Философия и мировоззрение
ФИЛОСОФИЯ
НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Учебно-методическое пособие
Под редакцией
А.А. Касьяна
Нижний Новгород
УДК 167; 168; 378
ББК 87. 25; 74 в1
Ф 561
Авторский коллектив:
В.А. Глуздов (раздел II, темы 1-8)
А.А. Касьян (раздел I, темы 2 -7, 13, 15, 17)
С.В. Куревина (раздел I, темы 8 – 12, 14, 17)
Л.Е. Шапошников (раздел I, темы 1, 16)
Ф561 Философия науки и образования:Учебное пособие /В.А. Глуздов, А.А. Касьян, С.В. Куревина, Л.Е. Шапошников. Под ред. А.А. Касьяна. – Ниж-ний Новгород: Изд-во НГПУ, 2010. 104 стр.
ISBN
В учебном пособии рассмотрены основные проблемы философии науки и философии образования в их исторических и теоретических аспектах.
Учебное пособие ориентировано на аспирантов и соискателей (кандидатский экзамен «История и философия науки»), магистрантов и студентов, изучающих такие учебные дисциплины, как философия науки, философия образования, методология научного познания.
ISBN © В.А. Глуздов,
А.А. Касьян,
С.В. Куревина,
Л.Е. Шапошников, 2010
Содержание
Предисловие
стр. 5
РАЗДЕЛ I. Философия науки
Тема 1. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения
стр. 7
Тема 2. Предмет философии науки
стр. 9
Тема 3. Проблема возникновения и определения науки
стр. 11
Тема 4. Античный образ науки
стр. 14
Тема 5. Образ науки эпохи Нового времени
стр. 17
Тема 6. Позитивизм: становление и эволюция
стр. 21
Тема 7. Постпозитивизм
стр. 27
Тема 8. Историческая динамика научного знания
стр. 30
Тема 9. Субъект и объект научного познания
стр. 32
Тема 10. Понятие знания. Проблема научной истины
стр. 36
Тема 11. Язык науки
стр. 39
Тема 12. Эмпирический и теоретический уровни науки
стр. 41
Тема 13. Методы научного познания
стр. 45
Тема 14. Предпосылочное знание
стр. 52
Тема 15. Проблема взаимосвязи философии и науки
стр. 55
Тема 16. Философия как методологическая основа познания истории
стр. 60
Тема 17. Наука и общество
стр. 65
Список литературы к разделу I
стр. 70
РАЗДЕЛ II. Философия образования
Тема 1. Социальные институты общества.
Социокультурные и личностно ориентированные программы
стр. 73
Тема 2. Образование как социальный институт.
Предмет философии образования
стр. 75
Тема 3. Человек. Теория человека.
Образование и основные этапы социализации человека
стр. 78
Тема 4. Потребности и способности человека: философский анализ
стр. 81
Тема 5.Образование в обществе.
Социально-политическое бытие образования
(элитарное, демократически доступное образование)
стр. 86
Тема 6. Высшее образование как социально-когнитивный комплекс
стр. 91
Тема 7. Детерминанты и механизмы взаимодействия социальных институтов науки и образования
стр. 96
Тема 8. Учебный предмет в системе образования
стр. 98
Список литературы к разделу II
стр. 103
Предисловие
Наука – один из элементов мира культуры. Образование – также элемент мира культуры. Образование не просто рядоположено науке (как, например, искусство, религия), но выступает необходимо связанной с наукой областью культуры, их раздельное существование невозможно. Более того, образование – одна из сфер функционирования науки. Поэтому философское осмысление науки и философское осмысление образования – взаимосвязаны, дополняют, а в идеале предполагают друг друга. Именно в силу этого философия науки и философия образования в предлагаемом читателю учебном пособии объединены в единое целое.
Это особенно важно для тех, кто получает профессиональную подготовку в педагогическом вузе – ведь образование, деятельность в сфере образования станет для большинства из них способом бытия в мире, профессиональной деятельностью, образом жизни.
Учебное пособие «Философия науки и образования» в первую очередь ориентировано на аспирантов и соискателей, сдающих кандидатский экзамен по дисциплине «История и философия науки» Данный экзамен пришел на смену кандидатскому экзамену по общему курсу философии. Тем самым, аспиранты и соискатели не просто повторяют пройденный материал (общий курс философии), а обращаются к новой философской дисциплине – философии науки. В ней представлено философское осмысление науки в её развитии и функционировании во всём многообразии различных сторон её бытия (онтологические, гносеологические, аксиологические, социальные, культурные, мировоззренческие, этические и др. аспекты). Введение кандидатского экзамена по философии науки имеет цель усилить мировоззренческую и методологическую подготовку будущих специалистов науки и образования, расширить и углубить их философскую культуру по отношению к «жизненному миру» их будущей профессиональной деятельности.
Данное учебное пособие следует «Программе-минимум кандидатского экзамена по философии науки» (утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации №697 от 17.02. 2004 г.). Текст программы включен в «Методические рекомендации к кандидатскому экзамену «История и философия науки» (выходят в НГПУ ежегодно). В этих рекомендациях представлена организационная сторона подготовки аспирантов и соискателей в НГПУ к кандидатскому экзамену.
В то же время учебное пособие не исчерпывает всего содержания программы. В нем рассматриваются ее узловые вопросы. Учебно-методическое пособие раскрывает основные проблемы философии науки, а также философии образования. Эти проблемы представлены в теоретическом и историческом аспектах. Ограниченный объем пособия не позволяет рассматривать темы курса в полном объеме, его задача – ориентация читателя в сути проблем и основных подходов к их решению. Поэтому предлагаемые материалы не могут заменить учебную и научную литературу, «живое» общение с преподавателем.
Содержание пособия основано на современном уровне разработки проблем философии науки и философии образования. Авторы, работники Нижегородского государственного педагогического университета, непосредственно занимаются научно-философским осмыслением некоторых аспектов развития и функционирования науки и образования. Результаты их научных исследований нашли отражение в тексте.
Дисциплину «История и философия науки» изучают (сдают экзамен) аспиранты и соискатели. Студенты философско-теологического факультета изучают и сдают экзамен по дисциплинам «Философия и методология науки», «Философия образования». Аналогичная подготовка ведется и с магистрантами различных специальностей. Некоторые проблемы философии науки и философии образования находят отражение в общих курсах философии и педагогики, а также в таких специальных курсах, как философия физики, математики, методология психолого-педагогических исследований, методологические проблемы гуманитарных наук и т.п. Для всех аспирантов и соискателей, магистрантов и студентов различных специальностей пособие в этом отношении выступает в качестве базового.
Читатели учебного пособия имеют разную предметную специализацию. Их задача – работать с текстом, имея в виду историю своей науки, её современное состояние, апробировать общие положения на материале той или иной научно-учебной дисциплины. Это же относится и к ответам на контрольные вопросы, выполнению заданий.
Помимо данного учебного пособия для подготовки к экзамену необходимо использовать другую учебную литературу по философии науки и философии образования (например, указанные в списках литературы учебники и учебные пособия, авторами которых являются В.П.Кохановский, С.А.Лебедев, Т.Г.Лешкевич, Л.А.Микешина, А.Л.Никифоров, Г.И.Рузавин, В.С. Степин). Рекомендуем также фундаментальное издание – «Энциклопедия эпистемологии и философии науки» (М., 2009, отв. редактор И.Т. Касавин), другие словари и справочники, а также журналы «Вопросы философии», «Философские науки» (выходят ежемесячно), «Эпистемология и философия науки» (ежеквартальник).
Учебное пособие состоит из двух разделов – «Философия науки» и «Философия образования», в которых рассматривается тематика этих дисциплин. Каждая тема завершается контрольными вопросами и заданиями. Каждый раздел завершается соответствующим списком литературы.
Отв. редактор
Раздел I.
Философия науки
Тема 1
Философия и мировоззрение.