Характерные черты средневековой философии периода схоластики

С Х века начинается возрождение западного христианства. Это время расцвета и укрепления европейских городов, феодализма в целом.

Философское и научное познание все так же ориентировалось на фундаментальные догматические установки христианской теологии, не подлежащим сомнению. Таковыми били: положения о начале и конце мира, о сотворении материи, об особом положении Земли в системе мироздания.

Хотя христианская церковь не отвергала познавательной деятельности и даже покровительствовала учёным, однако главным здесь было комментирование догматики. Средневековая наука делала акцент на осмыслении и интерпретации уже имеющегося знания и не стремилась к получению нового. Цель науки – создание единой, непротиворечивой картины мира для сохранения и стабилизации наличной социальной системы.

С одной стороны, христианин должен избегать всего того, что мешает ему направить свои мысли к Богу (познание суетного мира отвлекало от основного занятия и не представляло ценности). С другой стороны, одним из достоинств христианина были обширность знаний, воспитанность, владение искусством убеждения. Кроме того, растущее влияние католической церкви и усложнение её структуры требовали всё большего числа хорошо образованных людей. Пополнять клир можно только за счёт вливания новых образованных людей.

Обучение велось семи предметам: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, музыка, астрономия, геометрия (географические и космографические сведения). Задача университетов – не производство знаний, а воспроизводство образованных людей на основе изучения латинских текстов. Особо почитались Платон, Аристотель. Философия и наука в основном были книжным делом. Они опирались на абстрактное мышление (т.к. откровение явлено не в прямой, а в зашифрованной форме). Описать вещь (явление) означало обнаружить знаково-символическое его значение, найти аналогию и созвучие с другими вещами. Потому, путь к познанию лежит через постижение символов и сокровенного смысла. Главный принцип доказательства – ссылка на Св. Писание (для Бога нет ничего невозможного). Главная цель познания – постигнуть однажды сообщённую истину и, по возможности, приблизиться к ней.

Мир природы есть мир вещей, постоянно изменяющихся. Каждая вещь обозначалась понятием. Понятие обладает двойной формой существования – в человеческом уме и бытии. Задача – обнаружить понятие и словесно его обозначить (идея одинаковости языкового и предметного мира). Философа интересует не реальный мир, а действительность, стоящая за словом. Языковая реальность становится предметом исследования. Опора на слово в сочетании с пристрастием к логике, искусственный, полуформализованный язык латыни, становятся основой схоластики.

Схоластика ставит проблему поиска рационалистической природы общих понятий (универсалий). В ходе её решения выявились три тенденции в обосновании понятийного знания: реалистическая, концептуалистическая и номиналистическая.

Реалисты (Ансельм Кентерберийский) считали, что общие понятия (универсалии) существуют до вещей в божественном разуме, в реальной действительности, человеческом уме. Именно они обладают подлинным существованием, а не единичные предметы эмпирического мира. Благодаря тому, что универсалии существуют в божественном разуме, человек в состоянии познавать сущность вещей. Познание возможно лишь с помощью разума, т.к. только он способен постигать общее (приоритет разума над волей).

Концептуалисты (П. Абеляр) полагали, что общие понятия существуют только в вещах и человеческом уме.

Номиналисты (У. Оккам, Ж. Буридан) – общие понятия существуют только в человеческом разуме; он по сути только имена и не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей. Универсалии образуются в нашем разуме путём абстрагирования признаков, общих для целого ряда вещей (явлений). Номиналисты разрушали схоластический идеал реалистов и ориентировали на получение знания с помощью опыта.

Из номинализма со временем выделилось направление крайних номиналистов (Жан (Иоанн) Росцелин), утверждающее, что универсалии суть звуки человеческого голоса; реально существуют только единичные вещи, а общее не существует даже в разуме человека.

УЧЕНИЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО

Фома Аквинский (XIII век) из богатой итальянской семьи. Окончил богословский факультет. Позднее принял постриг. В своих философских воззрениях развивал учение Аристотеля. С XIII в. официальная доктрина римской католической церкви изменяется; августинианство уступает место томизму – философскому учению Фомы. Как и первый идеолог римской церкви Блаженный Августин, Фома Аквинский тоже причислен к лику святых. С определенными изменениями его учение и сейчас является официальной доктриной римской курии (неотомизм).

Гносеологическое учение Фомы. Нам разум необходим, его нельзя отталкивать полностью. Да, он не совершенен. Да, он слаб перед верой. Аристотель в разумном знании выделил: 1. Эмпирию – опыт; 2. Техне – искусство; 3. Рацио – интеллектуальные знания; 4. Софию – мудрость. Фома соглашается, но делает поправку: 1-3 – это истины рациональны, но не полные, т. к. постигнуты разумом. София – первостепенная истина, добытая через веру (откровение).

Рассуждения о человеке. Бессмертие души, существование Бога могут быть доказаны и разумно, и через откровение. Есть предметы осмысления недоступные разумному осмыслению: Св. Троица, Воскресение, Суд Божий. Они доступны только откровению, где «верую, ибо абсурдно» Августина Бл. становится актуально.

Бог когда-то создал этот мир и законы, по которым этот мир будет развиваться. Более в дела мира Бог не вмешивается. Человек должен изучать эти законы и действовать согласно этим законам, тогда его деятельность богоугодна. Религия породила науку. Религия – вера в догмы, наука – вера в аксиомы. Чем более религия пытается уничтожить науку, тем более она уничтожает саму себя. Церковь должна поощрять человеческие знания и деятельность.

Душа человека бессмертна, тело чел-ка не презренно – это средство для реализации души.. человек не рождается с истиной. Он должен придти к вере. Институт миссионерства убедить и привести к вере.

«Разум должен приводить к истинам веры»: пять доказательств существования Бога:

1. Все в мире движется. Всякому движению есть своя причина, находящаяся вне объекта движения. Должно быть что-то, что дало первотолчок. Это Бог.

2. Все имеет причинно-следственные отношения. У всякого следствия есть своя причина. Следовательно, должна быть какая-то первопричина. Бог - причина всего.

3. Все вещи имеют свою степень совершенства. Складывается иерархия. Должно быть что-то самое совершенное. Самое совершенное в мире - это Бог.

4. Все явления происходят не случайно, а с необходимым характером. День сменяется ночью. Такой необходимостью является Бог.

5. Все в мире целесообразно. Должно быть что-то, что определяет цели всего. Бог определяет цели всего.

Фома: Предметы основаны по принципу гелиоморфизма (гелио – материя, морфос - форма). Бог через форму дает актуальность материи.

Аристотель: Материя – это возможность, форма действительность.

У Фомы: человек становится сопричастным к божественным формам изучаемого предмета. Изучать надо не сам предмет, а нашу сопричастность этому предмету. Нужно определить уровни познания:

1. Чувственный: изучаем чувства по сопричастности;

2. Интеллектуальный (рациональный): сам предмет изучения не нужен, мы отрешаемся от материальной сущности изучаемого предмета и по принципу тождества создаем понятия, сравниваем понятия, выводим суждения;

3. Откровение: сам предмет познания нам не нужен, т. к. познание идет через себя (где главный способ – это интуиция).

Первые два уровня познания несовершенны, временны, не вечны, т. к. основаны на временных предметах.

Наши рекомендации