Философия марксизма. Проблема человека в неклассической философии

ПЛАН

2.6.1 Философия марксизма:

а) проблема отчуждения молодого Маркса;

б) материалистическое понимание истории и социальная обусловленность личности.

2.6.2 Философия жизни:

а) трактовка жизни и «воли к власти» Ф. Ницше;

б) критика христианства и традиционной морали;

в) имморализм. Сверхчеловек – носитель новой морали.

2.6.3 Философия психоанализа:

а) структура психики человека в психоанализе З. Фрейда;

б) природа бессознательного. «Либидо» и его роль в структуре личности;

в) нефрейдистская трактовка природы бессознательного (К. Р. Юнг);

г) концепция любви Э. Фромма.

2.6.4 Философия экзистенциализма:

а) социально-исторические условия и идейные основы экзистенциализма;

б) категория бытия; бытие мира и человека;

в) человеческое существование и свобода.

Основные философские категории

Иррационализм, волюнтаризм, «жизнь», «воля к власти», христианство, мораль, имморализм, «сверхчеловек».Фрейдизм, психоанализ, «катарсический метод», бессознательное, пансексуализм, «Эдипов комплекс», «либидо», сублимация, неофрейдизм, архетип. Экзистенция, существование, «бытие сознания», забота, «бытие человека в мире», «абсурдность человеческого бытия», «модусы заботы», «пограничная ситуация», свобода.

Философия марксизма

Маркс с самого начала своей деятельности видел смысл философии в том, чтобы способствовать освобождению пролетариата. Он порывает с просветительским подходом к пониманию функции философии. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его», - так Маркс формулирует новое понимание функции философии в «Тезисах о Фейербахе « (1845) [3, с.4].

Бедственное положение рабочего класса Маркс связывает с отчуждением. Отчуждение - социальный процесс, в ходе которого продукты человеческого труда и сам процесс превращается в далекую, противостоящую и господствующую силу. Проблема отчуждения поднималась уже в немецкой классической философии Гегеля и Фейербаха. Но у Гегеля процесс отчуждения выступает как процесс отчуждения абсолютной идеи в природе и обществе. Фейербах связывает процесс отчуждения с возникновением религии и понимает его как духовное отчуждение. По мнению Фейербаха, человек своей фантазией создает Бога, а потом воспринимает его как силу, стоящую над ним, что определяет его поведение и деятельность.

Маркс отходит от этой, по сути своей, идеалистической концепции отчуждения. Уже «молодой» Маркс в «Экономически - философских рукописях 1844 года» объясняет отчуждения человека экономическими факторами. Все другие виды отчуждения - отчуждения в политической, религиозной сферах - обусловлено отчуждением действительной жизни. Отчуждение же действительной жизни - отчуждение труда - заключается в самой сущности труда. Чем больше работает рабочий, тем беднее он становится, потому что продукт его труда ему не принадлежит, он выступает как присущая ему сила.

Но отчуждение рабочего оказывается не только в становлении его к продуктам своего труда, но и в само отчуждении самого труда. Не только продукт труда, но и сам процесс труда воспринимается им не как проявление своих сущностных сил, не как самореализация и самоутверждение, а как нечто внешнее, необходимое лишь в той мере, что поставляет средства к жизни, к физическому существования рабочего. Рабочий чувствует себя свободным не в процессе проявления своих сущностных сил, а труд и представляет собой проявление деятельной сущности человека, но только при исполнении своих животных функций: питании, питье, полового акта. Таким образом, человеческое в человеке становится животным, а животное - человеческим.

В чем же причина отчуждения труда? Ответ Маркса однозначен: такой причиной является частная собственность. Являясь следствием отчуждения и самоотчуждения труда (ведь если продукты, средства труда, сама работа не принадлежит рабочему, то они принадлежат другому человеку - капиталисту), частная собственность является средством реализации этого же отчуждения. Поэтому для того, чтобы уничтожить отчуждения человека, необходимо уничтожить частную собственность. А уничтожить частную собственность может только коммунизм - «позитивное выражение отмены частной собственности».

Но уже в «Тезисах о Фейербахе» (1845 г.) и в написанных вместе с Энгельсом работах «Святое семейство» (1845 г.) и «Немецкая идеология» (1845 - 1846 гг.) Маркс отходит от абстрактно - просветительского подхода к человеку и обществу. В «Тезисах о Фейербахе» Маркс выражает важнейшие положения, знаменующие его переход на материалистические позиции в понимании общественной жизни. Во - первых, Маркс заявляет, что в «...общественная жизнь является, собственно говоря, практическим» [3, с. 3] и поэтому анализ проблем функционирования и развития общества следует начинать с анализа реальной жизни людей, их бытия, а не их сознания, и там видеть конечную причину социальных явлений.

Во - вторых, Маркс отказывается от рассмотрения человека как родового существа с неизменной родовой сущностью. «...Сущность человека, - пишет он, - не есть абстракт, присущих отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» [3, с. 3]. Отсюда следует, что понять человека можно, только исходя из тех условий, в которых она существует. Нельзя рассуждать о сущности человека, абстрагируясь от общества, членом которого она выступает, поэтому по новому встает и проблема отчуждения человека. Если в «Экономически - философских рукописях 1844 г.», по мнению Маркса, сам процесс труда порождает частную собственность и, как следствие, отчуждения человека, то теперь процесс отчуждения связывается с определенными историческими формами процесса труда. В своих последующих работах Маркс развивает эти положения в стройную материалистическую концепцию исторического процесса.

Общество можно представить как систему, единство относительно самостоятельных, взаимосвязанных сфер общественной жизни, четыре из которых являются основными:

духовная;

политическая;

социальная;

экономическая.

К марксизму в философии господствовал идеалистический подход к обществу. Основную и движущую силу развития общества философы видели в развитии, изменении идей, духовной жизни. Они считали, что конечную причину общественных перемен в политической, социальной, экономической сферах следует искать в изменениях духовной жизни. Как пишет Ф. Энгельс, философы исходили из эмпирического факта: человек - существо сознательное, она действует только тогда, когда осознает цель своей деятельности и, следовательно, чтобы изменить самого человека и общество, что является продуктом деятельности людей, необходимо изменить сознание человека, идеи, которыми она руководствуется в своей деятельности. Заслуга Маркса, по мнению Энгельса, заключается в том, что он по-другому подошел к этому вопросу, он поставил вопрос так: А почему в обществе господствуют те или иные идеи, которые выступают движущей силой в деятельности людей? И когда вопрос был поставлен так, стало очевидно, что господство идей, влияющих на сознание, а, следовательно, и действия людей, обусловленные интересами этих людей. А среди интересов определяющее влияние на деятельность больших масс людей делают экономические интересы, объективны в своей основе. Таким образом, Маркс приходит к выводу, что не сознание людей определяет их бытие, не в духовной сфере стоит видеть причину общественных изменений, а наоборот, общественное бытие определяет общественное сознание, и конечную причину общественных преобразований следует искать в экономической сфере жизни общества, в способе производства.

Литература

1. Маркс К. К критике политической экономии/Маркс К.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – М. : Политиздат, 1959. – Т. 13. – С. 1 - 167.

2. Маркс К. Наемный труд и капитал / Маркс К. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – М. : Политиздат, 1957. – Т. 6. – С. 428 - 459.

3. Маркс К. Тезисы о Фейербахе / Маркс К. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – М. : Политиздат, 1955. –С. 1 - 4.

4. Маркс К. Экономическо – философские рукописи 1844 г. / Маркс К. // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. – 2-е изд. – М. : Политиздат, 1956. – С. 517 -642.

5. Ясперс. Смысл и назначение истории / Ясперс. – М.: Политиздат, 1991. – 528 с.

Философия жизни

«Философия жизни» – является одним из главных направлений неклассической философии. Она положила начало тому направлению неклассической философии, которое концентрирует свое внимание на проблеме человеческого существования, проблеме личности.

Возникает «философия жизни» во второй половине ХІХ в. У ее истоков стоят Ф. Ницше (1844–1900 гг.), В. Дильтей (1833–1911 гг.), О. Шпенглер (1880–1936 гг.).

Студент должен уяснить, что, понятие «жизнь», как центральное понятие этого философского течения, призвано заменить понятие «бытие». Представители этого течения противопоставляют «жизнь» «бытию». Бытие это статичное состояние. Жизнь – это движение, становление. «Нет бытия, есть только становление», – заявил Ф. Ницше.

Студент должен отметить, что «Жизнь, как наиболее знакомая нам форма бытия, представляет специфическую волю к аккумуляции силы…» [2], жизнь есть воля к власти. Ницше предлагает даже заменить понятие «сила» в физике понятием «воля к власти». Такая трактовка жизни вытекает из понимания мира, как динамичного начала, а не статического, законченного, определившегося. Ницше сосредотачивает свое внимание на проблеме человека, так как именно в человеке жизнь проявляется с наибольшей полнотой, именно здесь становится очевидным, что «… глубочайшая сущность бытия есть воля к власти» [3].

Тем самым, Фридрих Ницше является основоположником такого направления в философской и социально – политической мысли, как волюнтаризм.

Наиболее глубоко данный вопрос раскрыт в следующих источниках [1; 3; 4].

При подготовке к ответу на вопрос критика христианства и традиционной морали, студент должен обратить внимание на следующие положения:

Ницше критически относится к христианству и традиционной морали. Европа и европейский человек, по мнению Ницше, находятся в состоянии декаданса. Для культуры эпохи декаданса, по Ницше, характерны: христианская мораль с ее культом духовного милосердия, отрицание ценности жизни, как таковой. «Быть вынужденным побеждать инстинкты – эта формула для decadence: пока жизнь восходит, счастье равно инстинкту» [3]. Фридрих Ницше против всемогущества разума, против сведения человека к разуму, против господства аполлонического начала в человеке над дионисическим.

Студент должен понять, что главная причина декаданса – христианство. Христианство выдавало враждебные жизни ценности за истинные, оно «препарировало человеческую совесть». Главной виной христианства по Ницше, было выработка психологии и морали «стадной совести». То есть давление авторитета родителей, учителей, Бога и Его заповедей. Кроме того, давление на человека эрзац – богов: сословных предрассудков, наций, партий и идеологий. Все эти внешние атрибуты возвышаются над человеком и убивают его свободу. Христианство на место ценностей, как сила, достоинство, знатность, воля к жизни, воля к власти поставило ценности толпы, ценности смиренности и покорности, слабости и послушания. «Бог умер, Бог мертв», – основа философской этики Ницше, а следовательно и все христианские ценности мертвы и вредны для современного человека.

Также этот вопрос более детально раскрыт в следующих источниках [1; 4; 6].

При подготовке к ответу на вопрос: имморализм, сверхчеловек – носитель новой морали, студент должен обратить внимание на следующие положения.

Фридрих Ницше считал, что христианская мораль препятствует полному самовыражению человека и, поэтому необходимо провести переоценку ценностей. Студент должен охарактеризовать принципы новой морали такие как:

1. «Ценность жизни» есть единственная безусловная ценность.

2. Существование природного неравенства людей, обусловленного различием их жизненных сил и уровнем «воли к власти».

3. Сильный человек свободен от моральных обязательств, он не связан никакими моральными нормами.

Всем этим требованиям, по Ницше, удовлетворяет субъект морали господ – сверхчеловек (центральная категория в философии Ницше).

Студент должен раскрыть категорию «сверхчеловека».

«Сверхчеловек – смысл земли», «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком» [2].

Носитель новой морали – «сверхчеловек», он есть «свободный дух», носитель новой «интеллектуальной совести». Для него нет авторитетов, он по ту сторону добра и зла. Это человек будущего, оставившего позади современность с ее пороками и ложью.

Таким образом, Фридрих Ницше был одним из первых, кто в преддверии эпохи ХХ в. с его атрибутами массовой культуры, стандартизации, конформизма, заявил о праве человека на исключительность, индивидуальность, творчество.

Наиболее полно ответ на данный вопрос можно найти в источниках [4; 6; 7].

Литература

1. Геворкян, А. Р. Ницше и метафизический пессимизм / А. Р. Геворкян // Вопросы философии. – 2001. – № 8. – С. 157–166.

2. Ницше, Ф. Сочинения : в 2 т. / Ф. Ницше. – М. : Мысль, 1990. – Т. 1. – 832 с.

3. Ницше, Ф. Воля к власти : опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. – М. : REFL–book, 1994. – 324 с.

4. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье ; пер. с анг. В. И. Кузнецова ; под ред. С. Б. Крымского. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – С. 581–596.

5. Субири, Х. Пять лекций о философии / Х. Субири // Вопросы философии. – 2002. – № 5. – С. 156–173.

6. Філософія : навч. посібник / за ред. Л. В. Губерського [та ін.]. – 2-е вид., перероб. і доп. – К. : Вікар, 2001. – С. 78–84.

Наши рекомендации