Особенности и основные течения современной западноевропейской философии (позитивизм, экзистенциализм, неотомизм)

Философия Гегеля и Фейербаха были вершинами философской мысли, за которыми, должна была возникнуть принципиально новая научная философия. Та которая представляла бы собой философию материализма, включившего в себя диалектику. Однако в силу сложности социальных условий и самой философской мысли в XIX в. возникают два основных направления философской мысли - неклассическое, которое по сути дела отходит от основной магистрали развития философской мысли, и научная философия.

Для неклассического направления характерен отказ от крупных философских проблем и концепций, преобладание субъективно-идеалистических идей. Возникновение неклассической философии имело глубокие социальные корни. Быстро развивающийся капитализм в середине XIX в. уже явно обнаруживал свои внутренние противоречия. В XX в. становится все более ясным, что капитализм неспособен дать обществу высоких ценностей и идеалов и должен быть заменен более высокой общественной организацией.

Философия Ф. Ницше (1844-1900) также ставит в центре внимания волю, как «волю к власти». Жизнь, по Ницше, - специфическая «воля к аккумуляции силы». Ницше справедливо критиковал буржуазное общество за бездуховность и аморальность. Отмечая крах традиционных христианских ценностей, он выдвинул свой знаменитый тезис о том, что в XIX в. «бог умер». Ницше выдвинул учение о «сверхчеловеке», стоящем выше добра и зла, человеческих моральных норм, имеющем право на крайнюю жестокость.

В первой трети XIX в. возникает течение позитивизма, основанное О. Контом (1798-1857). Последователями его философии выступили позднее Г. Спенсер, Дж. С. Милль, Дж. Г. Льюис и другие. Исходная посылка позитивизма - отрицание философии как самостоятельной формы знания. «Каждая наука - сама себе философия». Если мир - целостная система, то исчерпывающее знание о мире дает система частных («положительных», «позитивных») наук, не оставляющая никакого места для философии. Нетрудно заметить исходную ошибку позитивизма: мир рассматривается по существу как механический агрегат частных областей, который не содержит никаких целостных, всеобщих свойств и законов, для познания которых нужна была бы наука о всеобщем – философия. Позитивизм отвергал поэтому важнейшие вопросы философии, деление философии на материализм и идеализм, сущностный и причинный подходы к реальности. Позитивизм исходил из утверждения, что последней реальностью, в существовании которой мы можем быть убеждены, являются ощущения, а для проверки того, существует ли что-нибудь за ощущениями, у нас просто нет средств. Позитивизм, таким образом, полностью заимствовал логику субъективного идеализма. Отрицая философию, позитивизм всегда ставил на ее место какую-либо частную науку. Для Конта такими науками были механика и отчасти математика.

В 70-е гг. XIX в. возникает вторая форма позитивизма -махизм. Его основателями были известный венский физик Э. Мах и швейцарский философ Р. Авенариус. Сведя реальный мир к совокупности «элементов опыта», под которыми понимались ощущения.

В 20-е гг. XX в. появился неопозитивизм (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап и другие). Его основными этапами и формами были логический позитивизм и лингвистическая философия.

Продолжая традиции позитивизма, неопозитивизм отрицал основной вопрос философии, как «не имеющий смысла», деление философии на материализм и идеализм, но в сущности оставался в пределах субъективно-идеалистической трактовки мира и человека. Утверждая, что человек не располагает средствами, чтобы выйти за рамки ощущений (хотя такое средство уже было открыто научной философией), неопозитивисты считали единственной реальностью, о которой мы имеем право говорить, «атомарные факты», или «капли опыта», в качестве которых выступают сложные совокупности ощущений. «Атомарные факты» выражаются в «протокольных предложениях» («светит солнце», «идет дождь»). Предметом философии становится даже не процесс познания в целом, в его наиболее существенных чертах, а его логическая и языковая структура. Целью философии с этой позиции является не вопрос об объективном источнике человеческих знаний и соответствии знаний объективному миру, а о том, имеют ли смысл те или иные утверждения науки. Для решения этого вопроса предлагается ряд принципов. Для наук типа математики и логики - принцип конвенциализма: утверждения имеют смысл, если они по правилам логики и языка выводимы из принятых конвенций (в математике это аксиомы). А на лекции она говорила (Конвенциализм – ученые договариваются, что под этим понятием понимается это. Пр: понятие времени условно). Для наук, имеющих эмпирическую базу (физики, химии, биологии и т.д.), выдвинут принцип верификации: имеют смысл те утверждения (предложения) науки, которые по правилам логики и языка могут быть выведены из протокольных предложений, т.е. верифицированы. На лекции она говорила так (Верификация – все научные теории надо разбить на предложения и проверить их на опыте)

В рамках поставленной узкой задачи анализа логики и языка науки, неопозитивизм имеет серьезные теоретические результаты, научные достижения.

Ошибочность исходных оснований неопозитивизма определила ограниченный характер центрального принципа - верификации. Действие этого принципа оказалось ограниченным достаточно узкими пределами. Он применим только к эмпирическим знаниям. Более того, принцип верификации оказался не верифицируемым, т.е. не выдерживающим самого себя. Это означало крушение концепции неопозитивизма. Неопозитивизм не выдерживал проверки своими собственными средствами. Причина этого очевидна: отказ от научного решения наиболее общих, предельных философских вопросов о мире и человеке.

Попытки дополнения принципа верификации принципами подтверждаемости, когерентности и фальсификации не устраняли основного недостатка неопозитивистской философии. В 50-60-е гг. XX в. неопозитивизм фактически исчерпал себя.

К. Поппер (1902-1994) сформулировал концепцию «критического рационализма» (ответвление неопозитивизма), роста научных знаний. Выдвинул принцип фальсификации, позволяющий, по его мнению, отличать научное знание от ненаучного. С этой точки зрения имеют научный смысл те утверждения, которые могут быть фальсифицированы, т.е. для которых мыслимы такие условия, когда эти утверждения оказываются ложными.

В отличие от позитивизма, считавшего себя философией современной науки, экзистенциализм выступает как философия человеческого существования (экзистенции). Крупнейшим предшественником экзистенциализма, был датский философ С. Кьеркегор (1813-1858). Философия последнего явилась своеобразной антирационалистической реакцией на философию Гегеля. Кьеркегор считал, что эта философия страдает чрезмерным «объективизмом», подчинением человека господствующему над ним объективному духу.

Окончательно течение экзистенциализма оформляется после первой мировой войны. Его основателями являлись в Германии К. Ясперс (1883-1969) и М. Хайдеггер (1889-1976), во Франции Ж-П. Сартр (1908-1980), А Камю (1913-1960), Г. Марсель (1889-1973). Бердяев, Шестов, Ясперс, Марсель относятся к религиозной, Сартр, Камю, Хайдеггер - к атеистической ветвям экзистенциализма.

Центральная категория экзистенциализма категория человеческого существования, или экзистенция. Человеческое существование - это поток переживаний, не имеющий никакой рациональной организации, законов и смысла. Экзистенциализм, таким образом, психологизирует человека, сводит человека – реальное материальное существо, обладающее сознанием, к духовной жизни, понятой к Тому же как чисто иррациональный поток переживаний. С позиций экзистенциализма важнейшим фактором человеческого существования является смерть. Человеческое существование, определено к смерти, движение к которой придает смысл человеческому существованию. Экзистенциализм включает поэтому своеобразное понимание диалектики бытия и небытия, жизни и смерти, в котором смысл жизни определяется по существу движением к смерти. Такая диалектика жизни и смерти имеет явно негативный характер.

Из предопределенности человеческого существования к смерти выводится, далее, феномен свободы: человек абсолютно свободен перед лицом смерти.

Истинная экзистенция обнаруживается человеком в критических ситуациях, прежде всего ставящих человека перед перспективой смерти.

Экзистенциализм представляет собой гуманистическое направление в неклассической философии Запада, которое во многом правильно подметило действительное отчуждение человека в современной цивилизации, подавление личности стихийными силами общества. Экзистенциализм оказался неспособным дать оптимистическую, жизнеутверждающую трактовку человека и его будущего, найти пути выхода из действительно наличествующей «трагедии существования».

Крупнейшим течением современной религиозной философии Запада является неотомизм, утвержденный энцикликой папы Льва ХШ (1879) в качестве единственно истинной философии католицизма. Наиболее крупными представителями неотомизма в XX в. являются Ж. Маритен и Э. Жильсон. Неотомизм представляет собой попытку обновления философии Фомы Аквинского, который рассматривается как непревзойденный до сих пор философ и «великий логист». Основным понятием неотомизма выступает понятие бога как бесконечного и абсолютного бытия, в котором сущность и существование совпадают. Бог - творец всего сущего, форма форм, «неподвижный перводвигатель».

Важное место в неотомизме занимают доказательства бытия бога, полностью совпадающие с доказательствами, сформулированными Ф. Аквинским - космологическому и телеологическому.

Главные отличия неотомизма от томизма связаны с тенденцией модернизации философских взглядов Ф. Аквинского, попытками их согласования с данными современной науки. Согласно неотомизму, религия дает абсолютную, а наука - только относительные истины. Абсолютная истина выражена в Библии, под положения которой пытаются подогнать, например, данные современной космологии.

Подведем некоторые итоги. С неклассическим направлением философской мысли Х1Х-ХХ вв. связан ряд несомненных научных достижений. Растущий интерес к проблемам человеческого существования, его внутреннему миру, свободе и творчеству, «трагедии существования» в современном обществе, исследование некоторых особенностей научного познания представляют собой положительный вклад в развитие философской мысли, движение к научной философии.

Вместе с тем не вызывает никакого сомнения, что наиболее крупные, фундаментальнейшие вопросы философии - о сущности мира и человека, месте человека в бесконечном мире, сущности и смысле его существования, сущности общественной жизни и ее объективных законах, будущем человеческой цивилизации - ее возможной гибели или «прорыва в бесконечность» - оказались неразрешимыми для предложенных подходов, самого типа мышления, выдвинутых в рамках позитивизма, неопозитивизма, экзистенциализма и т.д. Более того, для этого направления в большинстве случаев характерен и прямой отказ от решения крупнейших философских вопросов или убеждение в их принципиальной неразрешимости.

В неклассическом направлении не было выдвинуто каких-либо крупных философских концепций, сопоставимых с концепциями классической философии. Естественно, что это направление философской мысли оказалось неспособным предложить обществу такие решения, которые позволяли бы человечеству выйти из глобального кризиса современной цивилизации, в существовании которого уже нет никаких сомнений.

Билет №15

Понятие «бытие», «реальность», «мир», «субстанция», «материя». Эволюция представлений о материи в философии и частных науках. Революция и кризис физики конца 19 – начала 20 вв. ленинское определение материи. Материя как субстанция. Современные представления о видах и формах материи

Бытие (самое широкое понятие) – существование.

Бытие – все, что окружает человека, а значит бытие синонимично понятию реальность.

Реальность – это то, что было, то, что есть на данный момент, то, что будет осуществлено в будущем.

Одинаковым родом существования обладают 2 рода явлений:

1. физические (объективная реальность)

2. психические (субъективная реальность)

Бытие – упорядоченность => Мир. В мире существует порядок, законосообразность.

Динамический аспект бытия: Нечто существует (длится во времени)

Предметный аспект бытия: Нечто существует

Субстанция – первооснова, причина самой себя.

Носитель свойств – субстрат, который дает о себе знать из свойств субстанции.

Объективный идеализм о субстанции:

1)Античный идеализм (Платон) – подлинная субстанция мира – идеи;

2)Классическая немецкая философия (Гегель) субстанцией мира является абсолютная логическая идея

3)Аристотель, Фома Аквинский, современный неотомизм – материя существует как некое аморфное тело, подлинной субстанцией мира является Бог. Бог – форма форм (Аристотель)

Субъективный идеализм:

Мир не обладает субстанциональностью.

Материализм о субстанции:

1)Античный (милетская школа) – субстанция мира – некая стихия (Фалес – вода, Гераклид – огонь)

2)Атомистическая школа – субстанция обладает структурой, состоит из атомов.

Атомы: 1. неделимы

2. неуничтожимы

3. несотворимы

А значит, мир несотворим и неуничтожим.

3)Средние века: материализм существует в виде течения номинализм

4)Материализм XVII-XVIIIвв. Эпоха Нового времени. Материализм основывается на данных естествознания. Наиболее развитые науки: математика и механика.

Черты материализма XVII-XVIIIвв.:

1. В качестве материи признавал некую первичную однородную субстанцию, т.е. материю сводили к первоматерии, которую отождествляли с атомами;

2. Атомы неделимы, неуничтожимы, несотворимы, как и мир. Вывод о неучтожимости субстанции.

3. Эти первородные атомы подчинены законам механики, которые применялись по всему миру.

4. Важнейшим свойством материи являлась масса.

Конец XIX в. – Революция и кризис физики.

Открытия физики:

!895 г. – открытие рентгеновских лучей.

1896 г. – Беккерель открыл радиоактивность;

Это явление зафиксировало. Что масса вещества изменяется в связи с излучением ( дефект массы).

1897 г. – открытие электрона Томсоном (атом делим ).

1898 г. – открыт радий.

Максвеллом открыт закон электромагнитных явлений – материя может существовать в виде поля.

Старая метафизическая теория физики не способна объяснить новые открытия.

Кризис философских основ физики. Часть физиков разуверились в материализме (материя исчезла) и перешли на позицию идеализма. Многие физики и философы перешли на позиции агностицизма.

5. Возникает Махизм (позитивизм II этапа ). Махисты пытались создать философию на новых открытиях физики.

6. Плеханов – новый русский человек, который рассмотрел теорию махизма. Махизм субъективный идеализм.

Причины кризиса:

1). Метафизический способ мышления.

2). Неправильное понимание математизации физики.

3). Принцип соответствия Бора. Каждая новая теория включает в себя предыдущую теорию как частный случай.

Выводы Ленина.

1). Исчезла не материя, а исчез тот предел, до которого мы знаем материю.

Нельзя сводить материю к атомам веществу электроном.

2). Терпит крах лишь метафизические представления о материи, а не материя.

3). Физика не решает вопрос о существовании материи.

Пути выхода (Ленин):

1). Физикам необходимо усвоить диалектику.

2). Электрон так же неисчерпаем, как и атом, т.е. электрон делим.

В Х1Хв. Энгельс и Маркс критикуют механистический и метафизический материализм.

МАТЕРИЯ – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях которое копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями и существует не зависимо от них.

Объективная реальность.

Объективность означает, что нечто существует до, вне и независимо от человеческого сознания.

« вне» - внешний мир не принадлежит сознанию.

« независимо » - внешний мир для своего существования не нуждается в сознании.

Ленин отвергает объективный идеализм.

Мир познаваем через ощущения.

Ощущения способы давать нам достоверные знания.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВИДАХ И ФОРМАХ МАТЕРИИ.

Мир включает 3 подсистемы:

- Живая природа

- не живая природа

- соц. Организованная природа (человек соц. Группы).

ВИДЫ МАТЕРИИ:

1). В виде вещества (вещество имеет массу покоя и различные агрегатные состояния).

2). Поле.

ФОРМА МАТЕРИИ – совокупность различных объектов и систем обладающих единой качественной определенностью выражающейся в общих свойствах и специфическим для данной формы материи способом существования.

Билет № 16.

Наши рекомендации