Философия древнего востока
ТЕМА № 3. П Л А Н
семинарского занятия по философии для студентов 2 курса по теме:
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
1. Характерные особенности философии Древнего Востока.
2. Философия Древней Индии:
а/ отличительные черты индийской философии;
б/ ведущие религиозно-философские системы Индии;
в/ основные философские школы Древней Индии.
3. Философия Древнего Китая,
а/ специфика китайской философии;
б/ учение Конфуция;
в/ даосизм о природе человека.
4. Влияние восточной философии на медицину. Основные принципы традиционной восточной медицины.
ЛИТЕРАТУРА:
Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М., 1996
Курбатов В.И. История философии. – Ростов н/Д., 1998.
Антология мировой философии. В 4-х тт. Т. 1. – М., 1971.
Древнекитайская философия. Эпоха Хань. – М., 1990.
Древнеиндийская философия. Начало. – М., 1972.
Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. – М., 1997.
История китайской философии. – М., 1989.
Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. – М., 1992.
Основные положения теории традиционной восточной медицины. – Иркутск, 1980.
Сельченок К.В. Тайны восточной медицины. – Воронеж, 1994.
Чаттереджи С., Датта Д. Индийская философия. – М., 1994.
Фалев А.И. Классическая методология традиционной китайской чжен-цзю терапии. – М., 1991.
Контрольные вопросы:
1. Чем отличается мировоззрение Востока и Запада?
2. Что общего и в чем отличия индийской и китайской философии?
3. В чем специфика буддизма как философско-религиозной доктрины?
4. Сопоставьте и проанализируйте «восьмеричный путь спасения» буддизма и «восьмеричный путь освобождения» йоги. Что общего и в чем отличия?
5. Что такое локаята и «линия Брихаспати»? Сравните с античными линиями Демокрита и Платона.
6. Какую роль играла на Востоке нумерология? Как соотносятся методологические принципы логики и нумерологии?
7. Почему даосская этика называется иногда этикой парадоксов?
8. Чем отличается понимание человека у Конфуция и у даосов?
9. На каких философских идеях основывается традиционная восточная медицина?
10. Как относится современная наука к традиционной медицине Востока?
Темы докладов и рефератов:
1. Восток и Запад: единство и различие культур.
2. Мифологическое мировоззрение брахманизма.
3. Проблема начал мира в индийской философии.
4. Смысл человеческого существования в буддизме.
5. Материализм локаяты.
6. Теория классической йоги в трактате «Йога-сутра».
7. Китайская парадигма мироустройства.
8. Этика конфуцианства.
9. Антропология даосизма.
10. Принципы клинического мышления древних врачевателей.
Изучение темы «Философия Древнего Востока» поможет составить адекватное и целостное представление о генезисе философского знания, осмыслить своеобразие его развития на Востоке и на Западе, выявить и проанализировать определяющие тенденции их взаимодействия в современную эпоху.
Принципиальное методологическое значение имеет первый вопрос данной темы. Здесь ключевую роль играет сравнительная характеристика «западного» и «восточного» типов мировоззрения. В целях простоты и наглядности эту характеристику следует давать с помощью следующей таблицы.
Основные отличия мировоззрения Запада и Востока:
ЗАПАД | ВОСТОК |
1. Мировосприятие аналитическое, дифференцирующее | Мировосприятие синтетическое, целостное |
2. Мышление концептуально-систематизирующее, дискурсивное | Мышление интуитивное, внедискурсивное |
3. Преобладающий метод мышления – индукция | Преобладающий метод мышления – дедукция |
4. Мировоззрение индивидуалистическое, эгоцентрическое | Мировоззрение группоцентрическое, коллективистское |
5. Задача науки – познание объективного мира в целях его преобразования | Задача познания – разработка системы жизненных ценностей человека и технологий их реализации |
6. Цель деятельности – преобразование внешнего мира и удовлетворение потребностей человека | Цель деятельности – адаптация человека к миру |
7. Главный объект познания и деятельности человека – объективный мир | Главный объект познания и деятельности – сам человек |
8. Основной вопрос познания – соотношение истины и заблуждения | Основной вопрос познания – соотношение добра и зла |
9. Познание и нравственность четко разделены | Познание есть путь нравственного совершенствования человека, и наоборот |
10. Форма философствования – логическое изложение с доказательствами и аргументами | Форма философствования – аналогии, метафоры, притчи – со скрытым многоуровневым смыслом, поэтому требуется интерпретация |
11. Знание носит безличный и автономный характер | Знание носит личностный и скрытый (незафиксированный письменно) характер |
12. исключительно книжное приобщение к знанию | Приобщение к знанию только через диалог Учителя и ученика (гуру и чела) |
Второй вопрос темы – Философия Древней Индии – целесообразнее всего начать с анализа отличий индийского философствования и его сквозных проблем. Среди всех характерных черт индийской философии следует особо выделить шесть основных:
Отличительные признаки древнеиндийской философии:
1. синтетичность: индийская философия рассматривает любую проблему сразу со всех сторон – с точки зрения онтологии, этики, логики, психологии, истории и теории познания и т.д., не обособляя их друг от друга;
2. практическая направленность: философские проблемы рассматривались не столько для удовлетворения интеллектуальной любознательности, сколько в целях самосовершенствования человека;
3. акцентированная этическая направленность всей индийской философии;
4. все индийские философские школы и направления считали освобождение от страданий и подчинения закону кармы высшим благом и главной целью жизни человека и целью философии. При этом предполагалось, что для освобождения необходимо познание как теоретическое, так и практическое;
5. пессимизм: все произведения древнеиндийской философии пронизаны чувством неудовлетворенности и беспокойства. При этом, однако, пессимизм в индийской философии является начальной, а не конечной стадии учения, давая импульс этико-философским поискам.
6. древнеиндийская гносеология любых направлений изучает не внешние (видимые) признаки предметов и явлений (это характерно для европейского типа познания), а процессы, происходящие в сознании человека при соприкосновении с миром предметов и явлений. В этой связи индийская философия различает три вида сознания:
a. пракрити – материальное сознание;
b. пуруша – чистое сознание, та первичная духовная энергия, из которой возникли Вселенная и люди;
c. майя – сознание сновидения, мираж.
Каждое из данных видов сознания согласно индийской традиции существует реально и заслуживает специального изучения. Западная же философия признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) совершенно оставляла вне поля зрения вопросы подлинного и не подлинного бытия, действительности и иллюзорности.
Возникновение и развитие философского мышления в Индии изначально было тесно связано с толкованием и объяснением древних мифологических текстов – Вед (I – II тыс. до н.э.), Брахманов, а затем и с оппозицией брахманизму.
Именно в рамках брахманизма сформировался ряд идей, позже ставших общими для всей индийской культуры и для всех школ древнеиндийской философии. Эти сквозные идеи древнеиндийского мировоззрения:
1. «святейшее таинство брахманизма», идея о том, что Огненное жизненное начало (Агни) проводится в сердцевину растения, в семя организматолько и исключительно посредством воды – Сомы. Это главный принцип индийской натур-философии, ее стихийная диалектика, утверждавшая единство и борьбу противоположных начал (огня и воды, Агни и Сомы). Причем в отличие от Запада, акцентирующего внимание на борьбе противоположностей, Восток подчеркивает именно единство этих противоположностей (ср. Ян – Инь). На принципе единства и взаимопроникновения противоположностей построены все религиозные и философские учения, этика и повседневный быт людей, практика йоги и индо-тибетская медицина. Примечание: интересное выражение этой диалектике в индуизме: единство и борьба Вишну (который сохраняет Вселенную) и Шива (ее разрушает) Þ триада высших богов: Брахма (творец мира), Вишну и Шива (тримурти);
2. тождество Брáхмана и Áтмана. Брáхман – это высшая реальность, абсолютное безличное духовное начало, из которого возникает мир. Упанишады трактуют Брахман как генетическое и субстанциональное начало всего сущего. Все, что есть в мире, любая конкретная вещь возникает из Брахмана и разрушается, растворяясь в Брахмане. Сам же Брахман вне времени и пространства, вне причинно-следственных и других связей и отношений, свободен от качеств и действий. Воплощением брахмана является áтман – индивидуальная душа человека, любого живого организма. Иначе говоря, атман – это индивидуальное и одновременно универсально-космическое психическое бытие. Поэтому атман заключен во всех живых организмах. Это целое, бесконечное и универсальное «Я». Тело же человека (организма) является только внешней оболочкой души-атмана. Принцип тождества Брахмана и атмана означает отождествление объективного и субъективного Þ отождествление человека, его «Я» со всем необъятным космосом. И здесь тоже проявляется диалектика – единство и борьба брахмана и атмана, души и тела идеального и материального.
3. закон циклического развития – закон Риты. В Ведах бытие и небытие ассоциируются соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (бога-творца). Этот Космос-Брахма живет 100 космических лет (8640000000 земных лет), после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет – до нового рождения Брахмы. Þ Вся бесконечная история мира – это чередование жизни Брахмы-Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.
4. идея кармы – закона морального воздаяния. Этот закон означает, что совокупность всех добрых и дурных дел, совершенных данным человеком в предыдущих существованиях, определяет его судьбу в последующих инкарнациях. Это закон сохранения моральных ценностей, устанавливающий и поддерживающий порядок и справедливость. Данный закон призван объяснить различия в судьбах отдельных людей, совершающих одни и те же поступки в одинаковых условиях. Но последствия этих поступков разные. Сказывается вся совокупность прошлых жизней в сумме. По этому закону оказывается, что люди сами связывают себя своими собственными эгоистичными помыслами и поступками. Но человек, действующий без корысти, без эгоистической заинтересованности, стремящийся к постижению высшей реальности – связки Брахмана – атмана, способен преодолеть цепь перерождений (колесо сансары) и закон кармы. Примечание: согласно ведической традиции преодолеть подчинение закону кармы и обрести свободу дано лишь человеку (все другие живые существа лишены этой возможности). Реализация же данной возможности зависит только от усилий самого человека. Так освобождение от подчиненности закону кармы стало общей целью всех философских направлений и школ Индии.
Все эти идеи и положения анализируются и толкуются во всех философских школах Индии, хотя и по разному.