Сакрализация познания проявляется

Средневековая философия.

Средневековая теологическая философия распространилась в Западной Европе в V - XVI веках. Это философское направление, которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – его творения.

Наиболее яркими представителямисредневековой теологической философии являются Тертуллиан Карфагенский (160 – 220), Августин Блаженный (354 – 430), Боэций (480 – 524), Альберт Великий (1193 – 1280), Фома Аквинский (1225 – 1274), Ансельм (1033 – 1109), Пьер Абеляр (1079 – 1142), Уильям Оккам (1285 – 1349) и др.

Можно выделить следующие основные черты средневековой теологической философии:

теоцентризм - Бог – главная причина всего сущего, высшая реальность.

Это теоцентризм, означающий, что в центре мироздания, в жизни общества и конкретного человека находится Бог. Это - верховное существо, абсолютное начало.

Это положение дополняется креационизмом (от лат. creatio - создание) - учение о сотворении мира и человека Богом по его свободной воле.

Из этих двух положений вытекает и третье - провиденциализм (от лат. providentia - провидение), учение, согласно которому развитие человеческого общества определяется внешними по отношении к нему причинами, а именно Богом.

Существенными для средневековой философии являются также персонализм и ревеляционизм.

Первое состоит в понимании человека как персоны (от лат. persona - личность), то есть неделимой личности, обладающей разумом и свободой воли, сотворенной по образу и подобию Бога, наделенной совестью. Каждая личность - это особый замкнутый мир, внутри которого происходит борьба сил добра и зла, духа и плоти, разума и чувственности.

Ревеляционизм (от лат. revelatio - откровение) относится к принципу познания мира. Самый надежный способ познания божественных истин состоит в постижении скрытого смысла священных писаний, заключающих в себе божественное откровение. Рациональное познание не исключается, но божественное откровение считается высшим и более значимым для человека.

Идея о трансцендентности Божества (от лат. Transtendente – переступать; то есть то, что находится за границами сознания и разума) даёт представление о непознаваемости Божества.

Средневековая философия формируется под влиянием двух основных факторов:

1)античной традиции (в основном философские взгляды Платона, Аристотеля, представителей неоплатонизма – Плотин, например)

2)новых мировых религий одного бога (утверждался монотеизм) - (христианство I в. и ислам УII в.). Религия — это форма знания, принципиально ориентированная на сохранение и поддержание некоторых базовых положений - догм, которые принимаются на веру и не подлежат сомнению и критике. Важнейшими догматами является в христианстве догмат о бытии Бога, о совершенном и едином Боге, о святой Троице, о сотворении мира Богом, о воздаянии, о воскрешении и др. Основным для религиозного мировоззрения является догматический метод.

Важные для философии идеи христианства:

1. Разделение бытия на земное и верховное, признание существования Бога единственным истинным бытием и источником всякого другого существования.

2. Чисто духовная трактовка существования Бога — креационизм — идея сотворения мира. В христианстве мир возник из ничего. (Противоположность ему - дарвиннэм).

З. В мире действуют как естественные закономерности, так и божий промысел.

Первые христианские мыслители пытались использовать идеи античной греческой и римской философии в целях обоснования религиозных догматов и идей. При этом роль философии сводится к служению религии. Поэтому более точным будет говорить не о философии как таковой, а о теологии (от греч.theos - бог, logos - учение), наука о божественном, попытка объяснить сущность и деяния Бога.

Единственным образованным слоем населения было духовенство. Поэтому юриспруденция и естествознание приводились в соответствие учениям церкви. Мирянам запрещалось читать Библию. Для религиозного мировоззрения более определяющим является вера.

Обыденное мировоззрение в основном формировалось благодаря устным рассказам и проповедям.

В ХIII веке стала складываться общественная система образования. Появились школы и университеты. В Париже открылся университет с четырьмя факультетами: теология, медицина, философия, богословие.

Под влиянием мировых религий в средневековье происходит общий процесс сакрализации культуры, т.е. проникновение религии во все сферы жизни.

Сакрализация познания проявляется

1) в иерархии наук.Теоретическое обоснование этого: Жизнь коротка, и следует больше заботиться о том знании, которое ближе к спасению души.

1. Теология — наука о божественном, попытка объяснить сущность и деяния Бога.

2. Философия, которая определяется, как «естественная теология», объяснение религии рациональными средствами (законами природы).

З. Тривиумвират: логика, риторика, грамматика.

4. Естественные науки. Природа — это воплощение замыслов творца, следовательно, изучая ее можно прийти к познанию Бога, но это далекий и косвенный путь.

2) Иерархия наук дополнялась иерархией способов познания.

Высшим способом считалась интуиция, т.к. она одно из проявлений сакрализации, она наиболее близка к божественному откровению. Самый низкий уровень — это практическое познание конкретных вещей.

В познании распространение ориентации на сохранение уже имеющихся знаний, а не на производство новых внешне проявилось в возникновении особого познавательного жанра, в котором начинают писаться научные труды — «суммы».

Сумма — обзорный энциклопедический труд, в котором сосредотачивается все знание по некоторому предмету, подводится итог и устанавливаются истинные мнения.

Первую сумму «Источник знания» написал Иоанн Дамаскин (675-753гг.) Она состояла из трех частей: 1 .Диалектика — излагалась аристотелевская логика; 2. Сумма против язычников; З. Истинное изложение православной веры. Он подвел итог развитию патристики и стал основоположником схоластики.

Патристика — первая форма средневековой философии (от дат. патер - отец), буквально означает учение отцов церкви. Т.е. это совокупность религиозных философских учений периода становления христианства, когда формировался и уточнялся канон христианской веры (с I по VIII вв.) Деятели этого периода: Климент Александрийский, Тертуллиан, Иоанн Златоуст, Августин Блаженный.

Учение Аврелия Августина (Блаженного) (354-430 гг.). Наиболее известные работы «Исповедь", которая может рассматриваться как опыт автобиографии эпохи средневековья и сочинение «О граде Божьем». Он известен как человек решительных идей и поступков; об этом говорят факты: желая посвятить себя Богу, он отказался от жены и сына, а в более поздний период своей жизни приобрел репутацию гонителя еретиков, предшественника инквизиции средневековья.

Августин систематизировал христианское мировоззрение.

Основные положения философии Августина Блаженного:

Высшее в мире — Бог, главное его свойство — бытие, существование. Таким образом, у Августина появляется идея об уровнях существования. Свободным актом воли Бог создал из ничего материю и пространство. Он продолжает творить все время, иначе мир провалился бы в небытие. Истина в Средние века — это сам Бог. Одно из важных достижений Августина — психологическая концепция времени. Существует реально лишь настоящее, прошлое — это память, а будущее — это только его воля.

В основе истории человечества по Августину лежит борьба двух царства - Божьего и Земного (грешного). Божественное царство составляют те, кто следует предписаниям Церкви и заветам ее отцов - их меньшинство. Среди них Августин называет священнослужителей и тех христиан, кто жил в покорности и молитвах – людей, близких к Богу и объединенных в Церковь. Земное Царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, язычниках, еретиках, неверующих, то есть погрязшие в греховности. Их большинство, но рано или поздно они будут побеждены Божественным царством. Историческая концепция Августина содержит идею противостояния двух начал - добра и зла, устранение антагонизма между ними и есть конец истории. Этической нормой для людей должно быть постоянное стремление к Богу, то есть к добру.

Схоластика— вторая форма средневековой философии сложившаяся на основе опрелелившегося христианства. Схоластика, как метод познания, строится на интерпретации и изучении канонических текстов. Базовый постулат схоластики, как метода: существуют основополагающие тексты, в которых содержится все необходимое знание. Можно решить любую проблему в познании, подобрав соответствующий текст и правильно его интерпретировав.

К каноническим текстам были отнесены Библия, труды отцов церкви, некоторые сочинения Плотина и Аристотеля.

Характерная особенность средневекового образования: ученым считался тот, кто хорошо знал тексты и мог подобрать их для обоснования любого тезиса. Определенность собственной точки зрения не важна.

Большинство проблем, обсуждавшихся в средневековой схоластике, не имеет собственного значения за ее пределами, кроме одной. Это проблема соотношения общего и единичного — спор об универсалиях:

1. В вещах существуют как общие, так и единичные черты — какие из них важнее: те, которые определяют принадлежность вещи к определенному классу, или те, которые характеризуют ее индивидуальность?

2. Откуда берется общее в вещах? Обладает ли оно неким самостоятельным существованием?

3. Общие понятия (универсалии) более или менее понятнее, чем конкретные вещи?

В споре об универсалиях определились философские течения номиналистов и реалистов.

Номиналисты — Беренгар, Росцелин, Пьер Абеляр, Уильям.Оккам. Их позиция: реальны только конкретные вещи. Общие понятия — это всего лишь их имена, а имя — это всего лишь набор звуков. «колебания воздуха». Общие понятия никакой реальностью не обладают — крайний номинализм, или обладают реальностью лишь потенциально, как возможные идеи нашего разума умеренный номинализм.

Реалисты Эриугена, Ансельм Киндерберийский, Аделард Батский, Гильом из Шамю. Их позиция: По-настоящему реальны только универсалии. Конкретные вещи - это результат случайных видоизменений общего. Например, все люди в основном похожи. Индивидуальность — это случайные черты. Эриугена: «Вещи — это результат обличения сущности случайными свойствами».

Умеренный реализм полагал, что универсалии образуют вещи, соединяясь с материей. Крайний реализм допускал также, что универсалии могут существовать отдельно от вещей в чистом виде. Представителем умеренного реализма был систематизатор схоластики Фома Аквинский (Томас Аквинат). Он был основателем томизма, как религиозно-философского учения. Он получил прозвища «Пятый Учитель Церкви» и «Ангельский Доктор». Его работы называются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников».

Философские идей Фомы Аквинского:

Необходимо различать телесное и духовное бытие, как потенциальное (неустановившееся, колеблющееся) и актуальное (реализованное, полное, совершенное). Абсолютная потенциальность — слабейший вид бытия - материя. Актуальным существованием обладает только Бог. В системе философских категорий абсолютная актуальность — принцип и источник порядка и организованности

- форма.

Материя и форма соединяются в вещах. Форма — источник их общих черт. Материя вносит отличия. Фома использует терминологию Аристотеля. Но у Аристотеля материя и форма характеризовались, как соединенные в вещах и совечные. У Фомы материя сотворена Богом в первом акте творения. Существовали и существуют нематериальные бестелесные формы.

С приходом и утверждением христианства люди получают равные возможности в смысле духовного бытия: перед единым и единственным Богом были все равны; все, кто веровал в него, могли обращаться к нему лично и рассчитывать на его внимание. Это означало индивидуализацию духовности, давало стимул к работе мысли и поискам истинных путей в жизни. Вместе с тем монотеизм сплачивал общество, придавал общественной жизни общинный характер.

Однако, при этом неизбежно возникала религиозная нетерпимость в отношении других религий. (Она не раз использовалась светской властью для расправы с инакомыслящими; для подготовки и осуществления захватнических войн (крестовые походы, например) и т.д.)

Главное при этом руководствоваться не столько разумом, как в первом случае, сколько мистическим опытом собственной души.

Схоластика (от греч. школа) представляла собой школьную (университетскую, монастырскую) мудрость, в которой средствами формально логических рассуждений доказывались догмы христианства. Схоластика формировалась в период с VIII по XII вв. и ее расцвет приходился на XIII - XIV века. Затем она прекращает свое существование, уступая место идеям эпохи Возрождения и Нового времени.

Виднейшим представителем схоластики считается Фома Аквинский (Томас Аквинат), годы его жизни: 1225-1274. Он выходец из состоятельной семьи, родился в Неаполитанском королевстве близ местечка Аквино - отсюда и приставка к его имени. Фома был монахом доминиканского ордена, преподавал теологию в Парижском университете и в доминиканских школах Италии. Он является автором обширных трудов, за что после смерти был объявлен "ангельским доктором" и причислен к лику святых. Его труд "Сумма теологии".

Некоторое положение философии Фомы Аквинского.

- Вопрос о соотношении философии, веры и знания (науки).

теология - наука в высшем смысле

философия - (теория перспективы, например)

наука - в обычном понимании (арифметика, геометрия).

- Доказательства бытия Бога.

Наши рекомендации