Т. коваль. этика труда православия

ВОПРОСЫ

· В чем специфика христианского отношения к хозяйственной жизни?

· Что такое «сверхэкономизм»?

· Каковы основные принципы трудовой и хозяйственной этики православия?

· В чем отличие православия от католицизма и протестантизма в отношении к хозяственно-экономической жизни?

· В чем разница между северным и южным направлениями в русском монашестве?

· В чем различие между православием и католичеством в отношении к социальному опрощению?

· Каково отношение православия к профессионализму?

· Каково отношение православия к собственности и богатству?

· Каково отношение русского религиозного сознания к проблеме вознаграждения за труд?

Преп. Серафим Саровский

Преп. Серафим Саровский (в миру Прохор Мошнин, 1759-1833) – один из наиболее почитаемых святых Русской Православной Церкви. Родился в г. Курске в семье купца. В 1778 г. стал послушником Саровской пустыни, через 8 лет был пострижен в монашество с именем Серафим. Добровольно удалясь в пустыню, проводил все время в строгом посте, молитве и трудах. Он наложил на себя трехлетнее молчальничество, затем в течение пяти лет был в полном затворе, в последствии в продолжение десяти лет находился в ослабленном затворе, т.е. принимал приходивших и приезжавших к нему людей. Выйдя из затвора, приложил много трудов к устроению и расширению Дивеевской женской общины. Он был наделен дарами прозрения и исцеления. Преп. Серафим Саровский в течение своей земной жизни 12 раз сподобился видений Божией Матери. И ко Господу он отошел во время молитвы перед иконой Божией Матери.

Помимо важнейшего богатства, переданного Церкви преп. Серафимом, - опыта живого молитвенного общения, он оставил и наставления. Как правило, они были краткими. Некоторые записал он сам, некоторые – те, кто слышал его. Николай Александрович Мотовилов был чудесно исцелен преп. Серафимом от тяжелой и продолжительной болезни. Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни состоялась в 1831 г. Эта беседа – одна из самых замечательных страниц в русском святоотеческом учении. Помимо учения о сущности христианской жизни, она включает изъяснение многих важных мест Священного Писания.

Преп. Серафим всегда был исполнен духовной радости и щедро изливал ее на тех, кто оказывался рядом с ним, обращаясь к каждому приходящему со словами «Радость моя! Христос воскресе!» Он всей своей жизнью подтверждал верность собственному завету «Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Память преп. Серафима Саровского совершается 2/15 января и 19 июля/1 августа.

БЕСЕДА ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО О ЦЕЛИ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ

ВОПРОСЫ

· Что преп. Серафим Саровский называет целью христианской жизни?

· Что такое «стяжание»?

· Зачем нужно стяжать Дух Святой?

· Как преп. Серафим Саровский толкует притчу о неразумных девах?

· Что означают слова Господа «Се, стою и двери и стучу» и «В чем застану, в том и сужу»?

· Какие мотивы могут руководить человеком при совершении добрых дел?

· Как вы понимаете: делать добро Христа ради?

· Какое значение преп. Серафим Саровский придает молитве?

· Как вы объясните использование преп. Серафим Саровский «торговой» терминологии, когда он говорит о стяжании благодати?

· В чем различие между действиями Духа Святаго и действиями темных сил в человеке?

· Каково действие благодати в душе грешника?

· Как распознается действие благодати в людях, ею просвещенных?

· Каково ваше отношение к духовно-нравственной позиции, отраженной в этом тексте?

Семен Людвигович ФРАНК. СМЫСЛ ЖИЗНИ

Что делать?»

· Какую формулировку в русском сознании приобретает проблема смысла жизни?

· Какие варианты ответов на вопрос «Что делать?» известны русской культуре? В чем их сходство?

· В чем Франк усматривает религиозные истоки идеи общего дела, которое спасет мир и соучастие в котором дарует смысл жизни личности?/

· Почему Франк считает, что вера в смысл жизни, обретаемый ч-з соучастие в великом общем деле, долженствующем спасти мир, не обоснована и противоречива?

· Каким, согласно Франку, должен мыслиться смысл жизни?

· Станет ли земная жизнь когда-нибудь более осмысленной?

· Какую формулировку вопроса о смысле жизни Франк считает единственно религиозно оправданной и трезвой?

· Как Евангелие отвечает на вопрос «Что делать»?

Условия возможности смысла жизни.

· Почему нельзя признать нашу жизнь «самоцелью»?

· Каким образом Франк обосновывает условия возможности смысла жизни?

· Какие условия необходимы для того, чтобы жизнь имела смысл?

Бессмысленность жизни

· О чем в большей степени свидетельствует эмпирическая действительность: о наличии в жизни смысла или об отсутствии его?

Самоочевидность истинного бытия

· Правомерно ли на основании только эмпирической природы мира и жизни умозаключать о всеобщей бессмысленности жизни?

· О чем свидетельствует наличие у человека знания о мире?

· Что означает понятие существования в отношении предметов духовного порядка?

· Откуда возникает в человеке стремление к осмысленной жизни, абсолютному благу, вечности?

Оправдание веры.

· Каким образом соотносятся Правда, Бытие, Свет, Совершенство, Вечность?

· Что Франк именует «сердечным знанием»? Что открывает человеку это «сердечное знание»?

· Что такое благоговение? Из каких чувств оно рождается? Какие истины открывает человеку это чувство? Как связано чувство благоговения с осмыслением жизни?

· Каким образом Франк решает проблему теодицеи?

· Почему смысл жизни нельзя найти в готовом виде раз навсегда данным?

Осмысление жизни.

· Какие две стороны присутствуют в вере как искании и усмотрении смысла жизни?

· Какая существует связь между любовью и самоуглублением?

· В чем Франк усматривает общественный смысл молитвенного и аскетического подвига?

· Почему Франк именует осуществление смысла жизни Богочеловеческим процессом?

Наши рекомендации