Часть П. Тесты по курсу «Философия»
Предмет философии
2.1.1. Термин «философия» означает «любовь к мудрости»
(от греч. «филео»- любовь и «софия» — мудрость) (г).
2.1.2. Греческое слово «филео» означает любовь-
стремление (в). «Сторге» — любовь-страсть (а); «агапе» —
братская любовь, доброе расположение (б); «эрос» — любовь
половая (г).
2.1.3.По Сократу, источником философского знания явля
ется знание о неизбежности смерти (в).
2.1.4.«Вечные философские вопросы» никогда не устаре
вают (г).
2.1.5.Философские решения не могут быть окончательны
ми (б).
2.1.6.Ответы на философские вопросы ищут в доводах и
умозаключениях разума (г).
2.1.7. По мнению Л. Фейербаха, человек философствует во
имя реализации своей общественной сущности (б).
2.1.8. Философские проблемы изначально и непосредст
венно касаются судьбы, предназначения и высших идеалов
человека (г). *
2.1.9. Вопрос «Что есть моя конечная цель?» — не отно
сится к исходным вопросам высших и вечных интересов чело
веческого разума, согласно представлениям И. Канта (в).
2.1.10.По мысли Гегеля, предмет философии совпадает с
предметом религии (б).
2.1.11.Мировоззрение (в).
2.1.12.Методология (в).
2.1.13. Эстетика есть философское учение о ценностных
отношениях человека и мира (в).
Бытие
2.2.1.Элеаты — (в), брахманизм — (г), даосизм — (а), ато
мисты — (б).
2.2.2.Трактовка бытия по Гегелю — (в), Марксу — (б),
Платону — (а), Плотину — (г).
2.2.3.Бытие по Фоме Аквинскому — (г), Аврелию Авгу
стину — (б), по Дж. Беркли — (в), по Ж. П. Сартру — (а).
2.2.4.Эпистемология, или наука о познании (г).
Сознание
2.3.1.Сознание как свойство высокоорганизованной мате
рии рассматривается в диалектическом материализме (в).
2.3.2.Материалистическая философия рассматривает соз
нание как высшую функцию мозга, связанную с речью (в).
2.3.3.Человеческому сознанию присуща активная, творче
ская деятельность (б).
2.3.4.Самосознание человека — это результат рефлексии,
размышления личности о себе самой (г).
2.3.5.Разум есть высшая ступень логического понимания;
теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее соз
нание (б).
2.3.6.Согласно Канту, рассудок есть способность ориенти
роваться на достижение практических целей и использовать
понятия обыденной жизни по определенным правилам (в).
2.3.7. Мышление и язык появились одновременно, т.е.
мышление есть «внутренняя речь», а речь есть озвученное
мышление (в). Однако существуют иные философские подходы к проблеме мышления, в соответствии с которыми зачатки мышления есть и у животных, не обладающих развитой речью.
2.3.8. В современной семиотике естественный язык рас
сматривается как система естественных и искусственных зна
ков — знаковая система (в).
2.3.9. Каждый национальный язык служит уникальным
средством передачи традиций и является важнейшим услови
ем культурной самоидентификации нации (г).
2.3.10. «Бессознательное» в современной философии —
это явления и процессы в психике человека, которые им не
осознаются, но влияют на его поведение (а).
Человек
2.4.1. Для антропоцентрического мировоззрения, в дан
ном случае, в трактовке Р. Декарта, характерно положение о
том, что человек есть мыслящая вещь (г). О том, что человек
в древнегреческой культуре живет вещами и существует
лишь для космоса физических тел, писал X. Ортега- и-
Гассет, имея в виду греческий космоцентризм (а); в теоцен-
тризме весь земной мир и человек в нем — лишь момент не
уклонного движения к Богу (б); в марксистском, так сказать,
«социоцентризме» человек есть совокупность всех общест
венных отношений (в).
2.4.2.В структуру человека как живой системы сегодня не
включается техническое (до поры?) (в).
2.4.3.По мысли Ж. П. Сартра, человек — это будущее че
ловека (г).
2.4.4. С точки зрения Й. Хейзинги, человек — это существо
играющее, homo ludens (в).
2.4.5.В глубинной психологии К.Г. Юнга коллективное
бессознательное в психике отдельного человека включает ар
хетипы (б).
2.4.6.Согласно учению социобиолога Э. Уилсона, стерео
типической формой человеческого поведения является агрес
сивность и отсутствует миролюбие (г).
2.4.7.Социал-дарвинизм признает, что социальные про
блемы и конфликты не зависят от природных задатков чело
веческого рода (г). ;
2.4.8.Индивидуальность (б).
2.4.9.С биологической точки зрения, человек относится к
отряду приматов (б), к которому также принадлежат обезьяны
и полуобезьяны, а в этом отряде он относится к семейству го-
минидов — человекообразных.
2.4.10.В материалистической философии душу человека
ассоциируют с психикой или сознанием (а или б).
2.4.11.С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в
наслаждении (в). Аскетизм видит смысл жизни в отречении
от мира и умерщвление плоти (а); эвдемонизм — в стремле
нии к счастью как подлинному назначению человека (б); а
утилитаризм полагает, что жить — значит из всего извлекать
пользу (г).
2.4.12.По мысли М. Бубера, смысл и основание собствен
ного бытия для человека обнаруживается в соучастии в бытиидругих существ (г).
2.4.13.С точки зрения Гегеля, человеческая свобода имеет
своей предпосылкой необходимость (а).
2.4.14.Отчуждение (г).
2.4.15. Ответственность человека за свои поступки возможна
только при наличии вины, как осознания или сознательного до
пущения человеком последствий своих действий (б).
Познание
2.5.1. Познание — это обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний (г).
2.5.2.«Агностицизм» — это полное или частичное отрица
ние принципиальной возможности познания (в). А сомнение в
возможности познания—скептицизм (г).
2.5.3.В современной гносеологии объект познания в своем
определении зависит от концептуальной системы познающего
субъекта (в).
2.5.4.Представление (в). .
2.5.5.Обыденное сознание (в).
2.5.6.Поскольку истина не зависит от познающего субъек
та, она объективна (б).
2.5.7.Заблуждение — понятие, противоположное по смыс
лу «истине» в гносеологии (б). Ложь — преднамеренное ис
кажение истины.
2.5.8.Среди современных концепций истины отсутствует
системная (в).
2.5.9.Целеполагание есть предвосхищение деятельности и
ее результата с точки зрения выработки идеалов, решений,
программ, норм и плана предстоящей деятельности (в).
2.5.10.Движение (г).
2.5.11.Субъект познания в современной гносеологии —
это мыслительный коллектив (г).
2.5.12.Современные гносеологические исследования пред
полагают теоретико-методологический плюрализм (г).
2.5.13.Воздействие предметов и явлений мира на органы
чувств человека формой практики не является, поскольку она
предполагает прежде всего человеческую активность в отно
шении внешнего мира (в).
2.5.14.Практика по своим функциям в процессе познания
не является успешной заменой теоретических исследований и
научного творчества (г).
2.5.15.Идея не относится к основным формам живого со
зерцания в теории познания как отражении (в).
2.5.16.Для сенсуализма характерна абсолютизация роли и
значения чувственных данных (г).
2.5.17.Категория есть форма мышления, отражающая пре
дельно общие закономерные связи, стороны, признаки явле
ний, закрепляемые в определениях (словах) (б).
2.5.18.Суждение, в данном случае — истинное (в).
2.5.19.«Я мыслю» (в).
2.5.20.Согласно Г. Гадамеру, предметом понимания явля
ется «суть дела», т.е. предметное содержание, с осмыслением
которого связан определенный текст (в).
2.5.21.Нового времени (г).
2.5.22.В западноевропейской философии рационализм раз
вивался на основе метода дедукции, если иметь в виду, в пер
вую очередь, Р. Декарта (в).
Общество.
2.6.1.Социальная философия (б).В философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк,
И. Кант) основное внимание в рассмотрении развития науки было обращено на человека, и общество понималось как совокупность отдельных индивидов с их способностями, по
ведением, действиями (б). А для учений Гегеля и Маркса было характерно рассмотрение общества как совокупности
объективно данных человеку общественных отношений, а
человек при этом находился на пересечении, в «узлах» раз
нообразных общественных связей (в).
2.6.2.Согласно концепции М. Вебера, общество это система социальных действий и их смыслов (г).
2.6.3.В марксизме структура общества определяется формой материального производства (в).
2.6.5.В русском космизме общество есть продолжение природы и космических закономерностей (в).
2.6.6. Отчуждение во взаимоотношениях человека и общества наступает тогда, когда происходит растворение человекав абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе (б). Непрерывное самовопроизводство человека (а) — это социальное самоосознание; освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов (в) — это преодоление отчуждения; тогда как превращение выработанных культурой стереотипов деятельности для отдельного человека — в его собственный способ жизнедеятельности в обществе, есть процесс социализации (г).
2.6.7.«Ноосфера» есть центральная идея учения В.И. Вернадского (в).
2.6.8.Саморазвитие техносферы и искусственной реальности, начинающее диктовать ему новые условия существования и низводящее его на уровень выживания, не должно относить
ся к источникам саморазвития общества (в).
2.6.9. В марксизме процесс развития общества описывался в виде спирали (в). Циклическое понимание развития общества характерно для мифологического и религиозного мировоззрения. Прогресс общества в новоевропейском мышлении виделся в виде целеустремления вперед («стрела»). В некоторых концепциях развитие цивилизаций рассматривается как качание маятника — от одного крайнегоСОСТОЯНИЯ К Другому.
2.6.10.Ход человеческой истории в виде линейного поступательного движения (прогресса) описывался преимущественно в трудах новоевропейских философов Ф. Бэкона и Р. Декарта(б).
2.6.11.Ф. Фукуяма выдвинул концепцию о «конце истории» (в).
2.6.12. Ф. Ницше и А. Камю выступали против самой идеи прогресса в человеческой истории (г).
2.6.13.Современное направление синергетики придает основное значение в саморазвитии общества фактору случайности).
2.6.14.По Л.Н. Гумилеву, популяция не является уровнем организации этноса (а). Популяция, согласно этой концепции, может стать этносом (с присущим ему уровнем организации) только при воздействии на нее энергии космоса.
2.6.15. Собственность (в).
2.6.16. Альберт Швейцер разработал концепцию «благоговения перед жизнью» (в).
2.6.17. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена науке (г).
Часть III. Итоговые тесты
3.1. Речь идет о представителях милетской школы — Фалесе, Анаксимандре и Анаксимене (а, г, д).
3.2. О необходимости обрезания, о принципиальной непознаваемости бога и о богоизбранном еврейском народе (б, в, г).
3.3. Исторической личностью считали Иисуса Христа манихеи, фарисеи и саддукеи (б, г, д).
3.4. Прокл, Плотин и Маркион не критиковали основные положения Библии и христианского вероучения, в то время как Порфирий и Юлиан Отступник написали свои разоблачительные произведения под одинаковым названием «Против христиан» (б, в, д).
3.5. Апологеты — защитники христиан Юстин Мученик, Татиан и Афиногор (а, в, д).
3.6. В догмате о троичности единого бога дух святой некоторыми исследователями рассматривался как заимствование христианами учения гностиков о плероме; религиоведами истолковывался в качестве модификации ближневосточных религиозных представлений о богине-матери и в развитии христианства иногда подменялся культом Богоматери (а, в, г).
3.7. Ориген был официально осужден церковью за то, что писал о сотворении богом ангелов и человеческих душ, обладающих свободой воли, доказывал творение мира богом «из ничего» и рассматривал бога-отца, бога-сына и святого духа как последовательные эманации верховного бога (в, г, д).
3.8. Речь идет о святых отцах православной церкви, «трех светочах Каппадокийской церкви» Григории Назианзине, Василии Великом и Григории Нисском. В то время как Иероним Блаженный и Амвросий Медиоланский, епископ Миланский, внесли свой вклад в формирование римско-католической церкви (б, в, г).
3.9. Аврелий Августин написал «О блаженной жизни»,«Исповедь» и «О Граде Божием» (б, в, г)
3.10. Для «Ареопагитик» Псевдо-Дионисия характерны эманационизм, пантеизм и креационизм (а, б, г).
3.11. На воззрения Иоанна Скота Эриугены оказали решающее влияние Максим Исповедник, Псевдо-Дионисий и Алкуин (а, в, г).
3.12. Основными целями схоластики были: с помощью разума проникнуть в истину веры и приблизить ее к мыслящему духу; придать религиозной и теологической истине система
тическую форму при помощи философских методов и использовать философские аргументы для исключения возможности критики святых истин (б, в, д).
3.13. Иоанн Росцелин как номиналист выступал против платоновского реализма, против понятия общих субстанций и за то, что существуют единичные вещи (а, в, г).
3.14. Фома Аквинский написал из перечисленного только «Сумму теологии» и «Об обосновании веры против сарацинов, греков и армян». «О Граде Божием» — произведение Аврелия Августина, «О предопределении» — Эриугены, а «О божественном единстве и троичности»- Абеляра (а, в, г).
3.15. Роджер Бэкон возражал против того, что схоласты недостаточно хорошо знают греческий и арабский языки для правильного постижения древней философии; они так
же недостаточно знают математику, которая является основой наук, и, наконец, он был против схоластического метода дедукции, основанной на ссылках на религиозные авторитеты (а, б, в).
3.16. В действительности, по логике Фомы, пять доказательств располагаются в таком порядке:.
1) бог есть перводвигатель,
2) он — первая действующая причина (Фома, в действительности, считал невозможным, чтобы нечто было действующей причиной самого себя, т.к. оно должно было бы быть раньше самого себя, а это нелепо. Поэтому неверен и наш вариант (в)),
3) он — первая необходимость (при этом Фома считает, что случайное безусловно зависит от необходимости, что не соответствует неправильному варианту ответа (а)),
4) он — наивысшая степень совершенства,
5) он — высшее целеполагающее существо для всех вещей и явлений (б, г, д).
3.17.Работа «О достоинстве человека» принадлежит перу Пико делла Мирандолы, а «О собственном незнании...» — Ф.Петрарке (а, в, г).
3.18.(б, в, д). Другие варианты: (а) «Наставления в христианской вере » — Ж.Кальвин, (г) «К христианскому дворянству немецкой нации» — М.Лютер.
3.19. (б, г, д).
3.20.(б, в, д). Другие варианты: (а) «О скрытом боге» — Николай Кузанский, (г) «О сущности вещей...» — Б.Телезио.
3.21. В монадологии Лейбница, пантеизме Спинозы и диалектике Шеллинга можно увидеть воздействие идей Бруно. Ф. Бэкон и Р. Декарт наследием Бруно, очевидно, не занимались (а, б, д).
3.22. (б, в, г). Другие произведения написали: (а) «Новая Элоиза» — Ж. Ж. Руссо и (д) «Великое Делание» — Альберт еликий.
3.23. (а, б, г). Другие варианты: (в) «освободить разум от заблуждений» — требование Ф.Бэкона (его учение об «идолах») и (д) «в расчетах соблюдать меру» — правило, противоположное установке Декарта. Он, наоборот, стремился к максимально полным расчетам и обзорам, чтобы быть уверенным,
что ничего не пропущено.
3.24. (в, г, д). Основными линиями картезианства являются(а) окказионализм и (б) янсенизм.
3.25.(а, в, д).
3.26. (а, в, г). Как видно, (б) религиозные убеждения и (д) моральные принципы «дух законов» не составляют. Идеи «географического детерминизма» разделяли не только французские просветители, но и И.Г. Гердер.
3.27. (а, б, г).
3.28. (б, в, г). Как видим, в понятие «гуманности» Гердер не включал: (а) подчинение власти инстинкта и (д) отказ от связи с природой.
3.29. (б, г, д). Понятно, что (а) «Феноменология духа» и (в) «Наука логики» — основополагающие отдельные работы Гегеля.
3.30.(а, б, д). Можно порассуждать о том, почему (в) простые люди, ведущие бессознательный образ жизни, и (г) выдающиеся религиозные деятели, не способны реализовать, по Гегелю «волю мирового духа».
3.31.(а, б, г).
3.32.(б, в, д).
3.33. (б, в, г). Рассматривая аргументы Гартмана, нелишне вспомнить и учение Лейбница, не столь пессимистичное.
3.34.(а, г, д).
3.3.35(б, в, д).
3.36. (б, в, г).
3.37. (б, в, д).
3.38. К «вечным» философским вопросам из предложенных относятся только вопросы: «кто есть человек?» и «как произошел мир?» (а, б, г)
3.39. В философии миф это, во-первых, мировоззрение, связанное с верой в сверхъестественное или специфическим образно-синкретическим мировосприятием, а также это, по А.Ф. Лосеву, целостное, нерасчлененное постижение первобытным человеком мира, построенное на «оборотнической» логике (а, б, г).
3.40. Понятно, что вера в бога — только основа религии, а не она сама; единство же единоверцев — это община или церковь, т.е. определенный социальный религиозный институт (б,в, г).
3.41. Признание материальности мира — материализм; признание его божественного происхождения и существования по воле бога — религиозное учение (б, г, д).
3.42.(б, в, г) В первом позитивизме О. Конта предполагалось создание новой общечеловеческой религии, а в философии жизни, несмотря на антихристианскую критику Ф.Ницше, чрезвычайно выражена религиозно-мистическая направленность.
3.43. (а, б, г).
3.44. (а, г, д).
3.45. Признание гелиоцентрической системы мира лишило исключительного положения Землю и ее основного обитателя; рассмотрение человека в цепи биологической эволюции раз рушило миф о его уникальном происхождении, а теория психоанализа показала, что, по словам З.Фрейда, человек даже «не хозяин в своем доме» (б, в, д).
3.46. Современные научные гипотезы связывают необычный скачок в развитии человеческого мозга с влиянием радиации при вспышке близкой Сверхновой звезды, или с воздействием инверсий геомагнитного поля, или же с экстремальным тепловым стрессом мозга, которому должен был противостоять человеческий организм. Ученые предполагают, что при быстром беге на охоте в тропическом климате для защиты мозга от перегрева увеличивается количество нейронов и связей в нем, которые затем используются для формирования абстрактного мышления (а,
3.47.(б,в,д). ,
3.48.(б, в, д).
3.49. (а, г, д).
3.50.Родовое понятие — это «человек» (вариант (б)), а совокупность физических и духовных способностей отдельного человека (г) — индивидуальность (а, в, д).
3.51. Понятно, что намеренное поведение, не соответствующее моральным и правовым нормам общества (г) — это то, что называется отсутствием сознательности у человека (а, в, д).
3.52. (б, в, д).
3.53. (а, в, г).
3.54. (а, б, г).
3.55. (б, в, д).
3.56. (а, б, д).
Часть VI. Философские игры
4.1. Диоген сказал Александру: «Отойди немного от солнца».
4.2. Стендаль в своей книге «Прогулки по Риму» описывает фреску Рафаэля Санти «Афинская школа» в Ватикане.
4.3. У Пифагора было 28 учеников.
4.4. Филипп Меланхтон был сподвижником и последователем Мартина Лютера (б).
4.5. Я. Беме был по профессии сапожник (в).
4.6. Макс Вебер в учении Жана Кальвина обнаружил дух капитализма (в).
4.7. Врача и ученого М. Сервета Жан Кальвин сжег на костре (а).
4.8. Впервые Библию на немецкий язык перевел Мартин Лютер с помощью Ф. Меланхтона (в).
4.9. М. Лютер писал о теории Н. Коперника (б).
4.10. Последователи Ж. Кальвина во Франции известны в истории как гугеноты (в).
4.11. Философские размышления М. Монтеня называются «Опыты» (в).
4.12.Парацельс считается одним из исторических прототипов доктора Фауста (б).
4.13.Джордано Бруно жестоким судьям сказал: «Вы, вероятно, с большим страхом выносите этот приговор, чем я его слушаю» (б).
4.14.Декарт впервые выдвинул идею условного рефлекса (в). Речь идет о книге «Об общественном договоре» Ж.Ж. Руссо (г).
4.15. Гегель имел в виду «категорический императив» И. Канта (б).
4.17.Гегель использует выражение: «сова Минервы, вылетающая ночью» (в).
4.18.В «Антигоне» Софокла Гегель усматривал основное противоречие между семьей и государством (в).
4.19.Из рассуждений Сократа выводил свою «субъективизацию диалектики» Серен Кьеркегор (в).
4.20.Речь идет о труде Т. Гоббса «Левиафан», который был публично сожжен в Оксфордском университете.
4.21.Томмазо Кампанелла, деятель Итальянского Возрождения, написал утопию «Город Солнца».
4.22.Эмпирический метод обосновал Фрэнсис Бэкон. Эмпирия — опыт, опирающийся на эксперимент.