Средневековая наука и теологическая картина мира
Этапы развития средневековой философии:
1. Этап патристики(2- 8 век, конец этапа–деятельность Боэция–первого схоласта)
2. Этап становления схоластики((7–12 вв.)–Боэций, Эриуген, П.Абеяр)
3. Расцвет схоластики(13 век–Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский)
Христианство завоевало свое место под солнцем в борьбе с язычеством.
«Патер»–отец. Период патристики–период отцов церкви. Основные проблемы
периода: систематизация христианского учения, определение основных догм,
теодиция(проблема оправдания бога). Становление христианства, церкви,
зарождение С.Ф. шли параллельно. Мы воспитаны в рамках христианской
культуры(даже атеисты).
Христианство возникло не на пустом месте, оно связано с восточными религиями.
«Ветхий завет» одинаково почитается иудеями и христианами. Христианство
получило распространение в римской империи(Иисус–еврей). Римская
культура–наследник греческой философии, поэтому распространение среди
язычников(многобожников) требовало специальной подготовки кадров. Внутри
самого христианства стали возникать различные течения(еретические).
Основная проблема отцов церкви–единство христианского учения. Библия
относится примерно к 87 г(ее написание). До этого она передавалась устно.
Каждая христианская община по-своему трактовала Евангелие.
Основные течения в христианстве того периода: движение гностиков и манихеев.
Схоластика- стремились рационально обосновать исистематизировать христианское вероучение(средневековая «школьная» философия).Основные проблемы: проблема универсалий и доказательство бытия бога.Проблема универсалий–проблема общих понятий(ставилась Платоном–«идеи»,Аристотелем–«материя и форма»). В зависимости от ее решения всех ученых делятна реалистов и номиналистов.Реалисты–утверждали, что общие понятия(универсалии) имеют реальноесуществование и предшествуют существованию единичных вещей(дом вообщесуществует как и конкретный дом).Номиналисты- считали понятия лишь именами, реально существуют лишьотдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемыенашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, нодаже не отражают их свойств и качеств.Отцом схоластики считают Боэция(5 век) или Иоанна Скотта Эриугена(810-77)–ирландец, жил во Франции. Между божественным откровением и разумом нетпротиворечия. На пути рациональности он пытался доказать существование бога.Недостатки познавательных усилий мешают увидеть непротиворечивость божественныхоткровений. Эриугена был реалистом. Бытие а разделяет на четыре природы:1. Не сотворенная, но торящая–бог, как источник всех вещей: единственныйнесозданный творец всего, он бесформенен, невыразим и постигается лишь черезбытие вещей.2. Сотворенная и творящая–божественные идеи, выступающие как первичныепричины; идеальный мир создан богом из себя самого и существует вечно.3. Сотворенная и нетворящая–чувственно–воспринимаемый мир, который естьпроявление идеального мира во множестве различных вещей.4. Не сотворенная и не творящая–бог, воспринимаемый как конечная цель всехвещей.Вторая и третья природы не имеют самостоятельного существования и неотличаются по–существу. Образование вещей Э. связывает с грехопадениемчеловека, при котором происходит отпадение человека от бога. Но с течениемвремени наступает искупление и возвращение всех вещей к богу. Система Э. по-своему существу пантеистическая, была осуждена католической церковью.Ансельм Кентерберийский(1033–1109)–подобно Августину утверждал, что верадолжна быть выше разума: следует «верить, чтобы понимать», однако вера можетбыть «рационально» обоснована. Христианские догматы для А.–незыблемая истина,правда, их следует рационально осмысливать, чтобы укрепить верующего человека вего вере. «Вера ищет разума»–суть его воззрений. «Я верую в бога, но вера д.иметь оправдание в разуме»–1-й вывод из тезиса. «Верую, чтобы понимать»–2-йвывод. Он положил начало проблеме предпосылок знания(существует липредзнание?). Божественное откровение подготавливает научное познание. А.Связал тесно теологию с философией.Иоанн Росцелин(1050–1120)–Франция. Был крайним номиналистом, обвинен вереси. Истолковывал святую троицу как совокупность трех отдельных богов(богедин в трех лицах, значит понятие «бог» относится ко всем ипостасям,следовательно, существует три бога). Он утверждал, что общие понятия–толькоимена, названия, просто «сотрясения воздуха». Реально существуют толькоединично чувственно воспринимаемые вещи.Пьер Абеляр(1079–1142)–французский философ и теолог. Происходил избогатой семьи, стал отличным полемистом(диспут появился в средние века.Христианство давало постулаты, а философы разъясняли скрытый в них смысл). Былпосредником между реалистами и номиналистами. Его концепция получила название«концептуализма». По сути был умеренным номиналистом: общие понятия несуществуют, но они существуют в нашем сознании и представляют существ. признакикласса предметов. Благодаря универсалиям возможно познание.Патристика- христианское богословие, 2–8 вв., Периодсредневековья–5- 17 вв.(падение Римской империи–буржуазные революции в Англии иНидерландах).Возникло феодальное общество(крепостное право). Значительную роль игралодуховенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очагамипросвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности иобразованности в Европе. Раннее средневековье характеризуется становлениемХристианской догматики в условиях формирования европейского государства врезультате падения Римской империи. В условиях жесткого диктата церкви игосподства власти философия была объявлена служанкой богословия, котораядолжна была использовать свой рацион. Аппарат для подтверждения догматовхристианства. Эта философия получила название "схоластики"(опиралась на форм.логику Аристотеля)Еще в 5 веке(христианство уже господствующая религия в Греции и Риме) былосильно влияние философия неоплатонизма, враждебногохристианству.(Нехристианские философские школы были закрыты по декретуимператора Юстиана в 529г.) При этом одни христианские идеологи склонялись котрицанию, другие к использованию учений ф. Идеалистов древности. Таквозникла литература апологетов(защитников) христианства, а за ней возникаетпатристика–сочинения отцов церкви, писателей, заложивших основы философиихристианства.Со 2 века Греческие апологеты обращались к императорам, преследовавшимхристианство. Они стремились доказать, что христианство поднимает такиевопросы, которые ставила и предшествующая греческая философия , но дает болеесовершенное их разрешение. Видный апологет- Тертуллиан(из Карфагена, 2в.)-сущ. непримиримое разногласие между религией, божественным откровением,священным писанием и чел. мудростью. Не создав ф. систем апологеты, однако ,наметили круг вопросов, кот. стали основными для хр. ф.(о боге, о сотворениимира, о природе человека и его целях). Апологетика использует логическиедоводы, обращенные к разуму, для доказательства бытия бога, бессмертия души.разбирает доводы, обращенные против религии и отдельных догматов.Противоречие в том, что будучи рациональной по форме, апологетикаиррациональна по содержанию, т. е. обращаясь к разуму, говорит онепостижимости разумом религиозных догматов.Склонна к софистике и догматизму.Античная философия космоцентрична, философия средневековья–теоцентрична(основная проблема–проблема христианского бога).Христианство появилось примерно в середине 1 века и стимулировало развитиеС.Ф.Гностики(«гнос»–познающие). В его основе–священное писание, упорна Евангелие. Античная, восточная философии оказали большоевлияние.(Неоплатонизм: бог–единая, самодостаточная, вечная, первоначальнаясущность. Он переполняет себя , изливаясь на мир и образуя другиесущности–ангелов, людей и т.д. Восточные религии: мир–единство двух начал-света и тьмы, добра и зла. Одна сила либо побеждает, либо побеждают ее. Этимобъясняли голод, войны, мир). Христиане позаимствовали эту часть учения( первыесилы–светлые- соотносили с богом, вторые–темные- с дьяволом).Гностики считали, что душа человека первоначально греховной не является, вней сталкиваются силы добра и зла. Чтобы человек занял чью-либо позицию, ондолжен знать, что такое добро и зло(идея Сократа). Познание возможно врелигиозном экстазе. Третий(священник) в этом процессе был лишним. Это сталопричиной их гонения(признали еретиками).Откуда зло, ели бог всемилостив? Гностики первые подошли к святой двоице: первый бог–отец–создал мир, добро и зло; второй–бог–сын–спаситель человечества, он искупил первородный грех(Ева и Адам, вкусивдрево познания, приблизились к богу и людей обрекли на страдания). И не надопутать одно с другим. Манихеи тоже опирались на зороастрицм, соотнося свет с богом, а тьму сдьяволом. Материальное начало в человеке(плоть)–от дьявола, его нужно подавить,чтобы прийти к богу. И в этом учении служители культа исключались. Аскеза–подавление плоти, ее умерщвление–стала началом монашеского теченияв христианстве. Апологеты–защитники вероучения–доказывали бытие бога, бессмертие души ит.д. Одним из первых апологетов чистоты христианства был Тертуллиан(3 век). Он считал, что доказать существование бога невозможно, в него нужнотолько верить(«Верую ибо это нелепо», «Вера выше разума»). Вера–единственныйспособ объяснения чудес христианства. Философия должна подчиниться теологии,как разум вере.Для пропаганды христианства нужен был набор основ, догм, понятный всем.Каподокийские отцы церкви( два Григория и Василий Великий) занимались этойпроблемой. «Символ веры» принят на Вселенском соборе:1. Догмат о сотворении мира.2. Догмат о богочеловеке Христе.3. Догмат о первородном грехе.4. Догмат о святой троице(бог един, проявляет себя в трех ипостасях,неравных друг другу).Толкование последнего догмата стало причиной разделения церкви накатолическую и православную. Католики считали, что святой дух исходит отбога-отца и бога-сына, православные–только от бога-отца. Аврелий Августин(354–430 гг.)- основоположник С.Ф. Родился вСеверной Африке, получил классическое образованеи в Карфагене, преподавалриторику. Семья А.А. была языческой(отец) и христианской(мать) одновременно. До33 лет шел по стопам отца, в 33 года принял христианство. Был великолепнымлогиком, что позволило ему стать выдающимся философом. Сущность его философии втрех работах: «Исповедь»(«Конфесионас»), «О святой троице», «О граде божьем». Основные идеи А.А.:- В мире постоянно идет борьба между царством божьим и царством дьявола.- Олицетворение царства божьего–христианская церковь, этого былодостаточно, чтобы его церковь объявила святым.Философия А.А. теоцентрична, Бог–высшая сущность. Он существует независимо отвсего остального, мир существует благодаря божественной воле. Бог создал этотмир и постоянно все контролирует. Счастье человека–в познании бога, инструментпознания–душа. Душа состоит из разума и воли. Разум помогает понять добро изло, что еще не делает человека добродетельным. Выбор между добром и зломделает воля. Величие бога в том, что он дал человеку волю, и он обладаетсвободой выбора, в который бог не может вмешаться. Значит бог не имеетотношения ко злу. Бог–абсолютное добро, абсолютного зла нет. Зло–отсутствиедобра. Чем дальше человек от бога, тем больше зла. Учение А.А. о воле–основа волюнтаризма(воля–первом месте, стремление добиться чего-либо во что быто ни стало). Учение о воле сделало христианство более популярным и доступным.Спасение- в руках человека( он волен выбирать добро). Фома Аквинский-(1225–1274)–«доктор Ангелиус»(ученик АльбертаВеликого–«доктор Универсалис»- знал библию наизусть, обладал энциклопедическимизнаниями.)Перед католическими теологами руководством церкви была поставлена задача выработать средства противодействия влиянию свободомыслия, и в то же время учесть возросший авторитет науки и философии. Он обосновывает единство веры и разума, философии и религии. В 1323 г Фому Католическая Церковь провозгласила святым, а его теория ставится идеологией католической церкви. Основныеработы: о троице, о сущном и сущности(эссенции и экзистенции), сумматеологии.Учение Фомы опирается на учение Аристотеля. Фома выделяет четыре уровня бытиявещей в зависимости от связи материи и формы. Форма выступает как активноеначало, материя- как пассивное.1-ый уровень- бытийности вещей- неорганическая степень, здесь форма выступаеткак внешняя определенность вещи.2-ой- растение3-ий- животный мир4-ый- разумная душа.Форма выступает сама по себе, несвязанная с материей. Разум и вера неисключают друг друга, а гармонически связаны, истина одна- учение Христа. Еепостигают и с помощью веры и разума. Путь разума на много длиннее и труднее.Фома Аквинский по-новому решает спор между номиналистами и реалистами. Общееэто бог, который присутствует во всех сущных вещах.Ф.А.–имел ангельский характер. Родился в знатной семье, не был старшим сыноми поэтому не наследовал титул и землю по праву майората. Благодаря этомуправилу появилось рыцарство(система определенных нравственных ценностей,изобретенная людьми, которые не имели ничего, кроме благородногопроисхождения). Ф.А. учился в монастырской школе при ордене св. Бенедикта. В17 лет решил посвятить себя богу и вступил в Доминиканский орден. Орденготовил преподавательские кадры и соблюдал чистоту христианства. Ф.А. послалив Кельн на стажировку. Альберт Великий передал Ф.А. свои универсальныезнания. Затем Ф.А. переехал в Париж, где и создал свое учение(«томизм»).Ф.А.–умеренный реалист. Универсалии–самостоятельные сущности, существуют трояко:1. До вещей–как мысль бога2. В вещах–то, что дано в определении вещи(определение и есть универсалия)3. После вещей–в человеческом сознании(логическое мышление)Ф.А. утверждал, что самое истинное бытие–бог, он–самая совершенная реальность.Эссенция каждой вещи выражена в ее определении, экзистенция–существованиекаждой вещи. В Боге эссенция и экзистенция совпадают. Он самодостаточен. Этосамое общее понятие, определить его через другие понятия нельзя. В другихвещах сущность и существование не совпадают(вещь нельзя определить через самусебя: дерево–деревянное–глупость, они имеют свое порождение чем-либо:бог–причина всех вещей).Бог обладает простым бытием, а все остальное–сложным. Ф.А. пытался логическидоказать бытие бога(«Сумма теологии»), устранить противоречие между верой иразумом:1. Все движущееся чем-то движимо, а перводвигатель–Бог.2. Доказательство из сущности действующей причины(причина не может бытьпричиной самой себя, нужна первопричина)3. Взаимоотношение случайного и необходимого(все происходит по-необходимости и первая из них–Бог).4. Степени сравнения качества( самая высшая степень качества–Бог, он самыйдобрый; зло–низшая степень добра и т.д.)5. Телеологическое доказательство(телеология–учение о целесообразности; вмире все прилажено, а за этой слаженностью стоит Бог).Ф.А. выделил три христианских добродетели: вера, надежда, любовь+четыреантичных добродетели: справедливость, мудрость, мужество, умеренность.Следует подчеркнуть, что С.Ф. внесла существенный вклад в дальнейшее развитиегносеологии, разработав и уточнив все логически возможные вариантысоотношения рационального, эмпирического и априорного, соотношения, котороестанет впоследствии уже не только предметом схоластических споров, нофундаментом для формирования основ естественно-научного и философского знания.Философия эпохи зрелого средневековья, начиная с XI–XII вв., пребывая подвлиянием христианства, дала удивительно яркие плоды в своем развитии,подготовив весьма благоприятную почву для дальнейшего своего движения.Творчество Августина, Фомы Аквинского, Авиценны, Аверроэса, Маймонида, Дунса Скота, Роджэра Бэкона, Уильяма Оккама и др. по уровню своей интеллектуальной культуры и значимости неуступает выдающимся учениям мыслителей последующих времен. 10.Теория двойственной истины и её роль в развитии наукиУже в первые века существования христианства в богословии начали формироваться две основные позиции: одни теологи считали, что надо просто верить и даже не пытаться понять Бога, ибо человеческий разум на это в принципе не способен, другие полагали, что главная цель любого верующего — максимально приблизиться к пониманию Бога. И поскольку мир — это творение Бога, то, постигая этот мир, мы тем самым постигаем и Творца. В своем изучении мира они опирались на античную философию, пытаясь приспособить ее к христианскому вероучению. Но использование рациональных методов познания неизбежно приводило к обнаружению ряда противоречий как внутри религиозных учений, так и между результатами научных исследований и религиозными идеями, изложенными в Библии (аналогично в Коране). Отсюда и рождается проблема знания и веры, одинаково актуальная как в мусульманском, так и в христианском мире, а именно, что выше: истины науки или истины религии? Эта проблема может быть сформулирована как вопрос о путях познания: должны ли мы обладать верой для того, чтобы с помощью разума познавать мир и Творца? Или же именно рациональное освоение мира приводит нас к вере? Положительный ответ на первый вопрос давали Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский («Верю, чтобы понимать») и др., на второй — Пьер Абеляр и его последователи («Понимаю, чтобы верить»). В учении Фомы Аквинского эти две точки зрения были синтезированы. В частности, он провозгласил тезис о гармонии разума и веры, которые не могут противоречить друг другу (а если такое противоречие обнаружено, то это значит, что мы просто ошиблись в рассуждениях). Объединяет все эти взгляды идея о том, что разум может и должен служить вере («Философия — служанка богословия»). Мусульманский философ Аверроис (Ибн-Рушд) предложил для решения проблемы знания и веры теорию «двух истин». Согласно ей истины науки выше истин религии, но истины науки способны понять немногие, для всех же остальных религиозные идеи полезны, поэтому они имеют право на существование и их не стоит публично опровергать. В XIII—XV вв. теория двух истин получила распространение в Европе: Сигер Брабантский, Дунс Скот, Уильям Оккам отстаивали точки зрения, что разум и вера не имеют ничего общего и разум ничем не может помочь вере. Особой остроты достигала полемика по вопросам: существует ли Мир вечно или же он был когда-то сотворен? Бессмертна или смертна индивидуальная человеческая душа? Существует ли свобода воли или любой человеческий поступок определяется Богом?
В своей работе «Согласие религии и философии» Ибн-Рушд выдвинул и разработал оригинальную концепцию «двух истин»,или «двойственной истины»,сыгравшую в дальнейшем большую роль в истории философии. Он пишет, что Откровение не только не осуждает философские рассуждения, но, по сути дела, требует их от нас, ибо мы должны изучать природу вещей для того, чтобы воспарить мыслью к Творцу всех этих вещей. Но нельзя требовать создавать философию из ничего, философия — это древняя наука, и поскольку особую роль здесь сыграли греки, следовательно, необходимо изучать греческую философию. Кроме того, Коран требует от нас наблюдать и истолковывать природу с помощью разума, чтобы постичь Творца. Но любое умозаключение есть результат размышления, следовательно, мы должны знать логику. Выводы, к которым мы приходим в процессе рассуждения, могут противоречить буквальному смыслу Корана, который в таких случаях нуждается в аллегорическом истолковании. Но если с помощью разума мы можем постичь Бога, т.е. высшую истину, то зачем нужно Откровение? Аристотель различал три типа аргументов: риторические, диалектические и необходимые (аподейктические). Ибн-Рушд делит людей на три класса в зависимости от того, какие аргументы они способны воспринять.
1. Простые люди, руководствующиеся воображением, а не разумом; их можно убедить только с помощью риторических аргументов. Так, какого-нибудь кочевника не убедишь философскими доводами (которые он не понимает), что нехорошо грабить и убивать других людей. Но, используя Коран (т.е. Божественное Откровение), такому кочевнику можно внушить, что за нехорошее поведение Аллах накажет его вечными муками в аду.
2. Люди, открытые для диалектических рассуждений; они хотят быть уверенными, что ничто из того, чему учит Откровение, не противоречит естественному разуму, и им нужны основания, почему надо верить в это, а не в то. Функция теологии в том и состоит, чтобы находить диалектические оправдания, с помощью которых картина мира и смысл человеческого бытия, данные нам в Откровении (в Коране), покажется более истинными, нежели какие-либо другие. Если бы теологии не было, эти люди остались бы и без философии (им не доступной), и без Откровения.
3. Ученые (философы), которых ничто не может удовлетворить, кроме необходимых доказательств математики и метафизики. Ученые благодаря деятельности их разума постигают высшую истину бытия. Так, они пришли к выводу: неверно, что мир сотворен Богом из ничего, мир существует вечно, и он есть результат взаимодействия Первоформы и Первоматерии. Но, зная эту истину, философы понимают, что для всех остальных людей учение о Боге есть лучшая замена философской истины. Отсюда следует учение о двух истинах:одна подлинная — философская, а другая — религиозная, являющаяся заменой философской для всех других людей. О философских истинах не философам лучше ничего не говорить.