Предметно-функциональная специфика философского знания
ВВЕДЕНИЕ
Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальныхпринципах и основахчеловеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места в нем человека. Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни и диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров. Без цельной картины мира трудно представить современного специалиста. В становлении и формировании мировоззренческой культуры молодого поколения философские дисциплины играют особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями.
В результате изучения курса философии студенты должны знать:предмет и специфику философского знания, место и роль философии в культуре, особенности становления философии, ее структур; исторические этапы развития, направления и школы; основные проблемы, задачи и перспективы онтологии, гносеологии, социальной философии, философии истории и культуры; базовый философский понятийно-категориальный аппарат. Студенты должны уметь: прослеживать закономерности генезиса философского знания в контексте проблем онтологии, познания, социально-исторического бытия; научиться различать философские позиции в понимании мира; развивать и применять методологическую четкость мышления, аналитические и познавательные способности.
Настоящее учебное пособие подготовлено с учетом современных требований к преподаванию философии. В соответствии с идеями Болонского процесса курс философии разделен на два модуля: Модуль 1. Основные этапы исторического развития философских идей; Модуль 2. Общетеоретическая и социальная философия. Каждый модуль содержит теоретическую и практическую части. Также в пособии приведены контрольные вопросы, перечень рекомендованной литературы и глоссарий.
Авторы стремились показать специфику философского знания, анализ становления философских проблем в истории философии. Отдельные разделы посвящены философскому пониманию мира и диалектическим принципам его развития. Уделяется внимание проблемам познавательной деятельности человека, социальной философии и философской антропологии, современным концепциям культуры и цивилизации, глобальным проблемам XXI века.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Модуль 1. Основные этапы исторического развития философских идей
Тема 1
Предметно-функциональная специфика философского знания
1. Предмет философии.
2. Философия в контексте других типов мировоззрения.
3. Функции философии.
Ключевые термины: философия, мировоззрение, материализм, идеализм.
Ни одно явление культуры не вызвало столько разнообразных и противоречивых суждений как философия. Первые философские учения зародились в глубокой древности, на заре человеческой цивилизации около 2,5 тыс. лет назад на Востоке (в Индии, Египте, Вавилоне, Китае). Наибольшего расцвета философия достигла в Древней Греции. С тех пор не утихают споры о предмете философии, ее назначении и связи с другими формами духовной деятельности человека.
Термин философия имеет греческий корень. Буквально он означает «любовь к мудрости» (philo – «любовь», sophia – «мудрость»). Слово философ связано с Пифагором, которого сограждане называли мудрецом. Но великий мыслитель был довольно скромен и не желал называться столь помпезным образом. Он говорил, что он всего лишь философ – человек, любящий мудрость.Философия на заре цивилизации была синонимична рациональному исследованию в целом. Она характеризуется своими методами так же, как и своим предметом.
Предмет философии – это изучение наиболее универсальных закономерностей развития природы, общества и человека. Хотя философы имеют дело с умозрительными вопросами, которые, в целом, не могут быть исследованы экспериментальным путем. Философия, таким образом, является более концептуальной, чем наука, философия – это не просто размышление. Философы так же, как и ученые, формулируют гипотезы, которые должны соответствовать принципам рациональности и действительности. Это одна из черт, которая отличает философию от поэзии и мистицизма, несмотря на то, что она не принадлежит к науке в строгом смысле слова. Философское осмысление действительности предполагает наличие двух противоположностей. Ими выступают: мир «внешний» по отношению к сознанию человека – объективная реальность и мир «внутренний» (психическая, духовная жизнь человека) – субъективная реальность. Различные отношения двух реальностей: объективной и субъективной, объекта и субъекта пронизывают всю философию на протяжении всей ее истории. Эти отношения могут характеризоваться как вопросы об отношениях человека и мира, сознания и бытия, субъективного и объективного.
В зависимости от того, как философы отвечали на этот вопрос, они разделились на два направления – материалистическое и идеалистическое. Материалисты утверждают, что первичным является материя, а вторичным – сознание. Идеалистыпервичным считают сознание, вторичным – материю.
Как философское направление идеализм признает первичным абсолютную идею, мировой разум (Платон, Гегель) или сознание человека, «комплекс ощущений» (Беркли, Фихте) в качестве определяющей причины всего сущего.
Студентам следует знать, что философы часто пытаются завуалировать свою мировоззренческую позицию. Материалисты, например, называют себя субстанциалистами, а идеалисты – функционалистами, однако от такой игры в термины суть философского видения мира не изменяется.
Философский принцип, согласно которому все существующее имеет один источник, едино в своей основе, называется монизмом. Различают материалистический и идеалистический монизм. Первый – единство мира видит в его материальности. Второй – за основу всего принимает духовное начало (сознание).
В истории философии встречались мыслители, пытавшиеся занять промежуточную позицию. Они признавали равноценность, независимость двух первоначал мира: материи и сознания. Таких философов называют дуалистами.
Рассмотрение проблемы отношений человека и мира, сознания и бытия, порождает проблему познаваемости мира. Эта проблема составляет важнейшую часть философского осмысления действительности.
В зависимости от того, какую позицию в решении вопроса о познаваемости мира занимают философы, они разделились на два направления. К первому, а их большинство, принадлежат сторонники познаваемости мира. Среди тех, кто стоит на позициях познаваемости мира, есть такие течения, как: сенсуалисты – главную роль в познании отводят чувственному познаванию (Локк, Кондильяк); рационалисты – главную роль отводят разуму (Декарт,Спиноза);иррационалисты – отвергают или принижают роль разума в познании (Ницше, Бергсон).
Ко второму (их меньшинство) принадлежат противники познаваемости мира. Среди них выделяют два основных течения: скептицизм и агностицизм. Скептицизм – отвергает возможность достоверного знания о мире (Пиррон, Горгий). Агностицизм – полностью или частично отвергает возможность познаваемости мира (Юм, Кант).
Многие философы являются еще и историками, исследующими те или иные аспекты истории философской мысли. Даже те, кто не проводит исторического анализа, обычно видят огромную ценность работ мыслителей от древности до наших дней, и изучают эти тексты для более глубокого понимания философского дискурса. История философии является одним из основных разделов философии.
Также существуют аксиология, праксиология, философия природы, социальная философия, политическая философия, социология, этика, эстетика, религиоведение, философия культуры, логика, эпистемология, методология и т. д.
Аксиология(греч. – ценность; logos – учение, понятие) – исследование природы ценностей.
Праксиология (от греч. – деятельный; logos – учение, понятие) – исследует практически-преобразующую деятельность человека при освоении предметного мира.
Для каждого уровня философского постижения бытия характерна своя область исследования. Так, общетеоретическая философия исследует всеобщие закономерности бытия природы и общества.
Философия природы выявляет общие закономерности развития естествознания, исследует закономерности возникновения и развития научных теорий.
Социальная философия исследует общество, историю и человека как субъекта социальной деятельности, дает анализ сущности и существования социальной реальности.
Политология (греч. politika – общественные дела) рассматривает структуру и функции государства, закономерности его развития, особенности управления.
Социология (лат. societos – общество; греч. logos – учение) – учение о закономерностях развития социальных систем и человеческом поведении в социальном контексте.
Этика–это изучение природы правильного и неправильного, добра и зла, как путем размышлений над основанием морали, так и путем практического познания особенностей морального поведения.
Эстетика(греч. aisthetikos – чувственный) – философская дисциплина, исследующая искусство и художественное творчество, сущность и формы прекрасного.
Религиоведение – комплексная дисциплина, анализирующая причины возникновения и особенности функционирования религии как формы общественного сознания.
Философия культуры (лат. cultura – возделывание, обрабатывание; греч. logos – учение) – система знаний o сущностныx основанияx, функционировании и развитии культуры как искусственной среды, созданной человеком.
Логика – это попытка кодифицировать правила рационального мышления. Исследователи логики изучают структуру аргументов, которые содержат истину или дают возможность оптимальному извлечению знания из реальности. Логика – это один из базовых инструментов, которые используют философы в своих изысканиях. Занятия логикой помогают им справиться со сложностью философских проблем и часто ошибочной природой разговорного языка.
Эпистемология – это изучение процесса познания. Эпистемологи задаются вопросом о критериях, которые подтверждают что-либо, во что мы верим, и считающегося чем-то, что мы знаем, и также что это означает в свете истинности.
Методология – теоретическое обоснование методов научного познания.
Различные разделы философии пересекаются друг с другом. Аспекты каждого раздела могут изучаться изолированно, но философские вопросы имеют тенденцию к связи с другими философскими вопросами, к тому, что полноценное исследование любой частной проблемы по возможности включает как можно больше компонентов философского наследия.
Философия имеет дело с наиболее фундаментальными проблемами человеческого существования, а эти вещи большинством людей принимаются как должные, истинное философское исследование имеет огромные возможности к тому, чтобы перестроить или даже разрушить чью-либо самую глубокую и полную надежд веру.
Итак, философия – это изучение наиболее универсальных закономерностей развития природы, общества и человека. Основные разделы философии – это аксиология, праксиология, философия природы, социальная философия, политическая философия, социология, этика, эстетика, религиоведение, философия культуры, логика, эпистемология, методология и история философии.
Мировоззрение – это система обобщенных знаний о мире и человеке. Мировоззрение помогает людям ориентироваться в различных областях жизнедеятельности. Оно представляет собой обобщенную модель мира, которая отражает результаты духовно, – практического освоения мира. Мировоззрение – это духовно-практическое явление, концепция жизни и сплав знаний, ценностей, убеждений и поведенческих установок.
Отношение человека к миру многообразно и зависит от многих исторических и социальных факторов. Это обусловливает многоаспектность и сложенную структуру мировоззрения. Важнейшими элементами структуры мировоззрения являются:
- мироощущение;
- мировосприятие;
- миропредставление;
- миропонимание;
- мироотношение.
Значимость и роль мировоззрения в духовной жизни общества и личности определяется его функциями:
- синтез знаний о мире;
- формирование жизненных идеалов и целей;
- мотивация человеческой активности в обществе;
- самовоспитание личности.
Существует три основных исторических типа мировоззрения: мифология, религия и философия.
Мифология это тип мировоззрения, в котором переплетаются различные способы понимания природы и человека. Это наиболее древний из всех мировоззренческих типов. Мифические представления могут быть как реалистическими, так и фантастическими, основанными на вере, эмоциях, на мыслях или жизненном опыте.
Мифы могут быть классифицированы согласно различным категориям:
- ритуальные мифы объясняют появление определенных религиозных практик или образцов поведения, связанных с храмовым поклонением;
- мифы происхождения (этиологические) описывают начало традиции, имени или объекта;
- мифы творения описывают то, как возникли мир или универсум;
- культовые мифы зачастую определяются как объяснения для отправления религиозных празднеств, которые увеличивают силу божества;
- героические мифы связаны с богоизбранными правителями, героями, неким городом или народом;
- эсхатологические мифы – это повествования, описывающие катастрофический конец существующего миропорядка;
- астральные мифы – это повествования о звездах и планетах;
- тотемические мифы рассказывают о мистическом родстве между определенной группой людей (общиной, племенем) и тотемами (мифическими первопредками);
- близнечные мифы – это истории, описывающие сверхъестественных существ-близнецов, которые являются предками определенного племени или культурными героями;
- календарные мифы связаны с циклом календарных праздников и ритуалов;
- антропологические мифы – этоповествования о происхождении человека;
- социальные мифы подкрепляют или обосновывают существующие в обществе ценности и практики.
Основные функции мифов – это: 1) мировоззренческая функция;
2) этиологическая функция (мифы дают объяснение различным процессам и явлениям внешнего мира); 3) коммуникативная функция (мифы создают основу для общения среди членов одного племени или сообщества); 4) компенсаторная функция (мифы компенсируют недостаток знания о мире и дают ощущение стабильности); 5) познавательная функция (мифы специфическим образом помогают людям в понимании мира); 6) социальная функция (мифы формируют социальные нормы и ценности, таким образом упорядочивая и структурируя социальную общность).
Религия –это тип мировоззрения, основанный на понятии о сакральном, на вере и специфических действиях (культе). В истории человечества, в зависимости от конкретных условий и общественного строя, религиозное мировоззрение играло различную роль – прогрессивно-организующую или реакционную.
Философиякак тип мировоззрения характеризуется рациональностью, системным подходом, логическими методами познания и теоретической формой. Философия является наиболее интегративной формой мировоззрения.
Философия возникла и развивалась в соответствии с потребностями экономического и духовного развития общества, в силу чего она всегда играла важную роль в социальном бытии.
Раскрывая социальные функции философии, нужно иметь в виду, что её многофункциональный характер обусловлен структурой философского знания. Философия выполняет в обществе следующие основные функции:
- мировоззренческая функция выражает человеческие отношения с миром. Философия направляет человеческую активность в духовной и практической сферах и формирует личную картину мира;
- познавательная (или эпистемологическая) функция. Философия решает проблему познаваемости мира и достоверности человеческого знания;
- методологическая функция философии связана с системой методов, использование которых позволяет знать и понимать различные аспекты реальности;
- социальная (идеологическая) функция философии влияет на общественные отношения;
- гуманистическая функция направлена на признание главенствующей роли человеческой личности как высшей ценности;
- регулятивная функция связана с моральными и гуманистическими ценностями и принципами поведения;
- критическая функция связана с независимым, критичным и всесторонним пониманием действительности;
- прогностическая функция имеет дело с философским восприятием и интерпретацией глобальных перспектив человеческого и культурного развития;
- культурная функция философии поддерживает процесс формирования культуры мышления и коммуникации.
Таким образом, философия имеет много различных функций. Наиболее важные из них – это: исследование фундаментальных проблем человеческого бытия и выстраивание картины мира, познавательная, методологическая, социальная (идеологическая), гуманистическая, регулятивная, критическая, прогностическая и культурная функции.
Тема 2