Природа как предмет философского осмысления
Роль природы в жизни общества определяется тем, что она выступает как естественная основа ее существования и развития. Природа(в широком смысле)-это все существующее, весь мир в многообразии его форм. В этом смысле понятие природы оказывается весьма близким к понятию материи. В более узком смысле природа-это совокупность естественных условий существования человеческого общества. Основа человеческого отношения к природе образует деятельность человека. С изменением характера деятельности изменяется и отношение человека к природе. В первобытном обществе человек был «слит, почти полностью растворен в природе». Он одухотворял природу. В сознании человека не было основания для противопоставления человека и природы. Такие формы деятельности человека, как охота, собирательство оказывали незначительное воздействие на природу. В феодальном обществе, где утвердилось христианство, природе как земному, приходящему резко противопоставляется вечное, абсолютное, духовное начало, которым является Бог. Бог стоит над природой, в противоположность античности; основной идеей здесь является не слияние с природой, а возвышение над ней.
Возрождение снова обращается к античным идеалам понимания природы как воплощения гармонии и совершенства. Философы Возрождения выступили против средневекового, резкого противопоставления Бога и природы. Они сближали их и часто доходили до пантеизма, т.е. до отождествления Бога и природы(Бруно).
В Новое время природа впервые становится объектом активного освоения, направленного на ее покорение и установление господства над ней. С середины 20 в. наступает новый этап во взаимоотношениях человека с природой. Деятельность человека к этому времени достигает планетарных масштабов, она становится соизмеримой с масштабами процессов в самой природе. Такой способ эксплуатации приближается к критическому и угрожает человеческому существованию. В новых условиях начинает складываться новый тип ценностного отношения в природе. Он исходит из оценки природы как уникального и универсального вместилища человека и всей его культуры. Такая оценка предполагает постоянное соизмерение нужд общества и возможностей природы. Новой ценностной переориентации соответствует переход от идеи абсолютного господства над природой к идеи отношений общества и природы как отношений партнеров, соизмеримых по своему потенциалу. Первым теоретическим выражением этой позиции стала созданная Вернадским концепция ноосферы как области господства человеческого разума.
Вопрос 52
Диалектика и ее альтернативы
Диалектика(«искусство вести беседу, спор»)-это учение о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления и основанный на этом учении универсальный закон познания и преобразования действительности. В истории философии сложились три основные формы диалектики: античная, немецкой классической философии, материалистическая.
Античная диалектика была наивной, стихийной. Она опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения. Ее представители: Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель, Зенон.
У Гераклита основой мира выступает огонь, как символ изменения и развития мира(«все течет, все изменяется»).
Впервые термин «диалектика» применил Сократ. По его философии, диалектика означает метод обсуждения проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений.
Нем. классич. фил. разработана Кантом, Фихте, Шеллингом. Особенно значительный вклад в ее разработку внес Гегель. Он сформулировал основные диалектические законы и впервые представил мир как процесс всеобщего поступательного движения, источником которого являются противоречия.
Основы материалистической формы диалектики были заложены Марксом и Энгельсом. Согласно Энгельсу, диалектика-это наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления. Материалистическая диалектика включает в себя объективную(о) и субъективную(с) диалектику(д). О. д. –это диалектика материального мира, т.е. д. вещей. С. д. -это отражение о. д. в мышлении человека. С. д. вторична, а о. д. первична.
Структура диалектики включает категории, принципы, законы.
Основные принципы диалектики: принцип всеобщей связи и принцип развития.
Альтернативой диалектики, ее противоположностью выступает, прежде всего, метафизика. Противоположность проявляется в двух концепциях развития: 1)метафизическая; 2)диалектическая.
1)концепция рассматривает развитие как простое количественное уменьшение или увеличение. Она исключает качественные скачки и отрицает борьбу противоположностей как источник развития.
2)концепция исходит из того, что развитие-это движение от старого качественного состояния к новому, более высокому. В диалектической концепции источником развития является борьба противоположностей, поэтому движение выступает как самодвижение, саморазвитие.