Вопрос: Новоевропейское мировоззрение, основные характеристики
Следующий исторический тип мировоззрения условно назван Новым временем, он пришел на смену предыдущему через эпоху Возрождения и Реформацию. Данные эпохи являются переходными. Новым временем принято называть период, начавшийся в Европе примерно в XVII вв. и длящийся по настоящее время. Именно в Новое время возникло мировоззрение нового типа, которое, уже отчасти, есть у нас. Произошел невиданный рывок в развитии науки и техники, принципиальное изменение самого характера научного и философского мышления.
Анализ по трем критериям дает следующую картину. Отношение человек и природа: наука и рационализм ликвидировали не преодолимую пропасть между миром человека и природы. Но потребительское отношение к природе осталось. В результате человек провозгласил себя царем природы, природа соответственно должна служить ему. Всемогущий человеческий разум раскроет все тайны природы, и употребит их себе на благо. Природа это не храм, а мастерская — знаменитая фраза Тургеневского Базарова является лозунгом эпохи. Отношение человека и общества: человек первоклеточка, основа общества. Общество нужно только для того, чтобы обеспечить бесконфликтное сосуществование самодостаточных личностей. Само по себе общество обременительно для конкретного индивида, но надо договариваться с другими людьми, и общество здесь посредник. В основе общества — общественный договор между самодостаточными личностями. Отношение человек – человек: каждый отдельный человек — личность. Он имеет врожденные права, собственные интересы и потребности. Он – центр мироздания (пуп земли), все с него начинается, ради него существует, и им мерится. Каждый конкретный человек поставил себя на место бога: человек — творец. Поэтому отношения с другими людьми могут быть только как «война всех против всех» или «человек человеку волк». Конечно, эта формула к концу эпохи переосмысливалась, но принципиальный подход остался неизменным.
На формирование новоевропейского мировоззрения и западной философии Нового времени влияли различные факторы. Частые и далекие мореплавания: это привело к расширению кругозора, рамок мироосвоения. Обнаружился тот факт, что множество народов на земле живет вне государственного устройства, в естественном состоянии. Это привело к переосмыслению теории происхождения государства, и божественности королевской власти. Им на смену пришла теория «общественного договора». Наука утратила созерцательных характер, научные теории начали строиться на базе экспериментального метода. Благодаря развитию науки произошла смена картин мира — на смену аристотелевско-птолемеевской картине мира пришла ньютоновско-картезианская (Ньютон и Декарт), которая господствовала с XVIII по XX вв (отчасти есть и сейчас).
Доминирующим компонентом мировоззренческого поля Нового времени становится новый, появившийся в эпоху Возрождения антропоцентризм. Эпоха Возрождения вернула бога на землю к людям. Сам характер механической картины мира привел к постепенному вытеснению бога из научного объяснения природы, бог вытеснен за пределы существующего мира, а материалистических учениях — вообще отброшен. Если в Средние века бог был в центре мировоззрения, человек был ничто, встроен в структуру, обязан богу, обязан господину. Теперь в центре – человек, индивид. Он обязателен — цель и причина мироздания, его первокирпичик. Он самодостаточен, деятельность человека мотивируется полезностью и выгодностью для самого индивида. Шел процесс секуляризации общества, это привело к отделению церкви от государства и выведению сферы образования из-под непосредственного влияния церкви.
Следующая доминирующая черта нового времени — рационализм. Человеческий ум, интеллект обеспечивают господствующее положение человека в этом мире. Нет ничего в природе и обществе, что бы не могла постичь и на что бы не могла повлиять человеческая рациональность. Утверждается вера в безграничную мощь человеческого разума и науки. Казалось, что применение человеческого разума и научной методологии ко всем сферам бытия позволит познать все тайны природы и произвести переустройство социальной жизни на разумных, естественных началах.
В рамках общего периода Нового времени принято выделять несколько этапов развития западной философии:
1. Европейская философия начала Нового времени. – от 1600 г. до второй английской революции в 1688 г.
2. Европейская и североамериканская философия эпохи Просвещения — от 1688 г. до Великой Французской революции в 1789 г.
3. Немецкая классическая философия (эпоха романтизма)— с 1770-х гг. до сер. XIX в.
4. Современная западная философия — с 1830-х гг., конец не определен, так как нет общепринятого мнения о современном нам этапе развития (вторая половина ХХ века по сей день).
Характерной чертой сознания Нового времени можно назвать буржуазный гуманизм. Он отличается от гуманизма эпохи Возрождения. Можно выделить следующие черты буржуазного гуманизма, они же характеризуют и все мировоззрение в целом:
1. Антропоцентризм.
2. Индивидуализм. Человек это не микрокосм древности, человек — это человечество, венец природы. Человек — индивид, гуманизм — учение о правах свободного индивида. Он противопоставляет себя обществу, мыслит себя от «я».
3. Сознание буржуазно, то есть связано с классом, который создает новые экономические схемы.
4. Идея предопределения – на вершине своего развития. Есть люди цели и люди средства.. Задача человека определить, кто ты такой.
5. В этическом плане — раскрепощение человеческих страстей. Не признается грех. Добро — это то, что добро для меня, зло — это, что вредит мне. Индивид, человек — мера всех вещей. Это социальный эгоизм, разделяющий мир на две не равные половины.
6. Безграничная вера в разум. Поэтому, главная отрасль философии — гносеология, то есть развитие познания, методов познания, анализ процесса познания. Разрабатываются две познавательные программы: эмпиризм (опыт — основа познания), основатель Фр. Бэкон; рационализм (разум – основа познания), основатель Р. Декарт.
Таким образом общественное сознание новоевропейского исторического типа мировоззрения постепенно приходит к выводу, что человек прежде всего не разумное, а социально чувствующее существо. Без социальной среды человек не может стать человеком. И Робинзон остался человеком потому, что сохранил в себе те социальные связи, отношения, чувства, умения, которые были в нем до кораблекрушения. Таким образом, сложились все предпосылки для перехода к новому типу мировоззрения. Начало этому положил марксизм. Его философская концепция — принципиально новая парадигма в философии, и принципиально новая мировоззренческая основа.