Основные этапы развития античной философии
Античная философия охватывает период с 12-11 вв. до н. э. по 5-6 вв. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах).
В развитии античной философии можно с некоторой долей условности выделить четыре основных этапа.
Первый - охватывает период с 7 до пер. пол 5 в. до н. э. Этот период обычно называют досократовским, а философов, соответственно, - досократиками. К этому этапу относятся философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит Эфесский, Элейская школа (Парменид, Зенон), Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты (Левкип и Демокрит).
Сократовский или классический Второй этап охватывает период примерно с вторая половины 5 в. и до конца 4 в. до н. э. Он обычно характеризуется как классический. Этот период связан с деятельностью философов Протогора - софист, Сократа, Платона и Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижение античной классики.
Третий этап в развитии античной философии (конец 4 в. - 2 в. до н. э.) обычно обозначается как эллинистический. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд философских школ: стоическая и эпикурейская школы, скептицизм.
Четвертый этап античной философии (1 в. до н. э. - 5-6 вв. н. э.) приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Марк Аврелий), эпикуреизм ( Тит Лукреций Кар), скептицизм (Пиррон). В 3-4 века. н. э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, наиболее видным представителем был Плотин. Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую философию.
Поиск первоосновы мира в античной философии.
Человек рассматривался как Микрокосм по отношению к Макрокосму, как часть и повторение Макрокосма. Эта черта древнегреческой философии получила название космоцентризма. Космос - это противоположность Хаосу, это порядок и гармония в противоположность неупорядоченности.
Космоцентризм ранней античности можно трактовать и как ориентацию на выявление гармонии в человеческом бытии - ведь если мир гармонично упорядочен, если мир - это Космос, а человек есть его отражение и законы человеческой жизни подобны законам Макрокосма, то значит, и в человеке заключена (скрыта) подобная гармония. Общепринятое же значение "космоцентризма" таково: это признание за внешним миром (Макрокосмом) статуса, определяющего все остальные законы и процессы (включая и духовные).
Вторая характеристика философии античности – это онтологизм (первые мудрецы-физики искали "причины и начала бытия").
Поиск устойчивого первоначала мира был главной целью первых философов.
"Первопричины" - по-гречески "архе", что дословно означает "начало, принцип" всего сущего.
Основные досократовские школы.
Милетская школа.
Милет – один из греческих полисов, расположенных на востоке в Малой Азии. Фалес из Милета (640 – 545 до н.э.) в качестве "архэ" рассматривал воду; его ученик Анаксимандр (611 – 546 гг. до н.э.) – «Апейрон», что означает (по-гречески) «беспредельное, безграничное, бесконечное» Апейрон Анаксимандра материален, "не знает старости", "бессмертен и неуничтожим" и находится в вечном движении.
Анаксимандр утверждал, что апейрон - единственная причина рождения и гибели всего сущего. Апейрон все из себя производит сам, находясь во вращательном движении. Апейрон "выделяет противоположности - влажное и сухое, холодное и теплое; их парные комбинации образуют землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее), огонь (сухое и горячее). Как самое тяжелое, земля собирается в центре и окружается водной, воздушной и огненной сферами, между которыми происходит взаимодействия. В результате образуется суша. а небесная сфера размывается на три кольца, окруженные воздухом ”. Анаксимандр говорил, что это три обода колесницы, полые внутри и наполненные огнем, они не видны с земли -их нельзя воспринимать чувствами. В нижнем ободе множество отверстий, сквозь которые просматривается заключенный в нем огонь - это звезды; в среднем ободе одно отверстие - это Луна; в верхнем ободе одно отверстие - это Солнце; отверстия способны полностью или частично закрываться - это затмения; ободы вращаются вокруг Земли - и с ними вращаются звезды, Луна и Солнце".
У Анаксимандра присутствует общая идея (конечно, в крайне неразвитой форме ) эволюции живой природы и происхождения человека.
О происхождении человека: само живое зародилось на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. Первые живые существа жили в море. Затем некоторые сбросили с себя чешую и стали "сухопутными". Но человек у Анаксимандра произошел от морского животного; он зародился и развился до взрослого состояния внутри какой-то громадной рыбы. Родившись взрослым ребенком не смог бы выжить один, без родителей, - человек вышел на сушу.
Третий представитель милетской школы – Анаксимен (585 – 524 гг. до н.э.). Архэ, дающую жизнь всему живому он связывал с воздухом.