Тема 2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА


Основные компоненты материально-производственной сферы общества

Обширнейшая сфера общественной жизни, связанной с деятельностью чело­века по производству, распределению, обмену, потреблению материальных благ, материальных условий жизни людей, обо-

значается в философии различными категориями: экономическая, мате­риально-производственная, материальная сфера общественной жизни.

Основными компонентами материально-производственной сферы как многокачественного социального образования являются: труд как комплексное социальное явление, способ производства материальных благ, механизм функционирования материально-производственной сферы в целом.

Труд — это исключительно человеческое качество. Его субъектом является человек как суверенный общественный субъект. Человек це-



лостен, он воплощает, персонифицирует в себе богатство обществен­ных отношений, связей, весь наличный уровень культуры. В трудовой деятельности человек не просто «производит материальные блага», но реализует свои какие-то общественные цели, удовлетворяет потребно­сти и интересы, включает труд в широкий контекст общественно-пре­образующей деятельности. Таким образом, характеристика человека как субъекта труда — это характеристика не просто «производствен­ная», это, по существу, характеристика общества, роли всего обще­ства в производстве, преломленная через роль, значение, функции человека труда.

Труд осуществляется как сложное взаимодействие субъективных и объективных элементов труда, живой деятельности и предметно-ве­щественных факторов (средства и предметы труда).

Если материальная природа предметно-вещественных факторов труда в определенной мере связана с их природным бытием, то идеаль­ность труда проистекает из того, что это деятельность человека — об­щественного субъекта, непременным, имманентным компонентом ко­торой является сознательность, идеальность. Идеальное через живую деятельность человека материализуется, воплощаясь в изменениях материальных факторов труда. Вполне понятно, что если трудовой про­цесс представляет собой диалектику материального и идеального, то и результат этого процесса — производственная потребительная сто­имость, материальное благо — является не чем иным, как воплощени­ем и материальных, и идеальных факторов труда.

В основе существования и развития любой структуры общества лежит экономика. В своей экономической деятельности люди пресле­дуют определенные цели, связанные с получением необходимых им благ. Для достижения таких целей необходимы прежде всего работ­ники, обладающие способностями и навыками к труду. Эти работни­ки применяют средства созидательной деятельности: орудия труда (инструменты, машины), с помощью которых они работают, и пред­меты труда (природное вещество, сырье, материалы, различные виды энергии).

Объективным социально-экономическим механизмом, который обусловливает складывание, развитие, функционирование сложной и разветвленной системы общественных стимулов к труду, выступают производственные отношения в связи с производством, распределени­ем, обменом и потреблением продуктов труда.

Производственные отношения характеризуют экономические по­зиции, в которых находятся классы, социальные группы, по отноше-304

нию к собственности, обмену, распределению производимых и духов­ных благ. От этих объективных позиций непосредственно зависит и характер заинтересованности в труде различных социальных элемен­тов, сложный мир их трудовых мотиваций.

Исторически конкретное единство производительных сил и про­изводственных отношений составляет способ производства. Именно он выступает материальной основой общественно-экономической форма­ции, определяет ее особенности и развитие.

Развитие способа производства подчиняется всеобщему социо­логическому закону соответствия производственных отношений ха­рактеру и уровню развития производительных сил. Согласно этому закону, производственные отношения определяются производствен­ными силами и выступают как социальные формы их развития. Раз­виваясь, производительные силы перерастают рамки существующих производственных отношений, и последние начинают тормозить дальнейшее развитие производства. Нарастает противоречие между производительными силами и производственными отношениями, ко­торое разрешается в социальной революции, уничтожающей устарев­шие и утверждающей новые производственные отношения, соответ­ствующие развившимся производительным силам. Возникает новый способ производства и на этой основе происходит переход от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой и про­грессивной.

Возрастающую роль в производстве

Научно-техническая

играет наука, которая обеспечивает тео-

Революция как стадия

ретическую, духовную сторону практи-

Научно-технического

ческой производственной деятельности.

Прогресса

Непосредственным проявлением этого

состояния является научно-технический прогресс, который превратил­ся в главный фактор экономического прогресса.

Научно-технический прогресс (НТП) — это поступательное дви­жение науки и техники, эволюционное развитие всех элементов продуктивных сил общественного производства на основе широкого познания и освоения внешних сил природы, это объективная, посто­янно действующая закономерность развития материального производ­ства, результатом которой является последовательное усовершенство­вание техники, технологии и организации производства, повышения его эффективности.

Научно-техническая революция (НТР) — это одна из стадий, форм НТП, когда прогресс приобретает ускоренный скачкообразный характер.

Наука путем внедрения ее достижений в технике, в технологичес­ких процессах, а также развития творческих способностей, духовного усовершенствования участников производства непосредственно уси­ливает производственные возможности человека и общества, а поэто­му выступает как непосредственная производительная сила.

НТП создает возможности для развития общества, а как использу­ются научные и технические достижения — зависит от конкретной со­циально-экономической структуры общества. Социальные последствия научно-технической революции можно свести в такие основные группы:

— обострение экологической обстановки;

— изменение взаимоотношений в системе «человек — техника» (че­ловек становится регулятором, наладчиком, программистом и тем, кто руководит технологическим процессом);

— изменение содержания и характера труда (увеличивается доля твор­ческих, исследовательских функций);

— рост высококвалифицированных работников, занятых обслужива­нием техники;

— повышение требований к культурно-технической и интеллектуаль­ной подготовке кадров;

— концентрация населения в городах, переход из сельского хозяйства в сферу промышленности, а затем в науку, образование, обслужи­вание;

— углубление миграционных процессов, увеличение свободного вре­мени, возможностей гармонического развития личности;

— «интернационализация» общественных отношений в силу между­народного разделения труда, цен на мировом рынке и т. д.;

— интеллектуальная перегрузка, формализация контактов, потеря че­ловеком эмоциональности;

— проблемы биологической и психологической адаптации человека в экстремальных условиях.

Таким образом, современное общественное производство невозмож­но без оптимального использования достижений НТР, которая в свою очередь существенно влияет на все сферы жизнедеятельности человека.

Структура социальной сферы жизни общества

Центральным звеном социальной сферы являются социальные общности

(класс, нация, народ, община, трудовой коллектив и т. д.) и их взаимосвязи. Общность — это совокупность людей, объединенная исторически сложившимися, устойчивыми со­циальными связями и отношениями и обладающая рядом общих при­знаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие. Основа этой

связи между людьми всегда объективна. Это могут быть и тип деятель­ности в системе общественного разделения труда, и включенность в определенные хозяйственные связи, и общность экономических ин­тересов, и место в производственных отношениях, и определенная тер­ритория, и другие параметры объективной и общественной реальнос­ти. Именно поэтому и сами социальные общности объективны по своей природе.

Вместе с тем основой социальной общности, в том числе и ее при­знаками, являются и факторы духовного порядка, факторы сознания (общий язык, традиции, социально-психологическое чувство «мы», ценностные ориентации, идеологические установки и т. п.). Склады­ваясь на основе определенных объективных и субъективных причин, социальная общность воплощается, закрепляется во многих характер­ных особенностях жизнедеятельности данной группы людей (опреде­ленное единство образа жизни, интересов, потребностей, стереотипов поведения составляющих ее людей), в формировании определенных социальных типов.

В социальной структуре выделяются различные по характеру, мас­штабу, общественной роли и т. д. социальные общности, складываются сложные взаимоперекрещивающиеся связи между ними.

Такое многоплановое социальное образование как народ представ­ляет собой объединение, союз людей, прежде всего занятых в обще­ственном производстве, осуществляющих решающий вклад в обще­ственный прогресс. Народу свойственны общность определенных устремлений, интересов, некоторые общие черты духовного облика. В понятие «народ страны» вкладываются не только такие характерис­тики, как совместный труд, вклад в прогресс, духовно-психологичес­кий облик, но и общее проживание, общая жизнедеятельность в рам­ках определенной страны. Иначе говоря, народ страны — это народ, локализованный в масштабе определенной страны, в масштабе опре­деленного исторического отрезка времени, это вполне качественно оп­ределенная социальная реальность.

На определенных этапах развития производства экономические интересы людей дифференцируются, существенно различаются меж­ду собой, а то и противоречат друг другу. Такие объективные производ­ственно-экономические интересы и являются тем экономическим ме­ханизмом, который объединяет, сплачивает определенные группы людей — классы. Сами классы и выступают как своеобразное закреп­ление, воплощение определенных интересов в жизнедеятельности об­щественных групп.

Указывая на связь классов с материальным производством, В.И. Ле­нин определил их как «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производ­ства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформлен­ному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и разме­рам той доли общественного богатства, которой они располагают».

Как и другие социальные общности, классы обретают свою каче­ственную определенность, свою внутреннюю границу, отделяющую их от других классов, и за счет других признаков: условия жизни и быта; социально-политическая роль в обществе; участие в управлении про­изводственными и общественными делами; образование, культура, культурно-производственная подготовка; уровень сознания, идейнос­ти, духовный облик и духовная деятельность, общественная психоло­гия; образ жизни, способы и формы развития личности, проведение свободного времени, досуга.

В ряду общностей определенное место занимают этнические общ­ности. Современное общество насчитывает две-три тысячи этносов. Одна из важнейших этнических общностей — нация. Нация как мак-росоциальная общность базируется на таких характеристиках, которые воплощают глубокие закономерности общественной жизни, складыва­ющиеся и функционирующие в масштабе всего общественного орга­низма. Это и определенные преобразования в материально-производ­ственной жизни общества, степень развития классов, их отношений, социальное развитие пространства, занимаемого нацией, и др.

Вместе с тем нация как общность связана и с весьма конкретным, эмпирически фиксируемым слоем общественных ценностей (конкрет­ные особенности трудовой деятельности, жизненного уклада, одежды, пищи, непосредственного общения, внутрисемейных отношений, т. е. этнические черты жизнедеятельности общества).

Нация, таким образом, находит свое выражение в определенном устойчивом объединении людей, в общности их хозяйственной жизни, территории, языка, психологического склада, традиций, культуры и т. д. На базе этой качественной определенности нации складываются ее от­ношения с другими общностями, другими нациями.

История цивилизации поставила на повестку дня вопрос о чело­вечестве как социальной общности. Человечество — это общность всех людей, объединенных стремлением к сохранению и продолжению че­ловеческой жизни на Земле, связанных совокупной деятельностью по развитию цивилизации и прогресса, объединенных интимно-личност­ными чертами человеческого бытия в обществе.

В обществе выделяются как макро-, так и микроструктуры. Малая социальная группа представляет собой малочисленную по составу груп­пу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в не­посредственном устойчивом общении друг с другом, включающем в се­бя как эмоциональные отношения, так и особые групповые ценности и нормы поведения. Такими первичными группами являются семья и трудовой коллектив. При всем их своеобразии им присущи общие чер­ты: детерминированность этих групп материально-производственны­ми факторами, большая роль субъективно-сознательных факторов, вза­имосвязь объективного и субъективного.

Из природных различий людей вытекает деление общества на расы (исторически сложившиеся ареальные группы людей, связанных един­ством наследственных морфологических и физиологических призна­ков), деление по половым признакам, по возрастным критериям.

Гражданское обще­ство — сфера выявления свободных индивидов

Понятие «гражданское общество»

включает всю совокупность неполи­тических (негосударственных) отноше-

ний в обществе, т. е. экономических, мо­ральных, культурно-духовных, религиозных, национальных. Гражданское общество — это сфера спонтанного самовыявления свободных индиви­дов и ассоциаций и организаций граждан, которые добровольно сфор­мировались и защищены законом от прямого вмешательства и произ­вольной регламентации со стороны органов государственной власти.

Экономической основой гражданского общества выступает соб­ственность во всем многообразии ее форм, прежде всего частная, ко­оперативная, ассоциированная, коллективная и т. д. Она обеспечивает реальную экономическую свободу, без которой невозможна ни поли­тическая, ни социальная свобода.

Гражданское общество — это постоянно функционирующая орга­низация людей, которые объединены вокруг самостоятельно избран­ных целей. Именно гражданское общество гарантирует каждому чело­веку свободный выбор своего экономического бытия, утверждает приоритет прав человека, исключает монополию одной идеологии, одного мировоззрения, гарантирует свободу совести. И государство, и гражданин взаимно ответственны за верховенство демократически принятых законов, за судьбу Отчизны.

Структурно гражданское общество является подсистемой общества как целого, которая совпадает с социальной (социетарной) сферой общественной жизни. Как подструктура гражданское общество имеет сложную внутреннюю структуру, в которую входят компоненты инсти­туционального характера и определенный тип культуры.



Институтами гражданского общества являются:

1. Добровольные общественные организации и социальные движе­ния, а также политические партии на первых стадиях своего формиро­вания, пока они не задействованы в механизмах осуществления власти.

2. Независимые средства массовой информации, которые обслужи­вают потребности и интересы граждан, формируют их и доводят до сознания масс.

3. Общественная мысль как социальный институт.

4. В определенном аспекте — выборы и референдумы, когда они служат средством формирования и выявления общественной мысли и защиты групповых интересов.

5. Зависимые от граждан элементы судебной и правоохранной систе­мы (например, суды присяжных, народные милицейские отряды и т. д.).

Гражданское общество — это не только сфера, но и тип взаимодей­ствия, определенная модель социальной организации с присущими ей качественными характеристиками:

— субъектами взаимодействия в гражданском обществе выступают свободные и равные индивиды, которые верят в свою способность решать малые и большие дела в обществе;

— им не чужды общественные проблемы и они сориентированы на общественные дела;

— индивидуализм и конкурентность в их деятельности сочетаются
с отношениями взаимного доверия и сотрудничества, способностью
идти на компромиссы, взвешенностью и толерантностью.
Гражданское общество должно основываться на свободе, равнопра­
вии, самоорганизации и саморегулировании. Государство не должно
подчиняться служению гражданскому обществу и направлять свою
деятельность на гарантирование равных возможностей для всех как
основы социальной справедливости.

Реально в Украине уже формируется гражданское общество: до­статочно развита публичная сфера, многопартийность, продеклариро­вана свобода частной собственности, формируются рыночные отноше­ния. Но главное — необходимо моральное возрождение, реконструкция чувства солидарности и восстановление человеческого достоинства.

Производственная, трудовая дея-

Политическая сфера

тельность общества и необходимость уп-

Жизни общества

равлять общественными процессами

производства, а также социальная жизнь общества — вот два основных общественных фактора, которые объясняют происхождение и сущность политических организаций в обществе. К числу общественных пред-

посылок политических организаций относится и определенный уро­вень развития общественного сознания.

Основными политическими институтами являются: государство, политические партии, профессиональные организации.

Понятие «государство» возникло около трех тысячелетий назад (древнее государство Урарту существовало в IX–VI ст. до н. э.). Гре­ческий философ Платон представлял идеальное государство как иерар­хию трех состояний: правителей-мудрецов, воинов и чиновников, кре­стьян и ремесленников. Основоположник утопического социализма Т. Мор утверждал: государство — это заговор богатых против бедных. Г. Гегель считал, что государство — это образ и действительность разу­ма, это жизнь Бога в мире.

В разные эпохи формировались и разные взгляды на происхожде­ние государства. Согласно теологической теории (идеологи религий Др. Востока, христианской церкви, средневековых монархий, ислам­ской религии), происхождение государства объясняют Божьей волей.

Суть патриархальной теории (Аристотель и др.) состоит в призна­нии, что абсолютная власть монарха — это продолжение власти отца в семье. Представители договорной теории (Гроций, Гоббс, Руссо) обо­сновывают положение о том, что государство возникло как следствие договора между людьми. Психологическая теория (Петражицкий, Фре­зер, Тард) объясняет государство особенностями психики, в частности, психологической потребностью людей в подчинении. Теория ненаси­лия (Дюринг, Гумплович) отстаивает идею, что при завоевании земле­робов кочевниками должен быть определенный уровень продуктивных сил, должна существовать собственность.

Согласно марксизму, государство возникает с разделением обще­ства на классы, социальные группы.

Государство — это институт общественной власти, властные функ­ции которого распространяются на все общество. Система государ­ственной власти включает в себя определенные структурные компо­ненты, благодаря которым она и функционирует именно как полити­ческая власть. Во-первых, это особый аппарат политического управле­ния, где люди профессионально заняты политико-управленческой деятельностью; во-вторых, идеологическая программа политической власти, где провозглашаются цели, задачи деятельности данного поли­тического института, обоснование этих целей, оценка современной деятельности, задача ее преобразования и т. д.; в-третьих, это система права (законы, обязательные для всех и регулирующие самые разнооб­разные стороны жизни общества); в-четвертых, в систему политичес-

кой власти входит и материальное обеспечение (органы материально­го принуждения: налоговая система, государственные долги, обеспе­чивающие денежно-финансовую базу государственной деятельности); в-пятых, территориальное деление общества на отдельные ячейки го­сударственного управления. Все эти компоненты государственной влас­ти существуют и действуют в комплексном единстве.

Государство является тем институтом, при помощи которого эко­номически господствующий класс становится господствующим по­литически и юридически. В то же время оно является органом, регули­рующим взаимоотношения всех, гармонирующим их интересы, обеспечивающим условия, возможности для жизни, деятельности каж­дого человека. Одним словом, государство имеет и классовую природу, и всеобщий характер, выражающийся в его сопряженности с жизнеде­ятельностью, интересами каждого конкретного человека. Эту глубин­ную связь государства и каждого человека выразил Гегель: «Государ­ство, его законы, его учреждения суть права составляющих государство индивидуумов. Все в государстве есть их достояние точно так же, как и они принадлежат ему».

Одной из общественных организаций являются профессиональные союзы. Они появились на базе общественного разделения труда, на ос­нове выделения устойчивых групп представителей одной и той же про­фессии. Для защиты этих людей, для обеспечения лучших условий об­щего труда и создаются профессиональные союзы. Компонентами профсоюзов являются: группы людей, профессионально занятых орга-низаторско-профсоюзной деятельностью; аппарат, в рамках которого они работают; программа, которая является теоретико-идеологическим выражением общих профессиональных интересов; материальная база, бюджет, складывающийся из взносов, и т. п.

Социальной основой политических партий является не общность профессиональных особенностей, трудовой деятельности, а классовые интересы людей. Партии исходят из определенных стратегических пер­спектив развития своего класса, отражают в своей деятельности поло­жение класса в обществе или его части. Партийная организация не яв­ляется органом власти в обществе, как и профсоюзы, она строится на принципе членства, а решения, рекомендации партии распространя­ются только на ее членов.

Американский ученый Дж. Ла Паламбара выделил следующие ос­новные черты партии: во-первых, она является носителем идеологии или, по крайней мере, отражает конкретную ориентацию, видение мира и человека; во-вторых, цель партии — завоевание власти во имя осуще-312

ствления своих программных задач; в-третьих, партия — это объедине­ние людей на продолжительное время (более двухсот лет партиям тори и вигов в Англии, с 1828 года существует демократическая, а с 1854 г.— республиканская партии в США); в-четвертых, любая партия стремится обеспечить себе поддержку народа.

Принято считать, что общественно-политическая организация стано­вится партией, если она для исполнения своей программы выдвигает целью приход к власти и влияние на нее, участие в делах государства.

Формирование реальной многопартийности в Украине возможно только при условии становления зрелого гражданского общества, в котором будут доминировать две основные партии или даже два бло­ка партий. Должны сформироваться другие компоненты демократичес­кой политической системы, прежде всего, мощный средний класс, а место нынешнего конфронтационного сознания должно занять толе­рантное консенсусное сознание.

Политическая сфера как целостная система общественного управ­ления имеет объективные законы своего развития и функционирова­ния, она имеет свои принципы, которые складываются, отшлифовыва­ются на протяжении многих веков. В числе этих принципов — целостность политической системы, узловое место государства в этой системе, консолидация именно в нем инструментов власти, особая роль политических партий. В политической сфере вычленяются политичес­кий субъект, политическая деятельность, политические отношения, по­литическое сознание. Кроме этого, в политической сфере выделяются объективная и субъективная стороны, материальные и идеальные ком­поненты.

Концентрируя в себе экономику общества, интересы различных отношений, политическая сфера как бы открывает путь реализации объективных закономерностей общественной жизни.

Функционирование государства во

Государство

внутриполитическом и внешнеполити-

И суверенитет

ческом пространстве приобретает особое

значение, поскольку без этого политического института невозможны национальная идентификация и самоопределение. В этом случае функ­ции государства призваны «защитить» свободное развитие нации. Под суверенитетом следует понимать совокупность полновластия нации и прав, которые гарантируют независимость личности. Суверенитет на­ции отражается, прежде всего, в возможностях ее свободного полити­ческого самоуправления, в правах нации на территорию, которая исто­рически сложилась, ее природные ресурсы, а также в верховенстве ее

законодательства и избранной государственной власти, в националь­ном гражданстве. Суверенитет человека отражается в реальных правах на жизнь и независимость мировоззрения, гарантиях против насилия и голода, защите самостоятельности личности в целом.

В истории политико-философской мысли, когда анализируется дихотомия «человек — государство», доминируют три наиболее влия­тельных традиции: универсальная, социалистическая и либерально-демократическая.

Универсальная традиция отстаивает приоритет целого относитель­но части. Человек считается полностью интегрированным в государ­ственное целое. Гегель, например, утверждал, что цель государства — не защита жизни и собственности человека, а, наоборот, защита госу­дарства человеком.

Социалистическая традиция исходит из идеи, что человек как но­ситель интересов социальных групп находится под защитой государ­ства. Либерально-демократическая традиция базируется на идее пра­вового государства, рассматривая его как результат общественного договора между самостоятельными, независимыми друг от друга ин­дивидами, которые владеют равными правами и свободами.

Национальное государство, которое защищает территориальное единство и политическую целостность нации и гарантирует ей разви­тие национального рынка и сохранение национальной культуры, не может не быть одновременно правовым, демократическим государством и не защищать интересы личности, ее политические и экономические свободы.

Если проанализировать процесс становления и развития правовых, демократических гарантий со стороны государства относительно человека, индивида как необходимых условий для формирования государства, то в историческом плане можно выделить несколько периодов.

Первый период (XVI–XVIII вв.) — угроза физической безопасно­сти индивида, т. е. угроза индивидуального насилия. Цель государ­ства — гарантировать безопасность жизни и собственности. Для этого государство использует соответствующие средства: полицию, суды, «государственную монополию» на власть.

Второй период (с конца XVIII ст.) — угроза индивиду со стороны государства, деспотизма, тоталитаризма. Цель государства — свобода и равенство, а способами достижения этой цели выступают: права че­ловека, принцип разделения власти, право граждан бороться с незакон­ными действиями представителей власти.

Третий период (XX в.) — угроза индивиду, которая вытекает из эко­номического неравенства и свободного рынка. Цель государства — со­циальная справедливость, а способом ее достижения является право, контроль против злоупотреблений рынка.

В национальном государстве конца XX века есть признаки всех трех периодов. Демократия утверждает себя и через демократические ин­ституты формируется гражданин, который осознает себя и частью це­лого, и индивидуальностью.


Духовная жизнь

Сознание выступает необходимым

атрибутом человеческой жизнедея-

Общества

тельности, и потому его проявления в об­ществе универсальны. Сознание общества функционирует в самых раз­нообразных формах, видах, состояниях, уровнях. На определенном этапе развития общества оно институализируется как духовное произ­водство, обретает относительную самостоятельность.

Общественное сознание как духовная сторона исторического про­цесса представляет собой не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление, обладающее опреде­ленной внутренней структурой, включающей различные уровни (тео­ретическое и обыденное сознание, идеология и общественная психо­логия) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука) (схема 44).

Схема 44.Состояния духовной жизни общества

Тема 2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА - student2.ru

Тема 2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА - student2.ru активное состояние (обусловленное, например, желанием большинства общества включиться в исполнение каких-либо социальных программ)

акцентированное состояние (например,
Состояния \ -массового патриотизма или военной

духовной жизни \^ агрессии)

общества /\пассивное состояние (общественной

апатии или скепсиса)

сбалансированное состояние (которое предполагает наличие моментов всех возможных состояний без очевидного преимущества какого-либо отдельного)

Общественное сознание есть отражение общественного бытия. Общественный субъект корректирует само содержание общественно­го сознания и его роль в обществе. Это позволяет выделить познава­тельный и социологический аспекты общественного сознания.



Познавательный аспект основывается на оценке общественного соз­нания и его элементов как идеального отражения объективного мира. В за­висимости от того, с какой глубиной и в каких формах отражает сознание объективную истину, выделяется теоретическое и обыденное сознание.

Стержнем социологического аспекта является роль общественного сознания в обосновании, развертывании деятельности общественного субъекта, в выражении его интересов. В зависимости от этого выделя­ются идеология и общественная психология.

Обыденное (повседневное, практическое) сознание представляет собой функцию непосредственной практической деятельности людей и чаще всего отражает мир на уровне явлений, а не его сущностных связей. Бывает, что обыденное сознание ближе стоит к истине, чем те­оретическое. Например, в годы застоя оно точнее оценивало неблаго­получие в обществе, чем официальные идеологические документы.

К числу генетически первичных форм отражения относится и об­щественная психология, которая представляет собой совокупность об­щественных чувств, эмоций, переживаний, волеизъявлений и т. д. Это и мода, и слухи, и социально-психологические комплексы на основе ложной идеологии (например, феномен обожествления Сталина в 30-е годы, «стадная» ненависть к «врагам народа»).

Идеология представляет собой теоретическое систематизированное сознание, выражающее интересы, целеполагания, программы деятель­ности социальных общностей.

Общественное сознание отражает богатство общественной жизни, общественного бытия в различных формах. Если общественное созна­ние, общественная психология, идеология, теоретическое сознание отличаются прежде всего по уровню отражения действительности, спо­собу существования, социальным функциям и т. д., то основной крите­рий форм общественного сознания — содержательный. К формам общественного сознания относятся: политическое, правовое, нравствен­ное, эстетическое, религиозное, философское и научное сознание. Формы отличаются друг от друга по предмету отражения. Так, если науку и фи­лософию интересуют как природа, так и общество, то политическое сознание — отношения между классами, нациями, социальными слоями и их совокупное отношение к государственной власти. Каждой форме общественного сознания присуща своя диалектика между объектив­ными и субъективными моментами. Если наука избегает субъективного, то искусство теряет без него свою ценность. Некоторые формы выпол­няют сходные функции (например, философия и религия — мировоз­зренческую), но в религии — это еще и мироощущение, и система

чувств, эмоций, настроений. Важной отличительной чертой форм об­щественного сознания является способ отражения действительности. Для науки — это теоретико-партийные системы, для политики — по­литические программы и декларации, для морали — нравственные принципы, для эстетического сознания — художественные образы и т. д. Все формы общественного сознания в своей совокупности раскрывают картину сложного, многогранного отражения общественной жизни.

Важной характеристикой общественного сознания, духовной жизни является духовное производство, которое выступает как производство сознания в определенной общественной форме. Самой развитой формой является наука как специализированная отрасль общественного труда.

Духовная сфера общества представляет собой сторону духовной жизни, связанную со специализированным (профессиональным) ду­ховным производством, с функционированием социальных институ­тов (идеологических и научных учреждений, театров, библиотек, му­зеев, кино и т. д.), в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности. Духовная сфера — это целенаправленно организу­емая обществом жизнь людей. На различных этапах развития обще­ства элементами духовной сферы являются наука, искусство, идеоло­гия, религия, образование и воспитание.

В каждом из этих элементов сознание выступает своеобразным цен­тром, ибо оно — и результат деятельности: оно производится, и про­дукт потребления: оно потребляется, и определенное средство, орудие духовного производства, т. е. та база, на основе которой получаются новые духовные ценности, и высшая цель, ради которой формируются социальные институты, научные учреждения, органы образования, творческие союзы и т. д. Как материальные блага, общности организа­ции выступают своеобразной границей, которая очерчивает пределы материальной, социальной, политической сфер, так и сознание как бы определяет границу духовной сферы, высвечивает его специфику. Именно это обстоятельство и дает основание для того, чтобы объеди­нить, связать такие разные по содержанию и по конкретной обществен­ной роли идеологию, науку, образование, церковь, искусство.

Общественное сознание и его структура

Сущность общественного сознания можно раскрыть, только решив вопрос о соотношении общественного бытия и сознания.

Общественное бытие — это реальный процесс жизни людей, те об­щественные отношения, которые складываются в обществе на основе данного способа производства и культуры.

Наши рекомендации