Философия как разновидность мировоззрения. 4
Как было отмечено во введении, изучение философии способствует формированию собственной мировоззренческой позиции человека. Что же такое мировоззрение? Мировоззрение– это особый способ духовного освоения мира, который осваивается с точки зрения взаимоотношений с ним человека. Объект мировоззрения – мир в целом, но предмет, т.е. то, что оно выделяет в объекте,– это именно взаимоотношение мира и человека. Поэтому мировоззрение всегда субъективно, личностно окрашено. В структуремировоззрения можно выделить:
· познавательный компонент, поскольку оно способствует формированию целостной картины мира, формирующейся на основе жизненного опыта человека и научного знания;
· ценностно-нормативная составляющая, т.к.мировоззрение интегрирует в себе ценности, нормы, убеждения, принципы, верования и идеалы;
· эмоционально-волевой компонент, позволяющий превращать знания, ценности, нормы в личные взгляды и убеждения при помощи эмоций, чувств и волевых состояний человека. Без этой составляющей первые две были бы чисто созерцательными;
· практический компонент, проектирующий определенный тип поведения человека.
В истории человечества выделяется три основные формы мировоззрения: 1) мифология; 2) религия; 3) философия. Рассмотрим каждую из них более подробно.
Мифология. Мифология является, согласно антропологическим и этнографическим исследованиям, наиболее древней формой мировоззрения, а, следовательно, и жизненной ориентации человека. В мифе человек не выделяет себя из окружающего мира природы, поэтому последний вряд ли отражается в нем, как нечто особенное. Предметом отражения является сама первобытная община, а основная функция мифологического сознания имеет не познавательный, а практический характер и состоит в конституировании человеческой общности,регуляции отношений между людьми. Миф необходим для мобилизации сил коллектива, для его сплоченности, от которой зависит степень выживаемости последнего. В этой связи главная мифологическая установка заключается в максимальном подчинении жизни индивида интересам сплочения. О практическом руководстве первобытных верований и поведения, осуществляемом в мифах, свидетельствует и тот факт, что их самой древней формой являются мифы-плачи, мифы-выкрики, мифы-приказания. Мифологическое сознание внушает, а не объясняет, объяснять не его задача, оно не служит для удовлетворения «любознательности» индивида или коллектива. При этом мифологическое сознание требует максимальной активности таких психологических способностей человека, как эмоции, чувства, фантазия, воображение, интуиция, наглядно-практическое мышление. Первобытный человек мыслит, и результат его мышления проявляется в предметной деятельности, а знание выступает пока еще только в неявной форме.
Религия. Религия выступила в истории человечества второй формой мировоззрения. Границу между нею и мифологическим сознанием определить достаточно трудно. Не случайно немецкий философ Георг Гегель (1770 – 1831) в «Философии религии» называет мифологию «непосредственной религией». У них, несомненно, есть общие черты. Культовая сторона религии, будучи совокупностью социально значимых коллективных действий, также как и мифология связана с общением и отражает его, также как и миф вличностно-образной форме. Однако у мифологии и религии имеются и существенные различия:
1) миф– универсальная и единственная на определенном этапе форма общественного сознания. Его носителем является общество в целом. Религия же возникает на основе образования специализированных групп священнослужителей (жрецов), занимающихся производством религиозной идеологии профессионально;
2) миф регулирует отношения между индивидами в первобытной общине посредством запретов и регламентаций, религияопосредованно, воздействуя на их духовный мир. В этом случае важнейшим психологическим инструментом освоения человеком мира является религиозная вера. Здесь следует отметить, что понятие веры в философской литературе рассматривается в различных смыслах: как мировоззренческий и этический принцип, психологическая и гносеологическая установка, как нечто присущее исключительно религии. В вере, прежде всего, выражается мировоззренческая позиция человека. Вера, фактически, определяет все человеческое мировоззрение, центрирует его.И в этом смысле уничтожение веры грозит невозможностью осуществления человеком целеполагающей деятельности вообще, распадом духовного строя личности. Веру можно рассматривать и в качестве психологической установки, связанной с такими понятиями как «доверие», «верность» и др. В этом смысле она обычно отождествляется с надеждой. В данном случае вера может являться предпосылкой мысли и действия, где опытная проверка затруднена или невозможна, но и, напротив, когда, исходя из опыта, мы полностью полагаемся на повторяемость какого-либо действия или события («привычка» Дэвида Юма). Бывают такие пределы человеческого отчаяния, когда спасти может только вера... Идея веры является абсолютной духовной защитой от всех напастей человеческой жизни. Однако одной идеи еще мало. Чтобы действительно стать духовной, она должна воплотиться не только в уме человека, но и в его чувстве, сердце. Иными словами она представляет собой интегративное состояние чувств, мыслей, воли, целостный личностный акт, объединяющий в себе результаты опытных данных, а также умозрительные представления человека, определяющие его мировоззрение и практическое поведение. Вера задает горизонт знания и познания. Здесь раскрывается ещеодин,гносеологический аспект веры, который, прежде всего, состоит в признании безусловной истинности чего-либо на основе субъективной значимости, превышающей убедительность фактических и логических доказательств. Для религиозной веры таким истинным «предметом» является Бог, открывающий себя человеку в особом религиозном опыте. При этом нужно отметить, что проблема соотношения веры и разума (знания) в истории христианской мысли занимает особое место, но об этом речь пойдет в одном из последующих разделов. Между тем, продолжая сопоставление религии и мифологии, следует отметить, что архаические мифы и ритуалы, повторяясь из поколения в поколение, также принимаются на веру. Однако вера первобытного человека – это не религиозная вера, а доверие через внушение (суггестию), которое тождественно чувству принадлежности индивида к коллективу общины. В данном случае вера выступает как психологический феномен.
3)Третье отличие религиозного сознания от мифологического –разное понимание мира, характерное для этих форм мировоззрения.В религии,в отличие от мифологии, мир расщепляется, удваивается: возникает священный мир (сакральный) и мирской (профанический), а также естественный и сверхъестественный. Чудеса в мифологии – это норма, не вызывающая у человека удивления. Естественное и сверхъестественное тождественны. В религиозном же сознании чудо, наряду с собой, предполагает и нормальный, естественный порядок;
4) в религии по сравнению с мифологиейсущественно изменяется понимание Бога и его назначения. Мифологический бог – это основатель рода, тотем, который не сразу становится человекоподобным. Бог религий антропоморфен. При этом мифологические боги не знают морали, не знают иного закона, кроме закона «своей природы». Бог религии, например, христианский Бог, есть Абсолютное Добро, Истина и Красота. Иными словами, по сравнению с мифологией, религия сделала шаг вперед, придав мифу нравственную окраску, которой собственно мифологическое сознание не имело.
Завершая анализ соотношения мифологии и религии как двух древнейших форм мировоззрения, следует подчеркнуть, что миф существует самостоятельно до возникновения религии; как элемент религии (наряду с ритуалом, он является составной частью религиозного культа, выступая в виде культового текста), а также – параллельно с религиозным мировоззрением, например, как народная сказка или фрагмент современного общественного сознания.
Философия.Философия в истории человечества является третьей, научно-теоретической формой мировоззрения, отличающейся рациональностью, системностью, логичностью и теоретической оформленностью. Как же происходил процесс становления философии? На протяжении тысячелетий человечество ориентировалось в мире, опираясь на религиозно-мифологические представления. Но на рубеже VII – VI веков до нашей эры в трех разных географических регионах человеческой ойкумены – Греции, Индии и Китае происходит так называемый интеллектуальный поворот, повлекший за собой формирование исторически первой теоретической формы познания – философии. Осуществляется переориентация общества на интенсивное развитие интеллекта (абстрактного мышления), который становится главным авторитетом в жизни человека и социума.
В исследовательской литературе сформировалось несколько концепций, объясняющих процесс генезиса философии:
1) согласно мифогенной концепцииединственным источникомфилософии объявляется мифология. Философия возникает из нее «путем внутреннего (имманентного) развития последней за счет изменения одной лишь формы: личностно-образная форма сменяется на безличностно-понятийную» (Чанышев А.Н., 1999, С. 20);
2)гносеогенная концепцияпроисхождения философииосновывается на факте существования исторически первой философии в форме фисиологии – знания о природе. Согласно этой позиции, философия возникает в качестве обобщенной системы знания;
3) один из ведущих исследователей данной проблемы Арсений Чанышев (1926 – 2005) обосновывает интегративную гносео-мифогенную концепцию возникновения философии, в которой выделяются три источника генезиса философии: мифология, знание, житейская мудрость (Чанышев А.Н., 1999, там же).
Кроме того, большинство ученых, исследовавших социально-исторические условия и предпосылки интеллектуального поворота и формирования философии как исторически первой теоретической формы знания, обосновывают особую роль в этом процессе технологической революции середины I тысячелетия до н. э., связанной с переходом человечества от бронзы к железу. Это социально-историческое событие повлекло за собой ряд последствий: изменение технологий, рост производительности труда, разделение труда, развитие товарно-денежных отношений. Данные процессы, в свою очередь, способствовали развитию у человека абстрактного мышления, ставшего способом формирования и функционирования новой формы мировоззрения – философии (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость), что дословно переводится как любовь к мудрости, стремление к познанию. Появление этого названия в истории философской мысли традиционно связывают с именем древнегреческого философа и математика Пифагора (580 – 500 до н.э.). Древнегреческий писатель Диоген Лаэртский (1-я пол. 3 в.) отмечает, что когда Пифагору задавали вопрос «Чем он занимается?», он отвечал, что занимается «философией». Заметим, что за рубежом для обозначения этой области познания используют, как правило, термин «метафизика». Но какие бы варианты названия не использовались, в любом случае философия способствовала (и продолжает способствовать) развитию у человека абстрактного мышления. Но что же оно представляет собой?
Абстрактное мышление – это обобщенное, отвлеченное мышление. Оно выражается в формах понятий, суждений и умозаключений.
Понятие – форма мысли, в которой происходит обобщение и отделение предметов данного класса по их специфическим признакам, то есть это логическая схема (конструкция), созданная разумом человека с целью отделения одной группы объектов от другой.
Суждение – форма мысли, в которой происходит утверждение или отрицание чего-либо о свойствах явлений и процессов. Суждения представляют собой связи двух или нескольких понятий.
Умозаключение – форма мысли, в которой из нескольких исходных суждений (логические основания или посылки) выводится новое суждение по правилам логического вывода (логическое следствие или заключение). Древнегреческий философ Аристотель (384 – 322 до н.э.) – создатель формальной логики – приводит следующий пример силлогизма: Все люди смертны, Сократ – человек, Сократ – смертен. Умозаключения делятся на индуктивные и дедуктивные. Дедуктивные умозаключения образуются посредством движения мысли от общего к частному, единичному. Индуктивные – наоборот.
Процесс развития абстрактного мышления привел к формированию философии. Изначально философией считалась синкретичная совокупность знаний, полученных при помощи разума. Она включала в себя элементы математики; астрономии и физики; географии и биологии; медицины. Впервые классификацию научного знания осуществил древнегреческий философ Платон (427 – 347 дн н.э.), а затем его ученик Аристотель. Аристотель выделяет три рода наук: теоретические, практические и творческие.
1) Теоретическое знание он определяет как знание ради самого знания (с целью раскрыть человеку загадки и тайны мира). К нему относятся:
· первая философия (метафизика) – учение о первоначалах и первопричинах всего существующего и способах познания этих первоначал, то есть о предельных основаниях мироздания. Основной способ познания – умозрение;
· физика – учение о природе чувственных явлений, материальных элементах мира;
· математика.
2) Практическое знание – знание ради деятельности. К нему относится:
· этика – наука о принципах и законах морали.
· политика – наука, изучающая законы управления и организации полиса.
3) Творческие науки включают в себя знания, объясняющие механизмы рождения нового (механизмы творческого процесса). Выделение творческого знания в особый род наук связано с одной из отличительных особенностей мировоззрения свободного эллина, который, в отличие от раба, считал достойным заниматься творческой, а не репродуктивной деятельностью.
Однако лучшим и высшим знанием Аристотель считал все же метафизику. Метафизика – это самое важное и совершенное знание, которому подвластно постижение недоступных для чувственного опыта, скрытых тайн мира. Впоследствии Гегель в «Лекциях по истории философии» назвал ее «золотым крестом над храмом познания». И действительно, метафизика считалась наукой наук, царицей знания. Ей как высшей теоретической науке подчинялись все остальные отрасли познания, призванные в основном собирать эмпирический материал. Такая ситуация сохранялась вплоть до ХVI века. К ХVI – ХVII веку аристотелевскую умозрительную физику, подчинявшуюся метафизике, вытеснило экспериментально-математическое естествознание, ядром которого являлась механика. У некоторых ученых возникло представление об исторической ненужности философии, якобы отжившей свое время как спекулятивной формы познания, не основывающейся на фактах. Недаром кому-то из отцов новоевропейского естествознания – то ли Исааку Ньютону (1643 – 1727), то ли Галилео Галилею (1564 – 1642) приписывали выразительную реплику: «Физика, бойся метафизики!». А у немецкого философа Вильгельма Виндельбанда (1848 – 1915) впоследствии возникла ассоциация драматических отношений между философией и частными науками с коллизиями шекспировского «Короля Лира» – метафизика, столько столетий бывшая властной госпожой в царстве знания, представлялась теперь беспомощной и ненужной. Тем не менее, философия не погибла! Параллельно процессу развития частных наук шел процесс развития самой философии: у нее формировался свой неповторимый предмет и способы его познания.