Регионы и хронологические рамки
Философию XIX—XXI вв. принято называть «современной философией».
Классификация мировой философии по периодам и регионам ее развития составляет довольно значительную проблему из-за неравномерного развития философии и культуры в целом у разных народов и в разных районах Земли.
Как уже отмечалось, что если период Древнего мира примерно совпадает для Запада и Востока, то эпоха Средневековья имеет для мусульманского и буддийского мира совершенно иные хронологические рамки (схема 45), нежели для христианского. Об окончании эпохи Средневековья для стран буддийского и мусульманского мира можно говорить лишь начиная с зарождения в них культуры Нового времени1, что фиксируется не с XVII в., как в христианском мире, а только со второй половины XIX в.
Начиная с этой последней даты характеристика «современной философии» (традиционная для западной философии XIX—XX вв.) может быть отнесена и к философским учениям этих двух регионов Востока. Тем самым хронологические рамки «современной философии» формально опять совпадают для всех основных регионов ее развития. При этом необходимо подчеркнуть еще два весьма существенных обстоятельства.
1 Интересно отметить, что зарождение культуры Нового времени в нехристианском мире произошло не в результате саморазвития этих цивилизаций, а под влиянием «извне» — в результате их столкновения и борьбы со странами европейской цивилизации.
Во-первых, начиная с эпохи Возрождения географические рамки «христианского мира» значительно расширились за пределы Европы2. Рассматривая общий ход развития мировой культуры, существенный для анализа философии в Новое время, необходимо отметить в первую очередь, что в XVIII—XIX вв. европейская культура стала доминирующей в Северной Америке. А это потребовало перехода от термин,] «культура христианского мира» к термину «культура региона европейской культуры» и, соответственно, от термина «философия христианского мира» — к термину «философия региона европейской культуры» Причем синонимом последней опять стал термин «западная философия» (схема 145), а всю противостоящую ей философию мусульманского и буддийского мира принято объединять под названием «восточная философия».
Во-вторых, в восточной философии XIX в. не фиксируется рождение принципиально новых учений или кардинального изменения в каких-либо прежних (в Индии продолжается развитие ортодоксальных школ и особенно веданты, а из неортодоксальных — джайнизма; в Китае — развитие неоконфуцианства, даосизма и чань-буддизма, в Тибете — тантризма, в Японии дзен-буддизма, в мусульманском мире — калама и суфизма и т.д.). В это же время имели место и попытки синтеза различных восточных учений. Принципиально новым явлением для этих регионов стало проникновение в них в XX в. философских учений Запада.
В силу социально-политических причин (и в частности, появления там коммунистических и социалистических партий) особое распространение в ряде регионов получил марксизм и неомарксизм (в Китае после победы «социалистической революции» одна из paзнoвиднocтeй неомарксизма вообще обрела статус «официальной философии») Можно также отметить влияние учения Л.Н. Толстого «о непротивлении злу насилием» на теорию и практику политической деятельности М.К. Ганди в Индии. Кроме того, во второй половине XX в. некоторые «восточные» философы попытались создать синкретические философские учения, учитывающие проблематику, подходы и достижения как восточной, так и западной философии. Но в основном такие попытки совершались теми, кто получил образование в западных университетах (например, учение японского философа Нисида Китаро (1870—1945), который пытался осуществить синтез конфуцианства, буддизма и западной философии).
Схема 145. Общее развитие мировой философии: хронологические рамки
* Пунктирная линия в данном случае означает, что это влияние прослеживается, но не может быть доказано.
Гораздо большее влияние оказала философия Востока на современную западную философию (схема 145): начало этого влияния прослеживается начиная с XVII—XVIII вв., но особенно значительным оно стало в XIX—XX вв. Так, в начале XIX в. можно отметить прямое влияние индийских упанишад на Шопенгауэра, во второй половине XIX в. — влияние буддизма и конфуцианства на Толстого, кроме того, в это время возникает такое мистическое направление, как теософия Блаватской, полностью построенное на индийско-тибетских учениях. А начиная с конца XIX в. и на протяжении всего XX в. наблюдается общее влияние веданты, йоги, буддизма и дзен-буддизма на такие течения западной философии, как философия жизни, прагматизм, экзистенциализм, психоаналитическая философия (особенно на Юнга и его последователей), феноменология, а также постструктурализм и постмодернизм.