Шесть Госвами Вриндавана
Шесть Госвами Вриндававана – это следующее поколение преданных после Господа Чайтаньи и Его ближайших спутников. Все они были выходцами из аристократических семей, но по указанию Господа на каком-то этапе оставили все и пришли во Вриндаван. Их общей миссией было:
1. Восстановить утерянные места, связанные с играми Господа Кришны (в те времена Вриндаван был непроходимыми джунглями).
2. Строить во Вриндаване храмы для поклонения Господу.
3. Писать произведения, объясняющие науку преданного служения (бхакти-шастры)
Точно также как Господь Чайтанья – это воплощение Радхи и Кришны, Шесть Госвами – это воплощения манджари, близких служанок Шримати Радхарани, которые вечно совершают самое сокровенное служение Божественной Чете на Голоке Вриндаване.
Главным из Шести Госвами считают Шрилу Рупу Госвами Прабхупаду. В духовном мире он – Рупа Манджари, само воплощение рупы или облика Шримати Радхарани. Рупа Манджари является там главной из помощниц Шримати Радхарани. Рупа Госвами основал храм Господа Говиндаджи во Вриндаване и написал работы, систематически излагающие науку чистого преданного служения. Рупа Госвами – абхидхея-ачарья. Его произведения «Бхакти Расамрита Синдху» и «Уджджвала Ниламани» в мельчайших подробностях объясняют, что такое бхакти-раса, или трансцендентные взаимоотношения с Господом. Последователей Господа Чайтаньи называют Рупанугами, что означает, что мы все следуем по стопам Шрилы Рупы Госвами в нашем преданном служении. На стадии практики мы следуем изложенному им методу слушания, воспевания, поклонения Божествам и т.д., а достигнув совершенства, мы присоединяемся к вечным спутникам Шримати Радхарани и Шри Кришны в духовном мире, где совершаем служение Им, вдохновляемые наставлениями Рупы Манджари.
Если Шрила Рупа Госвами объяснил науку чистой любви к Богу, то Шрила Рагхунатха дас Госвами показал пример того, что на практике означает чистая любовь к Господу, према-бхакти. Внешне Рагхунатха дас Госвами являл пример крайнего отречения и идеального следования вайдхи-садхане-бхакти. И вместе с тем внутренне, в своем духовном теле, он показывал пример безраздельной преданности лотосным стопам Шримати Радхарани как Рати или Туласи (как ласково называет ее Шримати Радхарани) Манджари. Само имя Рати Манджари означает, что она является воплощением любви Шри Радхи к Кришне. Шрила Рагхунатха дас Госвами является прайоджана-ачарьей, совершавшим свое сокровенное служение на берегах Радха-кунды. Имя Рагхунатхи даса Госвами настолько неразрывно связано с именем Рупы Госвами, что Гаудия-вайшнавы называют себя последователями Рупы-Рагхунатхи.
Шрила Санатана Госвами, старший брат Рупы Госвами, является самбандха-ачарьей и основателем храма Радхи Мадана-Мохана. В своих произведениях он во всех подробностях разъяснил положение Господа и Его разнообразных экспансий и энергий. Он был самым старшим из всех Госвами и пользовался их уважением, подобно отцу. В духовном мире Санатана Госвами – это Лабанга Манджари.
Шрила Гопал Бхатта Госвами, будучи выходцем из Южной Индии, где всегда были очень сильны традиции вайдхи-садхана-бхакти, заложил основы этого аспекта практики преданного служения для последоватей Господа Чайтаньи. В своих работах он изложил все подробности повседневной жизни преданного, поклонения Божествам (которым была посвящена вторая часть этого пособия – «Духовная практика вайшнавов). Шрила Гопал Бхатта Госвами стал духовным учителем знаменитого Шринивасы Ачарьи, о котором речь пойдет ниже. В духовном мире он – Гуна Манджари.
Шрила Джива Госвами оставил после себя огромное количество трудов, в которых он систематически изложил всю философию ачинтья-бхеды-абхеды, приведя ее полное обоснование с позиции священных писаний и логики. После ухода Рупы и Санатаны Госвами он стал лидером всех вайшнавов во Вриндаване и шикша-гуру для следующего поколения наших выдающихся ачарьев: Шринивасы, Нароттама и Шьямананды. В духовном мире Шрила Джива Госвами – Виласа Манджари.
Шрила Рагхунатха Бхатта Госвами был олицетворением «Шримад Бхагаватам», души всех вайшнавов. Когда он начинал петь стихи из «Бхагаватам» и объяснять их, даже самые каменные сердца начинали таять. В духовном мире он – Рага Манджари.
Шриниваса Ачарья написал замечательные молитвы, обращенные к шести Госвами Вриндавана, которые раскрывают их удивительные качества («Шри Шри Шад-госвами аштака»):
В глубоком почтении я склоняюсь перед шестью Госвами Вриндавана: Рупой Госвами, Шри Санатаной Госвами, Шри Рагхунатхой Бхаттой Госвами, Шри Рагхунатхой Дасом Госвами, Шри Дживой Госвами, Шри Гопалой Бхаттой Госвами, – которые танцуют в экстазе, поглощенные пением святых имен Кришны. Они – океан любви к Богу, и, поскольку они ни к кому не питают вражды, они пользуются любовью и негодяев, и честных людей. На них лежит благословение Господа Чайтаньи, и что бы они ни делали, каждому они приносят радость. Они целиком посвятили себя миссионерской деятельности, цель которой – спасти все обусловленные души материальной вселенной.
В глубоком почтении я склоняюсь перед шестью Госвами Вриндавана, которые тщательно изучили богооткровенные писания, желая ради блага всего человечества установить вечные религиозые принципы. Почитаемые в трех мирах, они – истинное прибежище для всех живых существ, поскольку охвачены чувствами гопи и поглощены трансцендентным любовным служением Радхе и Кришне.
В глубоком почтении я склоняюсь перед шестью Госвами Вриндавана, которые глубоко постигли Господа Чайтанью и потому замечательно описывают Его трансцендентные качества. Они способны очистить все обусловленные души от последствий их греховной деятельности, пролив на них дождь трансцендентных песен о Говинде. Они вызволяют живых существ из всепожирающей пасти освобождения и обладают искусством углублять океан трансцендентного блаженства.
В глубоком почтении я склоняюсь перед шестью Госвами Вриндавана, которые отвергли любое общение со знатью, считая его бессмысленным. Чтобы спасти несчастные обусловленные души, они отреклись от всего, оставив себе лишь набедренные повязки. Однако, хотя они и ведут образ жизни нищих, они всегда погружены в океан экстатической любви гопи к Кришне и постоянно купаются в его волнах.
В глубоком почтении я склоняюсь перед шестью Госвами, которые были поглощены поклонением Радхе-Кришне на трансцендентной земле Вриндавана, в чьих рощах эхом раздаются голоса кукушек, лебедей, журавлей, где танцуют павлины, где растет великое множество прекрасных деревьев, усыпанных цветами и отягощенных плодами, и где недра под корнями тех деревьев хранят в себе драгоценные камни. Эти шестеро Госвами способны даровать живым существам величайшее благо, ибо могут указать им цель жизни.
В глубоком почтении я склоняюсь перед шестью Госвами Вриндавана, которые строго следовали своим обетам повторять определенное количество святых имен на четках и приносить поклоны преданным. Они посвящали преданному служению каждую минуту своей бесценной жизни и так победили сон и потребность в пище. Кроткие и смиренные, они приходили в восхищение, вспомнив о трансцендентных качествах Господа.
В глубоком почтении я склоняюсь перед шестью Госвами Вриндавана, которые порой появлялись на берегу Радха-кунды или Ямуны, а порой приходили в Вамшивату. Переполненные восторгом сознания Кришны и любви к Кришне, они выглядели как безумцы, проявляя различные признаки трансцендентных эмоций.
В глубоком почтении я склоняюсь перед шестью Госвами Вриндавана, которые, ходя по Вриндавану, громко взывали: «О Радхарани, царица Вриндавана! О Лалита! О сын Нанды Махараджи! Где вы теперь? Быть может, гуляете сейчас по холму Говардхана, а может, отдыхаете под сенью деревьев у Ямуны? Где же вы?» В таком состоянии духа служили они Кришне.
Задание 93. Кто такие шесть Госвами Вриндавана?
Задание 94. Какие три характеристики шести Госвами из описанных в «Шри Шри Шад-Госвами Аштаке» являются, по вашему мнению, наиболее важными?
Рупа Госвами.
Встреча в Рамакели – инициация.
Наставления в Праяге.
Встреча в Пури – Лалита Мадхава.
Командировка и миссия во Вриндаване.
Юкта-вайрагья.
Радхарани и сладкий рис.
Расачарья – БРС, УДЖН, ЛМ, УП, Видагдха Мадхава, Дана-кели-каумуди, Уткаллика-валлари.
Родителей Санатаны, Рупы (1489-1564) и Валлабхи звали Кумардев и Реватидеви. Их древний аристократический род Сарасвати-брахманов вел свое происхождение из Карнатаки в Южной Индии, однако Кумардев переехал на жительство в Баклачандрадвип в Восточной Бенгалии, где и появились на свет эти три великих преданных. В то время Рупу и Санатану звали Амара и Сантош. Именами «Рупа» и «Санатана» их гораздо позже нарек Господь Чайтанья.
Во время своей первой встречи с Господом Чайтаньей братья служили в мусульманском правительстве Бенгалии, возглавляемой Навабом Хуссейном Шахом. Рупа и Санатана в ту пору носили персидские титулы Дабир Кхас («личный секретарь») Сакара Малик («инспектор финансов») и фактически осуществляли управление страной от имени Наваба. В то же время они рьяно изучали писания и ни на миг не забывали о лотосных стопах Господа. Рупа и Санатана еще до встречи с Чайтаньей прославились по всей Индии своими познаниями и искренней преданностью Господу. Рупа был автором нескольких книг по ведической философии, в том числе известной в наши дни «Хамсадуты», а Санатана со слезами экстаза регулярно декламировал «Шримад Бхагаватам» для всех, кто желал его слушать. История того, как они оказались на государственной службе, такова.
Наваб Хуссейн Шах угрозами принудил Рупу и Санатану к поступлению на государственную службу. Навабу Хуссейну было известно, как велика их популярность в народе (за беспримерную широту познаний в области духовной науки братьев называли «царями знания»). «Заставив их служить себе, – рассуждал Наваб, – я обрету большую власть над людьми». В случае отказа правитель грозил излить свой гнев на всю брахманическую культуру. Не сомневаясь, что нечестивый Наваб приведет свою угрозу в исполнение, Дабиру Кхасу и Сакару Малику не оставалось ничего другого, как принять его предложение. Братья опасались не за собственную жизнь. Их беспокоила угроза Наваба – причинить зло обществу вайшнавов. Последствия, возникшие в случае их неповиновения, были бы ужасны. Таким образом, подвергнувшись шантажу со стороны Хуссейна Шаха, братья были вынуждены поступить на государственную службу. Удовлетворенный полученным согласием, Наваб щедро одарил Рупу и Санатану, добросовестно выполнавших свои обязанности.
Отец братьев, Кумардев, молился за них, в глубине души понимая, что его сыновья – великие преданные, и все это происходит по плану Кришны. Сами Дабир Кхас и Сакара Малик, обеспокоенные своим положением, начали писать Господу Чайтанье, уповая на то, что Он удостоит их своим общением, А также, возможно, поможет решить их дилемму.
Покорившись судьбе, братья поселились в селении Рамакели, в провинции северной Бенгалии. Там они расходовали свое несметное богатство на создание копии обители Шри Кришны – «Тайного Вриндавана», имеющего искусно сделанные места для омовения. Кроме того, в этом «Тайном Вриндаване» никогда не прекращалось чтение о трансцендентных играх Господа. Тем самым Рупа и Санатана облегчили себе «заточение» на государственной службе.
Объясняя содержание писаний своим мусульманским коллегам, они обучились санскриту, арабскому, персидскому языкам, а также местным диалектам. Известно, что санскритом они овладели под руководством Сарвананды Видья-Вачаспати (брата Сарвабхаумы Бхаттачарьи), а знание персидского и арабского получили при помощи Сйеда Факира-уд-Дина, известного ученого и землевладельца из Сантаграма. Так братья жили в Рамакели, внешне (но, тем не менее, добросовестно) выполняя свои обязанности.
Когда Господь Чайтанья решил отправиться во Вриндаван, Он остановился в Рамакели специально для того, чтобы встретиться с Дабиром Кхасом и Сакарой Маликом. Господа сопровождали тысячи Его последователей, поющих и танцующих вместе с Ним. Узнав о прибытии Махапрабху, братья захотели встретиться с Ним. Однако, находясь на службе в мусульманском правительстве, они решили идти к Нему глубокой ночью инкогнито. Пробираясь через толпу преданных, они наткнулись на Нитьянанду Прабху и Харидаса Тхакура, которые тотчас же сообщили Господу Чайтанье о прибытии братьев. Господь Чайтанья был очень рад видеть Своих вечных спутников, и они, в свою очередь, также были несказанно счастливы. Припав к лотосным стопам Господа Чайтаньи с соломинками, зажатыми между зубами, братья зарыдали от радости. Наконец, они воссоединились со своим Господом и Спасителем, понимая, что Он положит конец их заключению на службе у Хуссейна Шаха.
Поднявшись с земли, Дабир Кхас и Сакара Малик вознесли искренние молитвы Господу Чайтанье:
– Слава Шри Кришне Чайтанье Махапрабху, самому милосердному спасителю падших душ! Слава Тебе, о Всевышний Господь! Мы принадлежим к низшему сословию. Круг нашего общения и образ жизни достойны всяческого осуждения. Поэтому мы чувствуем неловкость, представ перед Тобой. Нам стыдно перед лицом Твоей чистоты. Дорогой Господь, поверь, что нет в мире больших грешников и больших оскорбителей, чем Дабир Кхас и Сакара Малик. О Ты, принявший человеческий облик лишь только для того, чтобы освобождать погрязших в пороках, знай, что мы презреннее Джагая и Мадхая.
Господь Чайтанья ответил:
– Вы – Мои вечные слуги. С этого дня вы будете зваться Шри Рупа и Шри Санатана. И, пожалуйста, отбросьте свое смирение. При виде его Мое сердце разрывается на куски. Вы написали Мне несколько писем, отражающих ваше смирение. Из них Я понял величие вашего истинного духовного уровня. Сказать по правде, в Рамакели у Меня не было никаких других дел. Я пришел сюда лишь только для того, чтобы встретиться с вами.
Заверив Рупу и Санатану, что вскоре их служба в правительстве Хуссейна Шаха закончится, Он посоветовал им вернуться домой и не беспокоиться о будущем. Теперь, когда они без остатка вручили себя Кришне, их будущее было в Его руках
– Жизнь за жизнью, – говорил Господь Чайтанья, – вы были Моими вечными слугами. Я уверен, что очень скоро Кришна освободит вас.
С этими словами Он возложил руки им на головы. Рупа и Санатана простерлись ниц перед Господом и поместили на себя Его стопы. Затем Господь Чайтанья обнял их и попросил всех присутствующих дать им свои благословения. Так Господь Чайтанья дал посвящение двум Своим величайшим последователям.
Перед отъездом они выразили Господу Чайтанье свою озабоченность Его намерением продолжить Свой путь во Вриндаван. Они предупредили Его, что Хуссейн Шах, при всей его внешней почтительности, беспокоится о собственной политической власти и может усмотреть угрозу в таком влиятельном религиозном проповеднике, как Господь Чайтанья, особенно если он обнаружит, что вскоре двое его лучших помощников оставят службу ради того, чтобы присоединиться к Нему. Видя, что их аргумент не возымел действия, Рупа и Санатана напомнили Господу Чайтанье о том, что, согласно этикету, санньяси не подобает отправляться в святое место, такое как Вриндаван, в окружении большой свиты. Этого последнего соображения было достаточно, чтобы переубедить Его, и вскоре Он вернулся в Пури.Через несколько месяцев Он снова решил отправиться во Вриндаван, и на этот раз все обошлось без происшествий.
Шри Рупа Госвами и его младший брат Валлабха (которого Господь Чайтанья нарек именем «Анупама») были готовы без промедления отречься от мира и вести жизнь аскетов, тогда как Санатану Госвами связывали обязательства, данные правительсту Наваба. Из-за этого он не мог тотчас же оставить занимаемый пост и присоединиться к воодушевленным братьям. На пути в Праяг, Рупа и Санатана, занятые распространением послания Господа Чайтаньи, вновь повстречались с Ним, возвращавшимся из Своего паломничества во Вриндаван. Обратившись к Господу Чайтанье в величайшем смирении, братья посвятили Ему следующую знаменитую молитву:
намо маха-ваданьяйа , кришна према прадайа те
кришнайа-кришна-чайтанья, намне гаура-твише намаха
«О самое милостивое воплощение Господа! Ты – Сам Шри Кришна, представший в облике Господа Чайтаньи. Приняв золотистый цвет тела Шримати Радхарани, Ты щедро распространяешь то, что не являет ни одно другое воплощение – чистую любовь к Богу».
Получив удовольствие от услышанной молитвы, Господь Чайтанья стал наствлять Рупу и Анупаму: «Океан духовных взаимоотношений столь обширен, что полностью описать его невозможно. Никому не дано измерить ширину и глубину этого океана. Но просто для того, чтобы помочь вам представить себе его величие, Я поделюсь с вами одной его каплей». Затем Господь Чайтанья стал подробно описывать природу души, подтверждая каждое Свое утверждение ссылками на ведические произведения. Так в течение десяти дней Господь Чайтанья давал братьям наставления о кришна-таттве – Абсолютной истине, Шри Кришне; бхакти-таттве – преданном служении Кришне и раса-таттве – трансцендентных любовных взаимоотношениях с Кришной.
Проведя десять дней в общении с Господом Чайтаньей, Рупа и Анупама не хотели покидать Его. Они сопровождали Его до самого Бенареса и хотели проследовать с Ним в Пури, но Махапрабху повелел им сначала посетить Вриндаван, а затем, пройдя через Бенгалию, встретиться с Ним в Пури. Однако на пути в Пури Анупама оставил этот мир. Именно по дороге в Пури Рупе Госвами впервые пришла в голову мысль о том, что для рассказа об играх Кришны можно использовать театральное искусство. Подумав о возможном содержании подобных пьес, он написал приблизительный сценарий спектакля, рассказывающего о деяниях Кришны в образе мальчика-пастушка во Вриндаване и царя в Двараке. Приступив к этой работе, Рупа прибыл в селение под названием Сатьябхамапур (в Ориссе). Ночью ему приснился сон, в котором ему явилась прекрасная женщина и попросила написать отдельную пьесу про нее. Проснувшись утром, Госвами понял, что этой женщиной была Сатьябхама, супруга Кришны, и что она просила его написать две разные пьесы: одну про игры Кришны во Вриндаване, а другую – про Его царствование в Двараке.
Прибыв, в конце концов, в Пури, Рупа Госвами показал наброски двух своих пьес Господу Чайтанье, который подтвердил существование различий между играми Кришны во Вриндаване и Его времяпровождением в Двараке и указал на необходимость описывать их в двух отдельных пьесах. Развлечения во Вриндаване являют Кришну в Его сокровенном образе мадхурья, тогда как величественные игры в Двараке раскрывают Его форму аишварья, и смешение их неуместно. Так родились на свет пьесы «Видагдха Мадхава» и «Лалита Мадхава».
Находясь в Пури, Шрила Рупа Госвами в течение десяти месяцев общался с Господом Чайтаньей и получал от него наставления по науке сознания Кришны. Затем, услышав от Махапрабху о необходимости идти на священную землю Вриндавана, чтобы отыскать и возродить святые места, воздвигнуть величественные храмы и писать книги по философии Господа Чайтаньи, Шри Рупа отправился исполнять миссию Господа.
Пересекая Бенгалию, он за двенадцать месяцев не сделал ни одной остановки. Понимая, что его отречение от мира причиняет беспокойство семье и родственникам, Шри Рупа решил разделить свое состояние между близкими, дабы вселить в них чувство уверенности в завтрашнем дне. Кроме того, значительную часть своих богатств он передал брахманам и храмам в Бенгалии.
Придя во Вриндаван, Рупа Госвами посвятил свою жизнь выполнению миссии Господа. О том, как он воздвиг храм Говиндаджи, мы уже рассказывали в одной из предыдущих глав. Что касается его литературной деятельности, его перу принадлежит множество объемных произведений, шестнадцать из которых наиболее важны. В общей сложности Госвами написал около 100 000 стихов! Самые известные из его сочинений – «Видагдха Мадхава», «Лалита Мадхава», «Бхакти-расамрита-синдху», «Уджджвала-ниламани», «Упадешамрита», «Дана-кели-каумуди» и «Лагху Бхагаватамрита».
Произведения «Видагдха Мадхава» и «Лалита Мадхава», описывающие игры Кришны во Вриндаване и Двараке, мы уже затрагивали. «Бхакти-расамрита-синдху» представляет собой исчерпывающее описание науки преданного служения от самых начальных ступеней до самых возвышенной чистой любви к Богу. Именно здесь Рупа Госвами провозглашает принцип юкта-вайрагьи, полного отречения, когда преданный в глубине сердца полностью отрешен от всего, но внешне использует все имеющееся у него в служении Господу. Этим принципом в полной мере воспользовался Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, а затем Шрила Прабхупада, показав, как можно использовать все достижения современной цивилизации в распространении миссии Господа.
«Уджджвала-ниламани» содержит в себе подробнейшее описание супружеских взаимоотношений с Господом – тему, которая только вкратце затрагивается в «Бхакти-расамрита-синдху». «Упадешамрита» – это небольшой сборник наставлений, помогающих преданному в его духовном прогрессве. «Дана-кели-каумуди» содержит описание игры «сбора налогов», в которую время от времени играют Радха и Кришна во Вриндаване. «Лагху Бхагаватамрита» описывает самбандха-таттву – положение Кришны, Его различных экспансий, Его творения и их взаимоотношения.
Глубина познаний Рупы Госвами в науке сознания Кришны не имеет равных, поскольку он не только получил наставления от Чайтаньи Махапрабху, но и был уполномочен Им к написанию трансцендентных произведений. В духовном мире он является воплощением Рупы Манджари, одной их наиболее близких помощниц в духовных играх Радхи и Кришны. Рупа Манджари чрезвычайно привязана к Шримати Радхарани, и находится на том уровне духовности, когда личность уже ничего не желает для себя, а озабочена лишь тем, чтобы доставить удовольствие Радхике, ведь в конечном счете именно Она лучше всех служит Кришне.
Рупа Госвами не только подчеркнул этот момент в своих сочинениях, но и проиллюстрировал сказанное примером собственной жизни, особенно во время пребывания во Вриндаване. Как-то раз, совершая бхаджан, Рупа Госвами почувствовал сильное желание получить немного молока и сахара, чтобы приготовить кхир для Божества Говинды. «Потом, – рассуждал он, – я предложил бы эту освященную пищу своему гуру и старшему брату, Санатане Госвами». Стоило только Шри Рупе подумать об этом, как на месте его бхаджана появилась прекрасная юная девушка, протягивая ему молоко и сахар. «Вот возьми, – сказала она, – и, пожалуйста, приготовь для своего Божества хороший кхир». Произнеся эти слова, девушка исчезла.
Рупа Госвами поступил, как она просила: вскипятив молоко с сахаром, получил сладкое сгущеное молоко. Затем он предложил его Божеству и остатки принес Санатане, чтобы доставить ему удовольствие. Вкушая прасад, приготовленный Рупой Госвами, Шри Санатана явил все признаки экстаза. Какое-то время спустя, когда он стал способен контролировать себя, Санатана Госвами спросил Шри Рупу, где тот взял молоко и сахар. Услышав рассказ о прекрасной юной девушке, Санатана уже не сомневался, что сама Радхарани явила милость Рупе Госвами.
Однако, поскольку Шримати Радхарани являлась объектом их преданности, а они – Ее верными слугами, подобающие отношения между ними в расе «слуги и господина» были нарушены. История закончилась просьбой Санатаны к Рупе никогда впредь не принимать таких даров. Это один из примеров, подтверждающих неизмеримо высокое положение Рупы и Санатаны Госвами как вечных слуг Шримати Радахрани. Молитва Рагхунатхи даса Госвами гласит: «Поднося Ей орехи бетеля, растирая Ее стопы, принося воду, устраивая Ее тайные встречи с Господом Кришной и совершая разнообразное другое служение, манджари с любовью услаждают Шри Радху, великую царицу леса Вриндаван. Когда Божественная Чета наслаждается Своими играми, Они не чувствуют никакой неловкости в присутствии этих служанок, для которых Шри Радха дороже самой жизни. Я принимаю прибежище этих манджари, во главе которых стоит Шримати Рупа Манджари».
Задание 95. Каковы основные темы наставлений, данных Господом Чайтаньей Рупе Госвами в Праяге?
Задание 96. Каков вклад Рупы Госвами в миссию Господа Чайтаньи?
Задание 97. Каковы основные произведения, написанные Шрилой Рупой Госвами и раскрываемые в них темы?
Задание 98. Что означает для нас практически быть Рупанугами, последователями Шрилы Рупы Госвами?
Санатана Госвами.
Санатана Госвами (1488-1558) был старшим братом Шри Рупы и Шри Анупамы. Уже с раннего возраста он тяготел к изучению логики, философии, риторики и «Шримад-Бхагаватам». Для того, чтобы углубить свои познания в данных дисциплинах, он прошел обучение у таких светил, как Видья Вачаспати, Сарвабхаума Бхаттачарья, Парамананда Бхаттачарья и пандит Рамабхадра.
Хотя Санатана, также как и Рупа с Анупамой, был вынужден служить в мусульманском правительстве Бенгалии, он никогда не отступал от религиозного образа жизни. Он написал книгу «Садачар Паддхати», основанную на заключениях древних священных писаний и содержащую правила и ограничения, позволяющие человеку постепенно духовно прогрессировать. Сам он неукоснительно следовал этим принципам и, будучи грихастхой, ежедневно раздавал пищу брахманам, неимущим и прокаженным. Его милосердие не знало границ.
Как-то ночью во сне Санатане явился прекрасный санньяси и предостерег его от соблазнов мирской жизни. Он повелел ему идти во Вриндаван, чтобы восстанавливать забытые святые места и проповедовать духовное учение божественной любви. Утром Санатана рассказал об этом сне своему брату Рупе. Улыбнувшись, Рупа признался, что ему также известно об этом указании, и сказал Санатане, что Шри Кришна воистину явился в облике Господа Чайтаньи Махапрабху, чтобы дать дальнейшие указания относительно их духовного предназначения.
Днями и ночами Рупа и Санатана с нетерпением ожидали какого-нибудь знака. Когда же им удастся отречься от надоевшей государственной службы и полностью возместить ее служением лотосным стопам Господа? Юноши посоветовались со своей матерью, и она предложила им написать Господу Чайтанье. Так они и сделали и, не получив ответа, стали писать письмо за письмом. Наконец Господь ответил, но Его письмо содержвло лишь единственный стих из писаний: «Если женщина неравнодушна к кому-то другому, кроме своего мужа, она будет проявлять особое усердие в выполнение своих домашних обязанностей. Таким образом она будет пытаться оставаться вне подозрений. Но в глубине сердца она всегда будет ждать встречи со своим возлюбленным».
Рупа и Санатана поняли намек. Они и дальше должны ответственно относиться к своей работе в правительстве Наваба, по крайней мере, в течение какого-то времени. Но в глубине души они только и думали о том, как рано или поздно отдадут себя миссии Господа.
Госвами нужно было набраться терпения. Господь Чайтанья только что принял санньясу и отправился в Пури. Затем он начал двухгодичное паломничество по Южной Индии. Так прошло некоторое время, прежде чем Он отправился на север Бенгалии и встретился с ними в Рамакели. Эта встреча стала поворотным моментом в истории движения Господа Чайтаньи.
После встречи с Господом в Рамакели, Рупа и Анупама сразу же отреклись от мира. Санатана же был связан определенными обещаниями с Навабом, от которых не мог освободиться сразу. Пытаясь продолжать государственную службу и в то же время практиковать сознание Кришны, Санатана притворился больным, сказав Навабу, что останется дома, пока не поправится. Вместе с лучшими пандитами Рамакели он каждый день изучал «Шримад Бхагаватам». В это время лучшие ученые и преданные со всей округи приходили послушать, как Санатана декламирует «Бхагаватам».
Наваб почувствовал подвох. Он отправил к Санатане своего врача, от которого узнал, что Санатана не только совершенно здоров, но, помимо этого, превратил свой дом в ашрам, атмосферу которого освящали святые и чтение писаний. Разгневанный Наваб тут же вызвал к себе Санатану и хотел заставить его поехать вместе с ним в Ориссу, где собирался завоевать очередное царство. Когда же Санатана отказался сделать это, Наваб временно посадил его в тюрьму.
К счастью, Санатана получил письмо, в котором говорилось, что Господь Чайтанья отправился во Вриндаван. Рупа писал, что он и Анупама пошли повидаться с ним, и предлагал Санатане присоединиться к ним. Рупа, знавший о том, что Наваб держит Санатану в заключении, закончил свое письмо следующими словами: «Я оставил у одного торговца десять тысяч золотых монет. Воспользуйся этими деньгами, чтобы выбраться из тюрьмы. Так или иначе, освободись и приходи во Вриндаван».
Тогда Санатана решил подкупить тюремщика, посулив ему семь тысяч золотых. Видя, что тюремщик все еще не решается отпустить его, Санатана прибег к помощи почти шутливого довода, сказав, что хочет убежать из тюрьмы с одной лишь целью: отправиться в Мекку – главное место паломничества мусульман. Другим его доводом было то, что человек, освободивший обусловленную душу из тюрьмы, сам освобождается от обусловленной жизни.
Когда тюремщик, наконец, согласился, Санатане пришлось помочь ему придумать историю своего побега, чтобы оправдаться перед начальством. В конце концов, властей заинтересует, каким образом узнику удалось бежать. «Скажи им, что ты отвел меня к Ганге по нужде, – предложил Санатана, – и, усыпив твое внимание, я прыгнул в воду». Тюремщик согласился.
Хотя Санатана не был приучен к такого рода обману, данная ситуация была исключительной. Рупа Госвами сказал, что Верховный Господь Шри Кришна Чайтанья будет принимать посетителей во Вриндаване, и что Санатана должен увидеться с Ним. Помимо этого, Санатана был брошен в тюрьму практически ни за что, и Наваб по возвращению собирался освободить его. Учитывая эти обстоятельства, Санатана собирался немедленно освободиться из тюрьмы сам и отправиться навстречу Господу.
Как беглый заключенный, он не мог идти по главной дороге, потому что его, несомненнно, заметили бы и бросили обратно в тюрьму. Поэтому, Санатана и его слуга Ишана днем и ночью шли по опасным лесам, пока не пришли к возвышенности под названием Патада в Бихаре. Там они остановились на постоялом дворе, хозяин которого узнал от своего астролога, что Ишана прячет у себя восемь золотых монет, и решил убидь Санатану и его слугу, чтобы завладеть их деньгами. Ожидая своего часа, хозяин постоялого двора принимал их как почетных гостей и даже предложил свою помощь. Видя такую необычную дружелюбность со стороны этого человека, Санатана спросил Ишану, сколько у того с собой денег. Когда Ишана ответил, что у него семь монет (он солгал, чтобы оставить себе одну монету), Санатана взял эти деньги и добровольно отдал их хозяину постоялого двора, чтобы предотвратить насилие по отношению к себе и своему слуге. Зная, что Ишана утаил одну монету, Санатана позволил ему оставить ее у себя, но освободил его от обязанностей.
Этот поступок заставил хозяина постоялого двора полностью отказаться от своего намерения, и он даже помог Санатане пересечь эту гористую местность. По дороге Санатана остановился у своего зятя Шриканта. Узнав, в какой ситуации оказался Госвами, тот предложил ему пожить с ним и его семьей, но Госвами отказался. Его миссия был в высшей степени важна, и он никогда бы не согласился на жизнь в окружении семьи и друзей. Для кого-то другого это могло бы стать подходящим решением проблемы, особенно, если бы ему удалось сохранить Бога в центре своей жизни, но Санатане было суждено сыграть ведущую роль в миссии Господа Чайтаньи. По этой причине он отверг последнюю возможность вести беззаботную жизнь. Теперь он лишился слуги, и у него совсем не было денег, но впервые за долгие годы он чувствовал себя по-настоящему свободным. В доме Шриканта он не принял ничего, кроме добротного шерстяного одеяла, которое подарил ему зять.
Несколькими днями спустя Санатана пришел в Бенарес. Хотя он был расстроен тем, что Господь Чайтанья покинул Вриндаван, он узнал, что Махапрабху сейчас принимает посетителей в Бенаресе. Санатана тут же отправился в дом Чандрашекхары, поскольку знал, что Господь Чайтанья должен был остановиться именно там.
Когда Санатана подошел к его дому, Господь Чайтанья сказал Чандрашекхаре: «У твоих дверей стоит великий преданный. Пойди и пригласи его войти». Выйдя наружу, Чандрашекхара стал смотреть во все стороны, но так и не увидел никакого «великого преданного» или хотя бы кого-нибудь, пусть даже отдаленно его напоминающего. Когда он вернулся и рассказал об этом Господу Чайтанье, Тот спросил: «Что, у дверей совсем никого нет?»
Поскольку Санатана прошел через суровые испытания, пробираясь в Бенарес через джунгли, он выглядел очень неопрятным и, разумеется, мало походил на вайшнава. Поэтому Чандрашекхара ответил: «Вообще-то, я заметил одного растрепанного типа. Он был похож на отшельника-мусульманина. Возможно, это суфийский дервиш…»
«Немедленно приведи его сюда, – сказал Господь Чайтанья, – это – не какой-то дервиш». Тогда Чандрашекхара вышел и позвал Санатану, который сидел у двери. Услышав о том, что Господь Чайтанья желает его видеть, Санатана с радостью последовал за Чандрашекхарой во внутренний двор. Когда он вошел туда, Господь Чайтанья с любовью обнял его, и они оба погрузились в восторженную любовь к Кришне.
Санатана, рассказав Господу Чайтанье о своем пребывании в тюрьме и последовавших за этим событиях, был перепоручен заботам Чандрашекхары и Тапаны Мишры. Первым делом, по просьбе Господа Чайтаньи, ему сбрили длинные волосы и бороду. Затем Чандрашекхара отвел его к Ганге, чтобы он мог хорошенько вымыться, и после этого дал ему новую одежду. Санатана же отказался принять эту одежду, посчитав ее слишком роскошной. Это доставило огромное удовольствие Господу Чайтанье, потому что отказ принять эту одежду говорил о серьезном духе отрешенности Санатаны.
Во второй половине дня Господь Чайтанья и Санатана отправились обедать в дом Тапаны Мишры. Господь Чайтанья, хотя и чрезвычайно довольный Санатаной, то и дело поглядывал на его роскошное шерстяное одеяло, подаренное ему Шрикантом. Заметив это, Санатана понял, что Господь Чайтанья не одобряет этого. Дорогое одеяло не могло быть подходящей одеждой для человека, ведущего отреченный образ жизни, поэтому Санатана решил избавиться от него.
На следующий день, совершая омовение в Ганге, Санатана заметил нищего, который стирал в реке простое рваное одеяло, а затем разложил его для просушки. Подойдя к нему, Госвами спросил, не хочет ли тот поменять свое стеганое одеяло на его дорогой плед. Поначалу странник подумал, что Санатана смеется над ним. Но Госвами успокоил его: «Нет, нет. Я не шучу. Я говорю правду и действительно хочу поменять свой роскошный плед на твое старое одеяло». Нищий с радостью согласился.
Санатана вернулся к Господу Чайтанье с рваным одеялом, наброшенным на плечи. Когда Господь спросил его о пледе, Санатана рассказал всю историю, от которой они оба получили большое удовольствие. Затем Господь Чайтанья сказал: «Я думал об этом. Поскольку Шри Кришна очень милостив, он свел на нет твою привязанность к материальным вещам. Зачем Кришне позволять тебе сохранять хотя бы самую маленькую материальную привязанность? Хороший врач всегда лечит болезнь до конца».
Госвами согласился: «Шри Кришна, Верховная Личность Бога, спас меня от порочного материального существования. Его волей я освободился сейчас ото всех мирских привязанностей». Санатана не только по достоинству оценил милость Господа, но и признал, что это великая удача – общаться с Господом Чайтаньей, воплощением Господа, известным лишь посвященным. «По своей беспричинной милости, – сказал он Господу Чайтанье, – Ты увел меня с пути материалистической жизни. Теперь, по той же беспричинной милости, расскажи мне, каков мой долг».