Основные концепции направленности и прогресса человеческой истории

В рамках философского осмысления динамики человеческой истории важное место занимает проблема направленности совершающихся в обществе изменений, идея прогрессивного развития общества. Само понятие «прогресс», как известно, происходит от лат. progressus — движение вперед, успех и характеризует направленность развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. В противоположность ему «регресс» обозначает тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процесс деградации, понижение уровня организации, наличие застоя или возврата к изжившим себя формам и структурам.

Проблема направленности совершающихся в обществе изменений зародилась еще в древности. Для Платона, Аристотеля, Полибия история общества представлялась как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии. Гесиод, Сенека рассматривали историю общества как регрессивный процесс, направленный по нисходящей линии. Для многих древнекитайских мыслителей «золотой век» также находится в прошлом. В христианстве впервые формируется идея внешнеисторической предустановленной цели общества, т. е. дается религиозное понимание истории общества как проявление воли бога, осуществление заранее предусмотренного божественного плана «спасения» человека. С бурным развитием капиталистических отношений и реальным ускорением общественного развития появляются оптимистические представления о всесилии человеческого разума, научного познания и о беспредельной способности человека к прогрессивному развитию. Считалось, что не нужно оглядываться на древних, необходимо расстаться с «идолами» прошлого и уверенно идти вперед. Гегель понимает исторический прогресс как саморазвитие мирового духа и, пытаясь объяснить переход от одной ступени общественного развития к другой, прибегает к теодицее, т. е. к идее оправдания Бога за то, что он допустил существование зла в истории. С точки зрения марксистской концепции развития общества, прогресс связан с развитием производительных сил и совершенствованием производственных отношений, ростом производительности труда, развитием науки, постепенным овладением стихийными силами природы, освобождением людей из под гнета стихийных общественных сил, социально-политичес­кого неравенства и духовной неразвитости. Таковы были критерии исторического прогресса и в соответствии с ними различные формации (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая) рассматривались как закономерные стадии поступательного прогрессивного развития человечества.

Таким образом, в различные эпохи в качестве критерия прогресса рассматривались различные явления. Критерием прогресса считали развитие разума, науки и техники. Для социалистов-утопистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн) основой прогресса выступала мораль, нравственный принцип, в соответствии с которым люди должны относиться друг к другу, как братья. Немецкий философ Фридрих Шеллинг полагал, что только постепенное приближение к правовому государственному устройству может выступить критерием исторического прогресса. Гегель считал, что прогрессивное развитие общества связано с ростом сознания свободы. Марксистская традиция связывала критерий общественного прогресса с высшим уровнем материального производства, техники, экономических отношений и развитием производительных сил, включая самого человека. В каждом из этих подходов в качестве критериев социального прогресса выступали весьма важные показатели развития общества — разум, наука, техника, мораль, право, мера свободы, которую общество может предоставить человеку, а также развитие производственных сил, которые не утратили своей значимости и в наше время.

. Вместе с тем осмысление трагических реалий природного и социального бытия в ХХ в., необходимость решения жизненно важных планетарных проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс — это экологическая, энергетическая и др. глобальные проблемы современности — актуализирует проблему поиска критерия социального прогресса в современных условиях. Налицо диспропорция между прогрессом техники и науки, прогрессом в области квалификации и профессионализма, управления и организации производства, в целом материального производства и потребления и ростом отчуждения человека «в массовом обществе», уровнем духовной культуры общества. Неслучайно появление в ХХ в. различных концепций «конца истории» (Фукуяма Фр. и др.) и пессимистических утопий («О дивный новый мир!» О. Хаксли, "1984" Оруэлла и др.), в которых обосновывается убеждение, что любые попытки воплотить в жизнь справедливый общественный строй сопровождаются катастрофическими последствиями.

Понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими параметрами, характеристиками. Осознание хрупкости собственно человеческого существования, бытия как проблемы, обусловливает необходимость гуманистической стратегии в понимании сущности социального прогресса. Развитие человека в его духовном и телесном измерении, осознании самоценности человеческого существования, создание благоприятных условий для человека — в этом видится прогресс современного общества.

Таким образом, философская рефлексия над Ее Величеством Человеческой Историей приводила мыслителей к выявлению фундаментальных вопросов природы, специфики, причин и факторов развития человеческой истории, движущих сил исторического процесса, характера отношения прошлого, настоящего и будущего, построению различных исследовательских программ, описывающих механизмы развития человеческой истории, что и составляет проблемное поле философии истории в ее онтологическом измерении.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные черты общества как сложноорганизованной саморазвивающейся системы?

2. Какова природа и функции социальных противоречий и конфликтов?

3. В чем смысл концепций ненасилия в современной социальной философии?

4. Что такое социальная революция?

5. Что включает в себя понятие социальной трансформации?

6. Каково проблемное поле и основные модели философии истории?

7. Какова суть линейных и нелинейных интерпретации социальной истории?

8. Формационный, цивилизационный и культурологический подходы к истории общества.

9. Каковы критерии социального прогресса?

Литература

1. Арефьева Г.С. Общество как объект социально-философского анализа.— М., 1995

2. Бабосов Е.М. Конфликтология. Мн., 1997.

3. Бердяев Н.А. Философия неравенства.— М., 1990

4. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. — М., 1993

5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. (Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому). — М., 1991

6. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация.— М., 1996

7. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

8. Социология конфликта. — М., 1996

9. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. — СПб., 1995

10. Франк С.Л. Духовные основы общества. — М., 1992

11. Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. — М., 1993, 1998

12. Яковец Ю.И. История цивилизаций. — М., 1997

13. Яскевич Я.С. Социальная философия: антиномии человеческого бытия. Мн., 2006.

14. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1994.

Наши рекомендации