Тема 10. ОНТОЛОГИЯ: ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ БЫТИЯ. МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ

В результате освоения данной темы, бакалавр должен:

знать

- философский смысл фундаментальных категорий: бытие, ничто, материя, сознание, пространство, время;

классический и неклассический подход к осмыслению онтологической проблематики;

- подходы к проблеме соотношения материи и сознания;

- содержание научных концепций пространства и времени;

- происхождение и структуру сознания;

уметь

- использовать знания о различных формах бытия при решении частых научных и общефилософских проблем;

владеть

- методологией применения знаний о различных формах материального и духовного бытия при исследовании различных явлений действительности.

1. Философский смысл проблемы бытия (историко-философский аспект). Основные формы бытия.

2. Категория и структура материи, понятия движения, пространства и времени.

3. Картины мира: обыденная, религиозная, научная, философская.

4. Сознание, его происхождение и сущность. Идеальное и материальное.

Философское содержание категории «бытие». Понятие «небытие», «ничто». Классическое и неклассическое понимания бытия. Этапы классического понимания бытия: бытие как Космос и логос в античности, средневековый креационизм, тождество бытия и мышления в классической немецкой философии, материалистическое рассмотрение бытия. Формы бытия. Материя и ее атрибутивные свойства. Движение материи. Пространство и время. Современное представление о материи. Синергетика. Специфика неклассического понимания бытия (хайдеггеровская фундаментальная онтология): бытие-в-мире. Человеческое бытие: «человеческая реальность» (Ж.-П. Сартр)

Понятие сознания. Дух и сознание. Материалистическое и идеалистическое объяснение природы сознания. Сознание как высшая форма отражения. Язык, речь и мышление. Общественно-историческая природа сознания. Проблема массового сознания. Сознание, подсознательное, бессознательное. Структура человеческой психики по З. Фрейду. Сублимация. Роль психоанализа. Коллективное бессознательное. Архетип и символ (К.-Г. Юнг)

Основные понятия: атрибут, бытие, время, движение, модус, отражение, пространство, материя, формы движения, информация, структура, идеальное, система, картина мира, мышление, интуиция, воображение, память, воля, эмоции.

Контрольные вопросы

1. Почему категория бытия имела такие различные трактовки в истории философии?

2. Почему бытие мира является предпосылкой его единства?

3. В чем выражается диалектика основных элементов бытия?

4. Почему материя и сознание являются предельными основаниями бытия?

5. Что такое микромир, макромир и мегамир?

6. Почему сознание – свойство высокоорганизованной материи?

7. Как развивается представление о формах движения материи в истории философии?

8. Какие сущностные черты материи Вы можете назвать?

9. Что такое идеальное?

Библиографический список

Основной

1. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов/В.Н. Лавриненко. М.: Юрайт, 2014

2. Пастушкова О.В. Конспект лекций по философии: учеб. пособие. [Электрон. ресурс]. Воронеж.: ФГБОУ ВПО «ВГТУ», 2014

  1. Глотова В.В. Историко-философская мысль: учеб. пособие. Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2010

Дополнительный

1. Видинеев И.В. Природа интеллектуальных способностей человека/И.В. Видинеев. М., 1989.

2. Губин В.Д. Онтология: проблема бытия в современной европейской философии/В.Д. Губин. М., 1998.

3. Иванов А.В. Сознание и мышление/А.В. Иванов. М., 1994.

4. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление/Ф. Кликс. М., 1985.

5. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм/В.И. Ленин//ПСС Т.18.

6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики/А.Н. Леонтьев. М., 1981.

7. Мамардашвили М.К. Сознание как философская категория/М.К. Мамардашвили//Вопросы философии. 1990. № 10.

8. Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму/Н.Н. Моисеев. М., 1993.

9. Пригожин И., Стингерс И. Порядок из хаоса/И. Пригожин, И. Стингерс. М., 1986.

10. Степин В.С., Кузнецов Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации/В.С. Степин, Л.Ф. Кузнецов. М., 1994.

11. Тарасов Ю.Н. История естественных и социальных наук до и после классического этапа/Ю.Н. Тарасов. Воронеж, 1997.

12. Курочкина Л.Я., Нечаев А.А. Систематическая философия: ч. 1: Онтология: учеб. пособие (электронный носитель)/Л.Я. Курочкина, А.А. Нечаев. Воронеж, 2003.

Темы докладов и рефератов

1. Проблема бытия: от Парменида до Хайдеггера.

2. Природа мифов о сотворении мира.

3. Научная картина мира в представлениях Галилея, Ньютона, Канта.

4. Социальное пространство и социальное время.

5. Креационизм и его особенности в иудаизме, христианстве и исламе.

6. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности во Вселенной.

7. Пространство и время: сущность и свойства.

8. Делает ли разум человека – человеком?

9. Искусственный интеллект: надежды и возможности реализации.

10. Сознание и бессознательное.

Контрольные задания

1. Верны ли суждения о свойствах пространства и времени:

А. Изотропность пространства означает отсутствие какого-либо выделенного направления.

Б. Одним из свойств времени является многомерность.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) оба суждения верны;

г) оба суждения неверны.

2. Верны ли суждения о свойствах пространства и времени:

А. Одним из важнейших свойств пространства является трёхмерность.

Б. Общим свойством пространства и времени является бесконечность.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) оба суждения верны;

г) оба суждения неверны.

3. Верны ли суждения об уровнях сознания:

А. Теоретическое сознание опирается на житейскую мудрость и здравый смысл.

Б. Обыденное сознание формируется в ходе повседневной житейской практики.

а)верно только А;

б)верно только Б;

в)оба суждения верны;

г)оба суждения неверны.

4. Верны ли суждения о времени:

А. Время выражает длительность существования и последовательность смены состояний в материальных системах.

Б. Время является формой существования материи.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) оба суждения верны;

г) оба суждения неверны.

5. Высший уровень общественного сознания, связанный с выявлением объективных закономерностей общественной жизни, называется …

а) теоретическое сознание ;

б) обыденное сознание;

в)здравый смысл;

г)общественная идеология.

6. Способом существования (всеобщим атрибутом) материи является…

а) время;

б) движение;

в)покой;

г)пространство.

7. Верны ли суждения о сознании:

А. Способность обобщённо воспроизводить действительность в идеальной форме является свойством сознания.

Б. Сознание неотделимо от языка.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) оба суждения верны;

г) оба суждения неверны.

8. Проявление сознания больших масс людей, в том числе классов, наций и целых народов характеризует…

а) общественное сознание;

б) менталитет народа;

в) общественную идеологию;

г) индивидуальное сознание.

9. Верны ли суждения о пространстве:

А. Пространство является формой бытия материи.

Б. Пространство характеризует протяженность, структурность материальных систем.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) оба суждения верны;

г) оба суждения неверны.

10. Верны ли суждения о структуре психики и сознании:

А. Структура психики включает сознательные и бессознательные элементы.

Б. Психические образы составляют содержание сознания.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) оба суждения верны;

г) оба суждения неверны.

11. Идея культурного происхождения бессознательного разрабатывалась в …

а) неофрейдизме;

б) неотомизме;

в)неопозитивизме ;

г) неомарксизме.

12.Пространство, время, движение являются атрибутами …

а) материи;

б) бытия;

в) субстанции;

г) сознания.

13.Пространство и время - это самостоятельно существующие наряду с материей, отдельно и независимо от неё. Чистое вместилище всех вещей, существующее само по себе, некий ящик, в который можно уложить землю, планеты, звезды. Пространство неподвижно. Вещи, материальные объекты являются рядоположенными с пространством и временем. Все они в этой системе выступают в качестве независимых, никак не влияющих друг на друга, составных элементов.

Наши рекомендации