Априорные формы знания
Известно стремление многих философов выявить вневременные «эйдосы» культуры и в частности науки. Классический пример выявления вневременных априорных структур науки нам дал и. Кант в «Критике чистого разума». Позднейшие исследования выявили тот факт, что все априорные конструкции науки имеют исторический характер, они меняются в зависимости от изменения культуры. Как писал Ф.Энгельс: «Теоретическое мышление каждой эпохи, а значит и нашей эпохи, это – исторический продукт, принимающий в различные времена очень различные формы и вместе с тем очень различное содержание» (т.20, с.366).
Или как пишет представитель французского структурализма Н. Мулуд: «Понятие науки связано со временем самими условиями своего построения и проверки в рамках развивающихся логико-технических систем, а также и тем, как оно участвует в процессах становления praxsis’a и культуры и содействует им» (Н.Мулуд Современный структурализм. М., Прогресс, М. 1973. С.269). Им же вторит современный американский философ М. Вартофски, объявляя свои взгляды своего рода «историцированным кантианством», утверждает, что «..человеческое познание обладает собственной историей» (Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М., Прогресс, 1988. С.8), подразумевая под этим «…не просто тот факт, что у наших знаний есть история или что идеи и теории претерпевают историческое развитие, а то, что с ходом истории изменяется природа познания, природа самого когнитивного присвоения мира» (там же, С.8). Более того, он придерживается такой точки зрения, что меняются не только априорные структуры, но и восприятие мира.
1. БИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
Исходной базой для формирования познания являются формы познания, выработанные в процессе биологической эволюции. Когнитивными способностями обладают все животные, но человек надстраивает над ними, видоизменяя их, еще и приобретенные в процессе социокультурной практики. Именно эти когнитивные карты сознания являются априорными формами. Эти априорные формы сознания имеют устойчивый традиционный характер, хотя и подвергаются постоянной модернизации. И если поднимать старый вопрос о «врожденности идей», то можно констатировать, что сторонники «врожденности идей» одержали победу, ибо ясно, что человек обладает заданными его биологической программой и культурой определенными врожденными априорными формами познания мира (традициями познания), от которых он избавиться не может, не избавившись от самого себя.
2. НАУЧНОЕ «АПРИОРИ»: ЗАКОН
Научные методы являются наиболее эффективными. Но эти методы имеют свои границы. В частности, в отношении познания культурных явлений эти методы имеют ограниченное применение. Тем не менее, нельзя отрицать, что в некоторых областях они действуют довольно эффективно, а также являются хорошим дополнением для целостного толкования (герменевтики) культуры.
В научном знании считается, что познание предмета состоит в фиксировании каких-то константных соотношений между наблюдаемыми явлениями опыта. Нахождение каких-то закономерностей, установление при этом математических соотношений между наблюдаемыми явлениями, выявление закона этого соотношения всегда считалось успехом в научном познании.
Исходным «архетипом» в формировании научного метода являлся образ «Космоса» («Неба»), который всегда наделялся сакральным характером. Именно постоянно повторяющиеся небесные явления – чередование восходов и заходов Солнца, чередование фаз Луны, периодически повторяющиеся движения звезд, - послужили основой для такой методологии познания. Именно астрономия является первой формой научного знания. Но реальность такова, что полнота наблюдаемых явлений не может быть уложена в «прокруство ложе» «космических» («небесных») закономерностей. Как известно, попытки применения естественнонаучных методов к культуре в европейской ментальности XVII-XVIII вв. потерпели неудачу. Со времен В. Виндельбанда и Г. Риккерта нам ясно, что феномены человеческой культуры не поддаются анализу на этой базе. В этом совершенно был прав и современник вышеуказанных мыслителей В. Дильтей (1833-1911), который утверждал, что для анализа социокультурных явлений не нужно «объяснение», а требуется достижение «понимания». Сейчас напряженность между противоположностью естественнонаучных методов и методов анализа культуры снимается в связи со становлением синергетической парадигмы сознания. Дело в том, что сейчас признается вероятностный и эволюционный характер не только биологических и культурных явлений, но и физико-химических явлений.
Более того, ясно, что всякое познание в своей основе метафорично. Аналогии повсеместно применяемые в научной деятельности и – это формы метафоры, которые представляют собой познавательные модели (А.П.Огурцов). Как подчеркивал еще Х. Ортега-и-Гассет: «Метафора – незаменимое орудие разума, форма научного мышления» (Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С.203). Без идеальных аналоговых познавательных моделей знание невозможно.
3. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ
Понятие научно-исследовательской программы дал И. Лакатош. Под научно-исследовательской программой он понимает:
Именно концепт «научно-исследовательская программа» – есть как раз «историцизированная» форма платоновских «эйдосов» и «априорных форм» Канта.
Важными моментами научно-исследовательской программы являются: идеалы исследования, картина мира, принципы построения теории.
Новая научно-исследовательская программа не только меняет образ реальности, но и меняет направление и ориентиры собственно эмпирического поиска.
Становление первых научно-исследовательских программ происходит в эпоху классической Греции. Как пишет В.Виндельбанд: «Начало научной жизни.. лежат в античной философии, определяют ее дальнейшее развитие. При относительно небольшом объеме познавательного материала – греческая философия с какою-то особенно величественной простотой создает определенные формы для его научной обработки, со смелой неустрашимостью мысли развивает она все необходимейшие основные положения миросозерцания. В этом и состоит типическое свойство античного мышления и высокопедадогическое значение его истории» (Виндельбанд В. История древней философии. Киев.1995. С.17-18)
Эти программы – атомистическая, математическая и органицистская связаны с именами Демокрита, Платона и Аристотеля соответственно. Все эти программы стараются решить проблемы поставленные Парменидом о тождестве мышления и бытия, о возможности найти адекватное описание природных процессов посредством устойчивых семиотических структур мышления.
Принципы атомизма.
Традиции атомизма продолжил в XVII веке французский мыслитель Пьер Гассенди
Принципы пифагореизма
Принципы квалитативизма.
Наш выдающийся специалист в истории философии и науки П.П. Гайденко называет аристотелеву научно-исследовательскую программу континуалистской, хотя сама оговаривается, что это определение крайне условно. И это верно. Точнее назвать её квалитативисткой научно-исследовательской программой, которая делает упор на качество изучаемого мира и его строение. Аристотель относился скептично к стремлению Платона все описать посредством математических методов. Вот что он пишет: «Поскольку же важнейшие различия между телами суть различия в свойствах, действиях и способностях (а мы утверждаем, что у каждого естественного [тела] имеются действия, свойства и способности), то, прежде всего надлежит трактовать об этих [характеристиках тел], дабы, исследовав их, мы постигли специфическое отличие каждого элемента от остальных» (Аристотель Соч. т.3 363)
Как подчеркивает П.Гайденко: «Для Аристотеля научное мышление отнюдь не противостоит обычному здравому смыслу, аккумулировавшему весь человеческий опыт, а лишь проясняет и просветляет здравый смысл, подытоживает человеческий опыт и осмысляет его с помощью понятий» (Гайденко П.П. Становление первых научных программ, с367)
И далее, она пишет: «.. научная программа Аристотеля отнюдь не носит революционного характера по отношению к предшественникам; скорее здесь можно говорить о сочетании традиции и рационального ее осмысления, нежели о противопоставлении того и другого. В традиции Аристотель видит помощника науки, будь то традиционные представления прежних «физиков» или же накопленный опыт пастухов, рыбаков, ремесленников, будь то язык – основное хранилище традиции народа или даже мифологические представления о богах, с которыми воевали прежние ученые, такие, как Ксенофан или Анаксагор» (там же 368)