Проблема взаимосвязи философии и науки
Цель изучения темы: Осмыслить проблему отношения науки и философии, выявить пути их взаимосвязи.
Основные вопрос темы: Сущность науки, сущность философии. Содержание проблемы взаимоотношения науки и философии. Основные концепции взаимоотношения науки и философии.
Одна из проблем философии в целом и философии науки, в частности, - это проблема отношения науки и философии. Можно отметить несколько концепций их взаимоотношений.
Исторически первой, прошедшей длительную эволюцию и представленной в различных формах, была концепция, которую называют по-разному. Иногда – метафизической (где метафизика – это «первая философия», учение о первых началах и основных принципах бытия, которое строится умозрительным путем без обращения к «земной» реальности). Здесь важны два момента – умозрительность метафизики и её доминирование по отношению к науке. Нередко эта концепция получает название – трансценденталистская. Название происходит от лат. transcendens – переступающий, выходящий за пределы. Здесь за пределы науки выходит, переступает её границы – философия.
Кратко трансценденталистская концепция может быть выражена известными формулами: «философия – наука наук» или «философия – царица наук». Сущность данной концепции состоит в следующем. Во-первых философия имеет научный статус, имеет гносеологический приоритет как более фундаментальный вид знания по сравнению с другими науками. Во-вторых, по отношению к ним философия играет руководящую роль. В-третьих, философия самодостаточна по отношению к частно-научному знанию, а оно зависит от неё.
Впервые трансценденталистская концепция была сформулирована в рамках античной культуры, её придерживались фактически все крупные философы того времени. Она выглядела как бесспорная и полностью соответствующая реальному месту науки и философии в то время. Подчинение частных наук философии существовало долгое время. Философия, в силу неразвитости наук, служила для них когнитивным резервуаром. Она поддерживала и развивала культуру рационального мышления, в рамках которых развивались научные исследования. Такая позиция имела объективные основания: 1) относительно небольшой объем научного знания; 2) отсутствие экспериментальной базы у науки, собственного языка; 3) существенная роль философии и религии в мировоззренческой и духовной атмосфере античного и средневекового общества.
Начиная с эпохи Нового времени, происходит интенсивное развитие частных наук, экспериментально-математического естествознания, утверждается дисциплинарная структура науки. Происходит становление науки как социального института, складывается новая система высшего образования. Частные науки начинают играть всё более значительную роль в развитии производительных сил общества, повышается их значимость в культуре. Ярким выражением этого процесса выступает феномен «классической науки». Основанием её становления было создание фактуальной базы науки, её математическое описание и обобщение, а не выведение научных теорий и законов из какой-либо «истинной философии». Наука всё больше осознавала и идентифицировала себя в качестве особого самостоятельного и относительно независимого от философии вида рационального знания. Лозунгом её стало знаменитое изречение И. Ньютона – «Физика, бойся метафизики». Главенство философии по отношению к науке не соответствовало реальной ситуации XIX века. Наука стала заявлять о своей значимости в культуре, суверенитете по отношению к философии.
В сознании ученых всё больше утверждалось недовольство руководящей и поучающей позицией философии по отношению к науке, стремление освободиться от её опеки, зависимости от неё, тормозящих развитие науки.
Наиболее яркое выражение трансценденталистская концепция получила в натурфилософии (философии природы). Натурфилософия – философско-умозрительное истолкование природы, соединенное в одно целое с естественнонаучным знанием. Натурфилософия – сплав реальных (научных) и умозрительных знаний о природе, а также и умозрительных идей философского характера, относящихся к природе. Возникновение и длительное существование натурфилософии объясняется следующими причинами: 1) отсутствие достаточных знаний о природе; 2) отсутствие, вплоть до эпохи Нового времени, развитых естественнонаучных дисциплин. В этой ситуации натурфилософия заменяла неизвестные факты и общие теоретические положения умозрительными конструкциями.
Родоначальники натурфилософии – милетские философы. В древнегреческой философии натурфилософия сливалась с естествознанием и именовалась физикой в отличие от первой философии. Фактического материала было немного и образ природы вырабатывался умозрительным путем. Постепенно в синтезе фактического (эмпирического) знания о природе и умозрительных (философских и естественнонаучных) идей относительно природных явлений и процессов уменьшался «удельный вес» философских умозрительных конструкций. Но не исчезал. Не исчезала и уверенность многих (не всех) философов в своём праве на позицию властелина, арбитра, прорицателя и т.п. по отношению к сфере естественнонаучного знания. Апогея это движение достигло в философии Гегеля («Философия природы»). В этом сочинении даны, с одной стороны, глубокие идеи философского характера, касающиеся природы (идея всеобщей эволюции природы, ее развития от простых форм организации к сложным, идея единства материи, движения, пространства и времени, идея противоречия, которое есть «корень всякого движения и жизненности», и др.). С другой стороны, Гегель ориентировался на уровень естествознания своего времени (число планет солнечной системы равно семи, пространство трёхмерно и евклидово и т.д.). Кроме того, пытался реальные проблемы естественных наук решать с помощью философских аргументов, быть судьёй в спорах ученых-естественников. Всё это дало основание великому математику К. Гауссу в одном из писем заметить своему адресату: «Почитайте Шеллинга, Гегеля и их сообщников, и у Вас волосы встанут дыбом». Ф. Энгельс, оценивал «старую» натурфилософию так: «она заменяла неизвестные ещё ей действительные связи явлений идеальными, фантастическими и замещала недостижимые факты вымыслами, пополняя действительные проблемы лишь в воображении. При этом ею были высказаны многие гениальные мысли и предугаданы многие позднейшие открытия, но немало было также наговорено и вздора. Иначе тогда и быть не могло. Теперь же, когда нам достаточно взглянуть на результаты изучения природы диалектически, то есть с точки зрения их собственной связи … натурфилософии пришёл конец».
В 30-е гг. XIX века новая ситуация в культуре (объективный процесс роста науки; позиция ученых, дистанцирующихся от философии как науки наук) была отражена в новой, позитивистской концепции соотношения философии и науки. Сущность этой концепции была выражена словами О. Конта: «Наука – сама себе философия». Эта формула означала, что прежняя миссия философии по отношению к науке закончилась. Философия, с точки зрения Конта, и по отношению к её роли в развитии науки, и по отношению в целом к духовному миру человека, духовной жизни общества исчерпала себя. Позиция философии по отношению к науке (руководитель, наставник, арбитр, провидец и т.п.) стала не только неуместной, но и вредной. В XIX веке наука обрела свои собственные (основания): большой массив фактов, методологическая и методическая оснащенность, развитые теоретические конструкции, общественное признание, мировоззренческая значимость. Поэтому философско-умозрительным рассуждениям не место в науке.
В то же время, О. Конта, в частности, и позитивизм, в целом, нельзя называть врагом философии. Отвергается умозрительная философия (метафизика), признается право на существование философии науки (в разных её вариантах). Например: О. Конт – синтез научного знания и общая методология научного познания; А.А. Богданов – всеобщая теория организации; Р. Карнап – логический анализ языка науки, и т.д.
Дуалистическая концепция утверждает равноправие в культуре и самодостаточность как философии, так и науки, отсутствие их внутренней взаимосвязи и взаимовлияния. Развитие частных наук (особенно естествознания) и философии идёт независимо друг от друга. Сторонники дуалистической концепции – представители философии жизни, экзистенциализма и т.п. – полагают, что у философии и науки свои, специфические предметы и методы. Мир культуры разделяется надвое: естественно-научная культура (нацеленная на выполнение практических функций) и гуманитарная (имеющая цель увеличение духовного потенциала человека). Философия при этом относится к гуманитарной культуре, наряду с религией, искусством и т.д. Принципиальное для философии отношение (человек и мир) понимается как зависимое не столько от бытия, сколько от человека, его интересов и т.д. Более того, дуалистическая концепция может приводить к радикальным выводам о том, что наука может оказывать негативное влияние на философию. Так как наука приводит к подмене внутреннего опыта внешним, предметным опытом научного познания. Сосредоточенность на познании внешнего мира означает уход от познания самих себя. Гуманитарная сфера, опыт личных переживаний гораздо более значимы для философии, чем научные теории и законы. Для философии ближе язык художественной литературы, искусства в целом, где воплощается конструктивная природа человеческого сознания, его творческая свобода. Такой подход находит отражение в философской эссеистике (М. Монтень, Б. Паскаль, Ф. Бэкон – «Опыты и наставления нравственные и политические» и др.), у Августина - «Исповедь», в русской философии (В.В. Розанов и др.), в экзистенциальной философии и т.д. Это одна из форм бытия философии, один из способов её существования, который имеет право быть, но при этом существенно не исчерпывает всей философии. Дуалистическая концепция (наука чужда подлинной философии, философия ничего не может дать науке) упрощает проблему, неадекватна реальности.
Диалектическая концепция отношений философии и науки (союз философии и науки) – необходимая связь между философией и наукой и в историческом процессе, и в современности. Значение науки для философии достаточно очевидное. Влияние философии на науку – более проблематично и требует своего обоснования.
Влияние философии на науку определяется следующими факторами. Первое – зависимость от уровня научного познания (эмпирический или теоретический). На теоретическом уровне такое влияние сильнее, т.к. на этапах возникновения и обоснования теории имеет место её связь с философией. Ученые-теоретики чаще обращаются к философии. Второе – различным является влияние философии на эволюционной стадии развития науки и в период научных революций, когда происходит отказ от ранее принятых научных теорий, разработка новых теоретических оснований и их обоснование. Здесь наука становится открытой к философии. Особенно это относится к глобальным научным революциям, когда происходит смена общей картины мира. Например, научная революция в эпоху Нового времени (Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон) – становление классической науки, революция в науке в конце XIX – начале ХХ вв.
Можно выделить несколько звеньев, которые обеспечивают связь философии и науки.
Первое – философские основания науки. К ним относятся онтологические основания науки – принятые в той или иной науке общие представления о картине мира, типах материальных систем, формах движения материи, законах функционирования и развития материальных объектов, и т.д. Гносеологические основания науки – представления о процессе научного познания, соотношении в нем опыта и теории, специфике истины и её критерия и т.д. Логические основания – принятые в науке правила абстрагирования, образования понятий, правила вывода и т.д. Методологические основания – принимаемые в той или иной науке положения о методах развития знания, способах его доказательства, обоснования, формах организации знания и т.д. Аксиологические (ценностные) основания – принятые утверждения о практической и научной ценности определенной дисциплины, о её месте в обществе и культуре, этике ученого и т.д.
Вторым когнитивным посредником между философией и наукой являются философские проблемы науки (философские проблемы математики, физики, биологии, лингвистики, психологии и т.д.) и в целом философия науки. Философские проблемы науки отличаются по логико-синтаксической форме от философских оснований науки (существуют не в виде утверждений, а в виде вопросов). Кроме того, они по своему составу и числу более многочисленные, относятся не только к фундаментальным характеристикам научного знания. Решение философских проблем науки требует профессионального знания как содержания определенной науки, так и профессионального владения философским знанием. Разработка этих проблем способствует развитию и философии, и науки. Большой вклад в их разработку внесли и вносят не только философы-профессионалы, но и крупные ученые, создатели новых научных направлений. Важнейшие задачи философии науки – философское осмысление науки, «вписывание» достижений науки в социально-культурный контекст эпохи, синтез философского и научного знания. В философии науки выделяются три уровня: 1) общая философия науки (наука в целом); 2) философия отдельных областей научного знания (естествознание, математика, гуманитарные науки, технические науки); 3) философия отдельных наук (математика, астрономия, социология и т.д.).
Контрольные вопросы и задания
1. В чем состоит проблема отношения философии и науки?
2. Каково содержание основных концепций отношения философии и науки (трансценденталистская, позитивистская, дуалистическая, диалектическая)?
3. Что такое натурфилософия, в чем её сила и слабость?
4. Каковы философские основания науки?
5. В чем сущность философских проблем науки?
Тема 16