Тема 1.1. Философия как мировоззрение и культура мышления
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»
ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
Кафедра управления персоналом
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
____________С.О. Снисаренко
«____» _____________ 2014 г.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
По учебной дисциплине
ФИЛОСОФИЯ
Для всех направлений подготовки
Квалификация (степень) выпускника
БАКАЛАВР
Форма обучения Заочная
Санкт-Петербург
1. Предмет философии. Своеобразие философского познания.
2. Философия как категориальная рефлексия, ее роль в самоопределении личности.
3. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.
4. Основные и неосновные функции философии.
5. Зарождение философской мысли, ее культурно-исторические предпосылки.
6. Первоначала философии в Индии, Египте, Китае.
7. Античная философия Греции и Рима, ее роль в становлении европейской духовной традиции.
8. Спор об «универсалиях» в средневековой философии. Реализм и номинализм.
9. Философия эпохи Возрождения
10. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени.
11. Русская философия, ее истоки, особенности направления и этапы исторического развития.
12. Классическая немецкая философия.
13. Предмет и особенности диалектико-материалистической философии марксизма.
14. Основные течения философии ХХ-ХХI веков.
15. Развитие мира как совокупной реальной природы, общества и человека. Современное понимание их единства
16. Понятие бытия и его философский смысл.
17. Основные формы и уровни бытия.
18. Движение и развитие как основные атрибуты бытия.
19. Категории, законы и принципы материалистической диалектики как выражение общей теории развития и универсальной взаимосвязи всего сущего.
20. Понятие пространства и времени в философии, их сущность и основные свойства.
21. Проблема происхождения, эволюции и сущности сознания.
22. Структура и основные функции сознания
23. Мышление и язык. Значение и смысл, знак и символ.
24. Сущность познания, его ступени и формы
25. Многообразие видов и форм знания, его компоненты, аспекты и уровни.
26. Учение об истине. Истина и заблуждение. Критерии истины, ее конкретность.
27. Научное познание и его специфические признаки.
28. Эмпирические и теоретические методы научного познания.
29. Формы и логика научного познания.
30. Творчество как феномен познания и деятельности человека.
31. Специфика гуманитарных наук. Основания разделения наук на науки о природе и науки о духе (гуманитарные наук).
32. Особенности научного эксперимента в социальных и гуманитарных науках
33. Философское мировоззрение и научные картины мира.
34. Научные революции и смена типов рациональности.
35. Религиозная картина мира, ее специфика.
36. Общество как саморазвивающаяся система. Основные элементы общества.
37. Основные сферы общественной жизни и диалектика их взаимодействия.
38. Ценности, их природа и роль в жизни человека и общества.
39. Проблема взаимосвязи научных, философских и религиозных ценностей в формировании мировоззрения личности в современных условиях.
40. Развитие общества как исторический процесс. Диалектика объективного и субъективного в истории.
41. Личность и массы в истории.
42. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
43. Насилие и ненасилие в истории.
44. Философия о сущности человека.
45. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
46. Смысл бытия человека и проблемы смерти и бессмертия.
47. Свобода личности, ее сущность, формы и условия реализации
48. Социальная ответственность личности, ее сущность и формы
49. Культура как продукт жизнедеятельности человека и общества.
50. Материальная культура и производственная деятельность человека.
51. Духовная культура и духовная жизнь человека и общества, их взаимосвязь.
52. Человек как творец и произведение культуры.
53. Социальные функции культуры.
54. Мировая цивилизация в ХХI веке: глобальные проблемы и пути их решения.
55. Основные тенденции развития современного мира
56. Глобальные экологические последствия деятельности человека.
57. Информатизация общества, компьютеризация материального и духовного производства.
58. Проблема выживания и устойчивого развития человечества
59. Основные теоретико-методологические подходы к осмыслению взаимосвязи общества и природы.
60. Будущее человечества: прогнозы и сценарии.
Доцент кафедры В.А.Микляев
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»
ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
Кафедра управления персоналом
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
____________С.О. Снисаренко
«____» _____________ 2014 г.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
По учебной дисциплине
ФИЛОСОФИЯ
Для всех направлений подготовки
Квалификация (степень) выпускника
БАКАЛАВР
Форма обучения Заочная
Санкт-Петербург
Тема 1.1. Философия как мировоззрение и культура мышления
(ОК-1)
1. Первой исторически сформировавшейся целостной системой мировоззрения была______ .
2. Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка на русский означает:
а) «языкознание»;
б) «сила ума»;
в) «любовь к мудрости»;
г) «стремление к мудрости».
3. Философия отличается от мифологии и религии:
а) образностью представлений;
б) признанием сверхъестественных сил;
в) рационально-теоретическим представлением о мире;
г) признанием неких истин на веру
4. Философию от науки отличает:
а) функция получения точного знания;
б) объективная картина мира, включающая человека в качестве его элемента;
в) категориальная рефлексия над мировоззрением и любыми человеческими знаниями;
г) использование логических форм мышления.
5. Предметом философии является:
а) законы природы;
б) человек и его место в мире;
в) универсальные законы бытия природы, общества, человека и фундаментальные принципы отношения человека к миру;
г) законы истории и общества.
6.Философия по сути – это:
а) мудрость вообще;
б) умозрительное конструирование;
в) совокупность всевозможных ценностей и норм человеческой жизни;
г) система теоретически обоснованных воззрений на мир, на место и роль человека в нем.
7. Установите последовательность в развитии материализма
- Антропологический материализм Фейербаха
- Метафизический материализм Спинозы
- Диалектический материализм Маркса, Энгельса
- Атомизм Демокрита
- Механистический материализм Дидро, Гельвеция
8. Установите соответствие понятия и его определения.
Детерминизм | философское направление, которое исходит из первичности духовного по отношению к материальному |
Идеализм | философское направление, которое исходит из первичности материального по отношению к духовному |
Материализм | философские взгляды, основывающиеся на признании самоценности человека и его прав на абсолютную свободу с целью развития и самовыражения |
Гуманизм | философское учение об объективной закономерной причинно-следственной связи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира |
9. Метафизика — это ______________________
10. Установите последовательность в развитии идеализма.
- объективный идеализм Платона
- схоластический реализм Ансельма Кентерберийского
- монадология Лейбница
- трансцендентальный идеализм Канта
- абсолютный идеализм Гегеля
Тема 1.2. Основные этапы развития мировой философской мысли (ОК-1,ОК-4, ОК-13)
1. Философия возникла в:
а) XVII-XV вв до н.э.;
б) VII-VI вв до н.э.;
в) V-VI вв н.э.;
г) XVII-XVIII вв н.э.
2. Укажите древнекитайское религиозно-философское учение:
а) джайнизм;
б) буддизм;
в) конфуцианство;
г) йога.
3. Установите соответствие между философской школой и её представителями
Афинская | Фалес, Анаксимен, Анаксимандр |
Милетская | Ксенофан, Парменид, Зеноня |
Элеатская | Сократ, Платон, Аристотель |
4.В какой исторической последовательности жили три великих античных философа:
а) Аристотель, Платон, Сократ;
б) Платон, Аристотель, Сократ;
в) Сократ, Платон, Аристотель;
г) Сократ, Аристотель, Платон.
5.Впервые в центр философии ставит проблемы человека как морального существа:
а) Демокрит;
б) Сократ;
в) Гераклит;
г) Платон
6. Представителем эмпиризма философии нового времени был:
а) Бэкон;
б) Декарт;
в) Спиноза;
г) Гоббс
7. Установите соответствие философа и эпохи.
Августин Блаженный | Новое время |
Николай Кузанский | Средневековье |
Кант | Возрождение |
Платон | Античность |
8. В философском творчестве И. Канта выделяются периоды...
1. докритический и критический
2. логический и онтологический
3. рациональный и иррациональный
4. метафизический и диалектический
9.Назовите основную черту русской философии:
а) эмпиризм;
б) рационализм;
в) иррационализм;
г) нравственно-религиозный характер
10. Какое философское течение XIX в. провозгласило тезис о том, что наука «сама себе» может быть философией?
а) марксизм;
б) позитивизм;
в) прагматизм;
г) неокантианство.
Тема 1.3. Единство и развитие мира как онтологическая проблема ( ОК-4)
1. В узком смысле слова бытие это:
а) все, что существует;
б) все, что существует вне человеческого сознания;
в) только человеческое существование;
г) все, что обладает материальностью.
2. Онтологическим принципом средневековой философии является:
а) рационализм;
б) откровение;
в) формализм;
г) креационизм
3. Установите соответствие между разделами философии и их центральными понятиями
Онтология | Человек |
Гносеология | Практика |
Праксиология | Ценность |
Аксиология | Бытие |
Антропология | Познание |
4.Идея развития утверждается в философии в..
1) античности
2) конце XVIII – сер. XIX вв.
3) средние века
4) эпоху Возрождения
5. Установите последовательность в развитии диалектики.
3. стихийная диалектика (Гераклит)
1. идеалистическая категориальная диалектика (Платон)
4. абсолютный идеализм (Гегель)
2. диалектический материализм (Маркс, Энгельс)
6. Философская категория, обозначающая объективную реальность, познаваемую человеком и существующую независимо от его сознания, — это_________________________
7. Пространство как философская категория отражает:
а) бесконечную протяженность, вмещающую в себя всю материю;
б) всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей;
в) форму созерцания человеком окружающего мира, способ организации чувственных данных;
г) всеобщую форму существования материальных объектов, характеризующуюся протяженностью и объемом.
8.Категория время в субстанциональной концепции выражает
а) доопытную форму мышления, организующую поток наших ощущений;
б) текущую длительность, в которой все возникает и исчезает;
в) всеобщую форму существования материальных объектов, характеризующуюся последовательностью и длительностью;
г) внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей.
9. Автором книги «Иметь или быть» является...
1) Э. Фромм
2) Ф. Энгельс
3) З. Фрейд
4) Ф. Ницше
10. Всестороннее и последовательное философское учение о противоречиях как источнике развития мира — это____________________________
Тема 1.4. Философское учение о сознании (ОК-1,ОК-4))
1.Источником содержания сознания для материалистов
выступает...
а) ощущение,
б) объективный мир,
в) мир идей,
г) бессознательное
2.Источником содержания сознания для субъективных идеалистов выступает
а) ощущение,
б) объективный мир,
в) мир идей,
г) бессознательное
3. Источником содержания сознания для объективных идеалистов выступает
а) ощущение,
б) объективный мир,
в) мир идей,
г) бессознательное
4. Выделение и оценка себя как мыслящего, чувствующего и действующего существа есть
а) самосознание,
б) миропонимание,
в) суждение,
г) умозаключение
5.Присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием _____
6.С позиции ___________, сознание есть независимое от материального бытия царство идей, чувств, воли, способное творить действительность
7.Мышление и бытие являются самостоятельными и независимыми друг от друга субстанциями, утверждает
а) материализм
б)плюрализм
в)дуализм
г)пантеизм
8.Различение сознания, мышления, психики и самосознания началось в философии
а) Эпохи Возрождения
б) Новейшего времени
в) Античности
г) Средних веков
9.Неконтролируемые сознанием человека психические процессы и явления называются
а) эго
б) супер-эго
в) бессознательное
г) Танатос
10. Установите соответствие между категориями философии сознания и их содержанием
Ощущение | Процесс построения в сознании человека целостных образов предметов, ситуаций, событий, действующих в данный момент на органы чувств |
Восприятие | Отображение в сознании отдельных свойств каких либо объектов |
Представление | Образы предметов, ситуаций, событий, возникающие и удерживаемые в сознании вне непосредственной чувственной поддержки |
Тема 1.5. Познавательные возможности человека. Методы и формы познания (ОК-1,ОК-4, ОК-11)
1. Гносеология — это учение о...
1. ценностях, об их происхождении и сущности
2. развитии вселенной
3. бытии как таковом
4. сущности познания, о путях постижения истины
2. Гносеологическим принципом средневековой философии является:
а) рационализм;
б) откровение;
в) формализм;
г) креационизм.
3.Какое понятие Канта подчеркивает невозможность истинного, завершенного познания'
а) феномен;
б) анализ;
в) вещь-в-себе;
г) синтез.
4. Установите соответствие между видами познания, их главными ценностями и инструментами
Обыденное | Истина | Откровение |
Художественное | Бог | Рациональные методы |
Религиозное | Красота | Здравый смысл |
Философское | Мудрость | Категориальная рефлексия |
Научное | Польза | Образная выразительность |
5. Научный метод, связанный с переходом от частных отдельных положений к общим выводам, это
а) дедукция;
б) диалектика;
в) индукция;
г) редукция.
1. На ощущениях основано:
а) чувственное познание;
б) интуитивное познание;
в) логическое познание;
г) образное познание.
7. Укажите форму познания, не относящуюся к абстрактному мышлению:
а) понятие;
б) умозаключение;
в) представление;
г) суждение.
8. Истина в классической концепции – это:
а) адекватное отражение познающим субъектом объективной реальности;
б) соответствие наших знаний идеалу;
в) неоспоримое утверждение;
г) утверждение, разделяемое большинством людей.
9. Установите соответствие между уровнями и методами научного познания
Метод | Эмпирический уровень | Теоретический уровень |
Идеализация | ||
Наблюдение | ||
Формализация | ||
Измерение | ||
Моделирование | ||
Эксперимент |
10. Отметьте наиболее правильную трактовку закона в гносеологическом аспекте:
а) утверждения, имеющие общезначимый сигнал;
б) одно из воплощений в природе и обществе мирового разума;
в) форма абстрактного мышления, организующего эмпирические данные;
г) логическое выражение общих, необходимых, устойчивых, существенных, повторяющихся связей предметов и явлений мира.
Тема 1.6. Научные, философские и религиозные картины мира (ОК-1, ОК-4)
1. В какой из картин мира знания фиксируются в виде точных понятий:
а) научной;
б) религиозной;
в) философской;
г) художественной.
2.Теоцентризм — это___________
3.В какой из картин мира происходит его принципиальное удвоение:
а) научной;
б) религиозной;
в) философской;
г) художественной
4. Какая из картин мира ранее других пытается рационально его объяснить в системе категорий:
а) научная;
б) религиозная;
в) философская;
г) художественная.
5. Научная квантово-механистическая картина мира сформировалась
а) . конец ХХ в.
б). ХVII –XVIII в.в.
в) начало XI в.
г) начало ХХ в.
6.В рамках религиозной картины мира, как считал Августин Аврелий, религия — это...
а) благоговение, почитание;
б) вкус и чувство зависимости от Бесконечного;
в) восстановление связи с Богом;
г)сакрализация базовых ценностей культуры.
7. Антропный принцип в современной научной картине мира означает
а) центральное положение человека в мире
б) человек как высшая ценность познания
в) необходимое появление человека в ходе глобальной эволюции Вселенной
г) признание человека мерой всех вещей
8. Иррациональность это признак _____________картины мира.
9. Важнейшую роль в формировании научной картины мира сыграла
а) религия:
б) искусство;
в) философия;
г) мифология
10.Интеллектуальная составляющая любого типа мировоззрения, то есть миропонимание, называется______________
Тема 2.1. Общество как объект философского анализа (ОК-4, ОК-12)
1.Социальная философия и социология...
а) не имеют между собой границ;
б) раздел философии и конкретная наука;
в) зародились на разных континентах: первая – в Европе, вторая – в Америке;
г) синонимы
2. Установите соответствие между сферами общественной жизни и их целевыми установками
Экономическая | Воспроизводство человека человеком |
Социальная | Воспроизводство материальных благ и услуг |
Политическая | Производство идей, ценностей, знаний |
Духовная | Организация и применение власти |
3. Какое определение общества наиболее соответствует представлению о нем, как о процессе?
а) общество – система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной деятельности;
б) общество – совокупность людей, связанных определенными отношениями;
в) общество – определенный этап в историческом развитии человечества;
г) общество – организация людей, объединенных общими ценностями.
4.. Понятие «традиционное общество» означает:
а) восточное общество;
б) общество, где господствующей религией является буддизм;
в) докапиталистическое общество;
г) примитивное общество.
5.Исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, в теории К.Маркса называется:
а) надстройкой;
б) общественно-экономической формацией;
в) цивилизацией;
г) базисом.
6. Общество как саморазвивающаяся система эволюционирует благодаря
а) воздействию географической среды;
б) научным знаниям,
в) смене религиозных верований;
г) противоречиям материального производства и столкновениям интересов людей
2. Общество с высоким уровнем политической культуры,.состоящее из независимых от государства общественных организаций: профсоюзов, гильдий, корпораций, партий, органов информации и др. называется _______
3. Государство, где есть разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную), верховенство законов, взаимная ответственность государства и каждой личности называется _____________________
4. Целесообразную деятельность людей, направленную на освоение природы в целях удовлетворения человеческих и общественных потребностей именуют
а) работой,
б)энергией
в)трудом
г) энтропией
5. Социальное средство хранения и передачи знаний, информации –это
а) практика
б) язык
в) труд
г) теория
Тема 2.2. Человек и исторический процесс. Социальная типология истории (ОК-4,ОК-12)
1.«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», - писал
а) Ленин
б) Сократ
в) Цицерон
г) Бердяев
2.Идея сферного подхода к обществу принадлежит
а) Диогену
б) Марксу
в) Конту
г) Шпенглеру
3. Установите последовательность формационных этапов общественного развития
-- рабовладельческое общество
— капиталистическое общество
— первобытное общество
— социалистическое общество
--- феодальное общество
4.Критерием исторического прогресса в теории «стадий роста» является:
а) состояние морали;
б) способ производства;
в) уровень демократии в государстве;
г) развитие науки и техники.
5. Приверженцем цивилизационной концепции общественного развития является:
а) К.Маркс;
б) У.Ростоу;
в) Н.Данилевский;
г) А.Тойнби
6. Приверженцем формационной концепции общественной развития является:
а) Н.Бердяев;
б) К.Маркс;
в) О.Шпенглер;
г) К.Ясперс.
7.В понятии насилия существенно важным является
а) то, что одна воля пресекает другую волю или подчиняет ее себе;
б) то, что это осуществляется путем внешне ограничивающего воздействия, физического принуждения;
в )оба момента.
8. Процесс разрыва сословно-иерархических связей и возрастания социальных возможностей человека, описанных Х. Ортегой-и-Гассетом называется
а) космополитизм;
б ) восстание масс;
в) бегство от свободы;
г) демократизация.
9.Философом, предложившим понятие «осевой эпохи» для объяснения единства мировой истории, является
а) Ясперс
б) Гоббс
в) Энгельс
г)Тойнби
10. За традиционным обществом следует индустриальное, а за индустриальным _______________
Тема 2.3. Человек как личность и смысл его бытия (ОК-4,ОК-13)
1.Человек с позиции философии – это:
а) субъект культуры;
б) продукт обстоятельств;
в) образ и подобие бога;
г) ступень развития «царства природы».
2. Философская антропология – это
а) раздел медицины;
б) название международной философской энциклопедии;
в) философское учение о человеке
3. Из формулы К.Маркса: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, она есть совокупность всех общественных отношений» следует:
а) человек – это марионетка в руках общества;
б) сущность человека социальна, а не биологична;
в) оригинальность личности не более чем иллюзия;
изменение общественных отношений меняет личность
4.Идея свободы, приоритета индивидуального бытия над социальным характерны для
а)экзистенциализма
б)марксизма
в)позитивизма
г)структурализма
5.О чём говорит философ: «Когда мы есть – ее нет, когда она есть – нас нет»?___________
6.Проблема смысла и значения жизни и смерти была одной из центральных в философии
а) Аристотеля
б) Декарта
в) Шопенгауэра
г) Маркса
7.Смысл жизни человека с точки зрения религии заключается в
а) самосовершенствовании
б) спасении души
в) накоплении знаний
г) служении людям
8.Светская философия отказывается от поиска смысла жизни в
а)самой жизни
б)служении людям
в) потустороннем мире
г) преобразовании себя и общества
9.Философская дисциплина исследующая моральные ценности это_______
10.Установите соответствие между следующими духовными ценностями и изучающими их философскими дисциплинами
Совесть | Этика или эстетика |
Возвышенное | Этика или эстетика |
Трагическое | Этика или эстетика |
Комическое | Этика или эстетика |
Долг | Этика или эстетика |
Добро | Этика или эстетика |
Низменное | Этика или эстетика |
Прекрасное | Этика или эстетика |
Тема 2.4. Свобода и ответственность личности (ОК-4,ОК-12)
1.Установите последовательность этических учений
этика добродетелей
этика ценностей
этика долга
этика эстетической непосредственности
2..Существенным признаком и реальной формой проявления свободы воли личности является ___________________
3. Корпоративная этика получает наиболее глубокую и содержательную трактовку в рамках
а) классической концепции ответственности
б) неклассической концепции ответственности
в) гносеологии
г) социологии
4. Проблема соотношения свободы и ответственности личности является проблемой
а) онтологии
б) гносеологии
в) этики
г) эстетики
5. Лозунг свободы «Не мешайте действовать» восходит к эпохе
а) восстания рабов под предводительством Спартака
б) походов крестоносцев
в) буржуазных революций ХVII- XVIII вв.
г) социалистических революций ХХ в.
6. Знаменитое выражение «Мы приговорены к свободе» принадлежит
а) Марксу
б) Локку
в) Сартру
г) Канту
7. Установите соответствие между основными концепциями этики и их творцами
Этика эстетической непосредственности | И.Кант |
Этика добродетели | М.Хайдеггер, Ж.-Ф.Лиотар |
Этика долга | А.Смит, И Бентам |
Этика ценностей (Утилитаризм) | Аристотель |
8.С позиции этики ответственность человека требует его ответа перед
а) судом
б) начальником
в) Богом
г) своей совестью
9.Понятию свободы автономного субъекта соответствует ____________ концепция ответственности
10.Понятию свободного (демократического) общества соответствует ____________ концепция ответственности
Тема 2.5. Культура как фактор развития общества и личности (ОК-4, ОК-13)
1.Высшая цель культуры:
а) создание условий для формирования личности;
б) выработка алгоритма творчества;
в) человек как личность;
г) обеспечение наследования
2.Часть человеческого окружения, созданная самими людьми, это
а)ноосфера
б)биосфера
в)культура
г)Вселенная
3.Связующим звеном между природой и обществом является
а) человек
б)культура
в)цивилизация
г)производство
4.Слова «культура» в переводе с ____________ языка означает возделывание, обработка земли
а) греческого
б) латинского
в) английского
г) французского
5.Носителем всех форм и проявлений культуры является
а) государство
б) человек
в ) элита
г) цивилизация
6.Утрата человеком культурной самоидентификации называется________
7.Мировоззренческая установка, согласно которой естественнонаучные, логико-математические и технические знания, методы обладают наивысшей культурной ценностью, характеризуются как
а) прагматизм
б) сциентизм
в) техницизм
г)антисциентизм
8.Признание ведущей роли в развитии общества и культуры материального производства и технического прогресса специфично для так называемого ____________ детерминизма
а) механистического
б) экономического
в) технологического
г) технократического
9.Хранительницей вневременных ценностей и сегодня продолжает оставаться
а) политика
б) риторика
в) право
г ) религия
10.Известное выражение «Красота спасет мир» принадлежит
а) Л.Н.Толстому
б) Л.да Винчи
в) Ф.М.Достоевскому
г) К.Малевичу
Тема 2.6. Глобализация и модернизация социального развития в современном мире (ОК-12,ОК-13)
1. Кому из мыслителей XX века принадлежит прогноз для XXI века – «столкновение цивилизаций»:
а) С.Хантингтону;
б) А.Тоффлеру;
в) А.Тойнби;
г) З.Бжезинскому.
2.Учение о ноосфере было разработано...
а) Вернадским;
б) Чижевским;
в) Циолковским;
г) кем-то другим.
3.Отказ от достижений цивилизации называется _________
4.Кризис современной цивилизации вызван:
а) развитием науки;
б) отсутствие разумной стратегии развития общества;
в) дефектами социальной системы;
г) техническим прогрессом
5.Экологический императив – это:
а) нравственный закон;
б) глобальная модель развития человечества;
в) учет экологических требований как факторов, определяющих стратегию развития общества;
г) эстетический принцип.
6.Термин «ноосфера» означает:
а) объединение человечества в единую мировую систему;
б) сфера господства разума;
в) глобализация мира;
г) мониторинг окружающей среды.
7.Термин «коэволюция» означает:
а) взаимодействие индивида и общества;
б) взаимосогласованное развитие человека и природы;
в) современная теория эволюции;
г) синоним эволюционного подхода.
8.К глобальным проблемам относятся:
а) вырубка тропических лесов;
б) демографическая проблема;
в) экономическое неравенство государств;
г) истощение минеральных ресурсов.
9.Кому из мыслителей XX века принадлежит термин «футурошок», характеризующий эффект от встречи с обществом будущего:
а) С.Хантингтону;
б) А.Тоффлеру;
в) А.Тойнби;
г) З.Бжезинскому
10.Философско-мировоззренческая позиция негативного отношения к науке и технике носит название _________________
Доцент кафедры В.А.Микляев