Случаи запрещения кейса

Руководство по Американскому Парламентскому Дебатному Формату

Оглавление.

Оглавление
I. Введение.
II. Спикеры и их речи.
Конструктивная речь Премьер-министра:
Резолюция.
Подготовка кейса.
Типы кейсов.
Случаи запрещения кейса.
Открытие и утверждение кейса.
Конструктивная речь Лидера Оппозиции:
Столкновение.
Предложения и определения – не принимайте на веру.
Философия Оппозиции. 9
Контркейс.
Уточнение.
Специальные знания.
Связь.
Аргументация.
Анализ.
Некоторые специфические стратегии Оппозиции.
Конструктивная речь Члена Правительства:
Задачи и стратегии.
Структура конструктивной речи Члена Правительства.
Две тактики, которых лучше избегать.
Конструктивная речь Члена Оппозиции:
Стратегия.
Обязанности Члена Оппозиции.
«Завал Члена Оппозиции».
Ребатлы.
III. Еще немного об основах дебатов.
Вопросы.
Нарушения порядка.
Нарушения личной неприкосновенности.
IV. Технология.
V. Стиль.
VI. Судейство.

I. ВВЕДЕНИЕ

Американский парламентский формат (АПФ) – это состязание аргументов, остроумия и риторических качеств в воображаемом Парламенте. Две команды – Правительство и Оппозиция, состоящие из двух игроков каждая, обсуждают Резолюцию, предложенную для рассмотрения. Для каждого раунда выбирается своя, новая Резолюция. Течение дебата управляется Спикером Парламента, который также является судьёй. Если же раунд судится несколькими судьями, то среди них выбирается один Спикер Парламента. В Американском Парламентском Формате большее внимание уделяется быстрому критическому мышлению, логической аргументации и анализу, нежели детальному исследованию и сбору доказательств. Таким образом, любые записанные доказательства или другие письменные источники запрещены для использования на протяжении дебатного раунда.

Это пособие является только основным введением в АПФ. Очень многое, написанное далее, не является истиной в последней инстанции, оно лишь представляет собой основные правила и общую философию дебатов, которая может быть адоптирована для каждого конкретного дебатёра и того уникального стиля дебатирования, который он использует.

II. СПИКЕРЫ И ИХ РЕЧИ

Конструктивная Речь Премьер-министра (КПМ) 7 минут
Представляет резолюцию Даёт точное и ясное представление о своём кейсе Поддерживает кейс с помощью нескольких независимых (!) аргументов
Конструктивная Речь Лидера Оппозиции (КЛО) 8 минут
Представляет философию Оппозиции Представляет стратегию/контр-кейс Оппозиции Представляет независимый анализ Опровергает аргументы Правительства
Конструктивная Речь Члена Правительства (КЧП) 8 минут
Делает краткое обозрение Атакует независимый анализ Оппозиции Перестраивает/Укрепляет Кейс Правительства Вводит новые аргументы
Конструктивная Речь Члена Оппозиции (КЧО) 8 минут
Пересматривает философию Оппозиции Вводит новые аргументы и анализ Покрывает основные аргументы обоих команд Оппонирует Члену Правительства
Речи из Парламента (2 минуты на каждую речь, не более 3 речей за каждую из сторон)
Анализ Лидера Оппозиции (АЛО) 4 минуты НОВЫЕ АРГУМЕНТЫ ЗАПРЕЩЕНЫ
Оговаривает основные темы дебата Уточняет свою позицию при помощи новых примеров Показывает чёткое различие между позициями Правительства и Оппозиции Даёт чёткое видение конфликта взглядов (дихотомия) Делает заключение
Анализ Премьер-министра (АПМ) 5 минут НОВЫЕ АРГУМЕНТЫ ЗАПРЕЩЕНЫ (кроме ответов на аргументы ЧО)
Подводит итог раунду Оговаривает основные и критические моменты раунда Уточняет свою позицию при помощи новых примеров Показывает чёткое различие между позициями Правительства и Оппозиции Даёт чёткое видение конфликта взглядов (дихотомия) Делает заключение

Конструктивная речь Премьер-министра

Обязанность ПМ – определить в его конструктивной речи термины резолюции и представить кейс для дебата. КПМ задает почву и направленность дебата. Организованная, хорошо представленная КПМ дает Правительству структуру для построения кейса. Как минимум, КПМ должна представить связь с резолюцией, четко утвердить кейс, который представляет Правительство и поддержать кейс при помощи как минимум трех независимых точек анализа.

Резолюция.

Резолюцией может быть все, что угодно: философское или политическое утверждение, отрывок из Библии, часть песни, строка стиха и т.п. По некотором резолюциям будет представлен специфический кейс («США должны ввести войска в Боснию»). Некоторые могут предполагать общую тему, такую, как улучшение образования («Малое знание – опасно») или свободу слова («Ваша точка зрения мне глубоко враждебна, но отдам жизнь за ваше право ее высказать»). Различные турниры будут иметь различные критерии относительно возможностей интерпретации резолюции командой Правительства. Как правило, рассматриваются три возможности. Часто, на турнире будут представлены две резолюции на каждый раунд: одна – по прямой или тесной связи, и одна – по отсутствию связи. Какую избрать – зависит только от Правительства.

Прямая связь.

Избрав прямую связь с резолюцией, Вы должны будете дебатировать по буквальной формулировке резолюции. Хотя общие или неоднозначные термины резолюции могут быть определены ПМ, необходимо придерживаться общих принципов и специфических обстоятельств резолюции. Например, представленная резолюция гласит, что «Парламент имеет право использовать силу в миротворческих целях». В этом случае Правительство может предпочесть спорить по резолюции как по общему принципу с широкой областью применения (возможно, определив «силу» как «военные силы», чтобы прояснить возможности дебата), или же спорить по резолюции в специфическом, представленном примере, который олицетворяет те политические и философские принципы, которые подразумеваются резолюцией (например, предлагая введение войск в Руанду). Неправдоподобные или не-буквальные дефиниции запрещены; например, в вышеприведенном примере, Правительство не может определить «использование силы» как «войну с бедностью» и предложить, чтобы правительственные расходы на содержание городов были увеличены.

Иногда прямая резолюция может быть представлена с неопределенными сторонами: «Правительство США должно/не должно легализовать суицид». В этом случае команда Правительства имеет право выбрать себе сторону, которую она будет отстаивать. Выбор можно не объявлять до начала речи КПМ.

Тесная связь.

При тесной связи Правительству не требуется дебатировать прямо по резолюции, - оно может представить кейс, который бы близко отражал тему и конфликт, предполагаемый резолюцией. Некоторая свобода позволена, но общая тема резолюции, если нет специфических моментов, должна быть соблюдена. Например:

«Резолюция гласит: «Вы будете непобедимы, если не будете ввязываться в то, в чем не можете победить». Этот урок Садам Хусейн изучил с большим трудом. Однако, в этом утверждении – также урок и для США. Во время операции «Буря в пустыни» было совершенно очевидно, что США могут разгромить Ирак – наземная операция длилась всего лишь три дня, а под контролем США была почти вся южная часть Ирака. Мы, как Правительство, верим, что, как предполагает резолюция, США должны воспользоваться преимуществом этой непобедимости и вступить в мероприятие, в котором победа была бы практически обеспечена. Поэтому наш кейс сегодня заключается в том, что США должны продолжить операцию «Буря в пустыне» до победного конца – захвата Ирака».

Или же:

«Резолюция, которая стоит сегодня перед нами, гласит: «Бездумная болтовня может обойтись в сотни жизней». Правительство считает, что эта резолюция предупреждает об опасности безответственных речей и предполагает, что на тех, кто в состоянии предотвратить вред, который может быть причинен такими речами, ложится обязанность это сделать. Правительство хотело бы рассмотреть один конкретный тип «безответственной речи» на сегодняшнем дебате – это «речь ненависти». Мы считаем, что унизительные и оскорбительные высказывания, направленные на определенные группы, создают опасность гибели «корабля цивилизованности» тем, что создают конфликт, поляризацию в обществе и потенциальную ответную реакцию. Итак, кейс, который мы предлагаем, гласит, что в университетах должны быть приняты меры, запрещающие агрессивные речи по отношению к каким бы то ни было меньшинствам».

Используя тесную связь, не обязательно дебатировать по буквальной формулировке резолюции. Скорее, она должна быть использована как трамплин для предложения Правительства (которым может быть политический план или же философский принцип), которое воплощает тезис резолюции и, разумеется, не противоречит ей. Как только связь между резолюцией и кейсом была четко обозначена и принята, первоначальная резолюция отходит на второй план и в дальнейшем предметом дебата становится кейс.

Отсутствие связи.

При отсутствии связи, как правило, Правительство обладает свободой предложить любой кейс, какой оно хочет. Хотя предложение кейса, отражающего тему резолюции и будет плюсом для Правительства, это совсем необязательно. Актуальность также не является обязательной, за исключением случаев явного противоречия представленного кейса и резолюции. Несмотря на то, что остроумная или оригинальная связь и может вызвать улыбку судьи, на его решении это отражаться не должно. Если Вы имеете дело именно с таким типом парадигмы, не стоит мучиться над связью. Резолюция должна быть использована в первую очередь как средство сообщения между введением и кейсом. Как только кейс представлен, вопросы резолюции и связи больше не поднимаются в раунде.

В сущности, использование «отсутствия связи» - преимущество для Правительства. Это шанс Правительства предложить для дебата практически любую проблему, которую они только могут придумать. Должны быть соблюдены лишь два условия: кейс должен быть интересным и честным. Типы кейсов и специфические запреты на них будут рассмотрены ниже.

Подготовка кейса.

Как правило, резолюция оглашается за 15 минут до начала раунда. Таким образом, у Правительства есть 10-15 минут для того, чтобы распланировать кейс, связать его с резолюцией, найти весомые аргументы, основанные на логике, мотивах и ценностях и преобразовать эти аргументы в речь, способную убедить судью отдать голос за них. Несколько предложений:

1. Всегда оперируйте кейсом, который могут убедительно поддерживать оба партнера. Если ПМ даже отдаленно не верит в то, о чем говорит Правительство, тем более в это не поверит судья. Еще одна ситуация – когда команда чувствует, что может «пролететь». Немного рискованные юмористические кейсы или же углубленный и навороченный экономический кейс, в котором будет тщетно пытаться разобраться ЧП лучше оставить на другой раз.

2. Мучения над утверждением кейса. Эта часть речи определяет контекст дебата, и точные формулировки команде зачтутся свыше. Будьте предельно точны в определении любых спорных или ключевых понятий, чтобы позднее вы смогли их с выгодой использовать.

3. Выделите ключевые аргументы Правительства, но не усложняйте их. Не стоит записывать их слово в слово: это лишь приведет к тому, что у ПМ появится соблазн считывать их прямо с листа. Снабжая выделенные аргументы короткими замечаниями, ПМ получит больше свободы для хорошей речи.

4. Разработайте концовку речи во время подготовки. Также не повредит заранее поразмыслить над эффектным началом.

Типы кейсов.

В парламентских дебатах зачастую используются некоторые основные типы кейсов. Разумеется, этот список не окончателен: некоторые кейсы лежат за пределами трех ниже перечисленных групп. Часто кейсы воплощают в себе элементы нескольких групп: например, кейс о легализации эвтаназии сочетает как политические так и философские аргументы.

Побуждающий кейс.

Побуждающий кейс определяет какую-либо существующую на свете проблему, выдвигает план действий, разработанный для ее решения и команда, защищающая его, убеждает в необходимости его утверждения Парламент, Мажилис, Президента, ООН, ОБСЕ, Господа Бога или любое другое действующее лицо (не обязательно из среды правительства). Также важно, что побуждающий кейс обеспечивает некоторое столкновение, то есть требует совершить изменения в существующем положении дел. Не стоит работать над кейсом, защищающим мизерный сдвиг в каком-нибудь мелком и почти не используемом законе. Вот пример кейсов, демонстрирующих почти нулевое столкновение:

- владение марихуаной и ее использование должны быть узаконены

- ООН должна предоставить Японии постоянное место в Совете Безопасности

- общий налог на прибыль должен быть отменен

- Республиканская Партия должна убрать из своей национальной платформы пункт о противодействии абортам

Философский (ценностный) кейс.

При игре по этому кейсу Правительство предлагает и защищает какую-либо философскую позицию. Объектом внимания философского кейса являются скорее абстрактные философские принципы, нежели конкретные действия. Философский кейс тесно переплетен с дискуссией, в которой у Правительства есть шанс доказать, что их точка зрения на какое-либо моральное или философское положение вещей – единственно правильная. Хотя события реальной жизни и могут быть использованы для поддержки философского утверждения, основной фокус – на столкновении именно философских ценностей.

- свобода ценнее равенства

- высшая мера наказания несомненно несправедлива

- доброжелательная диктатура – лучшая форма государственного устройства

- взять одну невиновную жизнь чтобы спасти десяток других – морально

Пространственно-временной кейс.

ПВК помещает спикера на место человека, группы людей, объекта и т.п., отличных от того, кем спикер является в действительности. Команда Правительства также может поместить спикера в период времени, отличный от текущего. Спикер должен обсуждать кейс с позиций человека, названного Правительством – думая в пределах обозначенных временных рамок. Вот несколько типичных ПВК:

- Вы – Господь Бог. Сделайте жизнь справедливой.

- Вы – Билл Клинтон. Не участвуйте в перевыборах 1996-го года.

- Вы – Гарри Трумэн в 1945 году. Не бросайте атомную бомбу на Хиросиму.

- Вы – Люк Скайуокер. Перейдите на Темную Сторону Силы.

Как только временные рамки, по которым должен проводиться дебат, установлены, «нарушения пространства-времени» запрещены, поскольку установленные временные рамки – справедливая почва для ведения дебата. Это значит, что участники дебата не могут описывать события, которые произошли после установленных временных рамок, не могут использовать знания, которых не было у человечества в то время и не могут придерживаться точек зрения, не характерных для персоны, в которую воплощается дебатер. Например: в игре с временными рамками – 1930 год, если дебатер ставится на место британского премьер-министра Невилла Чемберлена («успокоителя Гитлера»), Оппозиция не может упоминать последующие события Второй Мировой Войны или указывать на злодеяния Гитлера, совершенные после подписания соглашения.

Пространственно-временные кейсы могут быть очень веселыми, но могут и потребовать большой хитрости. Иногда плохо обдуманный пространственно-временной кейс приводит к тому, что спор идет не о поставленных вопросах и предметах, а о вопросах психологии и мотивации отдельного человека. Провал пространственно-временного кейса происходит тогда, когда аргументы Правительства скрываются за гипотезами вроде: «Вы – Х, следовательно, по сути своей вы будете действовать так, а не иначе». Вышеуказанное – пример пространственно-временной тавтологии, на которую может указать Оппозиция. Еще одна проблема всплывает, когда судья воплощается в высшей степени нерационального индивида. Например, «Вы – Чарльз Менсон. Делайте Х» - не самый лучший кейс для дебата, так как Чарльз Менсон – невменяемый маньяк-психопат – вряд ли стал бы рассматривать логические и рациональные аргументы в пользу Х, предложенные во время дебата.

Часто, решая, использовать или нет пространственно-временной кейс, лучше будет утвердить кейс не как ПВК, а просто как гипотетический: не говорите «Вы – Конгресс. Делайте Х», если можно просто сказать «Конгрессу следовало бы сделать Х».

Случаи запрещения кейса.

Труизм

Кейс является слишком узким, если против него нет убедительных аргументов или же если он поддерживает неопровержимое положение вещей. В этом случае он называется труизмом и использовать его запрещено. Кейс также может быть расценен как труизм даже если против него есть несколько беспорядочных аргументов. Пример труизма: «Сирот нельзя наказывать без определенной причины» хотя можно привести аргумент, что некоторые сироты заслуживают телесного наказания. Грань, отделяющая честный кейс от труизма иногда расплывчата, но должна быть очевидна в большинстве примеров. Более чем честно попросить Оппозицию противопоставить утвердительные программы действия, но не освобождать от ответственности несправедливую и активную расовую дискриминацию меньшинств. Так как Правительство несет нелегкий груз представления кейса, пригодного для дебатов, оно будет серьезно наказано за использование труизма, и Оппозиция получит право переформулировать кейс (более подробно – ниже).

Тавтология.

Тавтология – это утверждение, правдивое по определению. Допустим, Правительство выдвигает: «Кока-кола есть нечто». Затем ПМ определяет «нечто» как «сладкий газированный безалкогольный напиток». Этот тип аргументов называется тавтологией, или круговой логикой. Еще один пример: Правительство утверждает, что «Политик Х не приемлет коррупции». Затем оно определяет «политика Х» как человека, морально абсолютно здорового, который скорее умрет, чем преступит свои этические стандарты. В этом случае Оппозиция может сказать: «Если он не возьмет взятку, то проиграет выборы», но по определению кейса Правительством, превыше всего для политика Х не выборы, а моральные принципы. Тем самым Правительство загнало Оппозицию в угол. Это запрещено.

Специальные Знания.

Подробные факты связанные с кейсом, которые не относятся к общеизвестным, называются специальными знаниями. Предлагая кейс, не следует использовать специальные знания (выходящие за пределы знаний типичного начитанного студента), потому что это не дает Оппозиции возможности подготовиться и исследовать предложенный вопрос. Предполагается, что дебатеры будут иметь рабочий запас знаний по главным вопросам международных и государственных дел, по базовой западной философии и основным документам вроде Конституции РК или Декларации Прав Человека. Ссылки на такие источники или факты не считаются специальными знаниями.

Но если кейс зависит от фактов или статистических данных, знания которых нельзя ожидать от Оппозиции, - или же если весь кейс построен на малоизвестных событиях и фактах – тогда Оппозиция имеет право оспорить такие специфические знания. Например, избегайте кейсов вроде: «Показатель общего уровня плодородия лучше показателя среднего уровня при построении демографических моделей Юго-Восточной Азии». Аналогично, не связывайтесь с аргументами, цитирующими статистические данные из источника, который малоизвестен (т.е. не привлек внимания национальных СМИ).

Однако использование в кейсе данных о ценах на чай в Замбези еще не значит, что Правительство не может его применить. В таких случаях, как только все уместные факты (достаточно простые для того, чтобы их мог понять заранее не просвещенный наблюдатель) будут изложены в КПМ, Правительству следует приготовиться к обвинениям в использовании специальных знаний. Неплохой тест, который можно испробовать на Правительстве – посмотреть, сможет ли ПМ ясно и четко объяснить все относящиеся к делу факты за две минуты.

Понятие «специальные знания» применимо только к команде Правительства. Для Оппозиции его не существует. Если Правительству случится отстаивать кейс об усовершенствовании системы голосования и окажется, что ЛО недавно защитил докторскую диссертацию по этой теме, Правительству останется только стойко переносить все удары, которые ему достанутся.

Наши рекомендации