Тесты для самоконтроля. 1. Какая стратегия в отношениях между культурами признается в современной философии
1. Какая стратегия в отношениях между культурами признается в современной философии наиболее разумной?
а) диалог культур;
б) нивелировка культур;
в) поглощение культур;
г) слияние культур.
2. Феномен многообразия автономных этнических культур в пределах единого культурно-цивилизационного комплекса:
а) глобализм;
б) мультикультурализм;
в) этноренессанс;
г) секуляризация.
3. Процесс самоотождествления человека с определенной культурой – это:
а) культурная коммуникация;
б) культурная идентичность;
в) культурная адаптация;
г) культурная интервенция.
4. Сценарий столкновения цивилизаций (и культур) в XXI в. выдвинул и обосновал:
а) Д. Белл;
б) С. Хантингтон;
в) Т. Парсонс;
г) А. Тойнби.
5. Наиболее перспективным направлением для развития человечества в XXI в. является:
а) «холодная война»;
б) социально-культурная изоляция;
в) доминирование одних и подчиненное положение других государств;
г) общецивилизационное единство при сохранении социокультурного разнообразия.
6. Ненасилие, терпимость, ответственность, благоговение перед жизнью и ноосферность – это ценности какой цивилизации?
а) космогенной;
б) техногенной;
г) постиндустриальной;
д) антропогенной (духовно-экологической).
7. Концепция устойчивого развития в качестве основы для согласованных практических действий мирового сообщества была принята в 1992 г. на проведенной в рамках ООН международной конференции, которая проходила:
а) в Сантьяго;
б) в Париже;
в) в Рио-де-Жанейро;
г) в Лондоне.
8. Среди трех основных аспектов устойчивого развития, установленных в декларации Йоханненсбурского «Саммита Земли», отсутствует:
а) экономическое развитие;
б) этно-национальное развитие;
в) социальное развитие;
г) охрана окружающей среды.
9. Когда была разработана и принята первая национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) Республики Беларусь?
а) 1994 г.;
б) 1997 г.;
в) 2000 г.;
г) 2004 г.
10. Национальная стратегия устойчивого социально-экономичес-кого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) принята:
а) в 2000 г.;
б) в 1997 г.;
в) в 2010 г.;
г) в 2004 г.
Л и т е р а т у р а: [5; 7, с. 463–467; 15, с. 443–446; 16, с. 450–524; 17, с. 325–330, 405–411, 420–425, 449–469; 18, ч. 2, с. 465–472, 493–512, 558–585; 27; 29, с.537–554; 31; 35,
с. 109-119; 43; 47; 48; 60; 65; 67; 73; 74].
Рис. 9.1. Триадичная модель устойчивого развития
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
| |||||
Рис. 9.2.Основные цели устойчивого развития
Т а б л и ц а 9.1. Определения понятия «устойчивое развитие»
№ п/п | ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ИСТОЧНИК (АВТОРСТВО) |
1. | Развитие, при котором нынешние поколения удовлетворяют свои потребности, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять собственные нужды, собственные потребности | Доклад Комиссии Брундтланд (1987 г.) |
2. | Такая модель развития общества, при которой удовлетворяются основные жизненные потребности как нынешнего, так и всех последующих поколений | В. Коптюг |
3. | Такое развитие, которое обеспечивает реальное улучшение качества жизни людей и в то же самое время сохраняет природное разнообразие Земли | Всемирная стратегия охраны природы (World Conservation Strategy. IUCN, UNEP and WWF), 1980 г. |
4. | Управление совокупным капиталом общества в интересах сохранения и приумножения человеческих возможностей | Всемирный банк |
5. | Управляемое системно-сбалансированное социоприродное развитие, не разрушающее окружающую природную среду и обеспечивающее выживание и безопасное неопределенно долгое существование цивилизации | А. Урсул |
6. | Целенаправленный процесс управления социально-экономической системой муниципального образования, обеспечивающий устойчивость связей, элементов и структуры системы в целом в направлениях роста уровня качества жизни населения в рамках баланса с окружающей средой | М. Кувшинов |
7. | Такое развитие, которое не влечет за собой необратимого изменения среды обитания человека | Н. Давыдова, О. Тимофеева |
8. | Реализация стратегии человека, его пути к эпохе ноосферы, то есть к состоянию коэволюции общества и природы | Н. Моисеев |
9. | Переход от «экономики использования ресурсов» к экономике их системного воспроизводства | О. Пчелинцев |
10. | Процесс, ориентированный на постоянное сохранение динамического равновесия посредством целенаправленного использования имеющегося потенциала и условий внешней среды | А. Цвикилевич |
Приложение 1
Экзаменационные вопросы по учебной дисциплине
«Философия» (обязательный модуль «Философия»)
1. Предмет философии и его историческая динамика. Роль философии в жизни человека и общества.
2. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Философия как рационально-теоретическое мировоззрение.
3. Взаимосвязь онтологических, гносеологических, антропологических и аксиологических аспектов философии.
4. Рефлексивность, критичность, творческий характер философского мышления. Функции философии в системе культуры.
5. Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии. Основные школы и направления философии древнего Востока.
6. Особенности античной философии и ее влияние на последующее развитие философской мысли.
7. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре.
8. Особенности философии эпохи Возрождения.
9. Философия Нового времени и обоснование методов научного познания.
10. Немецкая классическая философия.
11. Основные достижения философии марксизма.
12. Классическая и неклассическая философия. Неклассическая философия XIX века.
13. Важнейшие направления неклассической философии XX-XXI вв., их общая характеристика.
14. Философия постмодернизма.
15. Философская мысль в Беларуси.
16. Категория бытия и его интерпретации в истории философии. Проблема бытия в философии XX-XXI вв.
17. Понятие материи в философии и науке. Пространственно-временная и динамическая организация бытия.
18. Диалектика как философская теория развития.
19. Понятие природы. Естественная и искусственная природа. Идея коэволюции общества и природы.
20. Синергетика как новое видение природы. Основные идеи и принципы синергетики, и ее роль в постижении бытия.
21. Проблема человека в философии: основные концепции и направления исследования. Проблема сущности и существования человека в современной философии.
22. Деятельность как сущностная характеристика природы человека, основные направления деятельности. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности.
23. Проблема сознания и основные стратегии его исследования. Структура, свойства, признаки и функции сознания. Философско-антропологические проблемы психоанализа.
24. Человек в современном информационно-коммуникационном пространстве. Философия и «жизненный мир» человека в культуре XXI века.
25. Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие типов познавательной деятельности. Структура познавательного процесса. Субъект и объект познания.
26. Основные формы чувственного и рационального познания. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе.
27. Познание как постижение истины. Основные концепции истины.
28. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний. Функции науки в современном обществе. Этика науки и ее роль в становлении новых типов научной рациональности.
29. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования. Формы научного знания.
30. Понятия социальной реальности и общества. Особенности социального познания. Стратегии исследования общества в современной философии.
31. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Материально-производственная, политическая и социальная сферы общественной жизни. Духовная жизнь общества, ее уровни и области.
32. Философия истории и основные подходы к ее исследованию.
33. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Понятия техники и технологии, их роль в жизни общества.
34. Философия культуры.
35. Ценности, вызовы и риски в современном обществе. Глобализация, глобальные проблемы и перспективы человечества. Философско-мировоззренческие аспекты стратегии устойчивого развития.
Приложение 2.