Семинар №6. Основные проблемы теории познания. Философия науки
План:
1. Единство чувственного и рационального в познании.
2. Проблема истины в философии.
3. Методы и формы научного познания.
4. Диалектика как система законов и категорий, её методологическое значение.
5. Специфика научной деятельности и форм познания. Понятие парадигмы.
Темы докладов и рефератов:
1. Рациональное и иррациональное в познании.
2. Познание и творчество.
3. Понятие истины в современных философских концепциях.
4. Эмпирические и теоретические методы познания в технических науках.
5. Философия науки в XX веке. Основные проблемы и перспективы.
6. Основные этапы взаимодействия философии и науки.
7. Наука как социальный институт. Роль науки в современном мире.
8. Философия и физика. История и перспектива взаимодействия.
9. Смена парадигм в науке.
10.Диалектика и синергетика.
11.Неклассические формы диалектики в философии XX века.
12.Органическая диалектика и ее особенности в русской философии.
13.Позитивистские концепции в методологии науки.
14.Законы диалектики как универсальные законы развития мира.
15.Категории диалектики и их методологическое значение для понимания сущности физических процессов.
16.Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.
Литература
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М.,1991.
2. Бородин В.В. Проблемы отрицания и развитие. М., 1991.
3. Диалектика процесса познания/ Под. ред. М.А. Алексеева,А.М. Коршунова. М., 1985.
4. Зеленков А.И. Принцип отрицания в философии и науке.
Минск, 1981.
5. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировоззрение: Диалог с И. Пригожиным// Вопросы философии. –1992. – № 12.
6. Кун Т. Структура научных революция. М.,2001.
7. Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005.
8. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.,1983.
9. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986.
10. Пригожин И. Философия нестабильности// Вопросы философии.– 1991. – № 6.
11. Руткевич М.Н., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М., 1994.
12. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов. М.,2000.
13. Томпсон М. Философия науки. М., 2003.
Термины:
Чувственное, рациональное, теоретический и эмпирический уровни познания, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, истина, абсолютная истина, относительная истина, парадигма, опыт, наблюдение, эксперимент, обобщение, анализ, синтез, факт, теория, проблема, гипотеза, концепция, идеализация, абстрагирование, экстраполяция, моделирование, формализация, конкретизация, диалектика, метафизика, софистика, синергетика, эклектика, закон, детерминизм, единичное, общее, особенное, причина, следствие, явление, сущность, случайность, необходимость, форма, содержание, возможность, действительность, качество, количество, мера, скачок, противоречие, отрицание.
Рекомендации:
В первом вопросе необходимо назвать основные ступени познания, перечислить основные формы( ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение), дать критику эмпиризма и рационализма и показать, что познание представляет собой диалектическое единство чувственного и рационального.
Во втором – охарактеризовать основные концепции истины, дать определение, объяснить, что в философии понимается под объективностью и субъективностью истины, показать диалектику абсолютной и относительной истины и назвать основные критерии.
В третьем – рассмотреть основные методы эмпирического и теоретического познания.
В четвертом вопросе необходимо дать формулировку основных законов и категорий диалектики, объяснить, в чем заключается их методологическое значение; перечислить основные принципы диалектики.
В пятом вопросе необходимо остановиться на характерных особенностях научного познания, показать, чем оно принципиально отличается от обыденного, религиозного и художественного познания; охарактеризовать роль науки в современно мире; дать понятие парадигмы, показать, как оно соотносится с понятием «научная картина мира».
Задания для проверки уровня компетенций:
1.Разъясните мысль Гераклита: «Гомер был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы».
2.Прочтите высказывание Г.В. Плеханова:
"Всякое движение есть диалектический процесс, живое противоречие, а так как нет ни одного явления природы, при объяснении которого нам не приходилось бы в последнем счете апеллировать к движению, то надо согласиться с Гегелем, который говорил, что диалектика есть душа всякого научного познания"[3].
В чем преимущества диалектики как метода познания?
3. «Диалектика стала наиболее удачной формой софистики. Не существует более вечной Истины и вечного Разума. Реальность — это история; история — это движение. Движение — это диалектический переход. Подпавший под влияние диалектики, исходя из природы своих познаний, без колебаний переменит любой свой взгляд на взгляд, полностью противоположный. Любой человек, который захочет придерживаться чего-то определенного, или не захочет постоянно менять свои взгляды и попытается доказывать свою правоту, прибегая к марксизму или обращаясь за поддержкой к фактам, будет объявлен буржуазным реакционером, и ему предложат впредь мыслить диалектически. Из-за этого в умах бедняг-правоверных воцарилась такая сумятица, что они готовы принять на веру любое положение, совершать любое действие и повиноваться любой команде, потому что, как им внушили, в этом и заключается то повиновение диалектике истории, в которой мудрый учитель искушен куда больше, чем любой правоверный. Эта новая наука постоянно сбивает с толку правоверных и приводит их в полное смятение, что им отныне остается лишь повиноваться приказаниям" (К. Ясперс).
а) Правильно ли Ясперс излагает диалектику?
б) Если десятки специальных наук изучают различные изменения — процессы образования и разрушения химических соединений, живых организмов, звёзд, государств, то чем же диалектика отличается от этих наук?
4. Известно выражение, что рука, отделенная от тела, лишь по названию рука. В свете каких категорий диалектики становится ясным это выражение?
5. Древнегреческий философ Эвбулит в софизме "Сорит" ("Куча") поставил вопрос, ответ на который явил собой в конце концов один из основных законов диалектики:
«Составляет ли одно зерно кучу?" — "Нет". А еще одно прибавленное к первому?" — "Так же нет". Поставленный вопрос повторяется до тех пор, пока не пришлось признать, что в результате прибавления очередного зерна получилось то, что отрицалось вначале, то есть куча зерна».
О какой диалектической закономерности идет речь?
6. Как-то во дворике Парижского университета у "ангельского доктора" Фомы Аквинского вышел спор о том, есть ли у крота глаза. Каждый стоял на своем истово и непоколебимо. Но тут садовник, нечаянно подслушавший этот ученый диспут, возьми да и предложи свои услуги:
"— Хотите, — сказал он, я вам сей же миг принесу живого крота. Вы посмотрите на него, на том и разрешится ваш спор.
— Ни в коем случае! Никогда! Мы ведь спорим в принципе: есть ли в принципе у принципиального крота принципиальные глаза".
Какой способ мышления высмеивается в этом историческом анекдоте?
7. Существует известная теория познания. Суть ее выражена в следующих словах: "…ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать… А ведь найти знание в самом себе — это и значит припомнить, не так ли?"
а) Как называется данная теория?
б) Кто был ее автором?
в) Какой смысл вкладывается в "припоминание"?
г) Что общего между данной теорией и методами научного поиска?
8. Прочтите высказывание Ф. Бэкона:
"Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в порядке природы делом или размышлением и свыше этого он не знает и не может".
а) Какую роль человеку отводит в процессе познания Ф. Бэкон? Должен ли исследователь ждать, когда природа сама себя проявит или он должен активно включаться в научный поиск?
б) Ограничивает ли Ф. Бэкон человеческие возможности в деле изучения природы? Поясните свой ответ.
9. Ф. Бэкон придерживался мнения, что "Лучше рассекать природу на части, чем отвлекаться от нее".
а) Какие логические приёмы противопоставляются Ф. Бэконом?
б) Правомерно ли такое противопоставление?
10. "Те, кто занимался науками, были или эмпириками или догматиками. Эмпирики, подобно муравью, только собирают и довольствуются собранным. Рационалисты, подобно пауку, производят ткань из самих себя. Пчела же избирает средний способ: она извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению. Не отличается от этого и подлинное дело философии"[4].
а) Согласны ли вы с Бэконом?
б) Почему Бэкон сравнивает свой метод с пчелой?
в) Подтвердите конкретными примерами тесный и нерушимый союз опыта и рассудка в науке и философии.
11."Чувственного опыта и интуиции хватает на очень немногое. Большая часть нашего знания зависит от дедуцирования и посредствующих идей… Способность, которая отыскивает средства и правильно применяет их для выявления достоверности в одном случае и вероятности в другом, есть то, что мы называем "разумом"…
Разум проникает в глубины моря и земли, поднимает наши мысли до звезд, ведет нас по просторам мироздания. Но он далеко не охватывает действительной области даже материальных предметов, и во многих случаях он изменяет нам…
Но разум совершенно изменяет нам там, где не хватает идей. Разум не простирается и не может простираться дальше идей. Рассуждения поэтому прерываются там, где у нас нет идей, и нашим соображениям приходит конец. Если же мы рассуждаем о словах, которыми не обозначаются никакие идеи, то рассуждения имеют дело только со звуками, и ни с чем иным…"
а) Какое направление в гносеологии представлено в данном суждении?
б) Какую роль в процессе познания, по Локку, играет разум?
в) В чем ограниченность человеческого разума в процессе познания?
12. Рассмотрите высказывание Р. Декарта:
"В предметах нашего исследования надлежит отыскивать не то, что о них думают другие, или что мы предполагаем о них сами, но что-то, что мы ясно и очевидно можем усмотреть или надежно дедуцировать, ибо знание не может быть достигнуто иначе".
а) О каком методе познания говорится в данном высказывании?
б) Каковы шаги данного метода?
в) Какой критерий истинного знания предлагает Декарт?
г) Против каких ошибок в ходе познания предостерегает Декарт?
д) В чем заключается ограниченность предлагаемого метода познания?
13.Французский философ Р. Декарт считал: "Мы приходим к познанию вещей двумя путями, а именно: путем опыта и дедукции… Опыт часто вводит нас в заблуждение, тогда как дедукция или чистое умозаключение об одной вещи посредством другой не может быть плохо построено, даже и у умов, весьма мало привычных к мышлению".
а) Какое заблуждение вытекает из высказывания Декарта?
б) На каких основаниях покоится столь высокая оценка дедуктивного метода?
в) Какой способ мышления обнаруживается в высказывании Декарта?
14. Дидро считал, что человека в процессе познания можно уподобить "фортепиано": "Мы — инструменты, одаренные способностью ощущать и памятью. Наши чувства — клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа".
а) Что неверно в такой модели?
б) Как рассматривается проблема субъекта и объекта познания в этом процессе?
15. И. Кант замечал в "Критике чистого разума":
"Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание".
Правильна ли эта точка зрения?
16. Однажды Гегель на замечание, что его теории не согласуются с фактами, ответил: "Тем хуже для фактов".
Как соотносятся теория и действительность?
17. По образному сравнению В. Гете: "Гипотеза — это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание уже готово; они необходимы для разработчика; он не должен только принимать леса за здание".
Против каких ошибок в познании предостерегает Гете?
18. В курьезах науки имеет место следующий факт. Если докладчик сообщал, что все его экспериментальные результаты прекрасно подтверждают предсказание теории, то физик П. Л. Капица замечал: "Ну что ж, вы сделали хорошее "закрытие". В науке существенный шаг вперед делает тот, кто обнаруживает явление, которое не может быть объяснено в рамках существующих представлений".
Согласны ли вы с этим замечанием?
19. Раскройте понятие научной картины мира. Можно ли говорить в современной науке о существовании законченной картины мира?
20. Покажите на конкретных примерах, как происходит смена научных парадигм.
21. В чем сущность сциентизма как мировоззренческой и методологической концепции?
22. В какой последовательности выступают следующие формы научного познания в реальном научном процессе: теория, факт, гипотеза, проблема, научный факт, концепция? Объясните смысл этих понятий.
23. Чем объясняется возрастание роли математических методов исследования в современном научном познании? Какие общенаучные методы вы знаете?
Вопросы для самоконтроля:
1. Какую роль играет проблема в научном исследовании?
2. Что такое факт?
3. Что такое наука?
4. В чем смысл научного познания?
5. Перечислите функции науки.
6. Приведите критерии истинности научного знания.
7. Перечислите приемы и методы научного мышления.
8. Определите понятия анализа и синтеза?
9. Объясните значение слов аналогия и моделирование.
10.Существуют ли принципиальные отличия между агностицизмом, релятивизмом и скептицизмом?
11.Какие выводы следуют из абсолютизации истины или преувеличения момента относительности в ней?
12.Сопоставьте понятия «истина», «ложь», «заблуждение», «мнение», «вера».
13.Охарактеризуйте понятие истины с точки зрения конвенционализма, прагматизма, диалектического материализма.
14.Может ли объективно истинное значение с течением времени стать ложным? Если да, то приведите примеры подтверждающие это.
15.Как соотносятся между собой понятия «движение», «развитие», «изменение»?
16.Существуют ли общие критерии развития для живой и неживой природы, а также для общества?
17.Назовите основные законы диалектики.
18.Перечислите основные категории диалектики.
19.Всякое ли количественное изменение приводит к новому качеству?
20.В чем состоит специфика диалектических категорий?