Космогония и космология

Из апейрона выделяются две пары про­тивоположностей: горячее и холодное, влажное и сухое; их комбина­ции порождают четыре основные стихии, из которых состоит все в мире: Воздух, Вода, Огонь, Земля (схема 17).

Схема 17. Анаксимандр: космогония

космогония и космология - student2.ru

Самая тяжелая стихия — Земля — сосредоточивается в центре, об­разовав цилиндр, высота которого равна трети основания. На его по-

верхности располагается более легкая стихия — Вода, далее — Воз­дух. Земля находится в центре мира и парит в воздухе. Огонь образо­вал три сферы, разделенные воздушными перемычками. Непрерывное движение и действие центробежной силы разорвали огненные сферы, ее части приняли форму колес или колец. Так образовались Солнце, Луна, звезды (схема 18). Ближе всего к Земле находятся звезды, за­тем — Луна, а затем уже — Солнце.

Таким образом, все существующее в мире происходит из единого (апейрона). С какой неизбежностью произошло возникновение мира, с такой произойдет и его гибель. Выделение противоположностей из апейрона Анаксимандр называет неправдой, несправедливостью; воз­ращение к единому — правдой, справедливостью. После возвращения в апейрон начинается новый процесс космогенеза, и число возникаю­щих и погибающих миров бесконечно.

Схема 18. Анаксимандр: космология

космогония и космология - student2.ru

Происхождение жизни и человека.

Живое зародилось под воздей­ствием небесного огня из ила — на границе моря и суши. Первые жи­вые существа жили в воде, затем некоторые из них вышли на сушу, сбросив с себя чешую. Человек зародился и развился до взрослого состояния внутри огромных рыб, потом первочеловек вышел на сушу.

Анаксимен (Anaximenes)

Биографические сведения.

Анаксимен (ок. 588-525 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, ученик Анаксимандра. Занимался физикой, астрономией, ме­теорологией.

Основные труды.

«О природе» — работа не сохранилась.

Философские воззрения. Первоначало.

Анаксимен, так же как Фалес и Анаксимандр, был стихийным материалистом. Он не смог при­нять такую абстрактную сущность, как апейрон Анаксимандра, и в ка­честве первоначала всего сущего выбрал воздух— самую бескаче­ственную и неопределенную из четырех стихий.

Космогония и космология.

По Анаксимену, все возникает из возду­ха: «он есть источник возникновения (всего), что существует, существо­вало и будет существовать, (в том числе) и богов и божеств, остальные же (вещи) (возникают по его учению) из того, что произошло из возду­ха»1. В своем обычном состоянии, будучи равномерно распределен, воз­дух не заметен. Заметным же он делается под влиянием тепла, холода, влажности и движения. Именно движение воздуха есть источник всех происходящих перемен, главным при этом является его сгущение и раз­режение. При разрежении воздуха образуется огонь, а затем — эфир; при сгущении — ветер, облака, вода, земля, камни (схема 19).

Схема 19. Анаксимен: космогония

ЭФИР <=> ОГОНЬ <=> ВОЗДУХ<=> ВЕТРЫ <=> ОБЛАКА <=> ВОДА <=> <=> ЗЕМЛЯ <=> КАМНИ

--> — сгущение (холод)

<-- — разрежение (тепло)

Анаксимен считал, что Солнце, Луна и звезды — это светила, обра­зовавшиеся из огня, а этот огонь — из влаги, которая поднялась от Зем­ли. По другим источникам, он утверждал, что Солнце, Луна и звезды — это камни, раскалившиеся от быстрого движения.

Земля и все небесные тела — плоские и парят в воздухе. Земля неподвижна, а светила движутся воздушными вихрями. Анаксимен ис­правил ошибочные представления Анаксимандра о расположении не­бесных тел: ближе всего к Земле находится Луна, затем — Солнце, дальше всего — звезды.

1 Досократики. Доэлеатовский и элеатовский периоды. Минск, 1999. С. 124—125.

Учение о душе.

Беспредельный воздух является началом не только тела, но и души. Таким образом, душа — воздушна, а значит, и матери­альна.

Учение о богах.

Анаксимен считал, что не боги создали воздух, а сами боги возникли из воздуха.

Эфесская школа

Гераклит (Heraclitus)

Наши рекомендации