Глава 24. русская философия второй половины xix в

Во второй половине XIX в. сложился целый ряд самостоятельных и борющихся друг с другом философских и социально-политических те­чений. Условно их можно поделить на материалистические (или близ­кие к материализму) и идеалистические. При этом материалистиче­ские учения были непосредственно связаны с революционной теорией и практикой и в целом ближе к западникам, тогда как сторонники идеа­листических учений в основном были сторонниками реформ, против­никами революционного преобразования жизни, и большинство их было ближе к славянофилам.

К числу наиболее значительных материалистических течений могут быть отнесены: материализм(Н.Г. Чернышевский1, Н.А. Доб­ролюбов, П.И. Писарев) и естественнонаучный материализм(Н.А. Умов, И.И. Мечников, Д.И. Менделеев); позитивизм(П.Л. Лав­ров, В.В. Лесевич); а к числу наиболее значительных (в философском плане) революционных социально-политических учений — анархизм(М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин); народничество (существовавшее в различных вариантах, в философском смысле здесь наиболее интерес­ны работы Н.К. Михайловского); в конце века зарождается русский-марксизм (Г.В. Плеханов).

Однако наиболее оригинальной и своеобразной является русская идеалистическая философия данного периода. Здесь необходимо выделить философские идеи русских писателей, и прежде всего Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстова; философско-культурологическую

1 Учение Чернышевского было близко к диалектическому материализму, хотя Чер­нышевский и не был знаком с работами К. Маркса и Ф. Энгельса.

Схема 195. Русская философия XIX в.

глава 24. русская философия второй половины xix в - student2.ru

концепцию Н.Я. Данилевского, изложенную им в книге «Россия и Ев­ропа»; концепцию «византизма» К.Н. Леонтьева,

учение «общего дела» Н.Ф. Федорова, заложившее основы «русско­го космизма». Нельзя не упомянуть и о русском неокантианстве — Л.М. Лопатин, А.И. Введенский и др.

В этот же период шло формирование мистического учения Е.П. Бла­ватской, получившего название «теософия» и базирующегося непо­средственно на восточной (индийско-тибетской) философии. Оно сформировалось во время пребывания Блаватской на Востоке, а затем (с 1870-х гг.) в США и Европе, поэтому его трудно отнести собственно к русской философии (хотя оно и получило широкое распространение в России в начале XX в.).

Вершиной русской идеалистической философии XIX в. является «философия всеединства» B.C. Соловьева, оказавшая громадное влия­ние на всю русскую идеалистическую философию XX в. и культуру «серебряного века» (1900—1917).

Материалистические и революционные учения

Чернышевский Н.Г.

Биографические сведения. Николай Гаврилович Черны­шевский (1828—1889) — публицист, литературный кри-

тик, философ. Родился в г. Саратове в семье священника, учился сначала в духовной семинарии, а затем на историко-филологи­ческом отделении Санкт-Петербургского университета (1846—1850). В 1851 —1853 гг. работал учителем в саратовской гимназии, в 1853 г. пе­реехал в Петербург. В 1855 г. Чернышевский защитил магистерскую диссертацию, в которой развивал материалистическую эстетику. С 1853 г. сотрудничал в журнале «Отечественные записки», а затем в журнале «Современник», который вскоре возглавил.

С середины 1850-х гг. Чернышевский стал лидером российского революционно-демократического движения. Он активно выступал с пропагандой материализма и атеизма, за отмену крепостного права и т.п. После реформы по отмене крепостного права в 1861 г. он неодно­кратно критиковал ее грабительский характер и призывал к народной революции, под его влиянием была создана подпольная революционная организация «Земля и воля».

В 1862 г. Чернышевский был арестован и заключен в Петропавлов­скую крепость, а в 1864 г. приговорен к семи годам каторжных работ и бессрочному поселению в Сибири. В 1883 г. его перевели из Сибири в

Астрахань1, за несколько месяцев до смерти ему разрешили вернуться в Саратов.

Основные труды. «Эстетическое отношение искусства к дей­ствительности» (1855); «Антропологический принцип в философии» (1860); роман «Что делать?» (1863); «Характер человеческого знания» (1885).

Философские воззрения. Материализм. На формирование фи­лософских воззрений Чернышевского особенно большое влияние ока­зали диалектика Гегеля и материализм Фейербаха. Как и Маркс, он пришел к выводу о необходимости переработки гегелевской идеалис­тической диалектики в материалистическом духе.

Природа существует сама по себе, она никем не сотворена, матери­альна и находится в состоянии непрерывного движения и развития. Материя неуничтожима, она только переходит из одной формы в дру­гую. Человек — материальное существо, у него нет никакой души, со­знание — это свойство, развившееся у материи.

Социально-политические воззрения. В учении об обществе Чер­нышевский находился под сильным влиянием антропологического ма­териализма Фейербаха. Общество он понимал как совокупность ин­дивидов, и потому законы функционирования общества считал произ­водными от законов частной жизни людей. Наилучшей формой общественного устройства он считал социализм: поскольку большин­ство людей — это трудящиеся, то общественный интерес состоит в реализации интересов именно их.

Он полагал, что Россия может прийти к социализму, минуя капита­листический путь развития, поскольку в стране сохранилась крестьян­ская община, которая может послужить основой для устройства обще­ственной жизни без частной собственности и эксплуатации человека человеком. Но такой переход возможен только в том случае, если у России будут передовые соседи, т.е. страны, уже пришедшие к социа­лизму. Если же это условие не реализуется, то в России возможна только демократическая, но не социалистическая революция.

Этика. Этические воззрения Чернышевского могут быть охаракте­ризованы как «разумный эгоизм»2: любой человек в своей жизни стре­мится прежде всего к своему личному счастью, но, будучи существом

1 Этот перевод был осуществлен в результате переговоров правительства с народо­вольцами, условием которых был отказ народовольцев от террористических актов на ко­ронации царя Александра III.

2 Учение о «разумном эгоизме» зародилось еще в античности, но особо широкое рас­пространение оно получило в эпоху Просвещения (наиболее подробно оно разрабаты­валось Гельвецием), последовательно развивалось оно и Фейербахом.

разумным, он понимает, что при этом необходимо учитывать интересы других людей («одинокого счастья нет»). Поэтому он может и должен стремиться к совершению поступков, которые идут на пользу не толь­ко себе самому, но и всему обществу.

Эстетика. Чернышевский видел предназначение искусства в слу­жении обществу и выступил с критикой популярной в то время теории «искусства для искусства». Он считал, что искусство, как и любая дру­гая форма человеческой деятельности, вызывается к жизни потребнос­тями людей и непосредственно связано с историческими условиями жизни. Задача художника состоит в правильном отражении жизни, в том, чтобы побудить у зрителя, читателя, слушателя и т.п. стремление переустроить жизнь на разумных, справедливых и гуманных началах.

Судьба учения. Идеи Чернышевского оказали значительное влия­ние прежде всего на Писарева и Добролюбова, а также на всех русских революционеров второй половины XIX в.

Анархизм

Термин «анархизм», происходящий от греч. «безначалие», «безвлас­тие», стал в середине XIX в. обозначать идейное течение, в котором главной причиной социального неравенства, несправедливости, эксплу­атации человека человеком и т.п. считалось государство — независи­мо от типа государства и формы правления. К сторонникам анархизма причисляли себя различные европейские мыслители, такие как П.Ж. Прудон, М. Штирнер и др. Однако крупнейшими теоретиками анархизма и его безусловными лидерами стали русские мыслители М.А. Бакунини П.А. Кропоткин.

Таблица 122. Анархизм и марксизм о государстве

Проблемы Анархизм Марксизм
Сущность государства государство — это аппарат насилия, орудие угнетения народа государство — это аппарат насилия, орудие господствующих классов для угнетения эксплуа­тируемых
Возникновение государства государство сущест­вует не вечно: оно возникает на опреде­ленной стадии разви­тия общества государство существует не вечно, оно рождается с возникновением классов и антагонистических формаций (рабовладельческой, феодальной и капиталистической)

Окончание таблицы 122

Проблемы Анархизм Марксизм
Исчезновение государства на высшей стадии развития государство более не нужно, так как люди заинтересо­ваны во взаимопомощи на низшей стадии коммунистиче­ской формации — при социализ­ме — государство сохраняется, изменив свою сущность, но оно исчезнет при коммунизме
Способ ликвидации государства насильственное уничтожение по мере построения коммунизма государство отомрет — его функ­ции постепенно перейдут к органам самоуправления
Предпосылки исчезновения государства понимание истори­чески преходящего характера государства и его негативной сущности достижение высокого уровня производительных сил и установ­ление коммунистических произ­водственных отношений

Бакунин М.А.

Биографические сведения.Михаил Александрович Бакунин (1814—1876) — публицист, философ и револю­ционер. Родился в семье помещика, в 1828—1832 гг. учился в артилле­рийской школе, а закончив ее, стал офицером и служил в армии (1832— 1834), но уже в 1835 г. вышел в отставку. В это время он сблизился с Белинским, вошел в кружок Станкевича и начал активно изучать немец­кую классическую философию (Канта, Фихте, Гегеля), отдавая предпоч­тение Гегелю. В 1840 г. уехал учиться в Берлин, где подружился с лево-гегельянцами. В философии Гегеля он нашел философскую базу для трактовки разрушения как необходимого момента в процессе бесконеч­ного развития — таким образом, разрушение в его представлении оказа­лось творческой силой. Из Германии он переехал в Бельгию, а затем во Францию, где познакомился и сблизился с Прудоном, Марксом и Энгель­сом, включился в революционную борьбу.

Бакунин непосредственно участвовал в революции 1848—1849 гг., сражаясь на баррикадах Праги и Дрездена, был арестован в 1849 г. и дважды судим (в Саксонии и Австрии); приговорен к смертной казни, замененной на тюремное заключение. В 1851 г. его выдали русскому правительству, и с 1851 по 1857 г. отбывал тюремное заключение в Петропавловской крепости, в 1857 г. был сослан в Сибирь на поселе­ние (Томск, Иркутск). В 1861 г. он бежал, и через Японию и США ему удалось добраться до Англии, затем переехал жить в Италию и Швей­царию, активно участвуя в революционной деятельности, некоторое время сотрудничал в «Колоколе» Герцена.

В зрелый период жизни Бакунин по своим философским воззрени­ям стал материалистом и анархистом. Его анархические убеждения сложились в цельное мировоззрение к середине 1860-х гг. В 1861 г. он вступил в I Интернационал (Международное товарищество рабочих), где начал борьбу против Маркса. В 1868 г. создал свою собственную организацию — тайный «Международный альянс социалистической демократии». Когда об этом стало известно, в 1872 г. его исключили из I Интернационала за раскольническую деятельность. Бакунин активно участвовал в восстаниях в Лионе в 1870 г. и в Болонье в 1874 г., актив­но поддерживал Парижскую коммуну.

Основные труды. «Федерализм, социализм и антителеологизм» (1867); «Государственность и анархия» (1873), «Бог и государство» (1882).

Философские воззрения. Философские взгляды Бакунина про­шли сложную эволюцию от гегелевского идеализма к материализму и атеизму, на основе которых, как он полагал, только и возможно интеллектуальное освобождение личности. Он резко критиковал цер­ковь как служанку государства угнетателей, а понятие Бога считал «мертвой абстракцией» и «абсолютной пустотой».

Социально-политические воззрения. В человеческой истории Ба­кунин выделял три основных элемента как существенные условия со­циального развития: «1) человеческая животность, 2) мысль и 3) бунт. Первому соответствует собственно социальная и частная экономия, второму — наука; третьему — свобода»1.

Так же как Гегель и Маркс, Бакунин считал государство способом организации общества на определенном этапе его развития. Общество и государство не тождественны: общество существует всегда, а госу­дарство — нет. В отличие от Гегеля и в согласии с Марксом Бакунин понимал государство как аппарат насилия и угнетения; государство — это зло, но зло исторически оправданное и преходящее. Но если марк­сизм говорит о постепенном отмирании государства по мере развития социализма, то Бакунин требовал уничтожения государства, революци­онной борьбы против любой государственной власти.

Государственная власть не нужна, поскольку люди и так за­интересованы в том, чтобы помогать друг другу. Поэтому в обществе должно царить самоуправление, отдельные индивиды и народы должны объединяться в единый добровольный союз на основе принципов сво­боды, равенства, братства и справедливости.

1 Бакунины. А. Бог и свобода // Встань, человек! М.: Советская Россия, 1986. С. 320.

Социальное освобождение личности возможно только благодаря ликвидации государства и связанных с ним властных структур (армии, полиции, судов), а также отмене наследственной собственности, переда­че земли общинам крестьян, фабрик — ассоциациям рабочих, ликвида­ции брака и семьи, совместному воспитанию детей и т.д.

Своеобразно и отношение Бакунина к социализму, идеи которого были широко распространены в это время. Он считал, что свобода без социализма — это несправедливость, а социализм без свободы — это рабство. По крайней мере, эта идея Бакунина нашла свое подтвержде­ние в российской истории.

Судьба учения. Идеи Бакунина нашли свое практическое приме­нение в деятельности революционеров-анархистов, а теоретическое развитие они получили в работах Кропоткина.

Кропоткин П.А

Биографические сведения. Петр Алексеевич Кропоткин (1842—1921) — русский политический мысли-

тель, философ, революционер, теоретик и пропагандист анархизма. Он принадлежал к старинному княжескому роду (Рюрико­вичей). В 1857 г. поступил в Пажеский корпус, где быстро стал одним из лучших воспитанников. В 1861 г. он, как лучший ученик и согласно уставу корпуса, был произведен в фельдфебели и стал камер-пажом Александра II. После окончания корпуса в 1862 г. перед ним откры­лась блестящая карьера: он мог выбрать в качестве места службы лю­бой из столичных гвардейских полков, но Кропоткин уехал в Сибирь, в Амурское казачье воинство, где стал чиновником по особым поручени­ям при генерал-губернаторе края М.С. Корсакове в Иркутске. Еще при предшественнике М.С. Корсакова — Н.Н. Муравьеве — там образова­лась группа молодых, прогрессивно мыслящих чиновников, усилия ко­торых были направлены на реформы' существующих социальных ин­ститутов и учреждений. Кропоткин активно включился в эту работу: в 1863 г. он составил проект изменения системы ссылок и тюрем, проект реформы по развитию местного самоуправления и т.п. Кроме того, он совершил ряд путешествий по Амурскому краю и Маньчжурии, пер­вым в России составив географическое описание этих мест.

В 1867 г. Кропоткин вышел в отставку, возвратился в Петербург и поступил в университет на физико-математический факультет. В это же время он продолжал заниматься исследовательской работой в об­ласти географии, где добился больших успехов; в 1868 г. он был из­бран членом географического общества, а вскоре стал секретарем От­деления физической географии.

В начале 1870-х гг. Кропоткин отправился в путешествие по Европе, где познакомился со взглядами Бакунина и работой I Интернационала. Вернувшись в Россию, он включился в деятельность подпольного рево­люционного движения, примкнув к группе «чайковцев». В 1874 г. был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Через два года ему удалось бежать (из Николаевского военного госпиталя) и скрыться за границей, где он провел более 40 лет. Там Кропоткин активно участво­вал в европейском и русском революционном движении: написал свои основные анархистские сочинения, выступал перед рабочими, вел ак­тивную переписку с русскими революционерами. После смерти Баку­нина Кропоткин стал общепризнанным лидером международного дви­жения анархизма. Революционная деятельность опять привела к арес­ту — на этот раз он оказался во французской тюрьме Клерво, осужденный на 5 лет. После освобождения он поселился в Англии.

В годы эмиграции Кропоткин занимался не только революционной борьбой, но также продолжал активную научную деятельность: он пи­сал статьи для «Британской энциклопедии» (около 200 статей), «Гео­графического журнала» и т.п., участвовал в работе Лондонского гео­графического общества, и в 1893 г. был избран членом Британской на­учной ассоциации.

После Февральской революции 1917 г. в России он вернулся на родину, где оказался свидетелем Октябрьской революции и Граждан­ской войны. Кропоткин неоднократно встречался с лидерами больше­визма, в том числе и Лениным; кроме того, Кропоткин написал целый ряд писем, обращенных к Ленину, где предупреждал об опасностях все­общей бюрократизации, говорил о необходимости развития коопера­ции и гибких способов регулирования экономической жизни общества и т.п.

Основные труды. «Хлеб и воля» (1892); «Анархизм. Его филосо­фия и его идеал» (1900); «Государство, его роль в истории» (1904); «Анархия и ее философия» (1905); «Нравственные начала анархизма» (1906); «Коммунизм и анархия» (1919); «Речи бунтовщика» (1921); «Современная наука и анархия» (1921).

Философские воззрения. Основное внимание Кропоткин уделял социально-политическим проблемам, более всего он известен как тео­ретик анархизма.

Если Бакунин в своих работах сосредоточился в основном на отри­цательных чертах государства, на том, что необходимо разрушить, то Кропоткин пытался осмыслить общий ход человеческой истории, вы­явить роль государства среди различных форм общественного устрой-

ства, сформулировать тот позитивный идеал, к реализации которого устремлено человечество.

Социально-политические взгляды Кропоткина испытали на себе влияние позитивизма и дарвинизма. В соответствии с общим духом позитивизма он стремился применить в социальной сфере «эмпири­ческие методы» естественных наук, рассматривая человеческую исто­рию как результат естественной эволюции общества. Кропоткин сфор­мулировал «биосоциологический закон взаимной помощи»,и история человечества понималась у него как смена различных форм этой «взаимной помощи».История человечества не имеет тотального характера: развитие цивилизации неоднократно начина­лось в различное время в разных районах земли. «Египет, Азия, берега Средиземного моря, Центральная Европа поочередно пребывали очага­ми исторического развития. И каждый раз развитие начиналось с пер­вобытного племени, затем переходило к сельской общине, затем насту­пил период вольных городов и, наконец, период государства, во время которого все замирало»1. На каждом таком этапе действовала тенден­ция к застою. Отсюда — необходимость в социальных революциях, устраняющих помехи в социальном развитии. Высшей формой социального устройства он считал «анархический коммунизм», пред­ставляющий собой ассоциацию свободных производственных общин (коммун).

Государство — это исторически преходящая форма общественного устройства. Возникновение государства связано с появлением земель­ной собственности, и в существовании государства в первую очередь заинтересованы землевладельцы и тесно связанные с ними соци­альные группы: «Государство, в совокупности, есть общество взаимного страхования, заключенного между землевладельцем, воином, судьей и священником, чтобы обеспечить каждому из них власть над народом и эксплуатацию бедноты». Главную особенность государственного уст­ройства Кропоткин видел в «правительственной централизации», или «пирамидальной организации». На протяжении столетий конкретные формы государственной власти видоизменяются, но сущность государ­ства — поддержание эксплуатации одних классов другими — всегда сохраняется.

Государственная организация, с его точки зрения, тесно связана с правом и правосудием, при этом правосудие он характеризует как «узаконенную месть». Право и правосудие также служат поддержа-

1 Кропоткин ПА. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990.

нию власти господствующих классов, реализуя, таким образом, те же функции, что и государство в целом.

Судьба учения. Теоретические идеи Кропоткина частично полу­чили своё практическое воплощение в деятельности революционеров-анархистов как в России, так и в других странах.

Наши рекомендации