Тесты для самоконтроля. 1. Какая стратегия в отношениях между культурами признается в современной философии

1. Какая стратегия в отношениях между культурами признается в современной философии наиболее разумной?

а) диалог культур;

б) нивелировка культур;

в) поглощение культур;

г) слияние культур.

2. Феномен многообразия автономных этнических культур в пределах единого культурно-цивилизационного комплекса:

а) глобализм;

б) мультикультурализм;

в) этноренессанс;

г) секуляризация.

3. Процесс самоотождествления человека с определенной культурой – это:

а) культурная коммуникация;

б) культурная идентичность;

в) культурная адаптация;

г) культурная интервенция.

4. Сценарий столкновения цивилизаций (и культур) в XXI в. выдвинул и обосновал:

а) Д. Белл;

б) С. Хантингтон;

в) Т. Парсонс;

г) А. Тойнби.

5. Наиболее перспективным направлением для развития человечества в XXI в. является:

а) «холодная война»;

б) социально-культурная изоляция;

в) доминирование одних и подчиненное положение других государств;

г) общецивилизационное единство при сохранении социокультурного разнообразия.

6. Ненасилие, терпимость, ответственность, благоговение перед жизнью и ноосферность – это ценности какой цивилизации?

а) космогенной;

б) техногенной;

г) постиндустриальной;

д) антропогенной (духовно-экологической).

7. Концепция устойчивого развития в качестве основы для согласованных практических действий мирового сообщества была принята в 1992 г. на проведенной в рамках ООН международной конференции, которая проходила:

а) в Сантьяго;

б) в Париже;

в) в Рио-де-Жанейро;

г) в Лондоне.

8. Среди трех основных аспектов устойчивого развития, установленных в декларации Йоханненсбурского «Саммита Земли», отсутствует:

а) экономическое развитие;

б) этно-национальное развитие;

в) социальное развитие;

г) охрана окружающей среды.

9. Когда была разработана и принята первая национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) Республики Беларусь?

а) 1994 г.;

б) 1997 г.;

в) 2000 г.;

г) 2004 г.

10. Национальная стратегия устойчивого социально-экономичес-кого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) принята:

а) в 2000 г.;

б) в 1997 г.;

в) в 2010 г.;

г) в 2004 г.

Л и т е р а т у р а: [5; 7, с. 463–467; 15, с. 443–446; 16, с. 450–524; 17, с. 325–330, 405–411, 420–425, 449–469; 18, ч. 2, с. 465–472, 493–512, 558–585; 27; 29, с.537–554; 31; 35,

с. 109-119; 43; 47; 48; 60; 65; 67; 73; 74].

Тесты для самоконтроля. 1. Какая стратегия в отношениях между культурами признается в современной философии - student2.ru

Рис. 9.1. Триадичная модель устойчивого развития

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

           
   
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
 
  Тесты для самоконтроля. 1. Какая стратегия в отношениях между культурами признается в современной философии - student2.ru   Тесты для самоконтроля. 1. Какая стратегия в отношениях между культурами признается в современной философии - student2.ru

Тесты для самоконтроля. 1. Какая стратегия в отношениях между культурами признается в современной философии - student2.ru

Рис. 9.2.Основные цели устойчивого развития

Т а б л и ц а 9.1. Определения понятия «устойчивое развитие»

№ п/п ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТОЧНИК (АВТОРСТВО)
1. Развитие, при котором нынешние поколения удовлетворяют свои потребности, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять собственные нужды, собственные потребности Доклад Комиссии Брундтланд (1987 г.)
2. Такая модель развития общества, при которой удовлетворяются основные жизненные потребности как нынешнего, так и всех последующих поколений В. Коптюг
3. Такое развитие, которое обеспечивает реальное улучшение качества жизни людей и в то же самое время сохраняет природное разнообразие Земли Всемирная стратегия охраны природы (World Conser­vation Strategy. IUCN, UNEP and WWF), 1980 г.
4. Управление совокупным капиталом общества в интересах сохранения и приумножения человеческих возможностей Всемирный банк
5. Управляемое системно-сбалансированное социоприродное развитие, не разрушающее окружающую природную среду и обеспечивающее выживание и безопасное неопределенно долгое существование цивилизации А. Урсул
6. Целенаправленный процесс управления социально-экономической системой муниципального образования, обеспечивающий устойчивость связей, элементов и структуры системы в целом в направлениях роста уровня качества жизни населения в рамках баланса с окружающей средой М. Кувшинов
7. Такое развитие, которое не влечет за собой необратимого изменения среды обитания человека Н. Давыдова, О. Тимофеева
8. Реализация стратегии человека, его пути к эпохе ноосферы, то есть к состоянию коэволюции общества и природы Н. Моисеев
9. Переход от «экономики использования ресурсов» к экономике их системного воспроизводства О. Пчелинцев
10. Процесс, ориентированный на постоянное сохранение динамического равновесия посредством целенаправленного использования имеющегося потенциала и условий внешней среды А. Цвикилевич

Приложение 1

Экзаменационные вопросы по учебной дисциплине

«Философия» (обязательный модуль «Философия»)

1. Предмет философии и его историческая динамика. Роль философии в жизни человека и общества.

2. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Философия как рационально-теоретическое мировоззрение.

3. Взаимосвязь онтологических, гносеологических, антропологических и аксиологических аспектов философии.

4. Рефлексивность, критичность, творческий характер философского мышления. Функции философии в системе культуры.

5. Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии. Основные школы и направления философии древнего Востока.

6. Особенности античной философии и ее влияние на последующее развитие философской мысли.

7. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре.

8. Особенности философии эпохи Возрождения.

9. Философия Нового времени и обоснование методов научного познания.

10. Немецкая классическая философия.

11. Основные достижения философии марксизма.

12. Классическая и неклассическая философия. Неклассическая философия XIX века.

13. Важнейшие направления неклассической философии XX-XXI вв., их общая характеристика.

14. Философия постмодернизма.

15. Философская мысль в Беларуси.

16. Категория бытия и его интерпретации в истории философии. Проблема бытия в философии XX-XXI вв.

17. Понятие материи в философии и науке. Пространственно-временная и динамическая организация бытия.

18. Диалектика как философская теория развития.

19. Понятие природы. Естественная и искусственная природа. Идея коэволюции общества и природы.

20. Синергетика как новое видение природы. Основные идеи и принципы синергетики, и ее роль в постижении бытия.

21. Проблема человека в философии: основные концепции и направления исследования. Проблема сущности и существования человека в современной философии.

22. Деятельность как сущностная характеристика природы человека, основные направления деятельности. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности.

23. Проблема сознания и основные стратегии его исследования. Структура, свойства, признаки и функции сознания. Философско-антропологические проблемы психоанализа.

24. Человек в современном информационно-коммуникационном пространстве. Философия и «жизненный мир» человека в культуре XXI века.

25. Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие типов познавательной деятельности. Структура познавательного процесса. Субъект и объект познания.

26. Основные формы чувственного и рационального познания. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе.

27. Познание как постижение истины. Основные концепции истины.

28. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний. Функции науки в современном обществе. Этика науки и ее роль в становлении новых типов научной рациональности.

29. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования. Формы научного знания.

30. Понятия социальной реальности и общества. Особенности социального познания. Стратегии исследования общества в современной философии.

31. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Материально-производственная, политическая и социальная сферы общественной жизни. Духовная жизнь общества, ее уровни и области.

32. Философия истории и основные подходы к ее исследованию.

33. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Понятия техники и технологии, их роль в жизни общества.

34. Философия культуры.

35. Ценности, вызовы и риски в современном обществе. Глобализация, глобальные проблемы и перспективы человечества. Философско-мировоззренческие аспекты стратегии устойчивого развития.

Приложение 2.

Наши рекомендации