное сочетание в человеке природного и социального. Здесь имеют в виду его задатки, способности, характер, манеру говорить, держаться на людях. Большое влияние на формирование индивидуальности оказывают генетические наследственные факторы. Индивидуальность делает каждую личность уникальной, неповторимой, самобытной.
Человек как личность формируется в обществе. Вместе с тем человек преобразует и общество. С приходом каждого нового поколения возникают проблемы его приобщения к жизни. Этот процесс включения индивида в деятельность различных социальных коллективов и общностей называется процессом социализации, в ходе которого происходит усвоение индивидом социальных и моральных норм, культурных ценностей, навыков практической деятельности, конкретных знаний. В процессе социализации можно выделить две фазы.
Первая фаза связана с адаптацией или приспособлением к существующим условиям. Адаптация начинается сразу после рождения человека. Ребенок достаточно легко адаптируется к той среде, в которой растет. Однако адаптация характерна не только для раннего возраста. Проблема адаптации возникает всякий раз, когда человек попадает в новые условия: меняет место жительства, работу, приходит учиться в вуз, попадает в новую компанию.
Другая фаза социализации индивида – это интериоризация, т.е. усвоение социально-культурных и моральных норм и ценностей, превращение их в личные убеждения.
Интериоризация становится доминирующей в процессе социализации личности в юношеском возрасте, когда идет активное становление личности, формирование мировоззрения.
Целью социализации является приобщение индивида к определенному социальному пространству, миру повседневности, чтобы человек умел общаться с другими людьми и чувствовал себя уверенно в том обществе, в котором живет.
В процессе социализации участвуют практически все социальные институты и организации: государство, семья, школа, искусство.
Цель социализации индивида – доведение до его сознания меры дозволенного, т.е. индивиду показываются те границы, в которые должно укладываться его поведение в обществе и отношение к нему. Социализация учит не профессиональному мастерству и не профессиональному знанию, а способности жить в обществе.
Оборотной стороной социализации может стать появление в обществе в массовых масштабах конформистов, т.е. людей, способных адаптироваться к любому социально-политическому режиму.
Жесткая система социализации личности содержит в себе угрозу деперсонализации. В таких условиях личность становится послушным орудием, которым могут манипулировать различные политические деятели в своих интересах. Такая личность растворяется в толпе, каждый человек научается думать как все, говорить как все, поступать как все. В философии экзистенциализма это состояние человеческой жизни было названо неподлинным существованием.
Итак, процесс социализации личности означает включение человека в общество, распредмечивание наличного общественного бытия, интериоризацию, но с другой стороны, само общество представляет собой результат человеческого труда, продукт его жизнедеятельности.
Любой материальный предмет в обществе является продуктом человеческой деятельности. Благодаря своему труду человек как бы умножает свое бытие в продуктах своей жизнедеятельности, т.е. он существует не только сам по себе, но и в предметах своего труда.
С другой стороны, благодаря включенности в человеческую деятельность и сами вещи меняют свое существование. Они перестают быть просто природными, материальными вещами, обладающими физическими и химическими свойствами, но они приобретают социальную значимость, становясь средством удовлетворения потребностей человека, достижения ими своих целей.
Человек создает не только материальные блага. Продуктами его творения являются также духовные ценности, организационно-управленческие структуры и самые разнообразные отношения, т.е. вся общественная жизнь во всем разнообразии. Так как вся общественная жизнь – это результат человеческой деятельности, она является реализацией, опредмечиванием творческих возможностей человека.
В труде человек не только изменяет то, что дано природой, но и осуществляет свои сознательные цели. В этом отношении созданный человеком предмет является материализацией, воплощением его идеально заданной цели. В процессе труда материализуется не только идеальная цель, но и вся совокупность знаний и навыков, весь духовный мир личности.
Опредмечивание, экстериоризация духовного мира человека происходит не только в сфере материального производства, но и в любой деятельности. Таким образом, человек воплощает себя в мире, обществе через свою деятельность.
Деятельность человека выступает связующим звеном между человеком и обществом. В деятельности происходит интериоризация, распредмечивание общественно значимых смыслов и осуществляется процесс социализации, и через деятельность человек материализует свою духовность, воплощается в обществе.