Учение Сократа о человеке
В V в. до н.э. во многих городах Греции на смену политической власти старинной аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой демократии. Развитие созданных в это время новых выборных учреждений – народного собрания и суда, игравших большую роль в борьбе классов и партий свободного населения, – породило потребность в людях, владеющих искусством судебного и политического красноречия, умеющих убеждать силой слова и доказывать, свободно ориентирующихся в вопросах права, политической жизни и дипломатической практики.
Нерасчлененность знания на философскую и специально научные области, а также значение, которое имела философия в глазах образованных людей Греции, привели к тому, что преподавание основ политической и юридической деятельности тесно связывалось с общими вопросами философии и мировоззрения.
Тесное взаимодействие философии с социально-полити-ческими и правовыми вопросами привело постепенно к тому, что проблема человека заняла важное место в исследованиях философов. Этот поворот к человеку был осуществлен софистами (буквально – учителями мудрости).
Наиболее известный среди них Протагор (490–420 гг. до н.э.) утверждал, что «человек есть мера всех вещей», ибо только то знание имеет право на существование, которое прошло проверку разумом человека, получило рациональное обоснование и доказательство. Такой критический взгляд на мир, на традиции и старые авторитеты способствовал распространению научного знания. В соответствии с представлением о человеке как мере всех вещей, софисты решали и вопросы теории познания. Субъектом познания для них стал конкретный человек со всеми своими субъективными чувствами. Следовательно, любое знание всегда субъективно, а знание объективное просто невозможно.
Логическим продолжением этой концепции можно считать этику софистов, учивших, что критерием добра и зла служат чувственные склонности человека: хорошо то, что доставляет человеку удовольствие, а то, что причиняет страдания, – плохо. (Позднее афинский философ Эпикур считал наслаждения единственным благом для человека. Эпикуреизм – учение, ставившее на первое место в жизни достижение удовольствия). Ценность установившихся моральных норм, государственных институтов весьма условна.
Поиск критериев истинного знания, начатый софистами, продолжил Сократ (470–399 гг. до н.э.). Следуя своему любимому изречению «познай самого себя», он раскрывает сложную структуру сознания, анализирует субординацию и взаимосвязь различных его уровней, указывает, что именно разум позволяет избежать субъективности в познании и обрести объективное, общеобязательное знание. Сократ никогда не писал философских трактатов, а проводил большую часть времени на площадях в беседах, считая, что сообща, критически анализируя различные мнения, люди быстрее найдут истину.
Сократ отрицательно относился к спекулятивным, умозрительным учениям о природе и назначение философии видел в познании того, что есть добро и зло. Он впервые дал определения таких понятий, как благо, мудрость, справедливость.
Сократ считал, что добродетель и знание о том, что такое добродетель, – одно и то же. Человек, знающий, что такое добродетель, не станет поступать дурно. Поэтому постижение знания, а именно философии – единственный путь становления добродетельного человека. Всеобщее благо в государстве может быть достигнуто лишь в том случае, если власть в нем принадлежит лучшим, то есть нравственным, справедливым и опытным в искусстве управления.
Философская деятельность Сократа была чрезвычайно интенсивной и влиятельной. Как уже сказано, это была деятельность не философского писателя, а учителя философии, излагавшего свои учения только устно, в форме беседы или спора, по особому, характерному для него методу, получившему название диалектического. Суть такого метода состояла во всестороннем анализе предмета обсуждения.
Жизнь философа закончилась трагично. Он не был сторонником афинской демократии и был осужден Афинским судом на смертную казнь за безбожие и проповедь нового учения, попирающего старые традиции. Отказавшись бежать из Афин, семидесятилетний философ выпил яд.
Философия Платона
Последующее развитие философии связано с именами таких великих мыслителей, как Платон и Аристотель. И учение Платона, и учение Аристотеля, создавшего вторую после Платона систему воззрений объективного идеализма, – не только две вершины в развитии философии, но и две вехи в развитии науки. Круг интересов Платона весьма широк. Это, помимо философии, математика, эстетика, педагогика. Аристотель, в свою очередь, создает грандиозную энциклопедию всей современной ему науки, разрабатывает основы логики, проблемы теории искусства, этики, политической экономии, психологии. Огромная одаренность, всесторонний охват изучаемых предметов, глубина разработки делают учения Платона и Аристотеля источником влияния, далеко выходящего за рамки современного им общества.
Платон родился в 427 г. до н.э. неподалеку от Афин в знатной семье потомка последнего Афинского царя. В молодости он много путешествовал, занимался литературой, живописью, музыкой. В сорокалетнем возрасте Платон, вернувшись в Афины, основал в роще героя Академа свою школу, получившую впоследствии название Академии. Вскоре вокруг Платона собрались многочисленные ученики как для получения общего образования и подготовки к политической деятельности, так и для углубленного изучения наук. Впоследствии школа Платона стала крупным центром развития математики, которую сам основатель школы считал необходимым введением в изучение наук и философии. Литературная деятельность Платона продолжалась в течение полувека. Он – крупнейший философ, сочинения которого дошли до нашего времени. Умер он в 347 г. до н.э. в восьмидесятилетнем возрасте.
Исходным в концепции Платона является учение о двух мирах: сверхчувственном мире идей (неизменных, совершенных, независимых от каких-либо условий духовных сущностей) и мире вещей чувственных, где все временно, преходяще, изменчиво и потому несовершенно. Мир идей – прообраз мира вещей. Мир вещей – несовершенная копия мира идей. Соответственно двойственной оказывается и природа человека, обладающего бессмертной душой, принадлежащей миру идей, и смертным телом, принадлежащим миру вещей. Таким образом, человек, с одной стороны, стремится к высшему и совершенному, с другой, – к низкому и грубому.
Поскольку Платон является сторонником теории переселения душ, то процесс познания человеком мира предстает у него как припоминание. Воплотившись в тело человека, оказавшись в мире вещей, душа за внешней оболочкой этих вещей прозревает, припоминает их идеальные сущности, которые она созерцала ранее в мире идей. Душа всеведуща, но чтобы извлекать из души погребенные и позабытые ею знания, необходимо вызвать душу к размышлению, что возможно сделать лишь с помощью диалектики. Диалектика, по Платону, – это искусство побуждать к размышлению посредством указания на противоречия во мнениях о предмете. Это учение о категориях, понятиях, методах логического мышления, но отнюдь не учение о развитии через противоположности, как ее порой определяют.
Социально-политическая концепция Платона тесно связана с учением о душе, этика – с учением о государстве, индивидуальная добродетель – с общественной справедливостью.
Платон считал, что личный и общественный интересы полностью согласовать невозможно, но от анархии уберегает следованием законам. Считая, что добродетели можно научиться, философ развивает учение о воспитании души. Душа имеет три начала – чувственное, эмоциональное, рассудительное. Этим трем началам соответствуют три общественных класса в зависимости от того, какая часть души оказывается преобладающей, – ремесленники, воины-стражи, мудрецы. Последние призваны управлять государством. Каждому классу присуща своя добродетель: воздержанность – душам чувственным, вожделеющим; мужество – эмоциональным; мудрость – разумным. Но существует и общая для всех добродетель – это мера.
Правильное воспитание обеспечивает идеальный строй в государстве. Государство осуществляет воспитание с помощью законов, которые, как нити марионеток, натягивают и ослабляют соответствующие нити душ людей. В зависимости от того, насколько добродетельно жил человек, его душа после смерти может переселиться в другое тело – человека или животного, либо навсегда покинуть земной, несовершенный мир. Задача государства – обеспечить благую и совершенную жизнь всему обществу в целом и его членам. Но и человек должен жить ради справедливого и совершенного государства. Такое государство обладает четырьмя главными доблестями: мудростью, мужеством, сдерживающей мерой или благоразумием, справедливостью.
Проект наилучшей организации общества и государства Платон считает осуществимым только для греков. Для народов, окружающих Элладу, – варваров он не применим, поскольку они не способны устроить общественный порядок на разумных началах. Различие между греками и варварами настолько существенно, что даже нормы ведения войны будут иными – в зависимости от того, ведется ли война между греческими племенами и государствами или между греками и варварами. В первом случае должны соблюдаться принципы человеколюбия, продажа пленных в рабство не допускается; во втором – война ведется со всей беспощадностью, а побежденные обращаются в рабство. Но надо отметить, что война, с точки зрения Платона, является злом, которого надо избегать.
Философия Аристотеля
Величайшим из непосредственных учеников Платона был Аристотель. В отличие от Платона, коренного афинянина, Аристотель пришел в Афины с севера. Он родился неподалеку от столицы Македонии в г. Пеллы. Как чужеземец, он никогда не был гражданином Афин. Отец Аристотеля Никомах был врачом македонского царя. Таким образом, Аристотель жил в семье, где рано проявил интерес к изучению физической природы человека, а также имел возможность обрести связи в придворных кругах. В семнадцать лет он уехал в Афины для завершения образования и поступил в Академию Платона. В ней он пробыл в течение двадцати лет – сначала как слушатель, а затем – как преподаватель. После смерти Платона Аристотель покинул Афины и некоторое время спустя был приглашен воспитателем к тринадцатилетнему сыну македонского царя Филиппа – Александру. Через три года, после смерти Филиппа и вступления Александра на престол, Аристотель возвращается в Афины известным человеком.
К этому времени Аристотель проделал огромную научную работу – были собраны естественнонаучные материалы, исторические источники, хотя его главные научные труды были закончены лишь в последние годы жизни.
Аристотель по примеру Платона решил открыть в Афинах собственную школу. Она расположилась недалеко от храма Аполлона Ликейского и получила название Ликей. Обучение в Ликее велось по двум программам: преподавание риторики для всех желающих и преподавание метафизики, физики, диалектики для более подготовленных.
После смерти Александра Македонского в Афинах поднимается сильное движение против македонского владычества над Грецией. Положение Аристотеля становится опасным. Он вынужден покинуть Афины. Аристотель поселился в Халкиде на острове Эвбея, но уже в следующем, 322 г. до н.э. там же умер.
В сочинениях Аристотеля охвачены по существу все отрасли современного ему философского и научного знания.
Естественное введение в свод философских и научных работ Аристотеля составляет сборник его логических трактатов. Логика, по мнению философа, есть орудие всякого научного исследования, так как логические связи есть отражение связей бытия. Закономерно, что после логики должно следовать учение о бытии – метафизика. Название знаменитого сочинения «Метафизика» (буквально «то, что после физики») более позднего происхождения. Это несколько трактатов, помещенных в одном из известнейших изданий после сочинения, названного «Физика». В «Метафизике» излагалось учение о началах бытия, постигаемых посредством умозрения. Впоследствии, на целых два тысячелетия, среди философов установился обычай называть «метафизикой» всякое философское учение, содержащее умозрительное исследование бытия. Начиная с Гегеля, в этой характеристике стали подчеркивать и метод – антидиалектический способ мышления.
Видное место в литературном наследии Аристотеля занимают работы по этике и политике: «Этика Никомаха», «Политика». В сочинениях «Риторика» и «Поэтика» рассматриваются вопросы ораторского искусства, эстетики, теории поэзии, театра. Большое значение в истории науки получили такие сочинения, как «Физика», «О небе», «О частях животных», «О душе».
По Аристотелю, философия делится на три части:
1) теоретическую, цель которой – знание ради знания (к ней относится все естественнонаучное знание);
2) практическую, цель которой – знание ради деятельности (этика, политика);
3) пойетическую – знание ради красоты (поэтика, риторика).
Этика и политика образуют единый комплекс «философии о человеческом». Она занимается сферой практической деятельности и поведения людей. Высшее благо человека определяется как счастье. Счастье состоит в деятельности души по осуществлению своей добродетели, которая понимается как добротность, функциональная пригодность. Чем выше добродетель, тем полнее достигаемая степень счастья. Наивысшая степень счастья достигается в занятиях философией. (Надо учесть, что под философией понимается практически вся научная деятельность).
Для осуществления своей добродетели, считает Аристотель, человеку необходимы некоторые внешние блага – здоровье, богатство, общественное положение и другие.
Политические взгляды Аристотеля дополняют его этическую концепцию. Он сторонник теории естественного происхождения государства (подобно живым организмам). Поэтому государство не подлежит радикальному переустройству. Так, по его мнению, платоновский проект упразднения семьи и частной собственности противоречит природе человека. Поскольку, по определению Аристотеля, человек – это общественное животное, наделенное разумом, то вне государства его жизнь невозможна. Цель государства – обеспечить всем гражданам счастливую, справедливую жизнь. Этого можно достичь лишь при аристократической форме правления – правлении лучших.
При этом философ отмечает, что люди по своей природе не равны. Тот, кто не способен отвечать за свои поступки, тот раб по природе и должен подчиниться воле другого.
Состав государства, по Аристотелю, сложен. Он представляет собой нечто целое, состоит из многих составных частей. Одна из них – земледельцы, производящие продукты питания, вторая – ремесленники, третья часть – торговый класс, четвертая часть – наемные работники, пятая – военное сословие. Все классы имеют разное значение в жизни государства. В сущности же государство составляют два главных класса: это военное сословие и лица, занятые законодательной и управленческой деятельностью, заботящиеся об общих интересах государства. В руках этих двух классов должно быть сосредоточено и владение собственностью, а гражданами могут быть только лица, принадлежащие к этим классам.
Отвергая учение Платона о существовании двух миров – идеального и материального, Аристотель создает и отличное от платоновского учение о душе. Для Аристотеля душа – начало жизни. Существует три типа души: растительная, животная и разумная. Последняя присуща только человеку и дает ему способность к рассуждению и мышлению. Однако человеку присущ в основном лишь пассивный разум, способный только воспринимать действительность, в отличие от разума деятельного. Деятельный разум – это высший разум, вечный и неизменный. Он один способен к постижению вечного и полностью свободен от материи. Он – активное начало мира, вечный двигатель или Бог.
Если Платон считал, что идеи – идеальные сущности чувственных вещей, отделены от самих вещей, то Аристотель вместо понятия «идея» вводит понятие форма. Форма придает смысл и порядок материальному миру. Но в противоположность Платону эти вечные формы не выносятся Аристотелем за пределы чувственного мира и не мыслятся отдельными от вещей, за исключением Бога, пребывающего вне мира.
Учение Аристотеля завершает классический период в античной философии. Упадок греческих полисов, македонское завоевание, а затем подчинение греческих городов Риму привели постепенно к новому философскому мировоззрению. Интерес философов все более отходит от социально-политической проблематики и сосредотачивается на вопросах, касающихся индивидуальной, частной жизни человека.