Человеке и идеальном государстве
Великий древнегреческий мыслитель Платон (427 – 347 до н.э.) (427 – 327 до н.э.), происходивший из царского рода Катридов, (по линии матери – потомок знаменитого политика-реформатора Солона), был представителем «золотой афинской молодежи». Платон предпочел политической деятельности, которую предназначала ему семейная традиция, занятия наукой, искусством, философией. Воспитанный в духе греческой калокагатии – идеала человека, сочетающего в себе совершенство тела и внутреннее нравственное благородство, он преуспел в литературе и спорте. Занятия искусством не помешали юноше одержать победу в Истмийских играх. За его импозантную атлетическую фигуру Сократ прозвал его Платоном («платюс» означает по-гречески «широкий»). Настоящее имя Платона – Аристокл. Переломным моментом в жизни и судьбе Платона стала встреча с Сократом, верным учеником которого он остался до самой смерти последнего в 399 году. Как уже отмечалось, переживания, связанные с обстоятельствами трагической смерти учителя, во многом явились экзистенциально-психологической подоплекой его последующих философских построений (жесткий дуализм мира идей и мира вещей, а также идея глубокого несовершенства последнего). Эти жизненные истоки творчества Платона глубоко раскрыл русский философ В.С. Соловьев в своем проникновенном эссе «Жизненная драма Платона». Творчество Платона представлено в 32 сохранившихся диалогах, главным персонажем которых является Сократ.
Согласно платоновским диалогам, существует три вечных начала мироздания:
1. Идеи, которые несут огромное смысловое содержание. В различных диалогах Платона они приобретают разные оттенки:
· сущности единичных вещей;
· целесообразные причины вещей (в диалоге «Федр», «Протагор», «Пир» и др.);
· родовые и видовые понятия;
· идеальные модели вещей (образцы совершенства).
1. Материя – чувственное начало (косное, бесформенное пространство);
2. Мировая душа – Эрос – стремление к совершенству, динамическое начало. Именно благодаря мировой душе, материальное начало стремится сблизиться с идеями, за счет нее связывается идеальное и чувственное, возникают единичные вещи.
При этом Платон утверждал, что вещи – бледные копии высших идеальных сущностей, образцов совершенства, идеальных начал. Есть красивые люди, предметы, однако красота самого совершенного человека или предмета есть лишь слабое отражение идеи красоты. Или идея справедливости вряд ли может соответствовать той справедливости, которая в той или иной мере воплощается в жизни реальных государств.
Учение о мире совершенных идей и мире несовершенных вещей имеет не только жизненные, но и гносеологические корни. Ведь, действительно, идеи (понятия) реально обладают определенной самостоятельностью по отношению к единичным предметам, которые они выражают. Реальные предметы могут возникать и уничтожаться, а идеи остаются и существуют независимо от жизни самих вещей.
У Платона мир идей имеет внутреннюю иерархию, на вершине которой находится высшая идея – идея Блага.
Тот же самый дуализм идеального и чувственно-материального обнаруживается в платоновском понимании человеческой природы. Человек – двойственное существо, обладающее душой и телом. Душа – нечто самостоятельное, самодостаточное и главенствующее в человеческой деятельности. Вместе с тем для обоснования необходимости телесности Платон развивает идею о сложном внутреннем строении человеческой души. Душа состоит из трех начал:
· разумного;
· аффективного;
· вожделеющего.
В образе возницы (разумное начало), управляющего колесницей, запряженной двумя конями (аффекты – благородные стремления: героизм, мужество, сила воли и т.д.; вожделеющая часть – физические потребности человека, которые могут принимать форму злоупотреблений и не подчиняться человеку), Платон воплощает идею человеческой души.
Душа изначально обитает в мире идей, затем вынуждена несколько десятков лет жить в теле человека, которое Платон называет «темницей души». После физической смерти тела она приобретает другую жизнь в зависимости от того пути, который человек имел при жизни. Если он был мудр, то такая судьба и будет ей уготована: она вернется в мир совершенных идеальных сущностей. Если человек стал в этой жизни рабом чувственных удовольствий, то душа попадет в другую оболочку (обжору ждет неблаговидное переселение души в свинью и т.п.). Иными словами Платон придерживается теории реинкарнации. Реинкарнация – в религиозных представлениях – повторное вселение бессмертной души в смертную оболочку, чаще – в человеческое тело; возвращение души из загробного мира в мир смертных.
Глубокая внутренняя связь прослеживается между учением Платона о человеке и его утопией идеального государств («Государство», «Законы», «Парменид» и др.).
В соответствии с внутренним строением человеческой души Платон выделяет 3 слоя граждан идеального государства:
1. Высший слой – мудрецы (философы), которые должны управлять государством. Это те люди, у которых наиболее развит разум.
2. Воины осуществляют охрана и безопасность государства (развита аффективная составляющая души).
3. Демиурги (земледельцы, ремесленники, торговцы) – те, кто обеспечивает материальное благополучие (у них развита лишь вожделеющая часть).
Каждый социальный слой выполняет свою функцию. Главное назначение всех слоев – обеспечение Блага государства, Блага единого целого, Блага социального организма.
В этом обществе недопустима частная собственность, брак и семья. В основе брака лежат отношения мужчины и женщины, направленные друг на друга, а не на благо государства. В этой связи оно должно взять на себя функцию отбора: подобрать самым красивым девушкам самых здоровых мужчин. Семья – это источник формирования частных, индивидуальных интересов, поэтому воспитание детей опять-таки должно взять на себя государство. Получается, что в платоновском проекте государства бесспорный приоритет принадлежит общему, целому, которому подчиняется все частное, индивидуальное.
Воплотилось ли учение Платона в жизнь? Отчасти да, поскольку любые тоталитарные общества в какой-то степени есть воплощение идей Платона (казарменный социализм, сталинский режим, фашизм и т.д.). Кроме того сам Платон, создавая свою теорию идеального государства, опирался на исторический опыт Спарты.
Платоновское учение о государстве вызвало впоследствии прямо противоположные оценки. Одним из его наиболее резких критиков явился современный британский философ-постпозитивист Карл Поппер, который в работе «Открытое общество и его враги» обвинил Платона в реакционности как основоположника идей тоталитаризма. Следует отметить, что в целом творчество Платона оказало огромное влияние на последующее развитие как западноевропейской, так и русской философской мысли. В этой связи уместно вспомнить ироничное высказывание другого современного философа – Альфреда Уайтхеда, размышлявшего об истории западной философии: «Что такое западноевропейская философия? Это Платон, а все остальное – лишь комментарии к Платону…» Хотя это высказывание носит иронически преувеличенный характер, тем не менее, оно не лишено серьезных оснований, в чем нам предстоит убедиться в последующем знакомстве с историей философской мысли.