Религия как способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения
Отчуждение - это превращение человеческой деятельности и ее продуктов, отношений и институтов в силы, господствующие над людьми. Главными моментами действительного отчуждения являются:
а) отчуждение продукта труда от производителя;
б) отчуждение труда;
в) отчуждение государства, представляющего общий интерес, от отдельных и групповых интересов, бюрократизация;
г) отчуждение человека от природы, экокризис;
д) опосредование отношений людей отношениями вещей, деперсонализация связей;
е) аномия, отчуждение от ценностей, норм, ролей, социальная дезорганизация, конфликты;
ж) отчуждение человека от человека, изоляция и атомизация;
з) внутреннее самоотчуждение личности – утрата «Я», апатия, неосмысленность.
В религии находят выражение указанные моменты отчуждения действительной жизни. Не она «ответственна» за развертывание отношений отчуждения в различных областях общественной жизни, а, наоборот, эти отношения обусловливают различные виды духовного освоения мира в отчужденных формах, в том числе и религию. Саморазорванность, самопротиворечивость мира соответствующим образом представлены в религии. В ней воспроизводится превращение собственных сил человека в чуждые ему силы, совершается оборачивание, перестановка, перемещение действительных отношений, «принятие одного за другое», происходит удвоение мира. «Другой»
отличный от действительного, мир населяется самостоятельными существами, одаренными собственной жизнью.
Религиозные персонажи и представления об их взаимосвязях, репрезентируя действительное отчуждение человека в экономической, политической, государственной, правовой, нравственной и других областях, сами объективируются, проявляются в действительных взаимоотношениях между людьми. Но освоение мира в религии не сводится только к воспроизведению
отношений отчуждения. Воспроизводя их, она в тоже время выступает
в качестве способа их преодоления. Потребность в освобождении от власти чуждых сил ищет удовлетворения в идеях и ритуалах очищения, покаяния, оправдания, спасения, преодоления отчуждения от Бога, обретения потерянного рая, утешения и пр. Религия смягчает последствия действительного отчуждения посредством перераспределения общественного продукта в пользу наименее защищенных слоев общества, благотворительности и милосердия, объединения разобщенных индивидов в общине, развития межличностного общения в
религиозной группе и т. д.
Черты религиозного сознания
Религия является одной из областей духовной сферы. Синтезирующим компонентом является определенный вид сознания. Оно выступает центром движения каждой духовной области, оно результат определенной деятельности, предмет потребления, средство производства новых дух ценностей и непосредственная ценность
Религиозному сознанию присущи:
- чувственная наглядность
- созданные воображением образы
- соединение адекватного содержания действительности с иллюзиями
- вера
- символичность
- диалогичность,
- сильная эмоциональная насыщенность
- функционирование с помощью религиозной лексики (и других специальных знаков).
Названные черты свойственны не только религиозному сознанию. Чувственная наглядность, образы фантазии, эмоциональность характерны для искусства, иллюзии возникают в морали, политике, социальных науках, недостоверные понятия и теории создаются в естествознании и т. д. Рассмотрим, как указанные свойства связаны друг с другом в религиозном сознании, какова их субординация в нем.
Уровни сознания
Религиозное сознание имеет два уровня:
обыденный
концептуальный
Обыденное религиозное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов, установок, мистерий, иллюзий, настроений и чувств, влечений, чаяний, направленности воли, привычек и традиций, которые являются непосредственным отражением условий бытия людей. Оно выступает не как нечто цельное, систематизированное, а в фрагментарном виде - разрозненных представлений, взглядов или отдельных узлов таких представлений и взглядов. На этом уровне имеются рациональные, эмоциональные и волевые элементы, однако доминирующую роль играют эмоции - чувства и настроения, содержание сознания облечено в наглядно-образные формы.
Среди компонентов обыденного сознания выделяются относительно устойчивые, консервативные (традиции, обычаи, стереотипы)
и подвижные, динамичные (настроения).
Следует подчеркнуть также, что на этом уровне преобладают традиционные способы передачи представлений, образов мысли, чувств, иллюзий, религия всегда непосредственно связана с индивидом, всегда выступает в личной форме.
Религиозное сознание на концептуальном уровне - концептуализированное сознание - это специально разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений, аргументаций, концепций.
В ее состав входят:
1) более или менее упорядоченное учение о Боге (богах), мире, природе, обществе, человеке, целенаправленно разрабатываемое специалистами (вероучение, теология, богословие, символы веры и т. д.);
2) осуществляемая в соответствии с принципами религиозного мировоззрения интерпретация экономики, политики, права, морали, искусства, т. е. религиозно-экономические, религиозно-политические, религиозно-правовые,
религиозно-этические, религиозно-эстетические и прочие концепции
(теология труда, политическая теология, церковное право, нравствен-
ное богословие и т. д.);
3) религиозная философия, находящаяся на стыке богословия и философии (неотомизм, персонализм, христианский экзистенциализм, христианская антропология, метафизика всеединства и др.).
Интегрирующий компонент - это вероучение, богословие, теология (греч. theos - бог, logos - учение). Богословие (теология) состоит из ряда дисциплин, излагающих и обосновывающих различные аспекты вероучения. Базируется теология на сакральных текстах и в то же время разрабатывает правила их толкования.
Вопросы: Религиозная вера, Язык религии, Диалогичность… включаются в вопрос Черты религиозного сознания
Религиозная вера
Интегративной чертой религиозного сознания является религиозная вера. Не всякая вера есть вера религиозная. Последняя «живет» благодаря наличию особого феномена в психологии человека.
Вера - это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, о конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки.
В ней содержится ожидание осуществления желаемого. Данное психологическое состояние возникает в вероятностной ситуации, когда существует возможность для успешного действия, его благоприятного исхода и знание этой возможности.
Если событие совершилось или стало ясно, что оно невозможно, если поведение реализовано или обнаружено, что оно не будет осуществлено, если истинность или ложность идеи доказана, вера угасает.
Вера возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл, и представляет собой сплав:
Когнитивного,
Эмоционального
и волевого моментов.
Поскольку вера появляется в вероятностной ситуации, действие человека в соответствии с ней связано с риском. Несмотря на это, она выступает важным фактом интеграции личности, группы, массы, стимулом решимости и активности людей.
Религиозная вера - это вера:
а) в объективное существование существ, свойств, связей, превращений, которые являются продуктом процесса гипостазирования;
б) в возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи;
в) в действительное совершение каких-то мифологических со-
бытий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого мифологиче-
ского события, в причастность к ним;
г) в истинность соответствующих представлений, взглядов, догматов, текстов и т. д.;
д) в религиозные авторитеты - "отцов", "учителей", "святых", "пророков",
"харизматиков", "бодхисаттв", "архатов", церковных иерархов,
служителей культа.