Парацельс (Paracelsus)
Биографические сведения. Теофраст фон Гогенгейм (1493—1541) в основном известен под псевдонимом Парацельс. Родился в Швейцарии, окончил Феррарский университет; был известным врачом, химиком, философом, имел репутацию чернокнижника1.
Его учение пронизано магическими идеями, но он внес и большой вклад в развитие медицины, химии и научной методологии. Медицина того времени полностью опиралась на авторитет Гиппократа, Галена и Авиценны. Но, как говорил Парацельс своим студентам-медикам, «чтение никогда еще не создало ни одного врача». Свое преподавание в Базельском университете он начал с публичного сожжения книг по медицине и химии. Он был первым, кто привел студентов к постелям больных, заставляя их изучать течение болезней на практике, а не по книгам.
Преподавал он не на латыни, а на родном языке и яростно отстаивал право на это.
Философские воззрения. Вселенная — единый живой организм, одушевленный единой звездной (астральной) душой. Душа эта невидима, не связана с определенным местом в пространстве; но именно ее деятельность все порождает, является источником всякого движения и изменения. Поскольку человек — микрокосм, подобный Вселенной, то, постигая свою собственную душу, мы можем найти средства магически воздействовать на природу. Порождая в своем воображении (но не в фантазии!) различные образы, мы создаем астральное тело нашей мысли, которое при определенных условиях может воздействовать и на материальные тела.
«Космическое тело» образовано четырьмя традиционными элементами (вода, воздух и т.д.), но, кроме того, в его состав входят еще и алхимические начала: ртуть, сера и соль. Ртуть понималась им как неизменный дух, обеспечивающий изменение всего живого, сера порождает рост всего живого, соль является основой прочности, телесности. В человеке ртуть соответствует духу, соль — телу, а сера — душе, которая связывает душу с телом. Процессы, происходящие в человеческом организме, представляют собой химические реакции этих
1 Парацельс послужил одним из прототипов гётевского Фауста.
трех алхимических начал. Болезни трактовались как результат отклонения от нормального соотношения этих начал. Самая всеобъемлющая наука — медицина, она изучает человека, а человек — это «венец» мироздания.
Судьба учения. Учение Парацельса оказало значительное влияние на мистицизм Бёме, а через него — и на философию Шеллинга. Особенно значимы оказались идеи Парацельса для развития оккультизма в XIX—XX вв.
Схема 90. Парацельс: истоки и влияние
Телезио (Telesio)
Биографические сведения. Бернардино Телезио (1509—1588) родился в неаполитанском королевстве в г. Козенца. Окончил Падуанский университет, где изучал философию и математику, затем отправился в Рим, где изучал естествознание. С целью опытного познания природы он основал собственную академию в Козенце (Телезианская, или Козентинская, академия), позднее по ее образцу возник еще ряд научных обществ. Критика схоластической философии, проводимая Телезио, привела к тому, что по распоряжению папских властей академия Телезио была закрыта.
Основные труды. Трактат «О природе вещей в соответствии с ее собственными началами» (написан на латинском языке).
Философские воззрения. Критика предшественников. Главная цель ученого — изучение законов природы. Всех своих предшественников (и античных, и средневековых) Телезио упрекает в том, что они «измышляли мир по своему произволу»: «они приписали телам, из которых он (мир), по-видимому, состоит, не ту величину и расположение, которыми они с очевидностью обладают, и не те достоинства и силы, которыми они, как кажется, наделены, но те, какими по их собственному разумению, им следовало бы обладать»1.
Признавая творение природы со всеми ее законами Богом, Телезио утверждает, что ученый должен заниматься изучением только того, что уже имеется, т.е. неизменных законов природы. Основой такого изучения должен быть не дедуктивный метод (выведение по правилам логики новых истин из общепринятых положений), а опыт, основанный на ощущениях.
Онтология. В основе природы лежит материя,вечная и неизменная, однородная и бескачественная; количество материи в мире неизменно. Она наполняет все пространство, так что никакой пустоты не существует, и одни тела вплотную примыкают к другим. Материя сама по себе неизменна и пассивна. Все изменения происходят под влиянием двух противоположных борющихся сил или начал — теплаи холода.Эти две силы изначальны, бестелесны и одушевленны; но они не существуют без материи и вне материи, для них характерно стремление к самосохранению, и потому они борются за материю как «два жениха за женщину». Этим силам свойственна способность к ощущениям.
1 Телезио Б. О природе вещей в соответствии с ее собственными началами // Антология мировой философии: В 4 т. М.: Мысль, 1970. Т. 2. С. 123.
Природа есть порождение материи и этих двух сил. Теплота воплощается в солнце, а холод — в земле. Поэтому два мира — подлунный (центр которого — земля) и надлунный — находятся в непрерывной борьбе: солнечный жар стремится «сжечь» землю, а земля — «заморозить» солнце. Острее всего эта борьба идет на границе миров. Но «ни одна из частей материи не может быть целиком во владении одного лишь (начала) при том, что другому, побежденному, не достанется ничего, но по большей части все части материи находятся в обладании обоих, постоянно сражающихся между собой и поочередно терпящих поражение»1.
Качественное своеобразие вещей объясняется преобладанием в них тепла или холода. Тепло порождает расширение, а значит, и малую плотность вещества, свет и прозрачность, движение. Холод порождает сгущение и плотность, темноту и непрозрачность, неподвижность и покой. Небо, в котором много тепла, движется очень быстро, ему присуще бесконечное круговое движение. Земля же, где преобладает холод, чувствует «омерзение к движению», поэтому тела на Земле движутся по прямой, направляясь к пределу, «как бы для отдыха».
Учение о человеке и теория познания. Важнейшая составляющая человека как телесного существа — это его дух.Но этот дух понимается у Телезио как особая разновидность материи, особо тонкое, теплое, подвижное и чувствующее вещество. Его основное место пребывания — мозг человека, но оттуда он распространяется по нервам по всему телу. Вещи, существующие вне тела человека, воздействуют на наш дух, вызывая его расширение или сжатие, передающееся по нервам; чем больше тепла, тем интенсивнее это движение. Этим и объясняются различия в восприятии разных вещей. Со смертью тела умирает и дух. Но кроме духа человек обладает еще бестелесной и бессмертной душой, данной людям Богом.
Этика. Поскольку материя человека пронизана силами тепла и холода, которым изначально свойственно стремление к самосохранению, то оно характерно и для каждого человека. Человек любит все то, что способствует его самосохранению, и ненавидит все, мешающее этому. Поскольку в этом все люди одинаковы, то они должны уважать и признавать это чувство друг в друге. Гуманность — это высшая добродетель у людей.
Судьба учения. Идеи Телезио оказали влияние на Кампанеллу, Бруно, а в Новое время — на Фр. Бэкона и Декарта.
1 Телезио Б. О природе вещей в соответствии с ее собственными началами // Антология мировой философии: В 4 т. М.: Мысль, 1970. Т. 2. С. 129.
Схема 91. Телезио: истоки и влияние
Мистицизм
Бёме (Böhme)
Биографические сведения. Якоб Бёме (1575— 1624)— известный немецкий философ-мистик, его прозвище — Тевтоникус (Тевтонский философ). Родом из крестьянской семьи, он учился в сельской школе, затем был отдан в обучение сапожнику. После окончания обучения в 1599 г. поселился в Герлице, где открыл свою мастерскую. Был женат и имел шестерых детей.
В 1612 г. Бёме закончил рукопись своей первой книги — «Аврора». В 1613 г. один его знакомый (без ведома автора) снял с рукописи копию и пустил в обращение. Текст стал известен лютеранским пасторам, и главный пастор Герлице с церковной кафедры публично заклеймил Бёме как опасного еретика. Рукопись книги конфисковали, и Бёме было запрещено писать. В 1618 г. (когда началась Тридцатилетняя война в Германии) по просьбе друзей он возобновил писательскую деятельность и написал ряд трактатов, кроме того, вел активную переписку со своими учениками и друзьями. Эти тексты активно переписывались и распространялись. В эти же годы он решил изменить образ жизни и вместе с женой занялся торговлей пряжей, много путешествуя по Германии. Поездки и нервное истощение привели к серьезной болезни.
В 1624 г. впервые была отдана в печать работа Бёме «Путь ко Христу». Тот же пастор в Герлице, узнав об этом, опять обрушился на Бёме. Травля со стороны горожан продолжалась и после его смерти: крест на его могиле, поставленный друзьями, был испачкан и разрушен.
На протяжении жизни у Бёме был ряд мистических видений и то, о чем он писал в своих книгах, было изложением этих видений или того, что он постиг благодаря им.
В целом Бёме можно охарактеризовать как мистика, пантеиста и диалектика; часто его также называют теософом1.
Основные труды. «Аврора, или утренняя заря в восхождении» (1612., издана в 1634 г.), «Описание трех принципов божественной сущности» (1619), «О троякой жизни человека» (1620), «О вочеловечении Иисуса Христа» (1620), «Шесть теософских моментов» (1620), «Истинная психология или сорок вопросов о душе» (1620), «О благодатном выборе» (1621— 1623), «Великая тайна, или изъяснение первой книги
1 «Теософия» — в букв. переводе «божественная мудрость».
Моисея» (1623, издана в 1640 г.), «Christosophia, или путь ко Христу» (1624).
Философские воззрения. Учение о познании. Бог не постижим с помощью рационального познания (рассудка), но человек может «уловить божественную сущность», когда человеческий дух просветлен и «воспламенен» Богом. И здесь Бёме следует Экхарту: человек должен заставить замолчать свою тварную природу, отказаться от собственных желаний, своего видения и слышания, мешающих увидеть Бога. «Когда умолкнут хотения и чувствования самости, тогда откроется тебе вечное слышание, зрение и глаголание; Бог будет чрез тебя слышать и видеть... Когда ты замолчишь, то сделаешься тем, чем Бог был прежде естества и твари и из чего Он естество и тварь создал; и ты будешь видеть и слышать тем, чем Бог в тебе видел и слышал до собственного твоего хотения, зрения, слышания»1.
Такое постижение достигается в особом состоянии, когда человека посещают мистические видения. То, что при этом открывается, почти не поддается выражению на обычном естественном языке, поэтому для передачи «увиденного» Бёме использует многочисленные метафоры, символы, иносказания. В результате тексты его темны и малопонятны.
Учение о противоположностях. Для Бёме познание мира было способом познания Творца, это постижение «нетленной порфиры за грубою корою вещества». Для человека невозможно постичь Бога до конца, даже если мы постигнем все сотворенное Им. Тем не менее можно приблизиться к пониманию Его сути. Находясь «в духе», человек обнаруживает в тварном мире («природе») «два качества: одно доброе, другое злое, которые в сем мире во всех силах, в звездах и стихиях, равно и во всех тварях, неразлучно одно в другом, как нечто единое; и нет такой твари во плоти в природной жизни, которая не имела бы в себе обоих качеств»2. Такими качествами являются зной и холод, воздух и вода, горькое и сладкое и т.п. Противоположные качества постоянно борются друг с другом, существуя в единстве. И именно они порождают все существующее в тварном мире, только благодаря их совместному существованию3 все в природе имеет развитие: «свой ход,
1 Бёме Я. Christosophia, или путь ко Христу. СПб., 1994. С. 101.
2 Бёме Я. Аврора. М.: Гуманус, 1990. С. 25.
3 Кузанец ранее называл это «единством противоположностей», а Гегель позднее назовет «единством и борьбой противоположностей».
бег, течение, побуждение и рост». Единственное исключение, на которое указывает Бме, — это ангелы и демоны, живущие только в добре или зле соответственно (схема 92).
Это извечное двойственное основание, из которого все рождается, в своих поздних работах Бме назвал Бездной, или Великой Мистерией (Mysterium Magnum). Это хаос, на который излились свет и тьма и который теперь является источником противоположных качеств для всего сущего.
Схема 92. Структура тварного мира
Устремляя же свой взор еще выше — за пределы природы, мы обнаруживаем Бога — Святую Троицу, которая «есть вечная матерь природы, от которой... и все возникло и в которой пребывает все»1.
Учение о Святой Троице. Божественная Троица есть «не что иное, как тишина без сущности. В ней нет ничего, что могло бы быть. Это вечный покой, Бездна без начала и конца. Это не цель и не место, и здесь ничего не найти, даже если искать... Она лишена всякого облика, равно присутствия света и тьмы, это не что иное, как магическая воля, которую мы не должны испытывать, ибо она приведет нас в замешательство. Посредством этой воли понимаем мы и основания Божества,
1 Бёме Я. Аврора. М.: Гуманус, 1990. С. 37.
которое не имеет начала, кроме послушной немоты, ибо оно вне природы»1.
Учение о Святой Троице наиболее подробно Бёме изложил в двух книгах (табл. 53). Здесь он значительно отступил от церковной традиции. Каждое лицо Божественной Троицы оказалось у него воплощением особого принципа, а Троица в целом есть «торжествующее, кипящее, подвижное существо и содержит в себе все силы». Бог-Отец, воплощающий в себе изначальную, но не явленную волю Бездны, рождает свою противоположность — Бога-Сына, являющегося «безосновным сущим, в котором Бездна становится основанием». В Духе же эти два противоположных принципа «являются», обретают свой облик, и здесь же начинается процесс сотворения природы (оплотневшего, изреченного, отделившегося от Бога Слова, в отличие от говоримого, постоянно принадлежащего Богу). Так протекает вечный (вневременный) процесс становления и порождения бытия.
Схема 93. Теософия
Святая Троица | Природа (Тварный мир) |
В основе природы, порожденной Троицей, лежат те же принципы. Следовательно, постижение природы есть для человека путь постижения Бога. Более того, по Бёме, сам процесс сотворения мира нужен Богу для постижения собственной сути — он создает ангелов и человека как орган своего самопознания: «Глаза этой Бездны есть наши глаза, и она является зеркалом самой себя»2.
1 Цитата из работы «О вочеловечивании Иисуса Христа». Цит. по кн.: Якоб Бёме сам о себе в изложении Герхарда Вера. Челябинск: Изд-во Урал, 1998. С. 120—121.
2 Там же, с. 120.
В работе «О благодатном выборе» к Троице добавляется еще и София — Мудрость Божья1. София (в облике вечной Девы) есть облик Tpoицы, но Мудрость Божья никогда не была бы постигнута во всей полноте ангелами, если бы «Сердце Бога» (Иисус Христос) не стало человеком.
О происхождении зла. Из рассуждений Бёме о сущности Божественной Троицы и порождении тварного мира неизбежно следует логическийвывод, что Она, сама по себе не содержащая ни света, ни тьмы, ни добра, ни зла, тем не менее является источником того и другого. Но Бёме такого вывода не делает, напротив, он неоднократно говорит о Ней как о «первой безначальной воле, которая не добра и не зла и которая рождает единую вечную доброту»2. Откуда же тогда берется зло? Бёме утверждает, что зло имеет место только в тварном мире и появляется с падением Люцифера, который в своей гордыне восстал против Бога. Люцифер сделал райский мир'— «светлую землю», вышедшую из рук Бога, — нечистым, превратил его в «дом печали и смерти». Именно эта катастрофа и стала причиной грехопадения человека, который пал не по своей воле, а «посредством яда, которым заразил его дьявол»3. Однако творение (изреченное Слово Божье) можно только повредить, но не уничтожить, со временем оно оживет: «ибо Божество во Христе заново родит его через свою плоть».
Учение о человеке. По Бёме, человек есть самое благородное из всех Божьих созданий, господин над всеми тварями. Из рук Бога человек вышел ангельски чистым, но грехопадение столкнуло его во мрак. Но вочеловечение Христа дает человеку надежду на возрождение. Даже павший человек не утратил своего богоподобия. Высшая способность в человеке — способность познавать — является результатом Божественной любви. Познавая свою сущность, заложенную в него Богом, человек тем самым постепенно возвышается.
В духе натурфилософских и астрологических представлений своего времени Бёме трактует человека как микрокосм. Важное место в егоработах занимает также учение о Первочеловеке (Адаме), который был двуполым. Возвращение человека к «райскому состоянию» будет связано и со слиянием в нем мужского и женского начал.
Судьба учения. Мистицизм и учение Бёме о Бездне оказало значительное влияние на многих последующих философов, а особенно на немецких романтиков, на Шеллинга, Гегеля и Фейербаха, а также на многих русских философов (схема 94).
1 Учение о Софии, выступающей как бы в роли «четвертого лица» Бога, послужило важнейшим основанием для обвинения Бёме в ереси.
2 Цитата из работы «О благодатном выборе». Цит. по кн.: Якоб Бёме сам о себе в изложении Герхарда Вера. Челябинск, 1998. С. 120—121.
3 Там же, с. 135.
Таблица 53. Троичность Бога (по Бёме)
Принципы | «О трех принципах божественной сущности» (1619) | «О благодатном выборе» (1621-1623) |
Первый: Бог Отец | Пульсируют горькая ярость и гнев или страх-огонь; это чистая энергия, стремящаяся «наружу» к материализации. | «Изначальная воля зовется извечный Отец». |
Второй: Бог Сын | Бог-Отец рождает Сына, в котором яростный огонь превращается в свет любви до всякой объективации или воплощения. | «Обретенная, выраженная воля Бездны зовется Его рожденным или единственным Сыном, ибо он — безосновное сущее, в котором Бездна становится основанием». |
Третий: Бог Святой Дух | Звучит творческое слово Бога «Да будет!»; «сокрытый Бог» становится «Богом явленным»; здесь «непостижимое» вторгается в «постигаемое». | «И выход безосновной воли посредством выраженной воли Сына или сущего зовется Дух, ибо он проводит выраженное сущее из самого себя в дело и жизнь воли, как жизнь Отца и Сына». |
Божья Мудрость (София) | (В данной работе этот принцип не характеризуется.) | «И вышедшее есть радость, как обретение вечного ничто, потому что тут Отец, Сын и Дух видят и обретают себя внутри, и зовется оно Божья Мудрость (София), или же Наглядность»; «зерцало Его мудрости»; «Богом выдохнутая сила». |
Схема 94. Бёме: истоки и влияние
Социальная философия
В эпоху Возрождения произошли принципиальные изменения и в области социально-политических воззрений, в особенности на сущность государства и государственной власти. В Средневековье господствовали теократические взгляды, обоснованные в учении Августина, Фомы Аквинского и других теологов. Согласно им считалось, что власть папы римского, являющегося через посредство апостола Петра преемником самого Иисуса Христа, выше власти любого светского государя. Любой государь есть «избранник Божий», но власть он получает только из рук церкви: чтобы стать истинным королем, императором и т.п., необходима процедура «помазания», совершаемая священником.
В XIV—XV вв. церковь потерпела ряд серьезных поражений в своей борьбе за верховную светскую власть. Уже в XIV в. Уильям Оккам и Марсилий Падуанский провозгласили идею главенства светской власти над церковной, а последний — даже необходимость отделения церкви от государства. Но радикальный переворот в социально-политических воззрениях произошел только в XVI—XVII вв., во многом он был связан с развитием протестантизма и религиозными войнами в Европе.
Крайне оригинальное и во многом опережающее свое время учение о государстве и государственной власти развил итальянец (флорентиец) Никколо Макиавелли.
Одним из первых теоретиков зарождающегося абсолютизма стал французский юрист Жан Боден (1530—1596). В эпоху религиозных войн он отстаивал идею веротерпимости и выступал с требованиями сильной королевской власти. Лучшая форма правления — наследственная монархия: король является источником закона и права, но и сам он должен уважать законы. Интересна и идея Бодена о том, что для разных народов подходят различные способы правления: северными народами необходимо управлять силой, южными — посредством религии, народами умеренных стран — посредством разума.
Идея «естественного права»выдвигается и развивается в работе голландского юриста Гуго Гроция (1583—1645). Эта концепция оказала большое влияние на социальную философию начала Нового времени и эпохи Просвещения.
Эпоха Возрождения породила еще одно своеобразное течение в области социальной философии — утопизм,крупнейшие представители которого — Томас Мор и Томмазо Кампанелла.
Схема 95. Социальная философия эпохи Возрождения