Философия эпохи Просвещения
Эпохой Просвещения называют период между второй английской революцией (1688—1689) и Великой французской революцией (1789—1794). Но если во Франции с революцией эпоха Просвещения завершается, то в ряде других стран она захватывает также начало XIX в.
В эпоху Просвещения ведущее место занимала философия просветителей. Наибольшую известность снискали деятели французского Просвещения: Ш.Л. Монтескье, Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж.О. де Ламетри, К.А. Гельвеции, Э.Б. де Кондильяк, П.А. Гольбах. Важнейшую роль в распространении и популяризации идей просветителей сыграло издание во Франции «Энциклопедии». Вдохновителями и редакторами этого издания были Д. Дидро и Д'Аламбер. Практически все видные французские просветители участвовали в этой работе.
Просветители считали, что главная причина человеческих несчастий (и в том числе социальных бедствий состоит в людском невежестве. Следовательно, для ее устранения необходимо просвещение людей, — отсюда и само название эпохи. Но при этом речь шла о просвещении только высших слоев общества, для чего необходимо, чтобы во главе государства стоял просвещенный монарх. Главное место в учении просветителей занимала вера в мощь и силу человеческого разума, который один только и способен изменить жизнь человечества к лучшему. Эта идея нашла свое выражение в знаменитом тезисе И. Канта: «Имей мужество жить собственным умом!».
В деятельности просветителей важное место занимала критика религии и церкви, препятствующих свободному развитию человека.
В первую половину эпохи в философии господствовал деизм (Вольтер, Монтескье, Руссо), с середины 18 начал активно развиваться и постепенно занял господствующую позицию материализм и атеизм (Дидро, Ламетри, Гольбах и Др.). Деисты считали, что Бог создал мир и вложил в него определенные законы, но после этого Он совершенно не вмешивается в дела этого мира. С точки зрения деистов, мир похож на грандиозный часовой механизм, созданный и заведенный часовщиком — Богом.
Материализм этой эпохи носил по преимуществу механистический характер, стремясь объяснить все природные явления на базе законов механики. В эпоху Просвещения имела место первая попытка связать законы и особенности развития человеческого общества с материальными условиями их жизни — географической средой: это концепция «географического детерминизма» Монтескье.
В эпохуПросвещения получила свое развитие и завершение договорная теория происхождения государства, основы которой были заложены еще в трудах Т. Гоббса и Дж. Локка. Учение об «общественном договоре» было особенно последовательно и полно развито Ж.-Ж. Руссо.
Жан-Жак Руссо (1712—1778) — французский писатель и философ, создатель новой педагогики, один из виднейших представителей французского Просвещения. Родился в Женеве в семье часовщика; воспитывался в Семье дяди— кальвинистского священника; в 16 лет покинул дом и долго скитался по Швейцарии и Франции. Нашел прибежище в доме мадам де Варане, которая стала для него другом, матерью и возлюбленной. Она же посоветовала ему всерьез заняться самообразованием, чему он и посвятил последующие несколько лет. В 1741 г. он перебрался в Париж, где познакомился и подружился с Дидро и другими энциклопедистами, и начал сотрудничать в Энциклопедии.
Основные труды: «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Политическая экономия» (1758 — статьи, ранее написанные для «Энциклопедии»), «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762), «Эмиль, или О воспитании».
Руссо неоднократно подчеркивал, что в «естественном состоянии» (т.е. до возникновения государства), социального неравенства не существовало, неравенство было исключительно физическим; человек вел «спокойную и невинную жизнь» в соответствии со своей природой и находился в гармонии с внешним миром. Но человеку присуща способность к совершенствованию, что и вывело его из прежнего состояния. Это привело к расцвету наук, развитию промышленности и человеческих добродетелей, а с другой стороны — к росту заблуждений и пороков, заставляя человека «сделаться тираном над самим собой и природой».
Причиной возникновения социального неравенства стало возникновение частной собственности: «Первый, кто напал на мысль, огородив участок земли, сказать: «Это мое» — и нашел людей, достаточно простодушных, чтобы этому поверить, был истинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн и убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто, выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим ближним: «Не слушайте лучше, этого обманщика, вы погибли, если способны забыть, что плоды земные принадлежат всем, а земля — никому!». Когда земельные владения покрыли всю землю, возрастание их стало протекать за счет соседей. При этом множество людей вообще лишились земли и вынуждены были получать пропитание из рук богатых; так возникло господство и рабство.
О происхождении государства. Человек рожден свободным, это вытекает из самой человеческой природы, и первый ее закон — забота о самосохранении. Так как ни один человек не имеет естественной власти над другими, и так как сила не создает никакого права, то единственной основой всякой законной власти являются соглашения между людьми. Государство возникает в результате общественного договора между всеми членами общества. Будучи образовано из составляющих его частных лиц, государство не может иметь интересов, противоположных и враждебных интересам своих граждан (как тело не может вредительством членам). Общественный договор устанавливает между всеми гражданами равенство, они вступают в соглашение на одних и тех же условиях и должны пользоваться одними и теми
же правами.Цель законодательства — достижение свободы и равенства граждан: «ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один — настолько' -беден, чтобы быть вынужденным продавать себя».
В хронологических рамках эпохи Просвещения жил и работал английские философы Дж. Беркли(1685—1753), которого можно считать одним из родоначальников европейского субъективного идеализма.
Джордж Беркли (1685-1753) - английский философ. Основные труды: «Трактат о началах человеческого знания» (1710).
Беркли предлагал признать:
§ существующие предметы, вещи комбинациями наших ощущений, отвергая при этом материалистические представления о том, что ощущения даются предметами внешнего мира. Заявив, что вещь – это комплекс наших ощущений, Дж. Беркли открыл первую страницу субъективного идеализма в философии Нового времени;
§ непосредственными объектами нашего познания являются не внешние предметы, а лишь наши ощущения и представления. Тем самым Беркли устранил непоследовательность Дж. Локка, заявив, что первичные и вторичные качества носят субъективный характер, то есть существуют только в нашем сознании. Получается, с точки зрения Д. Беркли, что предметы реального мира представляют собой модификацию нашего сознания. Результатом данной позиции стал солипсизм – учение, ставящее существование объективного мира в зависимость от восприятия его в сознании человека.
Давид Юм (1711—1776) — английский историк, публицист, экономист и философ. Основные труды: «Трактат о человеческой природе» (1739—1740), «Опыты моральные и политические (Эссе)» (1741), «История Англии: В 8 т.» (1753—1762).
Философские воззрения. Юм основоположник новоевропейского скептицизма и агностицизма.Признавая (в отличие от Беркли) существование внешнего мира, Юм утверждал, что мы ничего об этом мире не знаем и знать не можем.
Заключение
В целом, интенсивное развитие буржуазных отношений, а также совершенствование естествознания подготовили социальную и гносеологическую основу, на которой сформировалось философское мышление Нового времени, характеризующееся:
q усилением роли рационального в науке и философии. Рационализм в широком толковании - это уверенность в способности разума, руководимого правильным методом, разгадать загадки природы, познать окружающий мир и самого человека, с помощью здравого смысла решать практические вопросы жизни. Следует также принять во внимание образ разума сомневающегося, ищущего, способного к заблуждениям и иллюзиям и к достоверному познанию;
q актуализацией проблемы метода познания. В философии на передний план выходит гносеология, перед которой стояла задача объяснить процесс познания и найти оптимальные пути постижения истины;
q противостоянием эмпирического познания, делающего ставку на чувственный опыт, и рационального, подчеркивающего неограниченные возможности познания мира с помощью разума. Это противостояние было зафиксировано в складывающихся основных направлениях философского мышления Нового времени - эмпиризме и рационализме;
q идеей свободы и достоинства личности, заимствованной мыслителями от своей эпохи. Предметом их философского обоснования стала концепция природного начала в человеке. Разум, свобода, изначальное «природное» равенство с другими людьми, право обладать частной собственностью также включались в человеческую природу. Свободный индивид с его огромными возможностями рационального действия как нельзя более отвечал эпохе, вызвавшей к жизни инициативу и энергию.
На передний план выдвигается гносеологическая направленность в философии, связанная с изучение вопросов познания, путей и способов получения научного знания о мире.
Подводя итог изучению онтологической проблематики в философии Нового времени, следует отметить, что учение о бытии остается низменной частью философской системы (у мыслителей–рационалистов); исследование бытия связано с обнаружением его первоосновы – субстанции; понятие субстанции конкретизируется и рассматривается как система (или комплекс атрибутов).
В социальной философии XVII века значительное распространение получило «юридическое» мировоззрение. На почве «юридического мировоззрения» в последующем сформировался европейский либерализм – идеология, ставившая во главу угла принцип индивидуальной свободы человека.
Контрольные вопросы
1. Какие новые проблемы поставлены в философии Нового времени?
2. Дайте характеристику эмпиризма и рационализма. Назовите представителей.
3. Какова, по Ф. Бэкону, природа человеческих заблуждений?
4. Что такое пантеизм? Кто является его сторонником?
5. Что такое агностицизм? Ваше отношение к концепции Беркли и Юма.
6. Каковы особенности философии эпохи Просвещения?
7. В чем суть теории общественного договора? В чем сходство и различие взглядов мыслителей по данному вопросу?