Основной вопрос философии и классификация философских направлений
Тема № 2. СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.
Предмет философии и структура философского знания.
Основной вопрос философии и классификация философских направлений.
Функции философии.
Предмет философии и структура философского знания.
В предыдущей лекции мы уже говорили о том, что философия анализирует взаимоотношение человека и окружающей его реальности. Поэтому объектом философского познания является весь мир, то есть как объективное (природное и общественное) бытие, так и его отражение в сознании людей – духовное или субъективное бытие.Как общественная дисциплина философия изучает соотношение сознания и материи, общества и мышления, пути познания и преобразования бытия человека.
Как система теоретического знания философия имеет свою внутреннюю структуру, в нее входят следующие разделы.
1. Онтология – учение о бытии. В рамках этой темы осуществляются размышления о первооснове мира. О том из чего состоит мир, о материи как всеобщей субстанции. О начале мира, и законах, по которым он существует.
2. Гносеология – учение о познании.В этом разделе сосредоточены размышления о возможности познания мира, методах познания мира, истине и ее критериях.
3. Диалектика – учение о развитии в природе и обществе.В рамках этой темы философы размышляют о движении, его источнике и законах. О развитии мира, его видах и формах.
4. Социальная философия – учение о взаимоотношении человека и мира людей (общества).Здесь сосредоточены размышления философов о справедливости, принципах построения идеального общества, соотношения личных и государственных интересов.
5. Философская антропология – учение о человеке.В этом разделе осуществляется решение вопросов происхождения человека, его назначении, сущности, смысле человеческой жизни.
В лоне философии развились и приобрели известную самостоятельность такие философские дисциплины как:
Этика – учение о должном поведении, или учение о добродетели.В рамках этики происходит обсуждение нравственных принципов. Определение того, что такое «хорошо» и что такое «плохо», что нравственно и допустимо во взаимоотношениях между людьми, а что безнравственно, и не может считаться достойным человека поведением. Проблемы воспитания и его принципов так же относятся к области этики.
Эстетика – учение о должном в искусстве, или учение о прекрасном.К этой дисциплине относятся размышления философов о красоте и безобразии, их соотношении и критериях, о роли и назначении искусства в жизни человека и общества.
Логика – учение о правилах мышления.Основная задача этой дисциплины – установление правил, руководствуюсь которыми, мы не будем совершать ошибки при размышлениях.
Философия науки – изучающая общенаучные методы познания.В рамках этой дисциплины происходит классификация наук (например, выделение трех групп наук: науки о природе, науки о духе, науки о технике). Разделение общенаучных методов на эмпирические и теоретические, выявление их специфики.
Культурология – теория культуры.Эта философская дисциплина анализирует культуру, ее возникновение, взаимодействие культур, культурные изменения, законы жизнедеятельности культуры.
Все перечисленные дисциплины на сегодняшний день не могут считаться фрагментами философии, а представляют собой самостоятельные области знания. От философии их отличает более локализованные области изучения, более четко сформулированные проблемы. Философскими же эти дисциплины называются, поскольку в них сохраняется общефилософский метод – абстрактное мышление.
Основной вопрос философии и классификация философских направлений.
Несмотря на исходный плюрализм философских систем, есть ряд параметров, объединяющих учения самых разных философов, и позволяющих классифицировать их. Такими общими моментами, присутствующими во всех философских системах являются – области философского знания, общие принципы, или подходы к решению философских проблем, философские категории.
Для классической философии принято выделять так называемый «основной вопрос философии», ответы на который позволяют разделять философов по нескольким направлениям. «Основной вопрос философии» носит такое название, не потому, что он самый важный, или каждый философ начинает с него свое философское размышление. Нет, большинство философов никогда прямо не давали на него ответа, и даже не ставили его перед собой. Однако любое философское размышления прямо или косвенное одержит в себе ответ на этот вопрос, вариантов таких ответов существует несколько, в зависимости от них и разделяют философов по направлениям.
Впервые на эту особенность философского размышления, обратил внимание Лейбниц. Именно он заметил, что существует такой «вопрос», решать который вынужден любой философствующий мыслитель, это и есть «основной вопрос философии». Классическую формулировку «основного вопроса философии» предложил Энгельс. Она звучит так: «Каково отношение мышления к бытию, сознания к материи, материального к идеальному», и по существу, является формулировкой в вопросительной форме предмета философии.
Однако дать однозначные ответы на вопрос, сформулированный таким образом трудно. Поэтому для классификации философских направлений различают онтологическую и гносеологическую сторону основного вопроса философии.
Каково отношение мышления к бытию, сознания к материи, материального к идеальному? | |||||||
Онтологическая сторона | Гносеологическая сторона | ||||||
Что первично материя или сознание? | Познаваем ли мир? | ||||||
материя | сознание | материя и сознание | да | нет агностики | |||
Объективное сознание (Бог) | Субъективное сознание (индивидуальное сознание) | ||||||
Как? | |||||||
разум | рационалисты | ||||||
чувства | сенсуалисты | ||||||
опыт | эмпирики | ||||||
материалисты | объективные идеалисты | субъективные идеалисты | дуалисты | сверхразум | иррационалисты | ||
Функции философии.
Изучение философии не имеет никакого прикладного значения. Можно сказать, что философия бесполезна. Но в то же время против ненужности философии говорит тот факт, что философия продолжает существовать более чем 25 веков человеческой истории. На протяжении всего этого времени философия существует не только как занятие отдельных людей – философов, но и как учебная дисциплина.
Наличие философии как учебной дисциплины указывает на классическое, т.е. отвлеченное образование. Образование, направленное не на приобретение навыков, необходимых при каком-то практическом виде деятельности, а на формирование определенной мировоззренческой системы.
Например, в Древней Греции философию изучали только свободные люди, в основном те, кто собирался заниматься государственными делами, и был достаточно обеспечен, что бы ни уделять время повседневному труду. Древнегреческие философы говорили, что занятие философией требует досуга – свободного времени, которое человек мог посвятить самосовершенствованию. До сих пор философию изучают в высших учебных заведениях, наряду с такими общественными дисциплинами как культурология, логика, эстетика, история мировой культуры.
В определенном смысле, изучение философии все же преследует конкретную цель – это приобретение навыков самостоятельного мышления. Наличие этих навыков ничем не обнаруживает себя, и напрямую не связано с общим уровнем образования человека. Однако это очень важное умение распознавать, отличать истину ото лжи. В свое время Сократ сказал, что «никакой человек, зная, что такое добро не захочет делать зло...» А Платон определял философию как «приготовление к смерти…» Тем самым философы подчеркивали, что изучение философии освобождает человека от предрассудков, помогает ему независимо размышлять о мире и принимать самостоятельные решения.
Однако знание добра отнюдь не самоочевидное знание. И с этой точки зрения изучение философии имеет все-таки и практическое применение, оно учит человека быть Человеком. Образно говоря, философия, не научит, как человеку, потерпевшему кораблекрушение построить лодку, но укажет как должно вести себя на тонущем корабле.
Говоря о пользе философии, определяют ее функции. (Функция это задача, которую выполняет часть по отношению к части или часть по отношению к целому.) Обычно подчеркивают три наиболее значительных функции философии: мировоззренческую, гносеологическую, методологическую.
1. Мировоззренческая функция выполняется философией по отношению к индивидуальному и общественному сознанию. Мировоззрение, как мы уже рассмотрели в предыдущей лекции, формируется под влиянием всех форм сознания и фундаментальных наук, но именно философия формирует ядро мировоззрения. Она, проникая в сущность явлений мира, в их глубинные причины дает человеку базу для выработки теоретической модели мировоззрения. Как система вопросов философия помогает осуществляться непротиворечивому мировоззрению
2. Гносеологическая функция философии состоит в том, что она дает человеку новые знания о мире и одновременно выступает теорией и методом познания. Формулируя свои законы и категории, философия открывает такие связи и отношения в мире, которые не может дать никакая другая наука. Специфика этих связей в их всеобщности. Например, в рамках философии были сформулированы законны диалектики (закон перехода количественных изменение в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания), которые обнаруживаются во всех областях научного знания и практики.
3. Методологическая функция философии заключается в том, что она конкретно направляет сознательную и практическую деятельность, определяет ее последовательность и приземление средства. Методология это совокупность наиболее общих положений и принципов в их применении к решению конкретных теоретических и практических задач. В качестве теории метода философия выделяет наиболее общие закономерности познавательной и практической деятельности, ее этапы, стадии, формы.