Т. коваль. этика труда православия
ВОПРОСЫ
· В чем специфика христианского отношения к хозяйственной жизни?
· Что такое «сверхэкономизм»?
· Каковы основные принципы трудовой и хозяйственной этики православия?
· В чем отличие православия от католицизма и протестантизма в отношении к хозяственно-экономической жизни?
· В чем разница между северным и южным направлениями в русском монашестве?
· В чем различие между православием и католичеством в отношении к социальному опрощению?
· Каково отношение православия к профессионализму?
· Каково отношение православия к собственности и богатству?
· Каково отношение русского религиозного сознания к проблеме вознаграждения за труд?
Преп. Серафим Саровский
Преп. Серафим Саровский (в миру Прохор Мошнин, 1759-1833) – один из наиболее почитаемых святых Русской Православной Церкви. Родился в г. Курске в семье купца. В 1778 г. стал послушником Саровской пустыни, через 8 лет был пострижен в монашество с именем Серафим. Добровольно удалясь в пустыню, проводил все время в строгом посте, молитве и трудах. Он наложил на себя трехлетнее молчальничество, затем в течение пяти лет был в полном затворе, в последствии в продолжение десяти лет находился в ослабленном затворе, т.е. принимал приходивших и приезжавших к нему людей. Выйдя из затвора, приложил много трудов к устроению и расширению Дивеевской женской общины. Он был наделен дарами прозрения и исцеления. Преп. Серафим Саровский в течение своей земной жизни 12 раз сподобился видений Божией Матери. И ко Господу он отошел во время молитвы перед иконой Божией Матери.
Помимо важнейшего богатства, переданного Церкви преп. Серафимом, - опыта живого молитвенного общения, он оставил и наставления. Как правило, они были краткими. Некоторые записал он сам, некоторые – те, кто слышал его. Николай Александрович Мотовилов был чудесно исцелен преп. Серафимом от тяжелой и продолжительной болезни. Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни состоялась в 1831 г. Эта беседа – одна из самых замечательных страниц в русском святоотеческом учении. Помимо учения о сущности христианской жизни, она включает изъяснение многих важных мест Священного Писания.
Преп. Серафим всегда был исполнен духовной радости и щедро изливал ее на тех, кто оказывался рядом с ним, обращаясь к каждому приходящему со словами «Радость моя! Христос воскресе!» Он всей своей жизнью подтверждал верность собственному завету «Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Память преп. Серафима Саровского совершается 2/15 января и 19 июля/1 августа.
БЕСЕДА ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО О ЦЕЛИ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ
ВОПРОСЫ
· Что преп. Серафим Саровский называет целью христианской жизни?
· Что такое «стяжание»?
· Зачем нужно стяжать Дух Святой?
· Как преп. Серафим Саровский толкует притчу о неразумных девах?
· Что означают слова Господа «Се, стою и двери и стучу» и «В чем застану, в том и сужу»?
· Какие мотивы могут руководить человеком при совершении добрых дел?
· Как вы понимаете: делать добро Христа ради?
· Какое значение преп. Серафим Саровский придает молитве?
· Как вы объясните использование преп. Серафим Саровский «торговой» терминологии, когда он говорит о стяжании благодати?
· В чем различие между действиями Духа Святаго и действиями темных сил в человеке?
· Каково действие благодати в душе грешника?
· Как распознается действие благодати в людях, ею просвещенных?
· Каково ваше отношение к духовно-нравственной позиции, отраженной в этом тексте?
Семен Людвигович ФРАНК. СМЫСЛ ЖИЗНИ
Что делать?»
· Какую формулировку в русском сознании приобретает проблема смысла жизни?
· Какие варианты ответов на вопрос «Что делать?» известны русской культуре? В чем их сходство?
· В чем Франк усматривает религиозные истоки идеи общего дела, которое спасет мир и соучастие в котором дарует смысл жизни личности?/
· Почему Франк считает, что вера в смысл жизни, обретаемый ч-з соучастие в великом общем деле, долженствующем спасти мир, не обоснована и противоречива?
· Каким, согласно Франку, должен мыслиться смысл жизни?
· Станет ли земная жизнь когда-нибудь более осмысленной?
· Какую формулировку вопроса о смысле жизни Франк считает единственно религиозно оправданной и трезвой?
· Как Евангелие отвечает на вопрос «Что делать»?
Условия возможности смысла жизни.
· Почему нельзя признать нашу жизнь «самоцелью»?
· Каким образом Франк обосновывает условия возможности смысла жизни?
· Какие условия необходимы для того, чтобы жизнь имела смысл?
Бессмысленность жизни
· О чем в большей степени свидетельствует эмпирическая действительность: о наличии в жизни смысла или об отсутствии его?
Самоочевидность истинного бытия
· Правомерно ли на основании только эмпирической природы мира и жизни умозаключать о всеобщей бессмысленности жизни?
· О чем свидетельствует наличие у человека знания о мире?
· Что означает понятие существования в отношении предметов духовного порядка?
· Откуда возникает в человеке стремление к осмысленной жизни, абсолютному благу, вечности?
Оправдание веры.
· Каким образом соотносятся Правда, Бытие, Свет, Совершенство, Вечность?
· Что Франк именует «сердечным знанием»? Что открывает человеку это «сердечное знание»?
· Что такое благоговение? Из каких чувств оно рождается? Какие истины открывает человеку это чувство? Как связано чувство благоговения с осмыслением жизни?
· Каким образом Франк решает проблему теодицеи?
· Почему смысл жизни нельзя найти в готовом виде раз навсегда данным?
Осмысление жизни.
· Какие две стороны присутствуют в вере как искании и усмотрении смысла жизни?
· Какая существует связь между любовью и самоуглублением?
· В чем Франк усматривает общественный смысл молитвенного и аскетического подвига?
· Почему Франк именует осуществление смысла жизни Богочеловеческим процессом?