Тема 2. ФИЛОСОФИЯ С ЭТИМОЛОГИЧЕСКОЙ И ИСТОРИЧЕСКОЙ
ВВЕДЕНИЕ В ЛЮБОМУДРИЕ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений
Допущено Министерством образования Российской Федерации
Москва 2007
Главный редактор
Густырь А.В.
Редакционная коллегия:
Анисимов П.Ф.
Мисютина Г.А.
Ярошенко Н.Г.
Радинская Н.А.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................5
Тема 1. ФИЛОСОФИЯ В ОБЫДЕННОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ
И РАСХОЖЕМ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИИ.........................................................6
Тема 2. ФИЛОСОФИЯ С ЭТИМОЛОГИЧЕСКОЙ
И ИСТОРИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ..............................................................10
Тема 3. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ФИЛОСОФИИ..................................................23
Тема 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ЧЕРЕЗ МИРОВОЗЗРЕНИЕ...............................................................................................35
Тема 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ЧЕРЕЗ МУДРОСТЬ........................47
Тема 6. ФИЛОСОФИЯ И ИНЫЕ ФОРМЫ ДУХОВНОСТИ (ПАРАФИЛОСОФИЯ)..........................................................................................53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................96
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ....................................................................................98
ГЛОССАРИЙ.......................................................................................................109
ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ …………………………………………………….112
ВВЕДЕНИЕ В ЛЮБОМУДРИЕ
Обращение к студенту (или студентке)
«А древо жизни пышно зеленеет»
Рабочая тетрадь, которую Вы открыли, отличается от тех, с которыми Вы имели дело раньше, и вряд ли будет похожа на те, с которыми Вам предстоит познакомиться в будущем. Дело в том, что речь в ней будет идти о философии. Это означает, что здесь нельзя рассчитывать на обычное при первом знакомстве с любой частной наукой систематическое изложение так называемых «основ»: базовых понятий и положений, на которых, как на фундаменте, строится в дальнейшем вся конструкция предметного знания. Одно из фундаментальных отличий философии от других областей знания состоит как раз в том, что она постоянно переделывает свой собственный фундамент. Поэтому не существует единой «философской науки», основы которой можно было бы проштудировать и считать себя после этого «подкованным» по части ответов на философские вопросы.
Поэтому же не стоит ожидать от краткого курса философии приобретения широкой и основательной философской эрудиции: из-за многообразия философий и особенности развития философии — движения вперед через непрерывное обращение вспять, к истокам, — можно говорить о сколько-нибудь весомой философской эрудиции только систематически изучив всю — более чем двух с половиной тысячелетнюю — историю философии, что, конечно, «галопом по европам» не проделаешь.
Цель курса (и этой Рабочей тетради) — хотя и достаточно сложная и требующая усилий для своего достижения, но всё же более скромная, а потому и более реальная.
Мы предлагаем заняться не столько философскими понятиями, сколько понятием философии, пофилософствовать о самом философствовании, не формировать мировоззренческие взгляды, а взглянуть на формирование мировоззрения, не создавать новую систематическую «философию на все случаи жизни», а, по возможности систематически, обратиться к жизни философии, наконец, не знакомить Вас с философскими пристрастиями и вкусами автора, а дать повод почувствовать вкус философии. Надеемся, что по завершении курса Вы сможете более ясно понять, что такое философия, для чего она Вам нужна и нужна ли вообще. Понятьже, как говорил современный французский философ Ж-П. Сартр, значит измениться.
Поэтому желаем успешных изменений!
Тема 1. ФИЛОСОФИЯ В ОБЫДЕННОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ И РАСХОЖЕМ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИИ
Начнем с примеров:
«Философия»
«В России клоун — это не просто рыжеволосый чудак с поролоновым носом. Клоун — это философия. Он не всегда должен быть уморительно-смешным. Он должен уметь вызывать жалость и сострадание» («Московский Комсомолец», 17 апреля 1998 г.); «...скатился к бандитизму, к философии: «грабь награбленное!» (анонс по НТВ фильма «Чаруба», Словения); «наша философия основана на использовании эффективных ингредиентов, даже если они дороги» (реклама); «бандит, возможно, сам того не сознавая, — носитель целой философии.
Он совсем не хочет трудиться и не хочет отказывать себе ни в каких благах « (А.Вайнер, Г.Вайнер. Я следователь...// Современный детектив. М., 1989. С.153); «если раньше в университете, на научных конференциях студенты проявляли интерес в основном к рекламе, то сейчас стрелка компаса сместилась к философии: молодые люди заняты поиском жизнеобъясняющих концепций. Велико желание выбраться из грязи на чистое место» («Комсомольская Правда»,3 марта 1998 г.); «наша философия — жесткое отношение к миру» (Рокер (Байкер) АЛ.// «Супермен», 1993, №17.с.8); «и на теплотрассе у садов «алюминий», и в самих садах властвует философия нищеты. Постулаты её просты: перегрызи горло ближнему своему за кусок, признавай один закон — джунглей» («Известия», 7 августа 1997 г.); «у Володи и Димы своя философия: — коли попал в армию, ... поздно жалеть...» («Московский Комсомолец», 23 февраля 1998 г.); «есть такое понятие «наркотик войны». На войне совершенно другой уровень взаимоотношений... Естественно, после этого меняется философия. Многое, что было до, кажется просто смешным» («Московский Комсомолец», 25 февраля 1998 г.).
«Философ»
«Гражданский пилот Фабьен у Экзюпери оказался философом своего дела и своих поступков» («Известия», 29 июня 2000 г.); «завсегдатай, очевидно, был философом здешнего бара, философом-балаболом, живущим, в сущности, от одной кружки пива до другой...» (А.Ольшанский. Родник на Юго-западе. // «Москва», 1986, № 2. С.74); Юлия Шигарева., А.Петлюра. Чемпион мира по мусору (название статьи), в подзаголовке: «философ помоек». (АИФ, 13 марта 1999 г. С.12).
«Философский»
«Над телом убитого даже какой-то склонный к философским обобщениям опер произнес краткое прощальное слово: «собаке — собачья смерть!» («Московский Комсомолец», 16 февраля 1998 г.); «бедность, сказал мне как-то настоятель одного из московский храмов отец Феодор, категория философская, это, скорее, состояние души» («Аргументы и Факты», 30 (719), июль 1994 г.); «инвалид-сердечник занимался делом, располагающим к спокойному, почти философскому восприятию мира, — разведением пчёл» («Правда», 27 сентября 1997 г.).
«Философический»
«Он помолчал с философической важностью пьяного человека, предающегося раздумью...» (Ги де Мопассан. Оливковая роща // Ги де Мопассан. Собр.соч. в 12 томах. Т. 12. С.38).
« Философствовать»
«Слик философствует... Настоящий ликёр, и не менее чем с двадцатилетним стажем. Побольше бы такого виски — и было бы меньше самоубийств» ( Э.Уоллес. Таинственный двойник. М., 1992. С.21); «60 процентов браков распадаются в первые три года после свадьбы, а остальные латаются сподручными средствами: одни супруги спасаются от семейных неурядиц с помощью бутылки, другие день и ночь просиживают на работе, третьи «на сторону ходят», четвертые философствуют на тему «плохонький, да свой...» («Московский Комсомолец», 2 декабря 1998 г.); «небо подкарауливает человека не в первом взлёте и даже не в сотом, — философствуют со мной в своём сарае испытатели...» («Комсомольская Правда, 1 марта 1998 г.).
«Пофилософствовать»
«...Выразить недоумение, пофилософствовать, а потом признать реалии» («Вечерняя Москва»,20 ноября 1998 г.).
«Разводить философию»
«А вообще скука беспросветная. Вчера на час, в целях экономии, отключили свет, так я думала, чокнусь. Ходила целый час из угла в угол, как пришибленная... Ну ладно! Хватит разводить философию» («Комсомольская Правда», 1 апреля 1992 г.).
«Философствование»
«Эта музыка вводит в состояние философствования и заставляет задуматься о космосе вообще и о космосе человека, в частности. А агрессивная музыка слишком возбуждает аппетит» (И.Хакамада. «Комсомольская Правда», 17 сентября 1998 г.).
«Философски»
«Чем же они здесь питаются?» — вслух удивилась я. «Да это же банные тараканы. Обмылками и кормятся, — философски рассудила Нина Николаевна. — а чем ещё?» («Комсомольская Правда», 6 ноября 1998 г.); «два события довели до «белого каления» знаменитую певицу, обычно весьма сдержано и философски реагирующую на журналистские вольности в свой адрес...» («Московский Комсомолец», (9 января 1997 г.); «каждая свинья выделяет в среднем 10 килограммов экскрементов, в АОЗТ «Останкино» содержится около 9 тысяч голов. Начальство ... очень удивилось, услышав о том, что оно должно как-то готовиться к половодью. Рассуждают здесь философски: — да нет, вроде в речку попасть не должно». («Московский Комсомолец», 6 марта 1998 г.); «в армии круглое носят, а квадратное катают... Это абсолютная правда, поэтому к работе в армии нужно относиться философски, с долей здорового скепсиса...» («Новое поколение». Оренбург. 22 февраля 1996); «такова жизнь, — философски изрекает Дюбон, — вечно кто-нибудь сует палки в колеса» (Сан-Антонио. Неприятности на свою голову. М.,1996. С.73); «поймал кайф — держи! — всласть затянувшись «Примой» философски изрёк мой нечаянный знакомый» («Труд», 9 сентября 1995 г.); «К бомбежкам белградцы относились философски» («Русские, не бойтесь — сербы с вами» // «Коммерсантъ» № 113 четверг 1 июля 1999 года, с. 6).
«По-философски »
«Не ропщут на свою незавидную акционерную долю и относятся к ней по-философски» («Московский Комсомолец», 24 июня 1998 г.).
«Философичность»
«Американцы встречаются: «У тебя проблемы?» — «Нет проблем». Мы встречаемся и тут же начинаем друг другу рассказывать о своих проблемах. Это такой национальный крест, и с этим нельзя не считаться. Как и наша бытовая философичность, мы ведь замешаны на неразрешимых вопросах. У нас ведь материальные проблемы решаются в сфере духа...» («Комсомольская Правда», 3 марта 1998 г.).
Можно привести и сотни, и тысячи других примеров. Не правда ли, на редкость беспардонно треплют эти научные, изначально и по существу, слова? Справедливости ради, заметим, что наречия «философски» и «по-философски» употребляются в более уважительном контексте. Достается в основном словам «философия», «философ», «философствовать»
Почему? Потому что в обыденном сознании (в сознании обывателя) существует карикатурное представление о философе и о философии. Отчасти оно укладывается в такие словарные (вторые и третьи) определения философии, как: «философия...Отвлеченное, не идущее к делу рассуждение (разг.); «философствовать ... Перен. мудрено или беспочвенно рассуждать, умствовать (разг.)» (СИ. Ожегов. Словарь русского языка. М, 199I.e. 850.)
С другой стороны, со словами «философия» и «философ» связывают всё же не только плохие слова, но и нейтральные, а то и хорошие: «философия звука», «философия цвета», «философия любви», «философия материнства», «философия шпаги»... Видимо, таким способом пытаются придать широкое и глубокое значение сравнительно узкому и неглубокому предмету, значительность — сравните; малозначительному.
И ещё возникает вопрос: насколько эти мелькающие на страницах газет, журналов, сугубо нефилософских книг научные, по существу, слова понятны читателям и слушателям, а если не совсем понятны, то про-буждают ли они желание поближе познакомиться с философией? Или же кажется, что всё и так ясно? А на самом-то деле всё происходит по формуле: «я сначала не понимал, а потом привык». Попробуем же обратиться к реальной истории и содержанию философии. И мы увидим, что нет, не знают те, кто связывает со словом «философия» слова «карьеризм», «мошенничество», «предательство» и т.п., а со словом «философ» слова «балабол», «карьерист», «мошенник», «предатель», а то и «матерщинник» («философы-матерщинники» — см.: Антон Суриков. «Поизносившийся Бурбулис оценен казной в один миллиард рублей» // «Правда», 26.09 — 03.10. 1997 г.), что означают эти слова!
Ведь русской «калькой» этих слов являются слова «любомудрие» и «любомудр»1 . А возможны ли такие словосочетания, как «любомудр-матерщинник», как «любомудрие бандита»? У кого поднимется рука или повернется язык написать или сказать это?
Однако слова «философия», «философ» так и остались словами-чужаками. Поэтому к ним и могут цепляться всякие нехорошие слова. Так же, например, «убийца» (наемный) и «киллер». Можно в шутку брякнуть: «я устроился на полставки киллером», но вряд ли кто-либо скажет, что он устроился на полставки убийцей. А впрочем, кто знает?
1 «Калькой» называют буквальный перевод слова или выражения, в отличие от литературного перевода, при котором выбираются наиболее подходящие по смыслу и контексту слова и выражения. В переводе с греческого «фило» означает «любить», а «софия» — мудрость, отсюда и калька — «любомудрие» (Прим. ред.)
Тема 2. ФИЛОСОФИЯ С ЭТИМОЛОГИЧЕСКОЙ И ИСТОРИЧЕСКОЙ
ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Шутка Философия — плод философствования философа.
Философ — тот, чьё философствование плодит философию.
Философствование — процесс, благодаря которому философ плодит философию.
Философию можно определять:
1) Этимологически — обращаясь к смыслу составляющих это сложное слово простых слов;
2) Исторически — через её генезис и последующую историю (история философии как объективный временной процесс есть не что иное, как попытка определения философией самой себя. Это процесс не закончен. Конец этого процесса означал бы конец философии);
3) Содержательно — через её предмет и метод («философствование»), а также, добавим, описывая того, кто ей занимается (т.е. философов);
4) Логически — через её род и видовые отличия. Определить философию — значит указать её род и видовое отличие, рассмотрев:
a) Мировоззрение как ближайший род философии и его разновидности;
b) Мудрость как ближайший род философии и её (мудрости) разновидности.