Обыденное и теоретическое сознание. Общественная психология и общественная идеология. Формы общественного сознания и принципы их выделения
Общественное сознание – совокупность чувств, настроений, взглядов, теорий, действий в обществе, выражающих духовную жизнь общества и отражающее общественное бытие.
Общественное бытие – материальная жизнь общества, материальное отношение людей к природе и друг другу, которые складываются в процессе производства и воспроизводства собственной и чужой жизни.
Общественное сознание не сводится к сумме отдельных сознаний. Они могут не совпадать по содержанию. Были попытки отождествить общественное бытие и сознание (Богданов).
Существует три закона развития общественного сознания:
I. Общественное сознание способно обладать относительной самостоятельностью – религии, искусство.
II. Общественное сознание может опережать общественное бытие в своем развитии, а может и отставать;
III. Общественное сознание способно влиять на общественное бытие.
Сознание – это свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в идеальном отражении действительности.
В структуре общественного сознания выделяются следующие уровни:
обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология. Гносеологические предпосылки различения теоретического и обыденного уровней общественного сознания следует искать в разведении повседневного и теоретического уровней познания, которые и закрепляются в общественном сознании.
Обыденное сознание (отражает внешнюю сторону действительности) возникает в процессе повседневной практики людей, стихийно, как эмпирическое отражение внешней стороны действительности.
Теоретическое сознание (отражает внутреннюю сторону действительности) представляет собой отражение существенных связей и закономерностей и находит свое выражение в науке и других формах познания. Теоретическое и обыденное сознание не могу заменить друг друга, но взаимно воздействуют друг на друга. Теоретическое сознание способно модифицировать, видоизменять обыденное сознание.
Общественная психология характеризует психологический облик и выражает интересы различных социальных групп. Это отношение общества к действительности. Общественная психология так же включает в себя эмоциональные отношения личности или социальной группы к явлениям общественной жизни. Общественная психология с ее эмоциональной окрашенностью играет очень важную роль в общественных движениях, побуждая людей к различного рода действиям. Поэтому необходимо учитывать общественную психологию при проведении политических изменений. Нужно изучать настроения людей, уметь прогнозировать их реакцию на те или иные политические действия.
Идеология – это высший уровень общественного сознания, систематизированное выражение коренных взглядов определенной социальной группы. Идеология имеет обычно определенную теоретическую основу, программу действий и механизмы распространения идеологических установок в массах.
В отличие от общественной психологии, идеология не возникает самопроизвольно, а создается социальными мыслителями. Хотя идеология выражает взгляды определенной социальной группы, ее создатели не всегда это осознают, и совсем не обязательно принадлежат к тому классу, интересы которого выражают. Идеологами этой группы они становятся потому, что теоретическим путем приводят к тем же задачам, к которым класс приходит практически.
Формы общественного сознания – различные способы духовного освоения действительности.
Не существует какого-то одного признак, по которому можно разделить все формы общественного сознания, выделяют несколько признаков:
1. Предмет отражения:
ü Политическое сознание (отношения между классами, нациями, государствами, отношение к проблеме власти);
ü Религиозное сознание (зависимость человека от сверхъестественных сил);
ü Наука и философия (Наука имеет своим предметом “особенное”, конкретные законы различных форм движения материи, а предметом философии являются всеобщие законы бытия и познания; но по предмету отражения их отличить практически невозможно).
2. Форма отражения:
ü Наука (понятия, теории, гипотезы, модели);
ü Искусство (художественные образы);
ü Религия (церковные догматы);
ü Мораль (нравственные чувства и нормы, ценности, идеалы);
ü Философия и наука (также не различаются).
3. Особенности развития:
ü Наука (прогресс познания);
ü Искусство (прогресс познания – не самое важное; эстетические критерии).
4. Выполняемые социальные функции (практические различия):
ü Политика, право и мораль (регулирование человеческих отношений, духовно – практическое освоение действительности);
§ Моральное сознание (является основой для формирования нравственной личности, фактором внутренней регуляции поведения человека);
ü Религия (промежуточное положение, и форма мировоззрения, и регулятор человеческих отношений);
ü Наука, искусство и философия (духовное и духовно – практическое освоение всей окружающей человека действительности):
§ Наука (познавательная и практическая функция – источник средств изменения природы и общества);
§ Искусство (познавательная, идеологическая, эстетическая функции).
Билет №44
Право и правовое сознание. Мораль и нравственное сознание. Функции морали. Политика и политическое сознание. Экономическое сознание, его структура и функции. Искусство и эстетическое сознание. Функции искусства.
Структура общественного сознания в значительной степени является отражением структуры общественного бытия. Вследствие многоуровневости общественного бытия в общественном сознании как его отражении выделяют различные формы сознания: экономическое, правовое, политическое, нравственное, эстетическое, философское и т.д. Формы сознания различаются по предмету и способу отражения общественного бытия. Так, экономическое сознание отражает экономическую жизнь общества, ее законы. Политическое сознание также является выражением экономики, но оно отражает ее под углом зрения интересов различных классов, государств. Осуществления бытия этими формами сознания осуществляется посредством понятий в отличие от эстетического сознания, отражающего его в художественных образах.
Форма сознания представляет собой систему определенных взглядов и идеологических отношений, в которых эти взгляды выражаются.
Мораль – возникающая в глубокой древности и существующая пока существует человечество, форма общественного сознания, регулирующая поведение людей, их отношение друг к другу и обществу. Она включает нравственные чувства, понятия, принципы, идеалы, оценки и нормы. Слово "мораль" соотносимо с понятиями "нрав", "характер", "склад души", "привычка", обычаи, мода, поведение. В словаре В. Даля "мораль" соотносится с нравственным учением, правилами для воли, совести человека. В "Словаре синонимов" термины "мораль" и "нравственность" синонимичны.
Основными понятиями морали являются "добро" и "зло", "справедливость", "честь", "долг", "стыд", "совесть", "счастье" и др. В истории общества менялось содержание категорий морали. Люди по-разному понимали, к примеру, что такое "добро" или "счастье". Однако оставалось несомненным, что высшими ценностями являются добро, совесть, справедливость, честь, долг, счастье человека. Опираясь на соответствующие представления, люди вырабатывали правила, или заповеди, принципы поведения, отношения к себе подобным и к обществу в целом. Ряд таких правил (заповедей) сформулирован в религии, в частности, в христианстве. Одна из древних заповедей, называемая золотым правилом нравственности, гласит: чего в другом не любишь, того сам не делай.
Основной функцией морали является регулятивная функция. Нормы морали получают идейное выражение в общих представлениях о том, как должно поступать. К специфике морали относится то, что в отличие от права ее регуляция поведения человека в обществе опирается не на государственное, внешнее принуждение, а на самооценку и общественное мнение, устоявшиеся обычаи и традиции, выражающие сложившиеся в данной нации или государстве представления о добре и зле, справедливом и несправедливом.
Кроме того, мораль не имеет официально принятых письменных установлений (как в системе государственных законов); ее нормы хотя и могут быть выражены в письменной форме, как, например, в Библии, но все же они складываются стихийно, аналогичным образом отшлифовываются в практике общения людей и передаются преимущественно устно из поколения в поколение.
Некоторыми основными категориями морали:
Добро - это нравственное выражение того, что способствует счастью людей. Понятию "добро" противостоит понятие "зло".
Справедливость - это общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной главным образом под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; справедливость есть нравственно санкционированная соразмерность в распределении выгод и тягот совместной жизни людей, степень совершенства самого способа кооперирования деятельностей и взаимного уравновешивания конфликтующих интересов в обществе и государстве. Справедливость требует наказания за зло и воздаяния за добро.
Счастье - понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека" Наиболее кратким и, на наш взгляд, емким является бытующее определение: счастье - это отсутствие несчастья, или жизнь без горя, по В. И. Далю.
Совесть – это внутренний голос, побуждающий человека поступать в соответствии с понятиями и нормами морали, проявлениями совести являются внутренний эмоциональный дискомфорт ("укоры, муки совести"), чувство вины и раскаяние.
Долг неотделим от осознания его индивидом как своей внутренней задачи. Осознающим субъектом долг воспринимается как раздвоение сознания на "я хочу" и "я должен". Это раздвоение - необходимое условие его функционирования. Долг обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам, нравственную необходимость, фиксированную в качестве субъективного принципа поведения.
Этика - это философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания. Этика исследует место морали в системе других общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему.
Профессиональная этика играет большую роль в жизни людей, в деятельности специалистов - врачей, ученых, инженеров и т.п. Основу врачебной этики, как известно, составляют заповеди Гиппократа, действующие на протяжении почти двух с половиной тысяч лет. Одним из важнейших принципов деятельности врача является принцип "не навреди". Имеются и другие принципы: "уважай автономию пациента", "будь справедлив", "делай благо" и т.п. Немало и специфически медицинских проблем, требующих особой этики врача, например, проблема врачебной тайны, проблема клинического эксперимента и др. Те или иные действия врача подлежат нравственной оценке, а порой и оценкам судебного характера. Деятельность врача социальна, и суждения о ней являются компетенцией морали как формы индивидуального и общественного сознания.
Главным вопросом нравственного сознания является вопрос о смысле жизни.
Мораль – отражение экономического базиса жизни общества, поэтому определяется, прежде всего, отношениями собственности. Но это не механическая копия экономических реалий. Мораль – своеобразное социальное явление, область духовной жизни общества, в которой экономические факторы получают сложное выражение. Каждая ОЭФ характеризуется своей специфической нравственной жизнью. В классовом обществе мораль неизбежно получает классовый характер, ибо господствующие и угнетенные классы не могут иметь одинаковое представление о добре и зле, справедливости, долге. При этом мораль господствующего класса занимает господствующее место, стремится выдать себя за общечеловеческую. С исчезновением классов мораль утратит классовый характер и превратится в главный регулятор деятельности людей.
К возникшим в глубокой древности формам общественного сознания относится также эстетическое сознание, высшей формой которого выступает художественное сознание, выражающееся в искусстве. Эстетическим сознанием обладает каждый индивид, однако художественное сознание создается наиболее эстетически одаренными личностями – художниками. Предметом эстетического сознания выступает как природа, так и общество, человек. Однако главный предмет - человек.
В своей жизни человек постоянно сталкивается с окружающими его явлениями, с другими людьми, с разными социальными структурами и так или иначе, сознательно или неосознанно ("автоматически") оценивает их под призмой своих представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом.
Духовный мир человека не безразличен ко всему, с чем он встречается в практической деятельности и с чем он взаимодействует в своем существовании. Сталкиваясь с прекрасным, как и с другими сторонами мира, он переживает его. Прекрасное вызывает в нем чувство удовольствия, радости, восторга, потрясения. Еще в античности видели очищающее действие, которое оказывает искусство на человека.
Эстетическое чувство - это просветленное чувство наслаждения красотой мира и отдельных его явлений.
Эстетическое восприятие мира связано, прежде всего, с деятельностью художников, представителей искусства. Но оно сопровождает также и другие виды деятельности - спорт, создание средств труда, предметов быта и многие другие, включая и естественные науки, в том числе и самые абстрактные. (Так, А. Эйнштейн указывал, что законы природы, симметрия и гармония природы оказывают на него сильное эстетическое воздействие: он восхищался красотой природы.)
Прекрасное является ведущим аспектом вещей, явлений, который входит в эстетическое сознание общества. Наряду с этим человек воспринимает и безобразное, которое входит в сферу эстетического не само по себе, а только потому, что берется в сопоставлении с прекрасным. Вот почему "прекрасное" есть центральное понятие "эстетического".
Все эти феномены изучаются в эстетике (эстетика - от греческого слова aistetikos - ощущающий, чувствующий, чувственный). Эстетическое сознание есть совокупность вкусов и идеалов, взглядов и представлений о прекрасном и безобразном, трагическом и комическом, возвышенном и низменном.
В круг эстетики входят эстетические категории, эстетические теории, искусство, включая художественное творчество, и т.п.
Искусство занимает важное место в эстетике. Искусство - это профессиональная сфера деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель. Искусство - это творческая практически-духовная деятельность, направленная на освоение эстетических ценностей. Искусство отражает не сам по себе мир, а отношение человека к нему, объективную реальность, преломленную в духовном мире человека. Оно обращено не только к чувствам человека, но и к его интеллекту, интуиции. Оно не только преобразует окружающую человека действительность, но и совершенствует самого человека, делая его чувства более глубокими, а его поведение и действия - гуманными, высоконравственными.
Что отличает искусство (или эстетическое сознание) от других форм познавательной деятельности?
Прежде всего, личностный характер познания, настолько глубокий, что личностно-эмоциональный компонент входит составным элементом в "объект отражения". Если в естественных науках такой компонент вообще стремятся элиминировать, уступая дорогу рационализму, то в художественном творчестве он выдвигается на первый план. Искусство - образное освоение действительности, здесь превалирует индивидуальное, единичное; естествознание - понятийная форма отражения, в нем преобладают обобщения разных уровней генерализации знания, в том числе в виде законов. Искусство тоже отражает общее, но это общее (типичное) представляется в конкретных, живых образах.
Функции искусства многообразны. Коренная созидательная функция искусства - это создавать прекрасное и учить его восприятию. Искусство несет нам и знания о жизни, передает опыт предшественников и современников, т. е. выполняет познавательную функцию. Формируя наше отношение к действительности, эстетические, как и нравственные, философские представления выполняют мировоззренческую функцию. Воспитательная функция искусства осуществляется путем развития в человеке душевной восприимчивости, воспитания в нем чувства прекрасного (к сожалению, сегодня мы видим использование искусства и для других целей: на экранах, в журналах и т.п.; но великие вековые традиции российского искусства позволяют надеяться на победу добра и человечности).
Эстетическое сознание, в конечном счете, определяется экономическим базисом, поскольку, эстетические взгляды людей, понятия о прекрасном и безобразном не могут не зависеть от экономических отношений, форм собственности. Однако оно обладает относительной самостоятельностью, т.к. расцвет искусства не всегда связан с экономическим расцветом общества. В классовом обществе оно неизбежно становиться классовым.
Эстетическое сознание имеет форму и содержание. Определяющую роль играет содержание, т.е. отображенный в сознании мир с его эстетической оценкой. Однако большое внимание обращается на форму, без которой не может быть и художественного содержания. Существует множество видов искусства: литература, кино, музыка, танец, живопись и т.д.
Право, правоотношения, правовая деятельность естественно отражаются в сознании. людей в виде неких знаний и оценок, чувств и привычек, в совокупности образующих особую форму общественного сознания — правовое сознание. Представления какой-либо социальной группы или индивида не только о самом праве, но также об обеспечивающих существование права институтах — государстве, правосудии, законности.
Право – совокупность взглядов и норм, регулирующих наиболее существенные отношения людей друг к другу, к классам, обществу, государству. Право включает правосознание и нормы, определяемые юридическими законами. Право родственно морали и возникает из нравственных взглядов и норм с появлением классов и государства. Определенная часть нравственного сознания и норм «ужесточается» и нормализуется, превращаясь в явление права. Право - это "минимум нравственности", который юридически оформлен в соответствующих законах. Истоки нравственного начала - в совести человека, в его доброй воле. Законы государства, как и взаимоотношения между людьми, должны ориентироваться на исключение зла и несправедливости и утверждение добра и справедливых взаимоотношений в обществе. Нанесение ущерба личности, как и обществу, должно караться судом (в этом проявляется репрессивная функция права). Неотвратимость наказания, осознание этого - важное условие воспитания и самовоспитания членов общества (воспитательная функция права).Вышеизложенное указывает, помимо прочего, на то, что у права (правосознания) имеется регулятивная функция; она является ведущей функцией, а воспитательная, репрессивная и другие функции - ей подчиненными, ее обеспечивающими или выступающими в качестве производной от нее. Право охраняет существующий строй (охранительно-стабилизирующая функция) и способствует его разумному преобразованию или трансформации одной правовой системы в другую (социально-трансформирующая функция). В отличие от морали, право имеет свое учреждение, институт – государство, которое поддерживает и защищает право.
Система права имеет внутреннюю структуру, которая дифференцируется на отрасли - совокупности правовых норм, регулирующих отношения в различных сферах жизни (государственное право, административное, гражданское, уголовное и др.). Ведущей отраслью является государственное, конституционное право.
К сожалению, нередки случаи, когда действующая система права существенно отличается от правосознания населения. Это бывает, когда при формальном равенстве граждан перед законом существует фактическое социальное неравенство.
Важнейшие понятия правосознания – справедливость и законность.
Право определяется экономическими отношениями, в особенности отношениями собственности, так как право находится наряду с политикой ближе к экономическому базису. Важнейшим принципом права в эксплуататорских обществах является «священное право частной собственности».
Таким образом, право – воля господствующего класса, возведенная в закон.
Политическое сознание отражает и регулирует отношения между классами, этническими общностями, государствами.
Политика – сфера общественной жизни, связанная с возникновением государства, возникающая на определенных этапах развития общества. Политика выступает, прежде всего, как концентрированное выражение экономики и в первую очередь выражает интересы господствующих классов. Политическое сознание включает политическую идеологию – систему взглядов господствующего класса и политическую психологию – несистематизированные политические взгляды, а также чувства и настроения. Политика выступает в качестве регулятора всех сторон общественной жизни. Политизация общественной жизни особенно интенсивно происходит с возникновением капитализма. Если в феодальном обществе сознание имеет ярко выраженную религиозную окраску, то в капиталистическом – политическую и правовую.
Наиболее близкой к экономическому базису формой общественного сознания является экономическое сознание, отражающее экономическую, хозяйственную деятельность людей и их взаимоотношения в процессе этой деятельности. Эта форма сознания зарождается в представлениях первобытного человека и играет необходимую роль в производственной и общественной деятельности людей. От первоначальных, примитивных взглядов экономическое сознание развивается до первых экономических учений (Риккардо, Смит), затем к научной политической теории Маркса (закон прибавочной стоимости).
Билет №45.