Взаимосвязь мышления, сознания и языка
Возникновению сознания предшествуют предпонятийные формы мышления. Психологи выделяют три формы мышления, отражающие различные уровни развития психики:
1) мышление наглядно-действенное;
2) наглядно-образное;
3) вербально-понятийное.
Наглядно-действенное мышление возникает при непосредственной деятельности с какими-либо предметами. Таким мышлением обладают дети раннего возраста при соприкосновении с предметами окружающей реальности и высшие животные (например, обезьяны, когда используют палку для того, чтобы достать плод или камень, чтобы расколоть орех).
Вторая форма мышления – наглядно-образная – содержит некоторые элементы обобщения и абстракции. Здесь происходит схематизация предметного образа и возникает способность мысленно оперировать объектом. О наличии наглядно-образного мышления у высших животных говорит их способность решать двухфазные задачи.
Третья форма мышления – вербально-понятийная. Она характерна только для человека и развивается благодаря включённости человека в социальные связи. Для этой формы мышления характерно наличие способности обобщения, формирования и использования понятий, которые имеют языковую форму выражения. Другим формам мышления также соответствуют свои особые языки.
Язык – это знаковая система, способ кодирования и передачи информации.
Язык человека выполняет две основные тесно связанные между собой функции:
- когнитивную функцию (средства познавательной деятельности);
- коммуникативную функцию (средства общения).
Относительная самостоятельность этих двух функций позволила нейрофизиологам, нейропсихологам, психолингвистам говорить о наличии двух принципиально отличных друг от друга языков, обслуживающих человеческое мышление. Помимо естественного вербального языка в класс знаковых явлений включаются мозговые нейродинамические системы, предметно-изобразительные коды, которые выражают невербальную мысль. Предметный код – это тот универсальный язык, с которого возможны переводы на все другие языки. Это система средств, которая кодирует информацию о действительности в виде пространственно-временных структур мозга. Каждый человек на собственном опыте может убедиться в существовании так называемого языка мозга, невербального (доречевого) языка мысли. Об этом свидетельствует тот факт, что мысли в нашей голове проносятся с огромной скоростью. За это время мы не успеваем (даже мысленно) произносить слова. С другой стороны, часто мы сталкиваемся с проблемой выражения наших мыслей в словесной форме. Иначе говоря, это проблема «перевода» с языка мозга на словесный язык. Кроме того, свои мысли и чувства мы переводим не только в словесную форму, но и на язык жестов, мимики, движений, которые не всегда имеют словесные аналоги.
Таким образом, мы можем говорить о полиморфности языка, которая состоит в том, что язык неоднороден, что существуют разные виды языков. Прежде всего, сюда следует относить так называемые протоязыки, т.е. языки доречевого общения (жесты, мимика, звуки), затем необходимо выделить особый универсальный язык мысли, который главным образом выполняет когнитивную функцию, и, наконец, привычный для нас вербальный язык.
Появление словесного языка связано с возникновением понятийного мышления. Словесный язык объединяет все уровни и формы мышления в единое целое и является своеобразным интегратором сознательной деятельности человека. На базе словесного языка возникают искусственные языки; амслен (язык жестов глухонемых Северной Америки), эсперанто, логический, математический и др.
Таким образом, каждой форме мышления соответствуют свои формы языка:
○ наглядно-действенная
протоязыки
○ наглядно-образная
○ вербально-понятийная ® вербальная речь, язык мысли.
Причём по мере развития и усложнения форм мышления изменяются и усложняются языковые формы, соответствующие им. Наличие вербального языка и вербально-понятийного мышления свидетельствует о наличии сознания, но, тем не менее, нельзя отождествлять сознание с вербальной формой мышления, т.к. в него включаются и предшествующие наглядные формы, но в переработанном, снятом виде.