Социально-философские взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса
Их ф. учение - диал. и историч. матер-м. Идейный источник - системы Гегеля и Фейербаха. Осн. тезисы: 1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания; 2) М. открыто признал свою связь с интересами определенного класса - пролета-риата; 3) как следствие ставится принципиально новая задача - не ограничи-ваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в пер-вую очередь - преобразования общества на основе сознательной рев. деятельно-сти; 4) отсюда центр Ф. исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рас-суждений об общем устройстве мира на область практики; 5) это приводит к тому, что матер-м впервые распространяется на понимание общественной жизни; 6) наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышле-ние стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики. Осн. принцип: антогонизм между производственными силами и производственными отношениями - движущая сила в переходе от одной к другой общественно-эк. формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую ступень его развития). Повязан с эк. История рассматривается объективно, вне личности. Для этого: общественное бытие и сознание. ОБ - материальное отно-шение людей к окр. миру, прежде всего к природе, в процессе пр-ва мат. благ, и те отношения, в к-рые вступают люди между собой в процессе пр-ва. ОС - осознание обществом самого себя, своего ОБ и окр. действительности. Б опре-деляет С.
Карл Маркс занимался вопросами экономической теории. Но в результате своих исследований он пришел к выводу, что экономические отношения являются основой общественных или социальных отношений, что экономика - это основа, базис, а общественные отношения – дополнения, надстройка, которая от них зависит. Поэтому на основе экономической теории и применения принципа диалектики он построил философию общества. В зависимости от того, какая экономическая структура лежит в основе общества, такой тип общества и будет существовать. С развитием общества развивается его экономика, и, соответственно, развиваются общественные отношения.
Основными проблемами, с которыми сталкиваются люди в капиталистическом обществе, – это проблемы «отчуждения» и «присвоения».
Кризис классической рациональности. Неклассическая философия А. Шопенгауэра, Ф. Ницше.
Шопенгауэрявляется основателем философии пессимизма. Он первым среди западных философов использовал в своей философии идеи восточных религий, точнее буддизма. Его главная книга называется «Мир как воля и представление», где весь мир отмечен представлением субъекта об этом мире и существует только для субъекта. Мир есть представление, которое доступно только через чье-то переживание. Шопенгауэр считает, что для европейца это открытие, а для востока – это изначальная позиция и отстаивает примат воли над разумом. Он представил волю независимой от контроля разума, превратил ее в абсолютно свободное желание, которое не имеет ни причин, ни оснований. Воля для Шопенгауэра есть первоначало всего и абсолют. Т.е. мир в изображении Шопенгауэра стал «волей и представлением». Мифология разума классической философии уступает место мифологии воли. Шопенгауэр считает, что воля объективируется.
Значение философии Шопенгауэра.
1. Оказал глубокое воздействие на всю последующую философию, как западную, так и русскую. 2. Философия обсуждается до сегодняшнего дня, порождая дискуссии, споры и дальнейшее исследование. 3. Философия утрачивает черты академической дисциплины, в ней проглядываются элементы поэзии и искусства. 4. Проблема смысла существования получила дальнейшее развитие
Фридрих Ницше
В его творчестве прослеживаются три этапа философствования:
1. Проблема культуры. Увлечение музыкой Вагнера и философией Шопенгауэра. 2.Этап переоценки всех ценностей характеризуется созданием собственного учения о воле. 3.Учение о воле к власти и сверхчеловеке. Работы “Так говорил Заратустра”.
Переоценка ценностей
Философа уже не устраивают старые ценности. Выступая как «радикальный нигилист», он требует переоценки культурных ценностей, в первую очередь, ценностей религии и философии. Науку он не считает чем-то особо важным. Само понятие истины Ницше поставил под сомнение. Откуда известно, что истина есть? Философия Ницше обращается к индивиду, но индивид должен самоопределиться и выбрать для себя систему ценностей. Поэтому переоценка Ницше более всего относится к ценностям христианским, как к основным общественным ценностям того времени. Ницше отрицал христианство (оно делает человека слабым, отрицает, что человек должен хорошо жить сейчас – это не гуманно)
1.Ницше считал христианство ответственным за искажение ценностей человеческих. Христианство отрицало жизнь земную ради жизни загробной, что разрушило у людей инстинкт жизни. 2.Христианство создает покорность раба, раба божьего, используя при этом страх, наказание за грехи. 3.Христианство навязывает ответы на все вопросы. Оно основало доктринерскую мораль, что неправильно, т.к. жизнь не укладывается в простые схемы. 4.Христианство способствует вырождению человечества, ибо это “скрытый инстинкт уничтожения”, поэтому философия просто обязана стать теперь антихристианской. 5.Антихристианство Ницше было протестом против всякой косности, обывательского мировоззрения, порождающих сознание зависимости и несвободы.
Главное в мировоззрении Ницше: стремление к власти над собой. (Сверхчеловек – носитель новой морали).